Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 23:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на 32 вопроса по дисциплине "Философия".
12. Основы классификации системы наук Фрэнсиса Бэкона.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.
Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствие со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки
«Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе знание». История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия - рассудку. Историю, сообразованную с памятью - Ф. Бэкон делит на естественную и гражданскую, а каждую из них классифицирует еще более конкретно. (Так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук и собственно гражданскую историю). Поэзия - коррелируемая с воображением - разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет ее от «теологии боговдохновения»; подразделения последней он предоставляет теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок, или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их приложениями). «Великим приложением к теоретической и практической естественной философии» становится математика (в свою очередь дифференцированная).
Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию человека в частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в которое включаются медицина, косметика, атлетика, «искусство наслаждения», т. е. изобразительное искусство и музыка) и учение о душе. Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только как теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и «гражданская наука» (которая делится в свою очередь на три учения - о взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве). Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был, правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть реализован в сколько-нибудь полной мере. В бэконовской классификации наук, наряду с физикой или медициной фигурировали теология и магия.
По стилю своего
философствования Ф. Бэкон - великий
систематизатор и классификатор, что
надо понимать не в чисто формальном
смысле. Вся его работа философа
и писателя строится так, что любая
глава книги служит как бы частью
заранее составленной и строго выполняемой
классификаторской схемы.
13. Метод познания Фрэнсиса Бэкона. Препятствия на пути к познанию.
Философия XVII столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы, обособлении, отдельном изучении конкретных тел и процессов, а также в раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и ее закона - с другой. «Следует, - пишет Бэкон, - совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который есть как бы божественный огонь».
Бэкон выступает
против тех людей, чей разум
«пленен и опутан привычкой,
кажущейся целостностью вещей
и обычными мнениями», кто не
видит настоятельной
Второе требование
метода, конкретизирующее специфику самого
расчленения, гласит: расчленение
не есть самоцель, но
средство для выделения
наиболее простого,
наиболее легкого. Бэкон характеризует
данное требование в двух его смыслах.
Во-первых, единая,
целостная вещь должна
быть разложена на «простые
природы», а затем выведена
из них. Во-вторых, предметом
рассмотрения должны
стать простые, «конкретные
тела, как они открываются
в природе в ее обычном
течении». «...Эти исследования, - поясняет
далее Бэкон, - относятся к естеством слитым
- или собранным в одном построении, и здесь
рассматриваются как бы частные и особые
навыки природы, а не основные и общие
законы, которые образуют формы».
Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует «открывать форму данной природы, или истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)». Речь идет, собственно, об открытии закона и его разделов (это содержание и вкладывает Бэкон в понятие «формы»), причем такого закона, который мог бы служить «основанием как знанию, так и деятельности». Но если простое есть одновременно закон, сущность, «форма» (и только поэтому является абсолютным, т. е. основой для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальным расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного, интеллектуального «рассечения».
Но как же
предотвратить опасность, исходящую
от лавины эмпирических опытов? Как перекинуть
мостик от эмпирического к философскому,
теоретическому содержанию?
Четвертое требование
метода отвечает на эти вопросы. «Прежде
всего, - пишет Бэкон, - мы
должны подготовить
достаточную и хорошую
Естественную и Опытную
Историю, которая
есть основа дела» Иными словами, мы
должны тщательно суммировать,
перечислить все то,
что говорит природа
разуму, «предоставленному
себе, движимому самим
собой». Но уже в ходе перечисления,
предоставления разуму примеров необходимо
следовать некоторым
методологическим правилам
и принципам, которые
заставят эмпирическое
исследование постепенно
превратиться в выведение
форм, в истинное истолкование
природы.
Он осуждал грубых эмпиритиков, которые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути (имея ввиду алхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые, как паук, ткут паутину знания из себя (имея ввиду схоластов). Предпосылкой реформы науки должно стать по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает 4 вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, и театра.
Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям.
Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.
Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
Идолы
театра (или теорий) - это ошибки, связанные
со слепой верой в авторитеты, некритическим
усвоением ложных мнений и воззрений.
Здесь Бэкон имел ввиду систему Аристотеля
и схоластику, слепая вера, в которые оказывала
сдерживающее воздействие на развитие
научного знания. Он называл истину дочерью
времени, а не авторитета. Искусственные
философские построения и системы, оказывающие
отрицательное влияние на умы людей, -
это, по его мнению, своего рода "философский
театр".
14.Учение Френсиса Бэкона об индукции.
Разработанный
Бэконом индуктивный
метод, лежащий в основе науки, должен,
по его мнению, исследовать
внутренне присущие
материи формы, являющиеся
материальной сущностью
принадлежащего предмету
свойства - определенного вида движения.
Чтобы выделить форму свойства, надо отделить
от предмета все случайное. Это исключение
случайного, конечно, - мысленный процесс,
абстракция. Бэконовские формы - это формы
"простых природ", или свойств, которые
изучают физики. Простые
природы - это такие
вещи, как горячее, влажное,
холодное, тяжелое и
т.д. Они подобны "алфавиту
природы", из которого многие вещи
могут быть составлены. Бэкон ссылается
на формы, как на "законы". Они -
детерминанты элементы
фундаментальных структур
мира. Сочетание
различных простых форм
дает все разнообразие
реальных вещей. Развитое Бэконом понимание
формы противопоставлялось им умозрительному
толкованию формы у Платона и Аристотеля,
т.к. для Бэкона форма -
своего рода движение
материальных частиц,
составляющих тело.
Формулируя теоретические аксиомы и понятия
об изучаемых природных явлениях, не
следует полагаться
на абстрактные обоснования.
Надо расшифровывать
тайный язык природы
из документов самой
же природы, из фактов
опыта.
Иной альтернативы в научном познании
не существует. Самое главное - это
найти правильный метод
анализа и обобщения
опытных данных, позволяющий
постепенно проникнуть
в сущность исследуемых
явлений.
Основным методом исследования в естественной
философии является индукция.
Но эта не та индукция, которая заключает
лишь на основании простого перечисления
ограниченного числа благоприятных случаев.
Простая перечислительная
индукция чаще приводит
к ошибочным результатам.
И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать
принцип научной индукции, "которая
производила бы в опыте разделение
и отбор и путем должных
исключений и отбрасываний
делала бы необходимые
выводы ".
В случае индукции
мы, вообще говоря, имеем
незавершенный опыт, и Бэкон понимает
необходимость выработки
таких эффективных средств,
которые позволили бы, говоря современным
языком, осуществлять более
полный и глубокий анализ
информации, заключающейся в посылках
индуктивного вывода.
Перечислим некоторые
особенности бэконовской трактовки
индукции, связывающие собственно логическую
часть учения Бэкона с его аналитической
методологией и философской метафизикой.
Во-первых, средства
индукции предназначаются
для выявления форм "простых
свойств ", или "природы ", как
называет их Бэкон, на
которые, вообще говоря, разлагаются
все конкретные физические
тела.
Во-вторых, задача бэконовской индукции
- выявить "форму",
в перипатетической
терминологии "формальную"
причину, а отнюдь не "действующую"
или "материальную", которые, по
его мнению, частны и преходящи и поэтому
не могут быть неизменно и существенно
связаны с теми или иными простыми свойствами.
Он мыслил индукцию
не как средство узкоэмпирического
исследования, а как
метод выработки фундаментальных
теоретических понятий
и аксиом естествознания, или, как он
выражался, естественной философии.
Итак, бэконовское
учение об индукции
тесно связано с его
филосовской онтологией, с аналитической
методологией, с учением о простых природах
и формах, с концепцией разных видов причинной
зависимости.
Таким образом, мы с уверенностью можем
назвать Фрэнсиса Бэкона
одним из родоначальником
современной экспериментирующей
науки.
Но еще важнее, пожалуй, то, что пионер
естественно научной
методологии не относился
к своему учению как
к истине в последней
инстанции.
Он прямо и
откровенно ставил
его лицом к лицу с будущим. "Мы не
утверждаем, однако, что к этому ничего
нельзя прибавить, -писал Бэкон. -Наоборот,
рассматривая ум не только в его собственной
способности, но и в его связи с вещами,
мы должны установить, что искусство открытия
может расти вместе с открытиями ".
15. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта.
Декарт, Рене (1596–1650, Стокгольм) – освободил философию от внешнего религиозного и политического авторитета и ввел в качестве начала методическое сомнение, ведущее к ясным и простым идеям. Исходил из того, что наиболее достоверным для исследователя является его собственное мышление, в котором признак осознаваемости может выступать критерием различения психических процессов от непсихических.
Ни школьная философия, ни школьная логика не отвечали его потребности в твердом и безусловном знании. Низкая (и не всегда справедливая) оценка схоластической философии и силлогистической логики сохранялась у него всю жизнь. Основной упрек, который он адресует философии, весьма характерен — она спорна. Но если она вызывает споры, значит, она не достигает истины. Вся жизнь Д. прошла под знаком поиска истины, основным инструментом для достижения которой призвана была стать новая наука.
Цель методологии и заключалась в подведении сознания к восприятию чего-то максимально простого, чья ясность и очевидность не могла быть поставлена под сомнение именно в силу отсутствия к.-л. затемняющих и искажающих его предпосылок.
Доступность этой простоты должна была разделяться всеми мыслящими существами. Собственно способность ее удостоверять, которую Д. называет интеллектуальной интуицией, и составляет, с его т.зр., универсальное свойство всякого человека, обусловливающее возможность существования особого феномена — науки. Методология Д. концентрируется вокруг этой способности, фиксируя ее всеобщность, описывая условия, при которых она может быть задействована, и редуцируя к ней все остальные познавательные процедуры.
Однако применение методологии требовало, согласно Д., основополагающей метафизической операции — обоснования правомерности признания достоверности самого акта интеллектуальной интуиции. Д. поставил под сомнение не только основание всех эмпирических фактов — существование внешнего сознанию мира, но и истинность интуитивных актов. Из того, напр., что все мы с необходимостью, т.е. ясно и отчетливо, признаем, что параллельные прямые не пересекаются, еще не следует, предположил Д., что данное утверждение является истиной. Методологическая убедительность должна быть удостоверена методологическим сомнением. Последнее приводит к констатации безусловной реальности только одного — акта самого сомнения. Поскольку, согласно Д., сомнение является одной из форм мышления, то несомненно только оно. В свою очередь, несомненность мышления предполагает несомненность существования носителя мышления — субъекта (res cogitans).
Д. предлагает «лечить» разум с помощью радикального сомнения. Открыв явление, которое в современной философии называется дискретностью, неоднородностью и гетерономностью стихийного опыта сознания, заметив, сколь много ложных мнений он принимал за истинные, и учитывая возможность обмана со стороны чувств, Д. принимает решение усомниться во всем: в предшествующих истинах философии, науки, здравого смысла, в вещах внешнего мира и т.д. Его сомнение не эмпирично (не перебор существующих мнений) и не скептично (не довольствуется указанием на недостоверность знаний), оно является методическим приемом, направленным на пересмотр оснований, принципов познания. Поставив все прежде знаемое под вопрос, Д. ищет истину, которую можно было бы положить в основу последующего движения мысли, нечто, столь безусловно достоверное и очевидное, что могло бы служить самим образцом истины. Проведенное до конца радикальное сомнение (обрезавшее все обусловливания, все внешние отсылки), оказывается самореферентным, упирающимся в несомненность самого себя и существования того, кто это сомнение осуществляет. Факт сомнения открывается в своей необходимой связи с фактом существования сомневающегося, здесь проявляется со всей наличной очевидностью цельная и неделимая достоверность внутреннего опыта: сомневающийся (мыслящий), в то время, когда он сомневается (мыслит), не может не существовать. И абсолютно несомненным началом, моделью истины для Д. оказывается положение «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum).
Правила метода:
Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Те длинные
цепи выводов, сплошь простых и легких,
которыми геометры обычно пользуются,
чтобы дойти до своих наиболее
трудных доказательств, дали мне
возможность представить себе, что
и все вещи, которые могут стать
для людей предметом знания, находятся
между собой в такой же последовательности.
Таким образом, если воздерживаться от
того, чтобы принимать за истинное что-либо,
что таковым не является, и всегда соблюдать
порядок, в каком следует выводить одно
из другого, то не может существовать истин
ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы,
ни столь сокровенных, чтобы нельзя было
их раскрыть.