Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Пример определения электрического тока. Электрический ток –направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц. Характеризуется направлением и силой тока.
Гегель рассматривает логические переходы, взаимосвязи от одного понятия к другому.
Учение о бытие: бытие, небытие, становление. (Триада) Три ступени развития.
Учение о сущности: противоречие между содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др. парные категории.
Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств.
Учение о понятии: результат логического познания – это понятие.
Понятие возникает не в результате работы рассудка, а в результате творческой деятельности мышления, которая порождает наличное бытие.
Благодаря понятиям для нас мир и существует.
2.Философия природы.(первое была логика). Механика, физика и органическая физика. (триада)
Свойство природы – движение, т.е. способность порождать саму себя.
Движение – становление, порождающее само себя.
В природе духовное находится в неразвитом виде.
3.Философия духа. Тоже есть триадичность.
Субъективный дух – учение о душе (психология).
Объективный дух – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах.
Абсолютный дух – высшая форма человеческого существования. Абсолютный дух самораскрывается в трех формах: искусство, религия и философия.
Философия Гегеля – система объективного идеализма.
Абсолютизация разума: всё подчинено разуму и связано с ним.
Система Гегеля есть логическое продолжение и завершение традиций рационализма эпохи Нового времени и Просвещения, которые требовали, чтобы всё предстало перед судом разума и доказало свою разумность.
Дух первичен. Он исходная точка. У всякого существующего есть цель – основная цель духа – познание.
Познание – это способ существования духа.
Что познается? Основная задача духа – самопознание. Дух познается через свои дела, поступки. Это для человека.
А что было до человека? Природа выражение бытия духа.
Дух на пути самопознания, действуя изменяется, то есть становится своей противоположностью – материальным миром (природой). Природа – есть инобытие духа.
Дух -> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание народа) -> Абсолютная идея
Это этапы проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание), государство (сознание народа).
Слабый дух у народа – нет государства, сильный дух – есть государство.
Абсолютная идея – новое состояние, в котором дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя.
Самопознание – есть процесс развития. Природа не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового разума, открытие основных законов движения.
Формы осознания абсолютной идеи:
1.Мифология
2.Мировые религии. Бог для Гегеля – мировой разум. Бог у Гегеля абсолютно постижим.
3.Наука. Законы.
Философия права.
Практически все философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть озабочены проблемой связи с живой жизнью человека.
По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.
Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.
Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.
Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.
Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.
Одним из последователей
Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл
Маркс.
Философия религии Фейербаха
Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) первоначально увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике
идеализм есть не
что иное, как рационализированная религия,
а философия и религия по самому их существу
противоположны друг другу. В основе религии
лежит вера в догматы, тогда как в основе
философии - знание, стремление раскрыть
действительную природу вещей. Поэтому
первейшую задачу философии Фейербах
видит в критике религии, в разоблачении
тех иллюзий, которые составляют сущность
религиозного сознания. Религия и близкая
к ней по духу идеалистическая философия
возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания
Богу тех атрибутов, которые в действительности
принадлежат самому человеку. "Бесконечная
или божественная сущность, - пишет Фейербах
в сочинении "Сущность христианства",
- есть духовная сущность человека, которая,
однако, обособляется от человека и представляется
как самостоятельное существо". Так
возникает трудноискоренимая иллюзия:
подлинный творец Бога - человек - рассматривается
как творение Бога, ставится в зависимость
от последнего и таким образом лишается
свободы и самостоятельности.
Согласно Фейербаху, для освобождения
от религиозных заблуждений необходимо
понять, что человек - не творение Бога,
а часть - и притом наиболее совершенная
- вечной природы.
В этом утверждении - суть антропологизма
Фейербаха. В центре его внимания человек
как психофизическое единство, единство
души и тела. Исходя из такого понимания
человека, Фейербах отвергает его идеалистическую
трактовку, при которой человек рассматривается
прежде всего как духовное существо. Согласно
Фейербаху, тело в его целостности как
раз и составляет сущность человеческого
Я; духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело
- две стороны той реальности, которая
называется организмом. Человеческая
природа, таким образом, толкуется Фейербахом
преимущественно биологически, и отдельный
индивид для него - не исторически-духовное
образование, как у Гегеля, а звено в развитии
человеческого рода.
Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию.
Тем самым в теории познания Фейербах
выступает как сенсуалист, полагая, что
ощущение составляет единственный источник
нашего познания. Только то, что дано нам
через органы чувств - зрение, слух, осязание,
обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной
реальностью. С помощью органов чувств
мы познаем как физические объекты, так
и психические состояния других людей;
не признавая никакой сверхчувственной
реальности, Фейербах отвергает и возможность
чисто отвлеченного познания с помощью
разума, считая последнее изобретением
идеалистической спекуляции.
Антропологический принцип Фейербаха
в теории познания выражается в том, что
он по-новому интерпретирует само понятие
"объект". По Фейербаху, понятие объекта
первоначально формируется в опыте человеческого
общения, и поэтому первый объект для всякого
человека - это другой человек. Именно
любовь к другому человеку есть путь к
признанию его объективного существования,
а тем самым к признанию существования
вообще внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной
на чувстве любви, возникает альтруистическая
мораль, которая, по убеждению Фейербаха,
должна встать на место иллюзорной связи
с Богом. Любовь к Богу есть лишь отчужденная,
ложная форма подлинной любви - любви к
другим людям.
Антропологизм Фейербаха возник как реакция,
прежде всего, на учение Гегеля, в котором
господство всеобщего над единичным было
доведено до предельной степени. До такой
степени, что отдельная человеческая личность
оказалась исчезающе ничтожным моментом,
который надлежало полностью преодолеть,
чтобы встать на всемирно-историческую
точку зрения "абсолютного духа".
Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического
начала в человеке, от которого в большой
мере абстрагировался немецкий идеализм
после Канта, но которое от человека неотъемлемо.
Людвиг Фейербах (1804-1872) Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828).
“Мысли о смерти и бессмертии”. Основные выводы: отрицание бессмертия души. 1829-30. Книгу опубликовал анонимно, но авторство установили и лишили права преподавания. Научной деятельности не прекратил.
“К критике философии Гегеля”, “Сущность христианства”.
Основной пафос работ – непримиримая критика религии.
Основные идеи Фейербаха:
1.Философия должна
носить не религиозный, а
«Не бог создал человека, а человек создал своего бога!»
На смену вымышленному богу должен прийти реальный человек.
Основная позитивная идея христианства – идея любви.
«Я не предлагаю упразднить религию и бога, я предлагаю сделать их реальными». Религиозное представление – представления человека о самом себе, которым ошибочно приписано действительное существование.
Любовь не к богу (христианство), а любовь к реальному человеку.
2.Нельзя, бессмысленно
рассматривать мышление
Источник духа (сознания) – тело, источник тела – природа, источник природы – материя в целом.
Сознание ß Тело ß Природа ß Материя в целом
У Гегеля: Абс. Идея –> Природа –> Сознание (человек) –> Государство
Природа и есть главная причина сама себе. Единственное бытие – природное бытие.
А поэтому, философия должна начинать не с бога, не с сознания, не с души человека, а с наук о природе, только тогда она не собьется с дороги.
Сущность человека
выражает не положение “Я мыслю, след.,
существую”, а положение: “Я хочу, следовательно,
существую”.
Философия марксизма как диалектический материализм (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)
Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895)
Булгаков С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это легенда. Вершина в немецкой философии – Гегель, все остальное – деградация, так как ни один из последующих авторов на самом деле идей немецкой фил не усвоил.
Маркс и Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.
Именно в XIX веке
по нарастающей увеличивается
Возникает впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы духовной жизни и т.п. уступают полит-экономической тематике.
Появляющийся марксизм отнюдь не оригинален. Направление Маркса – основное среди всех направлений. (Не Маркс его придумал! Он оказался в этой тематике!) Марксизм был подготовлен всей политической и экономической озабоченностью того времени.
Марксизм – типично буржуазное мировоззрение. Основные ценности марксизма: экономика, деньги, товар, промышленность и так далее.
философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетеоретическую основу учения марксизма-ленинизма. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Д. м. — высшая форма современного материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли.
Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих философских систем заключается в том, что её идеи проникают в массы народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе исторической практики народных масс. «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие...» (Маркс К.).
Философия ориентировала рабочий класс на революционное преобразование общества, на создание нового, коммунистического общества.
понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. В этом «переворачивании» заключается коренное отличие диалектики Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма. В «Анти-Дюринге» Энгельс писал: «Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся ее в материалистическое понимание природы и истории».
Новым, высшим этапом в развитии марксистской философии является теоретическая деятельность В. И. Ленина. Защита Д. м. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Д. м. были у Ленина теснейшим образом связаны с разработкой теории социалистической революции, учения о диктатуре пролетариата, о революционной партии, о союзе рабочего класса с крестьянством, о социалистическом государстве, о строительстве социализма и о переходе от социализма к коммунизму.
Разработка Д. м. органически сочеталась у Ленина с применением диалектического метода к конкретному анализу достижений естествознания. Обобщая новейшие достижения естествознания с точки зрения Д. м., Ленин выяснил причины методологического кризиса в физике и указал пути его преодоления: «Материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 324). Развивая Д. м. в борьбе против идеалистических направлений философской мысли, Ленин углубил понимание основных категорий материалистической диалектики и прежде всего категории материи. Обобщив достижения науки, философии и общественной практики, Ленин сформулировал определение материи в единстве его онтологической и гносеологической сторон, подчёркивая, что единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.
Ленин разработал
основные проблемы теории