Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:21, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философии".

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

24. Особенности и  основные направления  русской философии

Для России 19век  и начало 20 - это век классики и  в философии и в литературе. Русская философия этого времени - это философия предупреждения, кототрую не услышали. У истоков  русской фил. 19 века стоит Чаадаев. Чаадаев написал серию филосовских  писем. После публикации 1-ого письма, он был объявлен сумасшедшим, редактор сослан в Сибирь. Это был открытый протест против самодержавия и крепостничества. Чаадаев рассматривает каким путем должна идти Россия: путем Запада или своим путем. Идеи Чаадаева развивали и западники и славянофилы. - Киреевский, Самарин, братья Аксаковы. Они обосновывали самобытный путь развития России. В основе прогресса должны лежать православные, которые должны являться основой мировоззрения. Общине, которая гармонизирует личный и общественный интерес и монархия, которая оберегает общество от революций. Славянофилы видели и вскрывали противоречия между властью и обществом, между народом и дворянством. Западники - Герцен, Гроновский, Боткин, Тургенев. Основные идеи: Россия с петровских времен необратима привязан к западу и должна идти по капиталистическому пути. Западники высоко оценивают философию Гегеля, ориентируются на развитие науки, естествознание. В 60-70гг. представителями славянофильской традиции выступили: Аполлон-Григорьев, Достоевский, Страхов. Идеи: почва - глубины народной жизни, из которых выводится самобытный путь России. Достоевский - столько же философ, сколько и писатель. Диалектика его идей воплощается в столкновении героев его произведений. Он рассматривает антропологические проблемы и проблемы оправдания бога. Человек - это противоречие темных и светлых сторон, сознательного и бессознательного. Человек иногда не умеет использовать дарованную ему свободу и тогда в человеке торжествуют темные силы. Часто к истине человек приходит через страдания, преступления и наказания. Человек не может прожить без бога. Потеря веры в бога иногда превращается в человека-божество. Достоевский большую роль отдавал христианству. Он ценил красоту, но считал, что красоту надо защищать. Достоевский делит историю человечества на 3 части: патриархальность, цивилизация, христианство. Социализм Достоевский оценивал лишь как путь внешнего устроения человечества. Главное же - нравственное самоусовершенствование. Толстой (1828-1910) пережил духовный кризис и пришел к религиозному пониманию жизни. Он отлучен от церкви, так как он отвергает церковное истолкование истин Иисуса. Идеи Толстого - панморализм (чистая тирания морали), в личности должно подавляться все, а главенствовать только моральное сознание. Идеи панморализма Толстой проводит в воспитании и в семейной жизни. Толстой противопоставлял добро и красоту. Искусство, особенно музыка, обладает роковой силой, несовместимой с добротой. Толстой раскрывает основную проблему современности, проблему всей культуры. 

25. Категория бытия

Бытие – философская  категория, которая фиксирует существование  и взаимосвязь предметов и  явлений (людей, состояний, идей, мира в  целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено  в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, которых большинство людей воспринимают как объективеую реальность, которая существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистическая позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, так как с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б)специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивидуальное духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: рефлексы,  подсознательное, интуиция. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе. 

26. Категория материя,  учение о движении, пространстве, времени

Материя (латинский вещество) – фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем.

Началом формирования понятия Материя явился переход  от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира – первоматерии.

Сначала качественное многообразие мира выводили из какого-либо одного тоже качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элемента, например, из воды или огня. Но уже  Демокрит заметил, что с помощью  одного качественно определенного вещества невозможно объяснить происхождение другого. Ни один элемент не содержал своего принципа превращения и сам должен был быть объяснен как обладающий данным качеством.

Возникла идея атомарного строения мира, т.е. такого, в основе которого лежали чувственно не воспринимаемые частицы – атомы. Атомы также истолковывались как вещество. Разнообразие всего сущего зависит от разных типов взаимодействий между атомами. Такая дискретная картина мира просуществовала вплоть до конца 19 века. На ней основана механика Ньютона, периодическая система Менделеева. Атомарное представление о Материи лежит в основе механистического материализма. Кризис атомистики нарастал вместе с ее триумфом: открытие строения атома, поля (особенно поле, существующее независимо от Материи, как самостоятельная физическая реальность), радиоактивный распад атомов. Общественное мнение повернулось к идеализму, так как материализм традиционно был связан с механистически-вещественным понятием материи.

Кризисная ситуация нашла свое разрешение в концепции диалектического материализма. Ленин дал диалектическое определение Материи, основываясь на том, что путь к ее диалектическому пониманию лежит не в перечислении ее свойств, а в соотнесении ее с сознанием. Ленин: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. Таким образом, единственное свойство материи, с признанием которого связан диалектический материализм есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Движение – это способ существования материи: быть – значит быть в движении.

В самом общем  виде Движение – это изменение  вообще, всякое взаимодействие материальных объектов.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. Пространство и время обладают своими свойствами. Пространство обладает трехмерностью, оно симметрично, то есть нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат), пространство изотропно, то есть нет привилегированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, то есть не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, так как ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, то есть время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по другие подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения. Есть две теории относительности: Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса движения. Пространство и время меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Единство  материи, движения, пространства и времени: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении. 

27. Проблема сознания  в философии

Признание в  материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов.

Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности, идеальности сознания. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое и т.д. в природе как таковые не существуют, они идеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов. Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро, справедливость и т.д.)

Поэтому под  идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в голове данного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие — объективную (существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность (стоимость, справедливость).

Как же решается проблема сознания?

Уже в  древности существовало представление о самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга.

Для субъективного  идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией.

Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить  это свойство — одна из главных  проблем для материализма.

Данная проблема существует и в естествознании. Это  психофизиологическая проблема — как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга и психофизическая проблема — как связаны психика и материальные процессы в веществе мозга.

Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга.

Это свойство в  неживой природе слабо выражено, например, железо изменяет внутреннюю структуру под воздействием магнита  и т.п. У растений — это уже  раздражимость, у животных — это  чувствительность и далее сложная  психика у позвоночных, особенно обезьян.

Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека — для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения  этой качественно новой психики  — сознания.

Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ  вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга. Ф. Энгельс также утверждал, что основной вопрос философии имеет вторую сторону — это вопрос о познаваемости мира. Наряду с теми, кто признавал возможность безграничного познания мира, существовали и те философы, которые отрицали такую возможность или ограничивали ее. Они получили название агностиков. Такое понимание основного вопроса философии и деления философских учений, исходя из решения в них основного вопроса философии, закрепилось в марксизме.

В западной философии  этот вопрос не считался основным. В  качестве основного в разное время  признавались другие вопросы. Например, в неопозитивизме основным вопросом и основной задачей философии является логический и лингвистический анализ текста. Экзистенциализм главным считает постижение существования человека и т.д. 

28. Основные законы  и принципы диалектики

Принципы диалектики: 1) принцип всеобщей связи 2)принцип развития;

3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип  системности

Закон – это общая необходимая и существенная, повторяющаяся связь явлений, процессов, обуславливающая их существование и развитие.

Два вида законов.

1. Законы природы, на основе слепо действующих стихийных сил, существуют независимо от человека

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"