Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ответы философия.docx

— 235.97 Кб (Скачать документ)

Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т. д.). Научные законы — это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний с квантором общности: «Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы — электропроводные», «Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам! и т. д., и т. п.). Научные эмпирические законы (как и факты) являются общими гипотезами, полученными путем различных процедур: индукции через перечисление, элиминативной индукции, индукции как обратной дедукции, подтверждающей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднозначной процедурой и способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание.

 Наконец, самым общим,  четвертым уровнем существования  эмпирического научного знания  являются феноменологические теории. Они представляют собой логически  организованное множество соответствующих  эмпирических законов и фактов (феноменологическая термодинамика,  небесная механика Кеплера и  др.). Являясь высшей формой логической  организации эмпирического знания, феноменологические теории, тем  не менее, и по характеру  своего происхождения, и по  возможностям обоснования остаются  гипотетическим, предположительным  знанием. И это связано с  тем, что индукция, т. е. обоснование  общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимента) не имеет доказательной логической  силы, а в лучшем случае —  только подтверждающую17.

 

Проблема факта.

 

 Любое научное исследование  начинается со сбора, систематизации  и обобщения фактов. Понятие "факт" имеет следующие основные значения:

 

1) Некоторый фрагмент  действительности, объективные события,  результаты, относящиеся либо к  объективной реальности ("факты  действительности"), либо к сфере  сознания и познания ("факты  сознания").

 

2) Знание о каком-либо  событии, явлении, достоверность  которого доказана, т.е. синоним  истины.

 

3) Предложение, фиксирующее  эмпирическое знание, т.е. полученное  в ходе наблюдений и экспериментов.

 

 Второе и третье  из названных значений резюмируются  в понятии "научный факт". Последний становится таковым  тогда, когда он является элементом  логической структуры конкретной  системы научного знания, включен в эту систему. Собрание эмпирических фактов, как бы обширно оно ни было, без "деятельности ума" не может привести к установлению каких-либо законов и уравнений.

 

 В понимании природы  факта в современной методологии  науки выделяются две крайние  тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно не зависим от теории, поскольку в своей основе он детерминирован материальной действительностью.

 

^ Парадокс теоретической нагруженности фактов разрешается следующим образом. В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний. Последние в свою очередь - если они достоверны - могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т.д.

 В научном познании  факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует  эмпирическую основу для выдвижения  гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее  значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности  фактов) или их опровержении (если  тут нет соответствия). Расхождение  отдельных или нескольких фактов  с теорией не означает, что  последнюю надо сразу отвергнуть. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.

 Хотя любой факт, будучи  детерминирован реальной действительностью,  практикой, так или иначе концептуализирован, "пропитан" определенными теоретическими представлениями, однако всегда необходимо различать факты действительности как ее отдельные, специфические проявления, и факты знания как отражение этих проявлений в сознании человека. Не следует "гнаться" за бесконечным числом фактов, а, собрав определенное их количество, необходимо в любом случае включить собранную систему фактов в какую-то концептуальную систему, чтобы придать им смысл и значение. Ученый не вслепую ищет факты, а всегда руководствуется при этом определенными целями, задачами, идеями и т.п.

  1. Теоретический поиск в науке: теоретические модели, схемы и законы.

 

Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Любая теоретическая система, как  показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:

а) непротиворечивости и фальсифицируемости (потенциальной опровержимости)

б) опытной экспериментальной проверяемости.

Компоненты теории:

  1. Исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы)
  2. Идеализированные объекты (абстрактные объекты существующих предметов)
  3. Логика теории (совокупность определенных правил и способов доказательства)
  4. Философские установки и ценностные факторы
  5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из законов и положений данной теории.

Этапы построения теории:

    1. Модель
    2. Схема
    3. Качественные и количественные расширения
    4. Математизация
    5. Формулировка закона.

Теоретическая модель – информационно-значимый аналог того или иного объекта. Модели позволяют представить объекты, недостижимые для непосредственного восприятия и помогают абстрагироваться от свойств, незначимых для объекта. Важными характеристиками являются структурность и возможность переноса абстрактных объектов из других областей знания.

Модель оперирует абстрактными объектами, но содержит признаки реального объекта и может содержать свойства, которыми не обладает ни один реальный объект. Абстрактные объекты направлены на замещение связей в действительности, но не могут существовать в статусе реальных объектов.

Аналогия – теоретический метод исследования, когда на основе сходства двух предметов по одним свойствам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Различают аналогию предметов и отношений, аналогию строгую и нестрогую.

Теоретическая схема – множество утверждений и теорий об основных свойствах и отношениях исследуемой области действительности.

Закон – существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между материальными и идеальными предметами. Законы отражают объективно существующие явления в природе. Законы науки формулируются с помощью искусственного языка. Закон должен пройти теоретическую и эмпирическую проверку, должен быть непротиворечив и должен отвечать на вопрос «почему».

Главная задача н. познания - открытие законов изучаемой области действительности. Без установления законов действительности, без выражения их в системе понятий нет науки, не может быть научной теории. Изучение законов действительности находит свое выражение в создании научной теории. Поэтому закон - ключевой элемент теории, которая есть не что иное, как система законов, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта.

Законы открываются сначала  в форме предположений, гипотез. Одно из важнейших требований, которому должна удовлетворять научная гипотеза, состоит в ее принципиальной проверяемости на практике.

Любой закон в своей реализации всегда модифицируется конкретно-историческими  обстоятельствами, которые либо позволяют  закону набрать полную силу, либо замедляют, ослабляют его действие, выражая  закон в виде пробивающейся тенденции. Кроме того, действие того или иного  закона неизбежно видоизменяется сопутствующим  действием других законов. Закон - лишь одна из форм отражения реальной действительности в познании, одна из граней, моментов научной картины мира во взаимосвязи с другими (причина, противоречие и др.).

На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного  класса (группы), но и предсказание новых явлений, событий, процессов и т.п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности людей.

На основе познанных законов  люди могут действительно научно управлять как природными, так  и социальными процессами, оптимально их регулировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

 

Научная картина мира как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. В целостной научной картине мира должны быть объединены данные наук о неживой природе, органическом мире и человеческом обществе.

Основание научной  картины мира составляют базовые принципы многих научных дисциплин. Научная картина мира опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или набор фрагментов отдельных дисциплин.

Задача н.к.м. – упорядочение и систематизация научных данных. Она предполагает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин. Она предстает как обобщающий этап интеграции научных достижений в единую, непротиворечивую систему.

Цель н.к.м. – обеспечение синтеза знаний. Отсюда вытекает интегративная функция научной картины мира. С этим связана системность научного мировоззрения. Научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции.

Основания н.к.м. – представления о качественно различных «ступенях организованности» природы и сходстве ее определенных свойств (сформировавшиеся в истории философии).

Структура н.к.м.:

1) центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью,

2) фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые,

3) частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.

Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят:

1)принцип сохранения энергии, 2)принцип постоянного роста энтропии, 3)фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума (пространство, время, вещество, поле).

В случае столкновения сложившейся  картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, адаптируясь к аномалиям.

Н.к.м. обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания. Имея парадигмальный характер, она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определенные ограничения на характер допущений «разумных» гипотез, влияет на формирование норм научного исследования.

С этим связана парадигмальная функция научной картины мира, которая влияет на поведение ученых, постановку и решения исследовательских задач. И если допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов, то выход из данного периода знаменуется установлением стандартов научной практики, теоретических постулатов, соединением теории и метода, воссозданием точной на данный период времени научной картины мира.

Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Они встроены в структуру научной картины мира и на достаточно долгий срок и определяют стойкую систему знаний, которая транслируется и распространяется посредством механизмов образования.

Научная картина  мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество. Каждый ученый как субъект научного познания помещен в лоно культурно-исторической традиции, его деятельность во многом обусловлена приоритетами и потребностями своей эпохи, отвечает исторически преходящим нормативам, культурно-стилистическим особенностям. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира». В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"