Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 23:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на 32 вопроса по дисциплине "Философия".
4. Неоэпикуреизм Лоренцо Валла.
Одной из самых
богатых и значительных фигур XV века
был, конечно, Лоренцо Балла (1407—1457).
Философская позиция, которая более
всего выражена в работе "Об истинном
и ложном благе", отмечена критикой
эксцессов аскетизма стоиков и монахов,
в противовес которым он толкует "наслаждения"
в самом общем смысле, а не только как плотское
наслаждение. Таким образом, Балла проводит
интересную попытку возобновить эпикуреизм
на христианской основе.
Основные рассуждения Балла следующие:
все, что создала природа "не может быть
не свято и не достойно похвалы", и наслаждение
также свято и похвально; но, поскольку
человек состоит из тела и души, наслаждение
проявляется по-разному. Это, конечно же,
чувственное наслаждение, самое низкое,
а потом следуют удовольствия духа, права,
искусств и культуры, и, выше всего, христианская
любовь к Богу.
Валла, называя "наслаждением" то
счастье, которое испытывает душа в раю,
и пишет: "Это блаженство кто усомнится
назвать иначе как наслаждением?". И
далее уточняет: "Нужно отметить, что
хотя я говорил, что наслаждение или удовольствие
есть всегда благо, но стремлюсь я все
же не к наслаждению, а к Богу. Наслаждение
есть любовь, и Бог дает это наслаждение.
Получая, — любят, полученное любимо; любить
это то же самое что удовольствие, или
наслаждение, или блаженство, или счастье
или милосердие, которые есть конечная
цель и в этом свете к ней нам представляются
другие предметы. Лучше говорить, что любовь
Бога есть не конечная цель, но действующая
причина [...]".
Смысл доктрины удовольствия Валлы был
интерпретирован Э.Гарэном: "Провозглашенное
здоровым духом наслаждение (voluptas) выступает
защитой божественной природы, демонстрацией
чудесного порядка и благого преду смотрения
Бога. В доктрине чрезмерно откровенна
антиманихейская позиция, в некоторых
случаях Валла склоняется к пантеизму,
сердцевиной которого является наслаждение
и человеческое и божественное блажество
(hominutnque divumque Voluptas). Ничто не лишено своей
ценности: ни христианский опыт искупления,
ни душа, ни плоть".
Но нужно добавить, что конечная цель этого
преувеличенного voluptas — выход за рамки
учения Эпикура, о чем Валла прямо говорит:
"Я опроверг доктрины как эпикурейцев,
так и стоиков, чтобы показать их сходство,
а также то, что лишь в нашей религии высшее
желаемое благо доступно не на земле, но
на небесах".
Если помнить это, то нас не удивят слова
Валлы из другой замечательной работы
"О свободе воли". В противоположность
умозаключениям разума и знанию божественного
в аристотелевском понимании, Валла исходит
из живой веры, как понимал ее св.Павел,
противопоставляя рассудочной добродетели
теологическую, и пишет: "Так избавимся
от честолюбивого стремления к познанию
высшего, и приблизимся к нему в смирении.
Ничто не поможет христианину более, чем
смирение, узнать великолепие и щедрость
Бога, ведь сказано: "Бог сопротивляется
надменным, но благоволит кротким".
Только с этой точки зрения и можно понять
"Рассуждение о подложности так называемой
Дарственной грамоты Константина",
где Валла на базе строгого филологического
анализа обосновывает под-фальшивость
того документа, на основании которого
Церковь узаконивала свою светскую власть,
ставшую источником коррупции. Правильная
интерпретация "слова" возвращает
к истине и охраняет ее. В конце этого достойного
восхищения труда Валла пишет: "Но я
не желаю в моем обращении подстрекать
государей и народы к насилию, которое
вынудит Папу уйти. Раз услышав правду,
он вернется из чужих владений в собственный
дом, родной порт, устав от шторма, бурь
и потрясений, и ничего не желаю более,
чем того, чтобы однажды Паш осознал себя
викарием Христа, а не кесарем".
Филологические
исследования Валла продолжил в
работе "Сравнения и комментарии
к Новому Завету, полученные из различны)
списков на греческом и латинском
языке". Он намеревался вернуть тексту
Нового Завета первоначальную чистоту
и ясность. Ученые отметили, что с помощью
этой деликатной операции Валла собирался
противопоставить философскому методу
средневековья quaestiones — филологический
метод чтения священных текстов, чтобы
очистить их от накипи, отложившейся на
них в течение долгого времени.
Валла видел перспективы этого метода.
Суть его выражается латинским термином
"таинство" ("sacramentum"). Язык для
Валлы (какразъясняет Гарэн) является
воплощенным духом, слово — воплощенной
мыслью. Необходимо уважение к слову, понимание
сакральноси языка, возвращение к его
изначальности. Стараниями Валлы гуманизм
поднимается на новую ступень и занимает
устойчивое положение.
5. Основные идеи работы Пико делла Мирандола «О достоинстве и преумножении наук».
Литературное
творчество Пико ограничивается рядом
сонетов на латыни и на вольгаре,
которые не представляют большого интереса,
особенно в сравнении с его
философскими произведениями. «Речь
о достоинстве человека» («Oratio de
hominis dignitate») – это прославление достоинства
человека в рамках мироздания, которое
он обретает от свободы мысли и сознания,
дарованного ему Богом. Человек, являющийся
связующим звеном между «звериностью»
животных и божественностью, не обладает,
подобно другим живым существам, природной
сущностью, поставленной в очень жесткие
рамки, а, благодаря свободе воли, может
выбирать, согласно собственной воле и
чувствам, «место, положение и дары» («quella
sede, quell’aspetto, quei doni»), которые пожелает.
Поэтому свобода позволяет человеку опуститься
до звериного существования либо «возродиться»
в поисках и в постижении моральных ценностей.
Знаменитая Речь
о достоинстве человека (Oratio de hominis
dignitate, 1487), по-видимому, наиболее известный
документ раннего Возрождения, в котором
отразился способ мышления эпохи; в нем
защищается тезис о безграничной свободе
человека
В декабре 1486 23-летний
философ составил «900 тезисов по
диалектике, морали, физике, математике
для публичного обсуждения», рассчитывая
защищать их на философском диспуте в
Риме. Диспут, для участия в котором приглашались
ученые всей Европы (проезд в оба конца
брался оплатить им автор тезисов), должен
был открыться речью Пико, которой позднее
было дано название «Речь о достоинстве
человека» (издана в 1496). Напоминающая
скорее манифест, чем вступительное слово,
«Речь» была посвящена двум главным темам:
особому предназначению человека в мироздании
и исходному внутреннему единству всех
положений человеческой мысли. В 900 тезисах
была заключена в сжатом виде вся программа
философии Пико, которую ему так и не довелось
полностью осуществить за оставшиеся
ему неполные 8 лет жизни. Значительную
часть тезисов составляли положения, заимствованные
из творений «латинских докторов», учений
арабов, греческих перипатетиков, Платона
и неоплатоников, из герметического свода
и Каббалы. В самом обилии источников заключался
глубоко полемический смысл. Автор отказывался
следовать некоей определенной школе
и направлению и, приводя суждения самых
разных мыслителей, находя в каждом из
них нечто достойное изучения и использования,
подчеркивал свою независимость от любой
из существующих традиций. Последние 500
тезисов были составлены «согласно собственному
мнению» диспутанта, и среди них особо
выделены «парадоксальные тезисы, вводящие
новые положения в философию» и «богословские
тезисы, согласно собственному мнению,
весьма отличные от принятого у богословов
способа рассуждения». Папа Иннокентий
VIII, смущенный не только смелостью рассуждений
Пико о магии, Каббале, свободе воли и иных
сомнительных предметах, но и юным возрастом
философа, назначил для проверки «Тезисов»
специальную комиссию, которая осудила
13 выдвинутых положений как еретические
(обвинение было снято только в 1492). Наскоро
составленная Пико «Апология» (1487) привела
к осуждению всех «Тезисов».
Перед угрозой преследования со стороны
инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию,
но там был схвачен и заточен в одну из
башен Венсенского замка. Его спасло заступничество
высоких покровителей и прежде всего фактического
правителя Флоренции Лоренцо Медичи. В
1488 по просьбе Медичи папские власти разрешили
ему поселиться близ Флоренции. Дух и среда
флорентийской Платоновской академии
оказались весьма благотворными приятными
для творческих планов и религиозно-философских
устремлений Пико. Однако в вилле Кареджи
Пико выступал не столько в роли ученика,
сколько в качестве полноправного собеседника.
6. Основные положения политического учения Никколо Макиавелли
Одно из своих
важнейших произведений — "Государь"
— Макиавелли создал в 1513 году. Опубликовано
же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти
автора.
Произведения Макиавелли необходимо рассматривать
как закономерное выражение его эпохи.
Условия, в которых он жил, определялись
противоречиями в трех сферах: в пределах
Флорентийской республики (необходимость
развития города-государства), внутри
Италии (междоусобная борьба итальянских
государств и папства), в рамках Европы
(торговая конкуренция, участие итальянских
республик в большой европейской политике).
Каково же было в то время состояние Италии?
Она перестала быть государством. Все
ее части завоевали суверенитет, многие
превратились в сеньории. При этом строе
сохранились внешние формы республиканского
строя, но фактически города-государства
управлялись представителями одного знатного
рода, передававшего власть по чисто династическому
принципу. Италия превратилась в беспорядочное
смешение независимых государств, внутри
которых по воле случая устанавливалось
монархическое, аристократическое или
демократическое правление.
Италия стала ареной войн, которые иноземные
державы стали вести за ее земли. Немцы,
французы, швейцарцы постоянно нападали
на Италию и грабили ее.
В эти страшные годы и появилось произведение
"Государь" Никколо Макиавелли, к
чтению которого нужно подходить с точки
зрения тех исторических событий.
В своем произведении, вызвавшем массу
споров, Макиавелли не идет на поводу у
тех, кто предлагал умилительный идеал
государя, обладающего лишь превосходными
положительными качествами. Он рисует
картину качеств реалистических, которыми
обладали и обладают реальные правители.
И совет — каким нужно быть новому государю
в реальной жизни — он дает аргументированно,
ссылаясь на действительные события мировой
истории.
Новый государь Никколо Макиавелли —
это не просто человек, обладающий набором
качеств и свойств, не просто идеальный
образ. Макиавелли основательно, тщательно,
бережно и продуманно выстраивает зримый,
живой и притягательный образ Нового Государя.
Макиавелли обстоятельно рассматривает
такие категории и понятия, как щедрость
и бережливость, жестокость и милосердие,
любовь и ненависть.
Рассматривая щедрость и бережливость,
Макиавелли замечает, что те государи,
которые стремились быть щедрыми, за короткое
время тратили все свои богатства. После
истощения казны они были вынуждены поднимать
уже существующие и устанавливать новые
налоги, что вело к ненависти подданных.
Поэтому Макиавелли советует государю
не бояться прослыть скупым. Но тут же
автор рассматривает некоторые возможные
ситуации, когда подобный совет будет
не полезен, а вреден. И, как и в течение
всего произведения, приводит конкретные
исторические факты, иллюстрирующие его
утверждения.
Ведя речь о
таких качествах, как жестокость
и милосердие, Макиавелли сразу же пишет,
что "каждый государь желал бы прослыть
милосердным, а не жестоким". Другое
дело, что часто, для удержания власти,
правителю приходится проявлять жестокость.
Если стране грозит беспорядок, то государь
просто обязан не допустить этого, даже
если придется учинить несколько расправ.
Зато по отношению к многочисленным подданным
эти казни станут актом милосердия, поскольку
беспорядок принес бы горе и страдания
именно им.
Именно из-за этой части произведения
Макиавелли обвинили в призыве к жестокости
и в неразборчивости в выборе средств.
"Государь" является трактатом о
роли, месте и значении главы государства,
а его объявили пособием для абсолютных
монархов и диктаторов. Но Макиавелли
был не пропагандистом жестокости и лицемерия,
а исследователем методов и сущности единовластия.
К тому же обвинители "не замечали"
в той же главе такие слова автора: "Однако
новый государь не должен быть легковерен,
мнителен и скор на расправу, во всех своих
действиях он должен быть сдержан, осмотрителен
и милостив". Применение жестоких мер
Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных
обстоятельствах.
При этом, как истинный идеолог буржуазии,
Макиавелли объявляет неприкосновенность
частной собственности, жилища и семьи
граждан. Все остальное зависит от самого
государя, которому Макиавелли советует
опираться только на то, что зависит то
него самого.
Советует государю Макиавелли и не быть
в политике романтиком. Нужно быть реалистом.
Это касается и того, нужно ли правителю
держать данное им слово. Надо, но только
если это не идет в разрез с интересами
его государства. Государь должен поступать
так, как диктуют ему обстоятельства. "Итак,
из всех зверей пусть государь уподобится
двум: льву и лисе". То есть пусть он
будет силен, как царь зверей, и в то же
время хитер и изворотлив, как лиса. Макиавелли
призывает государя к бдительности.
Преобладание общих государственных интересов
над частными, общеполитических целей
над любыми другими определяет характер
психологии нового государя.
Много внимания
уделяет Макиавелли отношениями нового
государя с народом.
Прежде всего, он предупреждает, чтобы
правитель не совершал поступков, которые
могли бы вызвать ненависть или презрение
подданных. Государь может вызвать презрение
к себе непостоянством, легкомысленностью,
изнеженностью, малодушием.
Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует
неприкосновенность частной собственности.
Государю ни в коем случае не следует нарушать
эти священные права, так как это быстрее,
чем что-либо, приведет к ненависти к правителю
со стороны народа.
Правителю, по утверждению автора "Государя",
может грозить лишь две опасности: извне
и изнутри. Против опасности извне можно
защититься оружием и доблестью. А против
заговоров изнутри есть одно важнейшее
средство — "не быть ненавистным народу".
Макиавелли четко делит подданных государя
на знать и народ. Он считает достижение
равновесия между этими группами одной
из важнейших задач мудрого правителя.
Причем небезосновательно считает, что
народ — гораздо большая сила, чем знатные
подданные.
Макиавелли учил не только устанавливать
власть, но и придавал большое значение
тому, как эту власть сохранить. Советы
автор дает не отвлеченные, а подтвержденные
реальными историческими событиями. В
вопросе сохранения власти после ее завоевания
Макиавелли рассматривает большое количество
подходящих способов: выбор друзей и советников,
постройка или, наоборот, разрушение крепостей,
содержание армии и т. д.
Почитание и уважение государя подданными
— одно из главных условий сохранения
им власти в стране. "Ничто не может
внушить к государю такого почтения, как
военные предприятия и необычайные поступки",
— утверждает Макиавелли. По существу,
он излагает своеобразный кодекс поведения
и действий нового государя, которые должны
быть направлены на повышение его авторитета
внутри страны и за рубежом, на прославление
его имени, добродетелей и доблестей.
"Государя уважают также, если он открыто
заявляет себя врагом или другом", то
есть не колеблется, если нужно выступить
за или против. Макиавелли рисует многосторонний
облик нового государя.
Не обходит
автор стороной и такой важный
вопрос, как советники правителя
— его ближайшее окружение. Хороши
они или плохи, "зависит от благоразумия
государей". Именно то, каких людей
правитель приближает к своей
особе, говорит о его мудрости.
Макиавелли считает, что первая ошибка
или, наоборот, первая удача правителя
— это выбор советников.
Выбрав хороших советников, государь должен
стараться удержать их преданность с помощью
богатства и почестей.
В одной из глав своего произведения Макиавелли
пытается предостеречь государя от льстецов.
Уберечься от них, не попасть под их влияние,
не потеряв почтения, не так просто, как
кажется.
Макиавелли опровергает и распространенное
мнение, что мудрость государя во многом
зависит от добрых советов. Это не так,
наоборот, "государю, который сам не
обладает мудростью, бесполезно давать
благие советы".
Наделяя нового государя неограниченной
властью, Макиавелли, в строгом соответствии
с этим, возлагает на него всю ответственность
за состояние государства, за сохранение
и укрепление власти. Меньше полагаться
на судьбу советует автор правителю, а
больше уделять внимание правлению, мудрому
и умелому. Государь должен рассчитывать,
прежде всего, на свое умение управлять
государством и на созданное войско, а
не на судьбу.
Хотя Макиавелли и признает, что судьба
"повинна" в половине происходящих
событий, однако вторую половину он отдает
в руки человека.
Не раз и не два, в различных главах различной
тематики, Макиавелли возвращается к вопросу
о войске государя. Любое войско можно
отнести, по его мнению, к одной из четырех
групп: собственное, наемное, союзническое
и смешанное. И постоянно, рассматривая
различные исторические ситуации, автор
приходит к выводу, что наемные и союзнические
войска опасны для правителя. Макиавелли
считает, что собственная сильная армия
просто необходима любому правителю, который
не хочет потерять власть. Собственную
армию автор рассматривает "как подлинную
основу любого военного предприятия, потому
что нельзя иметь более хороших солдат,
чем свои".
Одно из самых важных достижений Макиавелли
— вычленение политики в самостоятельную
науку. Политика, согласно убеждениям
Макиавелли, есть символ веры человека,
и поэтому она должна занимать господствующее
положение в мировоззрении.
Исходя из требований своего времени,
Макиавелли формулирует важную историческую
задачу — создание единого унитарного
итальянского государства. По ходу мысли
Макиавелли приходит к выводу, что вести
народ к построению нового государства
может лишь государь. Не конкретно-историческая
личность, а нечто отвлеченное, символическое,
обладающее такими качествами, которые
в совокупности своей недоступны никакому
живому правителю. Именно поэтому Макиавелли
большую часть своего исследования посвящает
вопросу "каким должен быть государь,
чтобы выполнить историческую задачу
— построение нового государства?".