Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философии".
СОФИСТЫ. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.
Философское движение эпохи рабов. демократий.(5 - 6 в до нашей эры)
Софистика является тезис о относительности всех человеческих понятий, эттических норм и оценок. Софистика воевала против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законности.
В теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Всё, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны. Значит всякое человеческое знание относительно. Объективное, инстинктивное познание, с точки зрения софистов, недостижимо. Cубъективный идеализм.
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Для Сократа характерна логичность речи, ирония, мастерское расчленение вопроса, составляет предмет обсуждения. Выступал против Софистов.
Философия по Сократу - учение о том как следует жить. С. выступает против эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познание значения органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя (самопознание)
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником афинской демократии Платон - ученик Сократа. Первый создал концепцию объективного идеализма. Мир идей, понятий, первичен по отношению к миру вещей. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается Творцом, разум и творческое умение, которого формирует материальный мир. Творец создал физический мир по идеальным образцам - идеям. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.
Платон утверждает,
что последними элементами всех вещей
являются неделимые треугольники или
геометрические бестелесные атомы. Человеческая
душа независима от тела и бессмертна.
Частная собственность и семья - подрывают
условия общества.
6. Учения Сократа и Платона
Сократ. Философская школа появляется в V в до нашей эры, как реакции я на неразрешимость проблемы бытия. В философии софистов происходит переход от проблемы бытия к проблеме человека, от проблемы истины к проблеме значения вещи для человека. Главная черта философии софистов- релятивизм( принцип относительности существования объективного мира).
Софисты осознали, что благородство и положение в обществе определяется не рождением, а воспитанием и образованием. Именно философия софистов положила начало греческой просвещенности, но в тоже время привела к разрушению системы морали и законов эстетического восприятия действительности, кроме того произошёл переход от коллективного к индивидуальному сознанию и стал возможен плюрализм мнении( истина призналась историческим, социально- культурно обусловленной).
Сократ- главный оппонент софистов рассматривал сущность человека и смысл человеческой жизни. Сущность человека по Сократу- это разумная душа, которая является отражением и проявлением божественной сущности. Человек стремится к познанию истины к достижению красоты и добра. Человек не может жить правильно, если не осознает своей сущности.
Важная часть философии Сократа- этика, где он впервые четко противопоставил две системы ценностей:
-обыденную( богатство, слава, почести);
- высшую( истина и совершенство души).
Главный принцип этики Сократа- «Заботься о душе»
Платон. Главный принцип в философии Платона- объективный идеализм- философское направление, утверждающее приоритет материального над материальным и называющее материальный мир проявлением идеального первоначала. Первоначала у Платона- это идеи, которых существует бесконечное множество. Они делятся на три вида:
У человека тоже есть эйдос- вечный, совершенный и неизменный. Предмет у Платона- соединение эйдоса и материи( потенциального бытия). Предемет из- за присутствия не вечен, не совершенен и изменяется.
Теория познания Платона.
Платон- убежденный рационалист- отрицал роль чувств в познании истины. Его теория Познания- это теория припоминания: учение о перевоплощении души. Когда душа находится в идеальном мире она познает сущности непосредственно, но соприкасаясь с телом все забывает. Если человек захочет он вспомнит, а если нет- то не сможет этого сделать. Это повлияет на ее дальнейшую судьбу( души).
стало учение о государстве, в котором соединилось представления о социальном устройстве и миф о душе.
Согласно этому учению в идеальном государстве есть 3 сословия:
- философы( мудрецы)- управление общими делами;
- стражи( войны)- защищают государство;
- земледельцы и ремесленники- люди, занятые материальным производством.
Высший принцип в государстве- справедливость-человек занимает в государстве место согласно способностям своей души:
- если развит разум- становится философом;
- если развита воля- стражем;
- если чувство- ремесленник и земледелец.
Эти три сословия обладают разными правами: ремесленники имеют право на семью, право обладать собственностью, а философы и стражи этих прав не имеют.
Платон рассматривал
формы правления. Лучшими он считал-
монархию и аристократию, а худшими-
демократию, олигархию и теранию,
так как в них отсутствует разумное
начало.
7. Философия Аристотеля
Аристотель, IVв. До нашей эры
Аристотель не был согласен с Платоном по поводу сущности бытия, он считал невозможным отрывать сущность вещей от них самих. Аристотель полагал, что вещь- единство материи и сущности.
4 Элемента предмета:
- материя( материальная причина);
- сущность( формальная причина);
- движущая причина;
-целевая причина;
Сущностей столько же сколько и самих предметов. Структура бытия иерархична, то есть эйдосы( сущности) вещей соотносятся друг с другом как высшие с низшими. Высший эйдос- Нус( ум), материальной причиной которого является весь мир в целом( космос).
Теория познания. Единственный способ познания- изучение материального мира, то есть конкретных предметов: чтобы познать истину, надо изучать природу( основополагающий принцип науки).
Аристотель разработал учение о методах научного познания. Такими методами он назвал:
1.) диалектику- метод
нахождения посылок;
2.) индукцию- получение из частного знания
общего;
3.) определение и доказательство- методы
получения достоверного знания.
Существенные
признаки научного знания,по Аристотелю:
объективность, доказательность, системность,
способность объяснять все
Аристотель приводил следующую классификацию наук: теоретические, практические, поэтические.
Государство - обобщение
родов, селений ради лучшей жизни. Аристотель
дает типологию души: Растительная,
животная, разумная душа. После Аристотеля
существовал рад школ, которые
развивали идеи Аристотеля.
8. Философия средневековья: основные характеристики
Средневековая философия - средневегового феодального общества, развивающаяся от 5в. (кризис Западной Римской Империи) до 14-15в. (возникновение капитализма) Особенности: 1) связь с религией. Средневековая философия - теоцентризм (тео - бог). Творение мира богом. Крестьянский бог трансцендентен (чужд природе) 2) Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она является мерой оценки любой философской теории. 3) Экзегитичность (Искусство правильного толкования библии). Философия занимается толкованием текстов библии. В это время характерно явление псевдоавторства, когда автор приписывает свое произведение пророкам или апостолам. 4) Появляется психологический жанр исповеди 5) Оптимистичность философии, которая обосновывает возможность личного освобождения.
Возникло феодальное
общество (крепостное право). Значительную
роль играло духовенство. Монастыри
были и крепостями и центрами земледелия
и очагами просвещения и
9. Патристика и схоластика как этапы средневековой философии
В условиях жесткого диктата церкви и государства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рациональный аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название “схоластики”.(опиралась на логику Аристотеля) Еще в 5 веке (христианство уже государственная религия в Греции и Риме) было сильно влияние философского неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехристианские философские школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философии идеалистов древности. Так возникла литература апологетов (защитников) христианства, а за ней возникла патристика - сочинения отцов церкви, писатели, заложивших основы философии христианства. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы которые ставила и предшествующая философия, но дает более совершенные их разрешение. Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 -430) Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек. Душа нематериальна, бессметна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Схоластика. Главное направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах. Центральный вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному.
Главные представители схоластики. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. А.Б. - 13век.
Схоластика должна
была истолковывать свое отношении к материи
так как Иисус Христос был явлен в виде
человека, то есть объединил в себе божество(идеал)
и человека (материя) природу. Этот факт
не давал возможности трактовать материю
как ничто (чего требовал догмат о творении
мира из ничего).
10. Общая характеристика и особенности философии Возрождения.
Эпоха возрождения
- период перехода от Средневековья к новому
времени, охватывающая период с 14 по 17
вв. Эта эпоха Великих Географических
открытий, открытий в естествознании,
глубоких социальных Потрясений, религиозных
войн во Франции и Нидерландская буржуазная
революция. Эпоха начинается в Италии.
Ренессанс осознает себя как возрождение
античной культуры. Ренессанс относится
к античности как к идеалу. Ренессанс -
эпоха художественно эстетическая, формируется
новое искусство, объектом которого выступает
человек. В эпоху утверждается гуманистическое
мировоззрение, когда человек выступает
как ценность. В эпоху возрождения происходит
реабилитация телесного, характерен культ
красоты. Это выражается в деятельности
известных поэтов, художников и скульпторов.
Все эти особенности эпохи находят отражение
в особенностях филилософии: 1) Философия
- это антропоцентризм. 2) Философия тесно
связана с развитием естествознания 3)
Новое понимание бога природы. Бог понимается
как природа. Природа рассматривается
как самостоятельное явление 4) Поднимаются
вопросы естественной морали, естественного
права и естественной религии.
11. Основные проблемы и направления философии нового времени
Новое время
характеризуется ранними
Основными чертами научного познания становятся механицизм и метафизика – изучение предметов и явлений в их обособленности, вне их общей связи и развития, сводя все разнообразие форм движения материи и механической. Поэтому материализм того времени был по преимуществу механистическим и метафизическим.
Философия выполнять роль наиболее широкого учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы, об обществе, о человеческом духе и, обязательно, о Боге как первосущности, первопричине и перводвижителе всего существующего. Иначе говоря, процессы философствования мыслились как “метафизические размышления”. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — черта философии Нового времени. Но основная трудность состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами.