Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:17, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

философ.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Философия экзистенционализма: общая характеристика

Карл Ясперс (1883-1969) «Истоки истории и ее цель»,

Мартин Хайдеггер (1889-1976) «Бытие и время», индивидуальное простраство-время,

Ж-П. Сартр (1905-1980) «Бытие и ничто», проблема выбора,

Альберт Камю (1913-1960) «Бунтующий человек», проблема смысла жизни.)

Экзистенциализм направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал  зарождаться еще в середине XIX в., а в 20-е – 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

1. уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

2. разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

3. проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

4. проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

5. проблема бессмысленности жизни;

6. проблема внутреннего выбора;

7. проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего - места в жизни.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Серен Кьеркегор (1813 - 1855).

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, к его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

1. Существование  (existentia, лат. существование) в экзистенциализме обозначает всегда именно человеческое существование. Стол существованием не обладает.

2. Экзистенция  – наша душа, наш внутренний мир, проявляет себя в чувствах, переживаниях, эмоциях, специфический человеческий способ существовать в мире.

Человек есть несовпадение с самим собой, "беспрерывная неустойчивость", постоянное выступание вовне, в мир.

Человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, и он "должен быть тем, что он есть", а не "просто быть".

Подлинная экзистенция – это быть человеческой личностью.

Центральные понятия (категории) этой философии, это  понятия:

Страх, смерть, свобода  и выбор, вина и любовь В разных чувствах экзистенция проявляет себя с разной интенсивностью.

Чувство страха С наибольшей интенсивностью экзистенция проявляет себя в чувстве страха.

Чувство страха является одним из универсальных, это  чисто человеческое чувство. Боязнь связана, прежде всего, с чем-то определенным. Мы боимся неизвестности, наказания, боимся опасности (например, болезни), оскорбления. Боязнь имеет степень интенсивности: больше, меньше.Страх не связан с определенным предметом. Он выражается в чувстве тревоги как таковой (когда конкретно бояться нечего). Страх это всегда страх перед «ничто». Когда он проходит, мы говорим: «а ничего и не было».Страх есть выражение чисто человеческой природы. Значение страха в том, что лишь в прохождении через страх возможно достижение подлинного существования. (Тревога) Страх – это испытания (наряду со смертью), которое мы должны выдержать. Смерть, страх придают человеку значение.

Кьеркегор: «Страх – это головокружение от свободы». От неопределенности.

Философия свободы и этика  экзистенционализма (К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю)

1. Общие понятия  экзистенциализма.

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал  зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

2. Факторы, способствовавшие  возникновению и развитию экзистенциализма.

Актуализации  и расцвету экзистенциализма в 20-е  – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие  причины:

нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

бурный рост науки и техники и использование  технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);

опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая  катастрофа);

усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

бессилие человека перед природой техногенным обществом.

3. Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ  на эти явления. Можно выделить следующие  проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты:

уникальность  человеческой личности, глубина его  чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

разительное противоречие между человеческим внутренним миром  и окружающей жизнью;

проблема отчуждения человека (общество, государство стали  для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

проблема одиночества, заброшенности человека (человек  одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

проблема бессмысленности  жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Лучшими представителями  экзистенциализма ХХ в., собственно создавшими его, были:

 Философия К. Ясперса.

Карл Яспер (1883 – 1969) – немецкий философ – был  одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в ХХ в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году – после окончания первой мировой войны).

Согласно Ясперу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкается с трансцендентальностью – высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно  или неосознанно  направлена к трансцеденциик полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так  называемые «шифры» трансцендентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу; смерть – конечность бытия.

 

Философия Ж.П. Сартра.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 – 1980) – проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».

«Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание  активности – свобода.

Человек находит  свою свободу и проявляет ее в  выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь –  цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная  особыми «узлами» - экзистенциональными  решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.

По Сартру, свобода  человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку  он способен хотеть. Например, сидящий  в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»).

Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой

 

Философия А. Камю.

Альберт Камю (1913 – 1960) сделал главной проблемой своей  экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис  философа – жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей  живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей  жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или  поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований). Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

соприкосновение со смертью – при соприкосновении  со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для  человека, - увлечения, карьера, богатство  – теряет свою актуальность и кажется  бессмысленным, не стоящим самого бытия;

соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»). В итоге смысл жизни, по Камю, находится не в самом существовании человека

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"