Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:17, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

философ.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Собирая факты  ученый должен уметь на их основе строить  обобщения. Свой метод Бэкон характеризует как новую логику, как новый инструмент, новое орудие, как новый органон.

Для Бэкона главное –  это индукция. Индукция – логическое рассуждение, идущее от знания повторяющегося признака у отдельных явлений к выводу о принадлежности этого признака всем явлениям определенного класса. Полная и неполная индукция. Бэконовская индукция ведет от эксперимента к аксиоме

Рационализм.  Декарт

Как и Бэкон, Декарт критиковал схоластику и теологию.Декарт отстаивал идею всемогущества и непогрешимости разума.

рационализм акцент делает на методологическом принципе – сомнение. Принцип звучит так: «Если я мыслю, следовательно, существую». Принцип призывал всё подвергать сомнению, кроме того, что сознание существует. Основа – интуиция и дедукция. Если я мыслю, след., существую, выражает внутреннюю достоверность сознания или самодостоверность, внутреннюю убежденность, истинность которой должна быть исследована.

Как руководствоваться самодостоверностью:

1.Нельзя принимать  любую вещь за истину.

2.в любом вопросе  идти от простого к сложному.

3.Рассматривать  вопрос как можно полнее, чтобы  всё было уточнено.

Основу познания составляет достоверность мышления. Внутренняя достоверность мышления есть критерий достоверности вещей, она есть основа познания. Внутренняя убежденность или достоверность должна быть объяснена. Декарт исходил из внутренней достоверности математики. Аксиомы (параллельные прямые не пересекаются, 180 градусов сумма углов в треугольнике и т.д.), идеальные объекты (числа, фигуры). По Декарту истинно то, что понятно. Природа поступает согласно правилам математики, поэтому она закономерна, т.е. ясно и отчетливо познаваема.

Врожденные  идеи. Идеальные объекты врождены изначально. Даны до опыта (аксиоматика, идеальные объекты). Весь мир превращался в математический объект. 

Концепция религии в европейском  Просвещении 18века.

Прежде всего философы отстаивали право самостоятельно судить о проблемах религии. «Два вопроса, - Р. Декарт в 1641,-о Боге и душе - всегда считались мною важнейшими среди тех, которые следует доказывать скорее посредством доводов философии, чем богословия». Б. Спинозы, утверждавшего тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, как причину самой себя. Он «Богословско-политическом трактате» (1670) заложил основы критически-научного прочтения Ветхого Завета. разработка Д. Юмом понятия «естественной религии»: противопоставленное «позитивной» или «исторической религии», оно открывало возможности филос. анализа религии как спекулятивной конструкции, а также эмпирического исследования конкретных религий.  
сыграли нем. мыслители, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер и Г.В.Ф. Гегель. Они предложили понимание религии, ориентированное на разные области сознания — волю (
Кант), чувство (Шлейермахер) и разум (Гегель). Главные черты грядущей «эпохи Просвещения», по Канту, — повсеместное торжество свободного разума, мужество и умение пользоваться собственным умом. Религия, которая не задумываясь объявляет войну разуму, не сможет долго устоять против него. Кант вводит Бога как постулат практического разума («моральное доказательство). Истинная религия — это моральная религия, т.е. «познание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей».

философы стремились постичь сущность религии, разработать ее общую «теорию». Ф.р. Гегеля, в которой религиозные чувства и представления рассматриваются в качестве формы выражения абсолютной истины. Тождественные в своем содержании, философия и религия постигают Бога различными методами, первая — в понятиях, вторая — в представлениях. Религия в гегелевской системе занимает почетное место, но последнее слово принадлежит философии, как более высокой форме познания абсолютного духа. Высшей («абсолютной») религией является христианство, в котором произошло примирение Бога и человека, а религия достигла ступени самосознания. При этом не следует принимать на веру каждое слово Священного Писания или оправдывать любой христианский обряд. Филос. взгляд на религию критичен, он основывается на принципах разума и в отличие от теологии не связан субъективно с верой и откровением, а объективно — с церковью как социальным ин-том.  
Ф.р. была детищем эпохи, когда филос. мысль стремится критически объяснить религию с позиции рационализма и тем самым обрести общезначимый фундамент культуры: если вера разъединяет людей по конфессиям, то разум, напротив, — их общее достояние. Поверхностность такого понимания религии была показана нем. философами, начиная от Канта и кончая Л. Фейербахом, выдвинувшими концепцию «отчуждения», материалистический вариант которой впоследствии был блестяще разработан К. Марксом. 
 

Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

Атеизм –  направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование  Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.

Материализм –  направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:

не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);

не верил в  наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;

считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи;

материя является первопричиной всех вещей, всего  сущего, она вечна, несотворима, реально  существует, изменяется и постоянно  развивается благодаря заложенному  в ней самой свойству – движению;

материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;

познание –  отражение материи самой материей;

источником большинства  знаний являются чувства;

причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;

выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и  частной собственности;

в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. 
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

Жюльен  Ламерти (1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:

полностью отвергал идеализм и теологию;

считал окружающий мир совокупностью различных  проявлений единственной субстанции –  материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;

душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

поскольку материя  самодостаточна, то нет вечной необходимости  в Боге;

выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил  органам чувств;

был утилитаристом  – считал, что смысл жизни человека – личное счастье;

считал частную  собственность гарантией свободы  человека;

идеалом государства  видел «просвещенный абсолютизм».

Дени  Дидро (1713 – 1784) – один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет. 
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:

признавал материю  единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все  единичные вещи;

движение объяснял таким свойством материи, как  разнородность (взаимодействие бесчисленного  множества разнородных частей материи  приводит к движению);

отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;

в основе общества и государства видел «общественный  договор», исходя из которого, отрицал  божественность власти короля и феодалов;

идеалом государства  считал «просвещенную монархию», а  экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

Значение  философии французских  философов-материалистов.

Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического  направление для философии и  для общества в целом в том, что они:

четко выделили два ведущих философских направлениях – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);

освободили философию  от многих религиозных предрассудков;

дали более  реалистическое определение субстанции – материя;

выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи  отражать саму себя;

подвергли критике  доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;

обосновали и  распространили теорию материалистического  сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;

обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;

обосновали идеи социальной справедливости;

идеологически подготовили Великую французскую революцию 
 
 
 
 
 
 
 
 

сущность рационалистической теории познания Канта

Иммануил Кант (1724-1804).

Биография Канта  очень проста и бедна внешними событиями. Вся его жизнь прошла в одном городе – Кенигсберге (ныне Калининград), а научная деятельность – в Кенигсберском университете, где он прошел путь от студента до ректора.Естественнонаучные исследования (анализ концепции Ньютона, небесной механики) заставили Канта сомневаться в методе мышления рационалистов и эмпиристов. Т.е. в правильности научного склада ума.

Эмпиризм основывается на ощущениях, игнорируются теоретические  суждения, всеобщие истины. Рационализм игнорирует чувственный опыт.

Кант создает  философию критической направленности. Предшествующие философы исследовали мир с помощью разума и с помощью чувств, но не исследовали сам разум и сами чувства.Предшествующая философия была догматической, так она не исследовала своих предпосылок. И слепо верила в силу разума (рационализм) или абсолютизировала чувственное познание (эмпиризм, сенсуализм). Способности чувств и границы разума никто не проверял. Критика и есть такая проверка.

Три работы Канта.

“Критика  чистого разума” (1781) обсуждается способность  познания. Это предмет  теории познания.

“Критика практического разума” (1788) рассматривает волю человека. Предмет этики.

“Критика способности  суждения” (1789) исследует прекрасное и целесообразное, а также их взаимосвязь. Учение о прекрасном и возвышенном.

1.Теория познания Процесс познания, по Канту, проходит три ступени:

1)Чувственное  познание

2)Рассудок

3)Разум (теоретический  и практический)

1.1. Чувственное  познание

Рационалисты  и сенсуалисты абсолютизируют одну из сторон познания.

Рационалисты  – разум, а сенсуалисты – чувства.

Получаем две  позиции:

Первая – познание есть результат опыта и деятельности чувств, а разум только видимость.

Вторая –  все истины находятся в разуме, а деятельность чувств только мешает познанию.

Кант считает, что всякое познание начинается с опыта, но опытом не исчерпывается, ибо часть знания порождается самой познавательной способностью, которая дана априорно.

Такими априорными знаниями для чувственного познания являются пространство и время.

Априорный – доопытный, апостериорный – после опыта.

Пространство  и время (с позиции Канта) –  это не объективные формы внешнего мира.

Пространство  и время – априорные, т.е. доопытные  присущие сознанию формы созерцания. Эти формы созерцания упорядочивают  наши восприятия, перцепции.

Пространство  и время – субъективные формы  созерцания, которые накладывает  наше сознание на внешние предметы. Что приводит к упорядочиванию эмпирического  опыта.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"