Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:17, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

философ.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Пример определения  электрического тока. Электрический ток –направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц. Характеризуется направлением и силой тока.

Гегель рассматривает  логические переходы, взаимосвязи от одного понятия к другому.

Учение  о бытие: бытие, небытие, становление. (Триада) Три ступени развития.

Учение  о сущности: противоречие между содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др. парные категории.

Сущность (также  «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств.

Учение  о понятии: результат логического познания – это понятие.

Понятие возникает  не в результате работы рассудка, а  в результате творческой деятельности мышления, которая порождает наличное бытие.

Благодаря понятиям для нас мир и существует.

2.Философия  природы.(первое была логика). Механика, физика и органическая физика. (триада)

Свойство  природы – движение, т.е. способность порождать саму себя.

Движение –  становление, порождающее само себя.

В природе духовное находится в неразвитом виде.

3.Философия  духа. Тоже есть триадичность.

Субъективный  дух – учение о душе (психология).

Объективный дух  – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах.

Абсолютный дух  – высшая форма человеческого  существования. Абсолютный дух самораскрывается в трех формах: искусство, религия и философия.

Философия Гегеля – система  объективного идеализма.

Абсолютизация разума: всё подчинено разуму и связано с ним.

Система Гегеля есть логическое продолжение и завершение традиций рационализма эпохи Нового времени и Просвещения, которые требовали, чтобы всё предстало перед судом разума и доказало свою разумность.

Дух первичен. Он исходная точка. У всякого существующего есть цель – основная цель духа – познание.

Познание – это способ существования духа.

Что познается? Основная задача духа – самопознание. Дух познается через свои дела, поступки. Это для человека.

А что было до человека? Природа выражение бытия  духа.

Дух на пути самопознания, действуя изменяется, то есть становится своей противоположностью – материальным миром (природой). Природа – есть инобытие духа.

Дух -> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание народа) -> Абсолютная идея

Это этапы проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание), государство (сознание народа).

Слабый дух  у народа – нет государства, сильный  дух – есть государство.

Абсолютная  идея – новое состояние, в котором дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя.

Самопознание – есть процесс развития. Природа не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового разума, открытие основных законов движения.

Формы осознания абсолютной идеи:

1.Мифология

2.Мировые религии.  Бог для Гегеля – мировой  разум. Бог у Гегеля абсолютно  постижим.

3.Наука. Законы.

Философия права.

Практически все  философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть озабочены  проблемой связи с живой жизнью человека.

По Гегелю моральные  отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.

Индивид проявляет  себя в действиях – это его  способ существования для других индивидов.

Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.

Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены  им и задумывались им.

Действующий человек  является разумным человеком ровно  на столько, насколько он продумывает  свои действия и последствия своих  действий.

Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс. 

Философия религии Фейербаха

Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) первоначально увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике

идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. "Бесконечная или божественная сущность, - пишет Фейербах в сочинении "Сущность христианства", - есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо". Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - человек - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности.  
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.  
В этом утверждении - суть антропологизма Фейербаха. В центре его внимания человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого Я; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.  
Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Тем самым в теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей; не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.  
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие "объект". По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.  
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.  
Антропологизм Фейербаха возник как реакция, прежде всего, на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения "абсолютного духа". Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от человека неотъемлемо.
 
 

Людвиг Фейербах (1804-1872) Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828).

“Мысли о  смерти и бессмертии”. Основные выводы: отрицание бессмертия души. 1829-30. Книгу  опубликовал анонимно, но авторство  установили и лишили права преподавания. Научной деятельности не прекратил.

“К критике  философии Гегеля”, “Сущность христианства”.

Основной пафос  работ – непримиримая критика  религии.

Основные идеи Фейербаха:

1.Философия должна  носить не религиозный, а антропологический  характер; и состоять в тесном союзе не с религией, которой она не нужна, а с естествознанием, наукой.

«Не бог создал человека, а человек создал своего бога!» 

На смену вымышленному богу должен прийти реальный человек.

Основная позитивная идея христианства – идея любви.

«Я не предлагаю  упразднить религию и бога, я предлагаю  сделать их реальными». Религиозное  представление – представления  человека о самом себе, которым  ошибочно приписано действительное существование.

Любовь не к  богу (христианство), а любовь к реальному человеку.

2.Нельзя, бессмысленно  рассматривать мышление человека  в отрыве от его жизни (что  и делал Гегель).

Источник духа (сознания) – тело, источник тела –  природа, источник природы – материя  в целом.

Сознание ß Тело ß Природа ß Материя в целом

У Гегеля: Абс. Идея –> Природа –> Сознание (человек) –> Государство

Природа и есть главная причина сама себе. Единственное бытие – природное бытие.

А поэтому, философия  должна начинать не с бога, не с сознания, не с души человека, а с наук о  природе, только тогда она не собьется с дороги.

Сущность человека выражает не положение “Я мыслю, след., существую”, а положение: “Я хочу, следовательно, существую”. 
 

Философия марксизма как  диалектический материализм  (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895)

Булгаков С.Н.: Маркс не вышел из Гегеля, это  легенда. Вершина в немецкой философии  – Гегель, все остальное –  деградация, так как ни один из последующих  авторов на самом деле идей немецкой фил не усвоил.

Маркс и Фейербах – прямые наследники философии французского Просвещения.

Именно в XIX веке по нарастающей увеличивается число  работ в научной литературе, посвященных  экономической тематике. Это связано  с интенсивным развитием промышленности, капитализма.

Возникает впечатление, что именно экономические вопросы являются ключевыми в человеческой жизни, то есть они позволяют изменять и направлять жизнь. Возникает мнение, что именно производство и распределение благ – самое главное в обществе. Вопросы духовной жизни и т.п. уступают полит-экономической тематике.

Появляющийся  марксизм отнюдь не оригинален. Направление  Маркса – основное среди всех направлений. (Не Маркс его придумал! Он оказался в этой тематике!) Марксизм был подготовлен  всей политической и экономической  озабоченностью того времени.

Марксизм –  типично буржуазное мировоззрение. Основные ценности марксизма: экономика, деньги, товар, промышленность и так  далее.

философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод  познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетеоретическую основу учения марксизма-ленинизма. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Д. м. — высшая форма современного материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли.

Принципиальное  отличие философии марксизма  от всех предшествующих философских  систем заключается в том, что  её идеи проникают в массы народа, реализуются ими; сама же она развивается  именно на основе исторической практики народных масс. «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие...» (Маркс К.).

Философия ориентировала  рабочий класс на революционное  преобразование общества, на создание нового, коммунистического общества.

понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. В этом «переворачивании» заключается коренное отличие диалектики Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма. В «Анти-Дюринге» Энгельс писал: «Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся ее в материалистическое понимание природы и истории». 

Новым, высшим этапом в развитии марксистской философии  является теоретическая деятельность В. И. Ленина. Защита Д. м. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Д. м. были у Ленина теснейшим образом связаны с разработкой теории социалистической революции, учения о диктатуре пролетариата, о революционной партии, о союзе рабочего класса с крестьянством, о социалистическом государстве, о строительстве социализма и о переходе от социализма к коммунизму.        

 Разработка Д. м. органически сочеталась у Ленина с применением диалектического метода к конкретному анализу достижений естествознания. Обобщая новейшие достижения естествознания с точки зрения Д. м., Ленин выяснил причины методологического кризиса в физике и указал пути его преодоления: «Материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 324). Развивая Д. м. в борьбе против идеалистических направлений философской мысли, Ленин углубил понимание основных категорий материалистической диалектики и прежде всего категории материи. Обобщив достижения науки, философии и общественной практики, Ленин сформулировал определение материи в единстве его онтологической и гносеологической сторон, подчёркивая, что единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.        

 Ленин разработал  основные проблемы теории отражения,  творчески развил учение марксизма  о роли общественной практики  в теории познания, подчеркнув, что  «точка зрения жизни, практики  должна быть первой и основной  точкой зрения теории познания» (там же, с. 145). Анализируя главные ступени человеческого познания и рассматривая практику как основу процесса познания и как критерий истины, Ленин показал, что познание идёт от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.        

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"