Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т. д.). Научные законы — это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний с квантором общности: «Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы — электропроводные», «Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам! и т. д., и т. п.). Научные эмпирические законы (как и факты) являются общими гипотезами, полученными путем различных процедур: индукции через перечисление, элиминативной индукции, индукции как обратной дедукции, подтверждающей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднозначной процедурой и способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание.
Наконец, самым общим,
четвертым уровнем
Проблема факта.
Любое научное исследование
начинается со сбора,
1) Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности ("факты действительности"), либо к сфере сознания и познания ("факты сознания").
2) Знание о каком-либо
событии, явлении,
3) Предложение, фиксирующее
эмпирическое знание, т.е. полученное
в ходе наблюдений и
Второе и третье
из названных значений
В понимании природы
факта в современной
^ Парадокс теоретической нагруженности фактов разрешается следующим образом. В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний. Последние в свою очередь - если они достоверны - могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т.д.
В научном познании
факты играют двоякую роль: во-первых,
совокупность фактов образует
эмпирическую основу для
Хотя любой факт, будучи
детерминирован реальной
Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:
а) непротиворечивости и фальсифицируемости (потенциальной опровержимости)
б) опытной экспериментальной проверяемости.
Компоненты теории:
Этапы построения теории:
Теоретическая модель – информационно-значимый аналог того или иного объекта. Модели позволяют представить объекты, недостижимые для непосредственного восприятия и помогают абстрагироваться от свойств, незначимых для объекта. Важными характеристиками являются структурность и возможность переноса абстрактных объектов из других областей знания.
Модель оперирует абстрактными объектами, но содержит признаки реального объекта и может содержать свойства, которыми не обладает ни один реальный объект. Абстрактные объекты направлены на замещение связей в действительности, но не могут существовать в статусе реальных объектов.
Аналогия – теоретический метод исследования, когда на основе сходства двух предметов по одним свойствам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Различают аналогию предметов и отношений, аналогию строгую и нестрогую.
Теоретическая схема – множество утверждений и теорий об основных свойствах и отношениях исследуемой области действительности.
Закон – существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между материальными и идеальными предметами. Законы отражают объективно существующие явления в природе. Законы науки формулируются с помощью искусственного языка. Закон должен пройти теоретическую и эмпирическую проверку, должен быть непротиворечив и должен отвечать на вопрос «почему».
Главная задача н. познания - открытие законов изучаемой области действительности. Без установления законов действительности, без выражения их в системе понятий нет науки, не может быть научной теории. Изучение законов действительности находит свое выражение в создании научной теории. Поэтому закон - ключевой элемент теории, которая есть не что иное, как система законов, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта.
Законы открываются сначала в форме предположений, гипотез. Одно из важнейших требований, которому должна удовлетворять научная гипотеза, состоит в ее принципиальной проверяемости на практике.
Любой закон в своей реализации всегда модифицируется конкретно-историческими обстоятельствами, которые либо позволяют закону набрать полную силу, либо замедляют, ослабляют его действие, выражая закон в виде пробивающейся тенденции. Кроме того, действие того или иного закона неизбежно видоизменяется сопутствующим действием других законов. Закон - лишь одна из форм отражения реальной действительности в познании, одна из граней, моментов научной картины мира во взаимосвязи с другими (причина, противоречие и др.).
На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание новых явлений, событий, процессов и т.п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности людей.
На основе познанных законов люди могут действительно научно управлять как природными, так и социальными процессами, оптимально их регулировать.
Научная картина мира как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. В целостной научной картине мира должны быть объединены данные наук о неживой природе, органическом мире и человеческом обществе.
Основание научной картины мира составляют базовые принципы многих научных дисциплин. Научная картина мира опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или набор фрагментов отдельных дисциплин.
Задача н.к.м. – упорядочение и систематизация научных данных. Она предполагает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин. Она предстает как обобщающий этап интеграции научных достижений в единую, непротиворечивую систему.
Цель н.к.м. – обеспечение синтеза знаний. Отсюда вытекает интегративная функция научной картины мира. С этим связана системность научного мировоззрения. Научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции.
Основания н.к.м. – представления о качественно различных «ступенях организованности» природы и сходстве ее определенных свойств (сформировавшиеся в истории философии).
Структура н.к.м.:
1) центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью,
2) фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые,
3) частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.
Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят:
1)принцип сохранения энергии, 2)принцип постоянного роста энтропии, 3)фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума (пространство, время, вещество, поле).
В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, адаптируясь к аномалиям.
Н.к.м. обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания. Имея парадигмальный характер, она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определенные ограничения на характер допущений «разумных» гипотез, влияет на формирование норм научного исследования.
С этим связана парадигмальная функция научной картины мира, которая влияет на поведение ученых, постановку и решения исследовательских задач. И если допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов, то выход из данного периода знаменуется установлением стандартов научной практики, теоретических постулатов, соединением теории и метода, воссозданием точной на данный период времени научной картины мира.
Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Они встроены в структуру научной картины мира и на достаточно долгий срок и определяют стойкую систему знаний, которая транслируется и распространяется посредством механизмов образования.
Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество. Каждый ученый как субъект научного познания помещен в лоно культурно-исторической традиции, его деятельность во многом обусловлена приоритетами и потребностями своей эпохи, отвечает исторически преходящим нормативам, культурно-стилистическим особенностям. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира». В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности.