Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философии".
философия Нового времени преувеличивала значение научного, логического начала в человеческой жизни и в философском мышлении.
“эмпиризм” (философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), возводящий все знания к опыту. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.
“рационализм” (философское направление, признающее разум основой познания) в более узком смысле, отыскивающий основания и опыта, и внеопытного знания в рациональных началах выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт , Б.Спиноза , Г.Лейбниц
Материалистическая
мысль эпохи ранних буржуазных революций
опиралась на достижения естествознания.
Однако в этот период из всех областей
научных знаний наибольшее развитие
получили такие
дисциплины, как математика, механика,
физика. Философы того времени пытались
объяснить многие явления в области биологии
с позиций механики. Это обусловило специфическую
форму материализма того времени, а именно
его механический характер.
Главнейшим приобретением
естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный
метод и метод анализа. Применение метода
анализа,
использование эксперимента обусловили
великие открытия естествознания той
поры. Однако метод анализа стал постепенно
обнаруживать свою односторонность, ограниченность.
Исследование явлений природы
чисто аналитически, без применения синтеза
породило у ученых привычку рассматривать
природные процессы и явления в отрыве
друг от друга, вне их всеобщей связи и
взаимодействия, т.е. не диалектически,
а метафизически.
“эмпиризм” Ф.Бэкон – разработал индукцию, классификацию наук, разработал новую концепцию науки, не науку ради науки, а науку для развития человека. Считает что материя активна и движется потому что имеет причину в самой себе.
Т. Гоббс – природа – совокупность тел, движение как перемещение матер тел в пространстве. Создал учение о государстве.
и Д.Локк. материалистический сенсуализм, нет фатальной определённости, делит опыт на внешний (ощущения и восприятия) и внутренний (рефлексия - самопознание), существуют первичные (размер, форма – воспринимаются как они есть) и вторичные (боль, вкус, цвет - субъективные) качества вещей.
“рационализм” Р.Декарт - дуалист, основной принцип – подвергал всё сомнению, отождествлял материю с пространством, разум критерий истины (т.к. он рационален и последователен).
Б.Спиноза натуралистический пантеист (природа - бог),довёл понимание материи до субстанции, стоял на позициях детерминизма. Свобода осознанная необходимость, государство как общественный договор.
Г.Лейбниц объективный
идеалист, весь мир состоит из частиц
– монад, им свойственна внутренняя
бесконечность и неисчерпаимость. Через
теологию приходит к связи материи и движения.
13. Р. Декарт
Декарт известен
как естествоиспытатель, создатель
алгебры и аналитической
14. Общественно-политические учения Дж.Локка
ДЖОН ЛОКК (1632—1704)
Английский философ и политический мыслитель, развил государственно-правовые концепции Нового времени также, как и Т.Гоббс, разработал концепцию естественных прав и общественного соглашения. Но он подчеркивал мирный характер людей в естественном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существованию естественных прав людей. Дж. Локк считал, что люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей “минимальные” полномочия, сохраняя при этом индивидуальные особенности.
Государство, по мнению Дж. Локка, возникает там, где свободные люди отказываются от естественного права на самозащиту, на наказание насильников и передают его обществу. Причина, которая заставляет перейти от естественного состояния к гражданскому, состоит в ненадежности прав в естественном состоянии, где акцент смешивается на субъект реализации, а потому право здесь всегда релятивное, подвластное отдельному субъективному духу. Цель государства – это сохранения свободы и собственности, государство ставит своей задачам продуцировать законы, наказывать нарушителей права и защищать граждан от внешних нападений. Поэтому государственная власть делится на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Дж.Локк требовал четкого обособления власти исполнительной от законодательной. Итак, Локк ставит требование четкого распределения власти как основного принципа строительства государства, деятельность которой таким образом, сохраняет естественное право. Во взглядах Дж.Локка на политическое устройство общества наблюдается стремления приспособить теорию к той формы правления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 года.
Согласно Дж.Локком, власть делится на законодательную, исполнительную и федеративную. Первая устанавливает нормы поведения граждан. Друга принимает меры относительно применения законов, а третья определяет отношения государства с другими государствами. Судебную власть Дж.Локк не отмежует от исполнительной.
Суть локковськой концепции заключается в том, что он постулирует неразрывную взаимозависимость основных политических и экономических прав человека. Без частной собственности человек не в состоянии удовлетворить свои нужды как человека. Дж. Локк выступает фактически как теоретик конституционных прав, при которых законы и исполнительная власть подчинены правовой форме государства и естественному праву. Локк – защитник политических прав и свобод человека и гражданин, как таких, что вытекают из естественных прав, становятся ограничителями полномочий государства. Дихотомия, “ лицо-государство” решается Локком в пользу первого элемента – лица. Права человека преобладают над любыми.
Основные
политические взгляды
Дж. Локка : первичным видом человеческого
единения считал “естественное состояние”,
в котором люди являются свободными и
равными, руководствуются естественным
законом, установленным Богом; потребность
в регламентации отношений собственности
становится главной причиной формирования
общества; отказавшись от части своих
естественных прав, люди заключают между
собой общественный договор, образовав
гражданское, а потом и политическое общество
(государство); государство выступает
гарантом естественных прав, суверенитет
замыкается за народом; гарантия воплощения
свободы – равный для всех, обязательный
и постоянный закон; общество и государство
– не одно и тоже, общество может создать
другую, более совершенную власть; необходимый
раздел полномочий между законодательной
и исполнительной властью.
15. Особенности французского материализма 18 века
Особеностью французского материализма 18 века была ориентация на естествознание, прежде всего на механику. Именно механистическая картина мира легла в основу представлений Гольдбаха, Гельвеция и Ламетри о мире человеке и познании.
Ламетри (1709 - 1751), французский философ, врач. Первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма. Заболев горячкой и наблюдая во время болезни за собственными мыслями и ощущениями, он занялся изучением вопроса о взаимоотношении души и тела и пришел к заключению, что душа – всего лишь функция сердца и мозга. В сочинении "Человек-машина" (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. Ламетри доказывал, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, не показали, что тело неспособно к мышлению. Идеи возникают только тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств. Низшие животные также имеют органы чувств, а человек отличается от животных только количественно – большей степенью чувствительности и ума. Душа прекращает существование после смерти тела. Чувственное наслаждение является целью жизни, а у добродетели не может быть иного основания, кроме любви человека к самому себе.
Согласно Гольбаху реально не существует ничего, кроме материи. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Свободу воли Гольбах отрицал ввиду причинной обусловленности поведения людей. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах, исходя из материалистического сенсуализма, считал источником познания ощущения; познание является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов.
Д. Дидро (1713-1784) В своих работах он обосновывается принципы последовательного материализма, в соответствии с которыми единой реальностью может быть лишь материя и движение. В единый процесс эволюции мира Дидро вмещает существование человека, общества.
Вся природа, в соответствии с взглядами Дидро, находится в постоянном движении и эволюционировании. Все, что существует, когда-то возникло и исчезнет, превращаясь на что-то другое. Разнообразие существующих материальных форм есть главной причиной процесуальности мира.
Дидро отстаивает учение об единстве материи и сознания, высказывает мысль, что в потенциальном виде ощущения есть всеуниверсальным свойством материи. Рассматривая возникновения сознания, ума как исторических явлений, Дидро создает первую эволюцинистическую концепцию становления биологических видов. Однако он рассматривал эволюцию лишь в виде накопления свойств, признаков, которые суммарно дают феномен нового биологического вида. Свою гносеологическую концепцию Дидро строит, руководствуясь принципами сенсуализма (прежде всего — локковского). Он выделяет три вида познания: наблюдение, обдумывание, опыт. Наблюдение собирает факты, обдумывание — комбинирует их, опыт — проверяет результаты этих комбинаций. Не разделяя мысль о том, что мы можем свести мышление человека к ощущениям, Дидро разрабатывает концепцию психической деятельности, в соответствии с которой суждение, чувство не сводятся к элементарным чувствам, а последние - это их условие, а не сущность, условие возникновения психики, а не самая психика.
Вместе с Гельвецием и Гольбахом Дидро обосновывает учение о решающей роли среды для формирования личности. Он считает, что сознательное преобразование окружающей среды есть главным условием улучшения человека, общества. Поэтому сознание законодателей Дидро оценивал как решающий фактор общественного прогресса. Опираясь на теорию "общественного соглашения", он активно доказывает право народа физической силой изменять систему государственного устройства общества.
Материалистическое решение вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств.
Признание подобия
мира и человеческой жизнедеятельности
предопределяет гносеологический оптимизм
материализма в 18 веке. Его представители
убеждены в неограниченности познавательных
возможностей человека.
16. Новоевропейский способ мышления: субъектно-объективная парадигма
Философы Нового
времени осознали, что для осуществления
научного познания и для того, чтобы
научное знание вообще могло состояться
как таковое, необходимо мысленно
противопоставить себя окружающему
миру. Эта мысленная операция противопоставления
осуществляется по принципу «как если
бы...». Познающее «я» ставит себя вне мира,
выделяет себя. Мир же превращается в нечто,
лежащее вне, в подлежащее. Только мысленно
поставив себя в позицию субъекта и, соответственно,
превратив весь мир в противостоящий объект,
можно познавать научно.
Разделение на субъект и объект — факт
многозначительный. Во-первых, он проясняет
глубинные основания западной науки. Во-вторых,
он раскрывает особенности западного
образа мышления в целом.
Эти особенности наиболее ярко обнаружили
себя именно в Новое время. Переход к мышлению
по принципу «субъект-объект» означал
новую ориентацию и самоориентацию человека
в мире и, в конечном итоге, новый способ
существования.