Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ответы философия.docx

— 235.97 Кб (Скачать документ)

Синергетический подход к образованию  открывает возможности самоосознанного освобождения от необходимости судить о том или ином культурном феномене, а в данном контексте об образовании в соответствии с ангажированностью, с заданной историко-культурным состоянием общества либо той или иной устоявшейся системой научных критериев.

Одна из важнейших особенностей современного знания состоит в развернутом обсуждении фундаментальных, мировоззренческих, философских, познавательных и методологических проблем, которая является необходимым условием формирования новых идей науки. Различные способы освоения мира (искусство, философия, наука и т.д.) дают возможность многомерного видения проблемы. Именно поэтому сегодня определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция.

Современное образование, основанное на интеграции различных методов  и различных наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного  потенциала личности: коэволюция человека, природы и общества обусловливает нравственные принципы гармонизации их сосуществования, а в среде образования - отход от предметной дифференциации научного знания как средства эффективности обучения и поиск оптимальных путей интеграции знания. Дифференцированное готовое знание формирует репродуктивное мышление. Интеграция же знаний невозможна без применения творческих усилий. Синергетический подход к образованию предполагает разработку вариативных моделей учебного процесса и содержания курсов, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический подход к образованию органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем - логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность. Научная картина мира воссоздана методом системного анализа и представляет собой модель, в основе которой лежат данные конкретных наук о природе и обществе. Системный анализ - это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей. Один древний мудрец утверждал, что унция знания стоит фунта информации, а унция понимания - фунта знаний. Только хорошо понятое знание дает качественный прирост личности. Говоря о понимании, следует различать логическое понимание, обеспечивающее репродуктивное усвоение информации, и глубинное понимание, т.е. всестороннее овладение предметом размышления, при котором становятся возможными "домысливание" и творческая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов и основа формирования современной научной картины мира.

 

Постнеклассическая наука — современный этап становления науки, начавшийся в 70-х гг. XX века. Автором концепции является академик В. С. Степин. Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма. Характерным примером постнеклассической науки мыслится синергетика, изучающая процессы самоорганизации.

Главные характеристики:

1. Широкое распространение идей  и методов синергетики — теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Каждая такая система предстает как «эволюционное целое». При этом она исходит из того, что объединение структур не сводится к их простому сложению, а имеет место перекрытие областей их локализации: целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное.

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир: а) человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. б) идеи и принципы естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс в) выход частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада.

3. Принципы коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, — это и есть глобальный эволюционизм. Коэволюция совершается в единстве природных и социальных процессов.

4. Объектом современной науки  становятся так называемые «человеко(раз)мерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек—машина» и т. д. Специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

Проблема опять же в том, о  какой конкретно философии идет речь и как именно она влияет на развитие естественных наук начала XX в. Предметом активного обсуждения сегодня являются вопросы о самой философии как таковой; ее месте в современной культуре; о специфике философского знания, его функциях и источниках; о ее возможностях и перспективах; о механизме ее воздействия на развитие познания (в том числе научного) и иных форм деятельности людей.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую). Поиски красоты, т. е. единства и симметрии законов природы, — примечательная черта современной физики и ряда других естественных наук.

7. Ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента.

8. Преодоление разрыва объекта и субъекта. Природа — не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование — не монолог, а диалог с природой. В естествознании XX в. сформировался и получает все более широкое распространение (хотя и является предметом дискуссии) так называемый «антропный принцип», согласно которому Вселенная - сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма».

9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («импортация» науки). «наведение моста между бытием и становлением. И. Пригожин считает, что мы вступаем в новую эру в истории времени (которое «проникло всюду»), когда бытие и становление могут быть объединены — при приоритете последнего.

10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Эта особенность современной науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности. В этой связи некоторые ученые говорят, в частности, об угрозе превращения теоретической физики в математическую теорию. Компьютеризация, усиление альтернативности и сложности науки сопровождается изменением и ее «эмпирической составляющей». Речь идет о том, что появляются все чаще сложные, дорогостоящие приборные комплексы, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства.

11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

12. Формирование нового — «организмического» видения природы как целостного живого организма, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы.

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает «присутствия» в универсуме противоположных характеристик. Введение нестабильности, неустойчивости, открытие неравновесных структур — важная особенность постнеклассической науки.

Для конца XX в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Естествознание длительное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельности. Гуманитарные науки — на постижение человека, человеческого духа, культуры. Для них приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание, связь социального знания с ценностно-целевыми структурами. Идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс. Освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социального познания. В связи с этим наблюдается тенденция к конвергенции двух культур — научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале XXI века. Научный этос.

 

Это этические проблемы физики, биологии, генетики, техники; особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира явл. проблема авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообщ-ве принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов: научное сообщ-во бойкотирует исс-телей, занимающихся плагиатом, прерывает с ними научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исс-ний, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, «академическая составляющая науки», благодаря к-му фиксируется авторство тех или иных идей и кроме того, обеспечивается селекция того нового, к-рое свидетельствует о росте научного знания.

В сфере физики и техники создание атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, заставляет считать приоритетными и первостепенными задачи гуманитарного контроля над наукой. Этические проблемы, к-рые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными уже в 1938 г. в силу открытия расщепления атома урана, сопровождавшегося выделением огромного кол-ва энергии.

Этические проблемы, проистекающие  из области биологии, указывают на опасность абсолютизирования биологизаторских тенденций, в рамках к-рых признаются врожденными многие отрицательные черты чел-ка — насилие, агрессия, угроза, вражда, войны, а также стремление к карьерному росту, лидерству, инстинкт власти и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии различий полов на умственную деят-ть, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деят-ти очень часто были основанием для проявления расизма и геноцида.

Особое место занимают этические  проблемы, обусловленные увеличением технизации медицины и появлением принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на чел-ка. Разл-ные м-ды искусственной репродукции чел-ка, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда последствия достижений НТП непрогнозируемы. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, к-рая ведет к коммерциализации взаимодействия«врач — пациент», области трансплантации органов, области лекарственных препаратов и технол-ких новаций.

Генная инженерия сейчас предоставляет потенциальную возможность вмешиваться в генетический код чел-ка и изменять его, что считается позитивным при лечении ряда наследственных болезней. Однако конечный результат таких воздействий не определён. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической инф-цией с прочими особями, и рез-ты подобных вз-вий могут привести к неконтролируемым мутациям. Проблемы манипуляции над чел-кой психикой, воздействия на чел-кий мозг составляют особую группу проблем. Нек-рые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния чел-ка. Сущ-ют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, к-рые, оказывая слабые электрические воздействия, препятствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения.

Острой проблемой современности  явл. технология клонирования. Есть весьма неоднозначные медицинский, экономический, этический, ф-фский, религиозный аспекты этой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

28 Сциентизм и антисциентизм.

Дилемма «сциентизм — антисциентизм» предстает как извечная проблема социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором НТП оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются на культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности.

Провозглашение науки и НТП как наивысшей ценности развития человеческой цивилизации привел к утверждению в XX в. сциентистского мировоззрения.

Сциентизм представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, на точное математизированное естествознание и распространял критерии научности на все виды человеческих взаимоотношений с миром, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Ему свойственна абсолютизация роли науки.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"