Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философии".
17. Общая характеристика классической немецкой философии
Немецкая философия
19 века не случайно названа классической.
Она была воплощением идей периода возрождения.
Любое развитие совершается по своим внутренним
законам. Человек подчиняет мир своей
разумной волей и строит жизнь по законам
разума, справедливости и красоты. Наиболее
выдающимися представителями
немецкой классической
Философии – Кант, Гегель, Фейербах.
Они считали Философию научно-гуманистической
направленности. Немецкая Философия является
высоко профессиональной. Она разработала
диалектическую концепцию развития, выработала
принципы подхода к историческому развитию.
Философия концентрирует внимание на
принципы свободы и других ценностей.
Проблемы, рассматриваемые
классической Философией: проблемы
научности, Философия права, религии, этики
и эстетики.
18. Коперниканский переворот Канта
Родоначальником
немецкой классической философии выступил
Кант . В его философии выделяют
2 этапа: до критический и критический.
До критический этап - развитие стихийного
материализма. Кант занимается вопросами
природы. Выдвигает космогоническую
гипотезу возникновения солнечной системы
из диффузной пылевой материи. Критический
этап начинается с 1770 года. Кант выделяет
2 ствола познания - чувственность и рассудок.
Он преодолевает крайности эмпиризма
и рационализма. Сегодня
утверждают, что Кант
осуществил коперниканский
переворот в теории
познания. Он рассмотрел процесс познания,
как активный. Субъект активен в познании
и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет
2 понятия: - вещь в себе - мир, существующий
независимо от нас; - вещь для нас - это
то, что мы знаем об этом мире. Вещь для
нас является стороной вещи в себе. Материалисты
обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты
критиковали Канта за допущение вещи в
себе. По сути дела Кант показал в своих
понятиях этапы и относительность познания
и вопросы практического разума (то что
человек должен делать). Отношение к миру:
1) Что я могу знать? 2) На что я могу надеяться?
3) Что я должен делать? Человек - единство
природного и духовного. Он действует
в соответствии со своим разумом, как моральное
существо, исходя из категорического морального
закона, суть кот. в следующем: поступай
так, чтобы максима (изречение) твоей воли
могла стать основой всеобщего законодательства
( поступай с другими так, как бы ты хотел,
чтобы поступали с тобой). Государствово
должно обеспечивать свободу каждого
человека. Такое достижимо только в правовом
государстве. В государстве должно существовать
разделение властей. Кант проповедует
идею вечного мира между народами и отказ
от насилия в решении любых вопросов.
19.Метод и система философии Гегеля
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель (1770-1831) глубоко и
всесторонне переработал идеи своих
предшественников и создал целостную
систему идеалистической
Диалектика Гегеля
носит ярко выраженный рационалистический
характер, задумана как наука, основанная
на логике, определенной системе понятий,
разуме. Альфой и омегой гегелевской философии,
ее общим пафосом является провозглашение
разумности мира, его рациональности:
«что разумно, то действительно; и что
действительно, то разумно». Абсолютное
тождество бытия и мышления — главный
системообразующий принцип в философии
Гегеля, который последовательно развивается,
конкретизируется при рассмотрении логики,
природы, мышления (духа). В качестве первоосновы
мира выступает «Абсолют» (синонимы: «мировой
разум», «мировой дух», «абсолютная идея»)
— некая без личностная, вневременная,
творческая сила, заключающая в себе необходимость
развития природы, общества и познания.
Она внутренне (имманентно) присуща бесконечным
проявлениям материального и духовного,
объективного и субъективного, составляет
их скрытую сущность и обуславливает все
более полное проявление их тождества
в процессе развития. Абсолютная идея
есть субстанция, составляющая сущность
и первооснову всех вещей. Развитие понимается
как процесс самопознания абсолютной
идеи самой себя. Если отождествить «Абсолют»
со всеобщей закономерностью, гармонией
мира, то развитие означает рост самопознания
природы, реализуемого через мышление
человека — высшей ступени развития. Самая
общая схема мирового движения заключается
в том, что абсолютная идея в результате
саморазвития отчуждает себя в природу,
а затем, воплощаясь в человеке. его мышлении,
осознает себя, обретает волю и другие
личностные качества.
Эта тройственная трансформация
(триада) последовательно
рассматривается Гегелем
в его основных трудах; «Наука
логики», «Философия
природы», «Философия
духа». В «Науке логики» описывается
логическое развитие идеи как восхождение
к все более конкретным категориям: бытие,
ничто, становление, качество, количество,
мера; сущность, явление, действительность;
понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной
идеей. В «Философии природы», соответственно,
в механике, физике, физиологии рассматривается
инобытие абсолютной идеи. И, наконец,
в «Философии духа» прослеживается возвращение
«Абсолюта» к себе в формах психической
деятельности индивида: субъективного
духа (антропология, феноменология, психология),
объективного духа (право, мораль, нравственность,
государство), абсолютного духа (искусство,
религия, философия — высшие формы самосознания
духа). Внутренним источником развития
всего сущего, понимаемого как восхождение
от абстрактного к конкретному, является
противоречие. Основателем первой целостной
теории противоречия является Гераклит.
Смысл диалектического противоречия был
впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим
в нем существенный момент в определении
предмета. Противоречие пронизывает всю
философию Гегеля. Любой предмет, понятие,
явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают
себя и переходят в свое иное. Любая категория,
являясь результатом противоречия, содержит
в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему
развитию. Последовательный анализ развития
абсолютной идеи в области логики (чистая
мысль), природе и обществе выявляет основные
диалектические принципы, законы и категории,
которые образуют систему гегелевской
диалектики.
20.Философия жизни
"Философия жизни" - философское направление, возникшее преимущественно в Германии в последней трети 19 века и оказавшее огромное влияние на мировоззрение и философию Европы XX в. Основное внимание в нём сосредоточено на решении "практических", социально-этических и вообще ценностных проблем. Базовые идеи этого направления были разработаны в трудах Ницше Ф., Дильтея В., Зиммеля Г., Шпенглера О., Бергсона А. Его своеобразным идейно-теоретическим импульсом были работы Шопенгауэра А. Предметом новой философии становится жизнь, действительность как "живой поток", становление, невыразимое в философских категориях, ориентированных на науку, исследующую ставшее. Эстетическое переживание полноты и целостности жизни становится адекватным методом её понимания. Механицизму и редукционизму традиционного рационализма "философия жизни" противопоставляет "органицизм" нового миросозерцания, заменяя категории "бытие", "материя", "разум" категорией "жизнь", допускающей широкий спектр интерпретаций. Исходным является понимание жизни как целостного творчески активного процесса, включающего всю полноту проявлений жизни (от биологических до культурно-исторических форм) и её переживаний (от обыденных до метафизических).
"Философия жизни" была мировоззренческой реакцией на кризис европейских "сциентистских" ценностей, его продуктом и формой проявления. Ценой отказа от научности "философия жизни" стремилась сохранить за философией важнейшую социальную функцию обоснования духовно-практических, ценностно-мировоззренческих ориентиров в новых исторических условиях. Свою историческую миссию "философия жизни" начинает с тотальной, радикальной переоценки европейских ценностей, осуществлённой Ницше Ф. По его утверждению, европейская духовная культура исчерпала свой творческий потенциал, что и проявляется в господствующем настроении бесполезности и бессмысленности современного мира. Причиной кризиса европейских ценностей является рационалистический морализм, основанный на идее "истинности" потустороннего мира и, соответственно, осуждающий жизнь, потусторонний мир как кажимость.
Сутью кризиса Ницше Ф. считал исчезновение высшего творческого типа человека, задающего нормы человеческой жизни. Потребности же низшего типа ("массы", "стада", "общества") предстали в качестве определяющих ценностных ориентиров. Ответственными за кризис Ницше Ф. считал опаснейшие антижизненные иллюзии: идею прогресса и идею равенства, поскольку формулой жизни являются неравенство и борьба, достижение высших типов путём высшей дифференциации. Жизнь - иррациональна и самодостаточна, объективна и внеценностна, реализуется как "воля к власти", как постоянное самовыражение в творчестве новых форм.
В "философии
жизни" отразился процесс кризиса
фундаментальных ценностей
21. Позитивизм: этапы, представители
Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительно знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельные исследования реальности, не имеет права на существование.
Позитивизм в своем развитии прошел несколько этапов:
- Классический (Конт, Спенсер, Милль)
Конт в своем труде «Курс позитивной философии» попытался преодолеть противоречия субъект-объектной метафизики, отказавшись от постановки и решения проблемы сущности бытия. Конт явился основателем социологии, он считал, что она должна заменить социальную философию, описывая конкретные явления социальной жизни и отказавшись от решения абстрактных проблем.
- Махизм (Мах, Авенариус) – появился в конце 19 века. Ставится задача очиститься не только от философии, но и от всех ненаучных размышлений, критикуется всякий опыт (эмпириокритицизм). Провозглашается отказ от деления на субъект и объект познания (субъективный идеализм). Главной задачей науки называется описание фактов опыта. Познание становится возможным только благодаря координации субъекта, когда он познанет сам себя, а через это – свое окружение.
- Неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап) – это течение претендовало на анализ и решение актуальных философских проблем, выдвинутых развитием науки. В нем восполнен недостаток логики, которая по мнению неопозитивистов является сущностью любых рациональных суждений. Философия – это логический анализ, который дает не новое, а формальное знание. Происходит лингвистический переворот в позитивизме: элементарные факты обозначаются именами, а их сочетания – предложениями. Выдвигается мнение о необходимости проверки – верификации знаний.
- Постпозитивизм
(Поппер, Лакатос, Кун). Постпозитивизм
не является единой концепцией, а представляет
собой множество концепций.
22. Экзистенциализм и проблема человека.
Он возникает
в начале 20-го в. в Германии, России, Франции.
Различают религиозный и атеистический
экзистенциализм. Для экзистенциализма
характерна ориентация на художественную
литературу. Одна из центральных проблем
- проблема отчуждения. Человек одинок
в этом мире. Все что он создает противостоит
ему (партии, классы, и тд). Философия обязана
помочь человеку. Ее предметом должно
быть подлинное бытие человека. Центральная
категория - экзистенция. (Подлинное существование).
Существование предшествует сущности.
Человек сначала существует, а потом определяет
себя в мире, приобретает свою сущность.
Свобода человека - свобода выбора и ответственность
за этот выбор. Человек проявляет себя
в пограничной ситуации в важный момент(смерть,
болезнь:). Именно здесь проявляется его
подлинное бытие. Социально-политические
позиции у экзистенциалистов не одинаковы.
Экзистенциалисты утверждают что жизнь
- бытие к смерти. Человек должен достойно
умереть, если приходит смерть и борется
с ней если есть шанс жить. Человек ориентируется
на жизнь, проявляет огромную волю к жизни.
23. Философская антропология 20 века.
Философская антропология,
в широком смысле - философское
учение о природе (сущности) человека,
который служит исходной точкой и
центральным предметом
Как течение немецкой философской мысли
философская антропология возникла в
русле происходившего в начале ХХ в. общего
для западно-европейской философии «антропологического
поворота» и опиралась на идеи философии
жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль
и др.).
В центре внимания философской антропологии
лежит идеалистически понимаемая проблема
человека, а основная идея - создание «синтетической»
концепции человека. Главные представители
этого течения - М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер.
Шелер, один из родоначальников философской
антропологии, в работе «Положение человека
в космосе» (1928) выдвинул задачу создания
основополагающей науки о человеке. Он
начертал обширную программу философского
познания человека во всей полноте его
бытия, предполагая, что философская антропология
соединит конкретно-научное изучение
различных сфер человеческого бытия с
целостным, философским его постижением.
В этой работе, как и в труде другого теоретика
философской антропологии Плеснера «Ступени
органического и человек» (1928), в космологической
перспективе рассматривались некоторые
существенные аспекты отношения человека
к животному и растительному миру. Этот
органический, биоантропологический подход
к проблеме человека не стал подготовительным
этапом последующего, более целостного
взгляда на человека, но по существу узко
ограничил горизонт философского антропологического
мышления и был унаследован другими представителями
философской антропологии (А. Геленом,
Э. Ротхаккером, Э. Хенгстенбергом, М. Ландманом
и др.).
Программа, выдвинутая Шелером, не была
выполнена. Философская антропология,
несмотря на некоторые её научные и теоретические
достижения, не стала целостным учением
о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические
теории - биологическую, психологическую,
религиозную, культурную и др., которые
при известной принципиальной общности
обнаружили существенные различия как
в методах исследования, так и в понимании
характера и назначения философской антропологии.
У Шелера человек - не столько биологическое,
но главным образом духовное существо,
выделяющееся способностью к «чистому
созерцанию вещей»; у Плеснера подчеркивается
эксцентрическая природа утратившего
свою самость человека, «приговоренного»
в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию;
по Гелену, человек по причине биологической
недостаточности предопределён к деятельной
активности, реализующей себя в различных
формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана
он - продукт определенного стиля жизни,
или «объективного духа» культуры. Сторонники
философской антропологии в каждом конкретном
случае выбирают какой-нибудь отдельный
специфический аспект и возвышают его
до уровня единственного определяющего
признака природы человека, при этом другие,
не менее важные аспекты игнорируются,
так что в целом методологические принципы
философской антропологии и вытекающие
из них конкретные теоретические построения
страдают существенными пороками.