Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:21, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философии".

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

1. Философия как  наука и философия  как мировоззрение,  функции философии.

Философия — это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Непосредственной  целью  науки   является   описание,   объяснение   и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих  предмет  ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или  иной степени выполняла по  отношению  к  науке  функции  методологии  познания  и мировоззренческой  интерпретации  ее  результатов.  Философию  объединяет  с наукой также  и  стремление  к  теоретической  форме  построения  знания,  к логической доказательности своих выводов. Европейская  традиция,  восходящая  к  античности,   высоко   ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию  с

наукой. Еще   греческие  мыслители  придавали  большое  значение  подлинному

знанию и компетентности в отличии  от  менее  научного,  а  порой  и  просто

легковесного  мнения.

Философия как мировоззрение. Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения[источник?]: мифологию, религию, науку и философию.

Функции: Мировоззренческая функция. Мировоззрение – теоретическое отношение к сущему с позиций должного. В структуру Мировоззрения входят знания, ценностные ориентации, убеждения и идеалы. Основу Мировоззрения составляют знания. Наиболее выдающаяся роль в формировании мировоззренческого каркаса принадлежит Философии, ибо Философия и возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Таким образом, философия – теоретическое ядро мировоззрения. Философия образует основу научной картины мира. Философия составляет методологическую основу Мировоззрения

Методологическая  функция Философии заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития. Философия образует универсалную методологическую основу. С любой специальной наукой философия относится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.

Еще выделяют практически-деятельную функцию Философии, которая заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействие на окружающий мир и на самого человека. 

2. Философия Древнего  Китая (даосизм  и конфуцианство)

1. Основатель даосизма- Лао ЦЗин( начало VI в. до н.э.)

Основное понятие- дао- абсолютное потустороннее начало, божественное первоначало бытия, которое  определяет существование всех предметов  и явлений материального мира. Главные принципы даосизма:

1.) принцип недеяния- отказ от действий, противоречащих природе вещей. Вмешательство человека в законы природы- ошибочно и не может привести к успеху.

2.) Принцип молчания- постижение истины возможно только  через слияние человека с природой, а не через разум и чувства.  Истинное знание не выразимо в словах.

Главная цель человеческой жизни- достижение гармонии с природой.

2. Основатель- Конфуций( VI век до н.э) - конфуцианство

Главные принципы:

1.) принцип взаимности ( поступай с другими так, как  хочешь, чтобы поступали с тобой);

2.) принцип соблюдения  ритуала( необходимо соблюдать  культурные традиции для возврата  к «Золотому веку»);

3.) принцип сыновьей  почтительности- сын должнен почитать  отца, младший( в общественной  иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших;

4.) Принцип исправления  имен- необходимо вернуть словам  их истинный смысл, который  был утерян; нужно внимательно  следить за собственной речью. 

Главная цель в  жизни(конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали( поэтому значительная часть конфуцианства- этика). 

3. Философия Древней  Индии

В Индии путь формирования систематизированного философского знания пролегал через оппозицию  к брахманизму (Б) ассимилировавшему племенные верования и обычаи, зафиксированные в четырех самхитах, или Ведах (В) («Веда» - знание), - сборниках гимнов в честь богов. Позднее веды обрастают брахманами (описанием, комментарием), а еще позже – араньяками («лестными книгами»), и наконец упанишадами (от словосочетания «сидеть около ног учителя»). Весь корпус ведических текстов считался откровением. Толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали авторитет жрецов. Первыми еретиками стали монахи проповедники – шраманы («совершающие усилия»), усилия были направлены на осмысление ведийской религии.

Философия локаята (чарвака), крупнейшими представителями считаются: Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья (основатель Капила). Признавая естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.

Джайнизм - религия, возникшая в Индии в 6 век до нашей эры одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Джайнизм выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества. Последователи джайнизма (в настоящее время около 2 млн. человек, в основном из буржуазной среды) покланяются 24 пророкам, последним из которых якобы был легендарный основатель джайнизма Махавира Вардхамана, по прозванию Джина (санскр. - победитель), отсюда название джайнизм. Рассказы о Джине и его учениках составили каноническую религиозную литературу джайнизм (синддханта). Джина проповедовал, согласно джайнизму, 5 истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов). Джайнизм сохранил ряд элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков. Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды.

Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют - бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в самых разнообразных формах - начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались: беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов.

Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине I тысячелетия до н.э. В действительности появление новой религии связано с разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельческих государств и усилением классового гнета. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить "круговорот бытия", создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Это "спасение" достигается вступлением на "восьмеричный путь" праведной жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения.  

4. Космоцентризм древнегреческой  философии

На протяжении 6-4 века до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет  культуры  и Философия За этот период были создана новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о  космосе.  Космос  охватывает  Землю,  человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму  и  в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет  и  изменяется.  Из чего возникает,  к  чему  возвращается  никто  не  знает.  Одни  греческие  философы (натурфилософы)  считают,  что  основой  вещей  является  чувственно  воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах;  третьи  (элеаты)  усматривали основу  мира  в  едином,  незримом  бытии;  четвертые  считали  такой   основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа  Платона)  -  земной  шар  лишь  тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все  эти  Философские  направления  были  во  многих  отношениях  наивными  и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,  они  отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то  и  третьестепенное  место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос Философии может иметь разное значение, но уже в 5 веке до  н.э.  (Платон,  Демокрит)  четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми  проходит  через всю дальнейшую историю Философии. 

5. Основные школы  древнегреческой  философии

Милетская школа. Древне греческая философия возникла на западном побережья малой Азии. Здесь раньше развилась работорговля, торговля и выросшая на их основе культура. (связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цивилизации)

Первые учения - город Милет 7-6 в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Полагали, что  существует первовещество - живое в  целом и в частях, наделенное душой  и движением.

ФАЛЕС конец VII - начало VI в. до н. э. Предсказал солнечное затмение в Греции - 585 г. до н. э. Первым сформулировал вопрос: "что есть всё", "что является первоосновой". Всё произошло из воды. (Фалес - монист, т. к. принимал за основу всего сущего одно начало). Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Всё знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости.

АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством  сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.

Философия милетской  школы является рационализацией  мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия  внеприродных сил. В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном движении и изменении.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.

Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э.

Выдвинул реакционное  учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их.

Мысль о том, что всё в природе подчинено  определённым численным соотношениям приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а  не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное - воздух (пустота).

Учение  элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон).

Одним из этапов перехода от знания, обременённого  чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями для было учение элеатов, вычленивших понятие  бытия, как такового. Основные представители:

КСЕНОФАН: (VI-V вв. до н. э). Считал первоначалом мира землю. Отвергал человекоподобие богов, бог - абсолютное, вечное, бесконечный космос, сливающийся с природой, не конкретный чувственный образ, а понятийная конструкция. Отрицал представления  о множестве богов. Мир является воплощением свойств бога. Мир вечен и неуничтожим. Отрицал значение чувственного познания. Чувственная данность - видимость, познать сущность мира возможно только мыслью.

ПАРМЕНИД: Элея. VI-V вв. до н. э. Мир - вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения (все заполнено). Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать = быть. Мыслимое существует, мысль без бытия - ничто. Небытие не существует, т. к. о нем нельзя мыслить и говорить. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. Из абсолютной заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"