Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 23:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на 32 вопроса по дисциплине "Философия".
16. Рационализм Рене Декарта. Учение Декарта об очевидном и достоверном познании.
Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует надежное основание.
Декарт является основоположником рационализма (от ratio – разум) – философского направления, представители которого основным источником знания считали разум. Рационализм – противоположность эмпиризма.
Совершенный Бог не обманывает людей. Это дает нам уверенность в методе: все, что представляется нам столь же самоочевидным, как утверждение cogito ergo sum, должно быть знанием столь же достоверным. В этом источник декартовой рационалистической теории познания: критерием истинности познания является не эмпирическое обоснование (как в эмпиризме), а идеи, которые предстают ясными и отчетливыми перед нашим разумом.
Декарт утверждает, что для него столь же самоочевидным, как собственное существование и наличие сознания, является существование мыслящего бытия (души) и протяженного бытия (материи). Декарт вводит учение о вещи мыслящей (душе) и вещи протяженной (материи) как единственно существующих (помимо Бога) двух фундаментально различных феноменах. Душа является только мыслящей, но не протяженной. Материя является только протяженной, но не мыслящей. Материя понимается с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая картина мира), в то время как душа свободна и рациональна.
Декартов критерий истины является рационалистическим. В качестве истинного может быть принято то, что разум в результате проведения систематического и последовательного рассуждения рассматривает в качестве ясного и отчетливого. Чувственные восприятия должны контролироваться разумом.
Для нас важно понять позицию рационалистов (Декарта, Лейбница и Спинозы). Грубо говоря, она заключается в том, что мы обладаем двумя видами знания. В дополнение к опытному знанию отдельных явлений внешнего и внутреннего мира мы можем получать рациональное знание о сущности вещей в виде общезначимых истин.
Можно сказать, что рационалисты думают, что мы в состоянии познать реальность (нечто реальное) с помощью только одних понятий, тогда как эмпирики выводят все знание о реальности из опыта.
Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания.
Суть рационалистического
метода Декарта сводится к двум основным
положениям. Во-первых,
в познании следует
отталкиваться от некоторых
интуитивно ясных, фундаментальных
истин, или, иначе говоря, в основе познания,
по Декарту, должна лежать интеллектуальная
интуиция. Интеллектуальная
интуиция, по Декарту, – это твердое
и отчетливое представление,
рождающееся в здоровом
уме посредством воззрения
самого ума, настолько
простое и отчетливое,
что оно не вызывает
никакого сомнения. Во-вторых,
разум должен из этих
интуитивных воззрений
на основе дедукции
вывести все необходимые
следствия. Дедукция
– это такое действие
ума, посредством которого
мы из определенных
предпосылок делаем
какие-то заключения,
получаем определенные
следствия. Дедукция, по Декарту, необходима
потому, что вывод не всегда может представляться
ясно и отчетливо. К нему можно прийти
лишь через постепенное движение мысли
при ясном и отчетливом осознании каждого
шага. С помощью дедукции
мы неизвестное делаем
известным.
17. Учение Рене Декарта о врожденных идеях.
Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: "если к равным ве личинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой", или положение "из ничего ничего не происходит". Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума. С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условии возможности всеобще го и необходимого знания, то есть науки и научной философии.
Благодаря этим
существованию врожденных идей доказывается
существование Бога. Найдя критерий
достоверности в отчётливых, ясных идеях
(ideae clarae et distinctae), Декарт берется затем
доказать существование Бога и выяснить основную природу
вещественного мира. Так как убеждение
в существовании телесного мира основывается
на данных нашего чувственного восприятия
Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:
во-первых, как источника самой идеи о нём — это доказательство, так сказать, психологическое;
во-вторых,
как объекта, в
свойства которого необходимо
входит реальность, —
это доказательство
так называемое онтологическое,
то есть переходящее
от идеи бытия к утверждению
самого бытия существа
мыслимого.
18. Учение Рене Декарта о методе.
Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни «с чистого листа». Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума.
Р. Декарт не отрицает
и познавательной ценности опыта, но
он видит его функцию
В четырёх правилах метода Декарт сформулировал теорию познания рационализма. Критерием истинности он провозгласил ясность и отчётливость, с какими достоверные положения науки и их логические связи представляются уму.
Правила метода:
Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Те длинные цепи
выводов, сплошь простых и легких, которыми
геометры обычно пользуются, чтобы дойти
до своих наиболее трудных доказательств,
дали мне возможность представить себе,
что и все вещи, которые могут стать для
людей предметом знания, находятся между
собой в такой же последовательности.
Таким образом, если воздерживаться от
того, чтобы принимать за истинное что-либо,
что таковым не является, и всегда соблюдать
порядок, в каком следует выводить одно
из другого, то не может существовать истин
ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы,
ни столь сокровенных, чтобы нельзя было
их раскрыть.
19. Основы метафизики Декарта.
Метафизическая
система Декарта представляет собой
учение о мире, как единстве двух
субстанций: протяжённой и мыслящей,
что является основой дуализма. К
вопросу о существовании материального
мира Декарт переходит, углубляя идеи,
полученные из внешней реальности. Что
существование материального мира возможно,
следует из факта, что он является объектом
геометрических доказательств, основанных
на идее протяжённости (extensa), тем более,
что сознание не вторит а хранит его. К
тому же в нас проявляется способность,
не сводимая к разуму, – способность воображения
и чувства. Ум – “мыслящая субстанция
(res cogitans), вся суть, или природа которой
заключается в мышлении”, чаще всего активном.
Более того, ум может воспринимать телесный
мир, пользуясь воображением и способностью
чувствовать, пассивно воспринимая стимулы
и ощущения. Если бы сила, связующая меня
с материальным миром при помощи воображения
и чувств, несла с собой обман, я бы должен
был заключить, что Бог не правдив. Но это,
как уже сказано, неверно. Следовательно,
если способности воображения и чувств
подтверждают существование телесного
мира, нет оснований подвергать его сомнению.
Однако это не должно привести меня к безрассудно
му допущению всего, чему чувства учат
меня, как и “подвергнуть их в целом сомнению”.
Но как производить отбор? Методом наведения
ясности, т. е. допуская в качестве реальных
только те свойства, которые мне удается
воспринять отчетливо. Из всего внешнего
мне удается ясно и отчетливо воспринять
только протяженность, которую впоследствии
я буду считать конструктивной, или субстанциональной.
“Любая вещь, имеющая отношение к телу,
предполагает протяженность, а все, обнаруживаемое
в уме, – лишь различные способы мышления.
Так, например, нельзя представить себе
фигуру иначе, чем в пространстве, так
же, как и движение; а воображение или чувство,
или воля могут быть представлены только
мысленно. И наоборот, можно представить
протяженность без фигуры или без движения,
что очевидно любому, кто обратит на это
внимание”.
Таким образом, духовный мир – это res cogitans
(вещь мыслящая), материальный мир – res
extensa (вещь протяженная). Все остальные
свойства – например, цвет, вкус, вес и
звук – Декарт считает вторичными, потому
что относительно их нельзя иметь ясную
и отчетливую идею. “Следовательно, во
всей вселенной лишь одна материя, и мы
знаем её потому только, что она протяженна;
все различа
емые в ней свойства говорят о разделённости
и перемещении в соответствии с её частями”.
Чувства могут быть источником стимулов,
но не основанием науки с её миром идей,
ясных и отчетливых.
Основание картезианского дуализма заключается
в том, что метафизическая картина состоит
из мира духовного (res cogitans) и материального
мира (res extensa). Они равноправны, независимы
и между res cogitans и res extensa не существует
промежуточных ступеней. Природа материи,
взятая в целом, заключается не в том, что
она состоит из твердых и тяжелых тел,
имеющих определённый цвет или воздействующих
на наши чувства каким-нибудь способом,
но лишь в том, что это – субстанция, протяженная
в длину, ширину и глубину. Её природа заключается
только в том, что это субстанция, имеющая
протяженность.
20. «Cogito ergo sum»: Декарт о достоверности своего собственного существования как мыслящего существа.
Применение методологии
требовало, согласно Д., основополагающей
метафизической операции — обоснования
правомерности признания
Предпосылкой cogito
является сомнение. Оно оправданно
лишь в той мере, в какой познавательные
возможности человека несовершенны.
Это несовершенство обнаруживается
на уровне восприятия смутных идей,
а также поспешных суждений. Д.
вообще исходит из того, что заблуждения
появляются на уровне суждений, не выверенных
в соответствии с правилами метода. Смутность
же идей обусловлена их зависимостью от
телесной организации человека. Ясные
и отчетливые истинные идеи возможны на
уровне чистого разума, когда он, вполне
отстраняясь от тела, созерцает свое собственное
содержание.
21. Проблема бытия Бога в метафизике Рене Декарта.
От философской
психологии Рене Декарт переходит к
учению о Боге. Он дает несколько
доказательств существования