Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:15, шпаргалка
Философия(любовь к мудрости)–«навигатор» общая теория мира и человека в нем. цель: определить свое место в мире. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом
№1-Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. Философия(любовь к мудрости)–«навигатор» общая теория мира и человека в нем. цель: определить свое место в мире. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. «карта навигатора».Споры, что такое предмет философии продолжаются. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии». Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:1)«Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом2)»Познаваем ли мир»? Первый из этих вопросов относится к сфере онтологии, второй — гносеологии. Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления. Структура-Традиционно философия включает: -онтологию — учением о бытии (Парменид)- гносеологию — учение о познании(Д. Юм, Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн)-аксиологию - учение о ценностях (С. Кьеркегор, Ф. Ницше-антропологию— учение о человеке, историю философии, этику, эстетику. (А.Камю)-методологию - способ достижения цели-социальную философию – изучение проблем общества-филос. истории – изучение развития общества Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,методы, логико-понятийный аппарат;• однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
| №2-Мировоззрение. Его структура и функции. Мировоззрение —совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.Мировоззрение-это то, как люди думают об окружающем мире, как они видят культуру, чем руководствуются в своих взглядах.Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Структура: «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным); Типы:-обыденное(Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия) -религиозное (Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей )-философское(одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теорияили наука.) Структура мировоззрения определяет его функции: Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.
| №3 Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-21-го века- мифологический Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения. религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
| №4Философия Древнего ВостокаСередина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание
Общими чертами, которые были свойственны философии мира Древнего Востока, являются следующие. Во-первых, они характеризовались неполным отделением от предфилософии. Во-вторых, древневосточную философию характеризовало то, что естественнонаучные знания существенным, адекватным образом в философии не отражались. В-третьих, этой философии свойственен традиционализм. Философия Востока отвергала сомнения, базировалась на преемственности поколений и постоянстве традиций.Первые философские учения возникли в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. Здесь на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже появилась письменность, что означало появление зачатков абстрактной мысли. Народы Древнего Востока в этот период еще не имели упорядоченных философских систем, но уровень развития наук и искусства был уже очень высок.
| №5 Философские традиции ИндииИндийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед ("знание". веды-главные священные книги в Индии) , возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода: - ведический период (1500—500 гг. до н. э.), собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы и других вед, означающего «видеть» или «знать . Материалистическое направление-чарвака-учение из 4-ех начал(земля,вода,огонь,воздух)
|
59.Методология социального прогнозирования - основаны на трех способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития к-рых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (в предположении, что и на определенную перспективу эти тенденции сохранятся без существенных изменений). Во-вторых, это оценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления (прежде всего экспертной оценки) . В-третьих, это моделирование прогнозируемых явлений (понимая в данном случае под моделью всякое условное, упрощенное для удобства исследования, схематическое представление об объекте прогноза - упорядоченную совокупность показателей, сценарий возможного или желательного развития событий и т. д. вплоть до строго формализованных математич. моделей-уравнений). Все три способа выделяются условно, ибо образуют органич. единство: любая экстраполяция, логич. или статистич., представляет собой, по сути дела, прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка - это прежде всего экстраполяция в том или ином модельном представлении, любая прогнозная модель заключает в себе экстраполяцию и оценку. Все методы прогнозирования (а их только в соц. прогнозировании выявлено теоретически или потенциально возможных свыше полутора сотен) представляют собой, по существу, различн. комбинации элементов перечисленных выше способов получения информации о будущем. Несколько методов относятся к общенаучным, напр., прогнозирование по аналогии (логич. экстраполяция), прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного, аналитич. или синтетич. характера и т. д. Практически в арсенал М.с.п. входят все методы социология, исследований - изучение документальных источников и литературы, включенное и невключенное наблюдение, опросы населения и экспертов, эксперимент постановочный и эксперимент постфактум, моделирование схематич. и математическое. Многие методы относятся к меж- или интернаучным, применяемым в ряде научн. дисциплин, напр., методы регрессионного или факторного анализа, очных и заочных коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др. Нек-рые методы являются частнонаучн., т. е. относятся лишь к к.-л. одной научн. дисциплине - напр. опросы населения в социологии, проективные тесты в психологии и др. Согласно принятой классификации методов прогнозирования (охватывающей методы научно-технич. и соц.-экономич. прогнозирования, без учета специфики агро-, гидрометеорологических и ряда др. естественно-науч. прогнозов), все методы по степени формализации делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографич.). Последние применяются только в тех случаях, когда величина периода упреждения прогноза укладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т. е. когда не ожидается никаких существенных, качеств, изменений в его развитии. Во всех остальных случаях, включая качеств, изменения или такую сложность объекта, при к-рой учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходится полагаться на интуицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиболее простых случаях прогнозирования. Интуитивные М.с.п. делятся на группы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. К первым относятся методы интервью, аналитич. докладных записок, написания прогнозного сценария и др. Ко вторым - методы анкетирования, обсуждения комиссией, "мозговых атак" (коллективной генерации идей) и др. Формализованные М.с.п. делятся на группы экстраполяционных, системно-структурных, ассоциативных методов и методов опережающей информации. К первым относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, вероятностного моделирования и адаптивного сглаживания. Ко вторым - методы функ-ционально-иерархич. моделирования, морфоло-гич. анализа, сетевого моделирования, структурной аналогии, матричный метод. К третьим - методы имитационного моделирования и исто-рико-логич. анализа. К четвертым - методы анализа потоков публикаций, оценки значимости открытий, изобретений, нововведений, анализа патентной или аналогичной ей информации.
| 60 футурология как наука и образ мышления Сам термин (от лат. futurum – будущее, logos – наука) впервые появился в 1943 г. и его предложил эмигрировавший в США до Второй мировой войны немецкий социолог О. Флехтхайм. В широком смысле это общая концепция будущего Земли и человечества, а в узком – отрасль научных знаний, которая изучает тенденции социальных процессов, синоним слов «прогнозирование» и «прогностика». Радикальные социальные изменения и кризисы XX в., бурное развитие экономики, науки и техники, глобализация мировых тенденций и новые геополитические сдвиги вызвали потребность в объяснении хода и перспектив, прогнозирования его результатов. В 1960–1970-х гг. XX в. разработаны основные концепции буду-щего: индустриального общества, постиндустриального общества, информационного общества, «технотронной эры», «процветающего», «организованного», «образованного» и других обществ, теория роста социального развития и формирования новых мировых систем (теория нового мирового порядка), концепция социальных изменений социологии, теория социального действия. Среди известных футурологов можно назвать имена Т. Парсонса, Д. Белла, Г. Кана, Э. Тоффлера, Т. Джонса, Дж. Форестера, Б. де Жю-венеля, Э. Шумахера, И. Валлерстайна и др. Исторически в западной футурологии существуют два основных направления исследования будущего. Первое, имеющее более длительную традицию, так называемое пессимистическое, увязывает развитие общества с чередой кризисов и катастроф, которые неизбежно отразятся на человеческом социуме и приведут его к гибели. В своей основе оно разделяется на ряд школ и тенденций: футурология поворотного будущего, проектирования моделей мирового развития, гуманистическая группа, футурология гуманистически ориентированных естествоиспытателей. Второе направление – оптимистическое, представлено сциентистской прогностической группой, Комиссией 2000 года и др. Оно в целом придерживается оптимистической интерпретации будущего при условии проведения государствами всевозможных реформ,при-чем их необходимость обусловлена самим ходом развития экономики, производства, управления, науки, иными словами всего хозяйства, что не может не отразиться на человеке и обществе. В том, что исследование будущего целесообразно и необходимо, сомнений уже нет. В нем присутствует заинтересованность человека и общества той предполагаемой ситуацией, которая предвидится, так как ее формирование будет сопряжено со многими факторами. За основу в футурологических исследованиях берется экономика (и это вполне оправданно): она есть центральный пункт и главное направление прогнозирующей деятельности. Государственное стиму-лирование экономического роста и научно-технического прогресса рассматривается в качестве основного средства ослабления экономических и социальных потрясений, которые и далее будут сопровождать это развитие. Экономика есть та основа, на которой строится благополучие общества в целом и отдельного человека в частности. Теперь в любом государстве осуществляется планирующая деятельность, имеется разнообразная статистика, на основании которой анализируется современная ситуация и делаются предсказания дальнейшего развития. Управление социальными процессами, ихпро-гнозирование носит определяющий характер, ибо человек создает экономический потенциал в государстве и ему важно знать, как его деятельность будет оценена и как она отразится на его жизни. В этом отношении выше говорилось о том, что является значимым и определяющим для человека, личности, индивида. Речь шла о проблемах, стимулах, мотивах. В этом и состоит методика изучения социального прогнозирования, которая проводится по различным направлениям общественной жизни. Люди живут в обществе, государстве и в этом отношении они тоже предъявляют определенные требования, может быть даже заставляют человека заниматься тем, что ему не нравится. Кстати, следует отметить и такую особенность, что общественные интересы не всегда равнозначны государственным и такое соотношение в будущем приводит к глубоким социальным потрясениям. Идеальный вариант, когда и те, и другие совпадают. Тогда говорят о развитии экономики, которая неизбежно влечет за собой рост благосостояния общества и, как следствие, отдельного человекаПодводя итог сказанному, следует еще отметить, что социальное прогнозирование – это особый способ включения гуманитарно ориентированной науки в практику выработки и принятия управленческих решений. Цель такого рода деятельности состоит в том, чтобы избежать серьезных антрополого-экологических просчетов, чтобы прогнозы законодательного, правового, экономического, инженерно-технического, образовательного и прочего характера были в научном отношении достаточно продуманны и обоснованны. Это и определяет необходимость и значимость футурологии как науки.
|
№6Философские традиции КитаяВ древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди .В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы существовало шесть основных философских школ:
| №7Античная философия:от мифов к логосуАнтичная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес(философ и математик из Милета.Малой Азии .Представитель ионической натурфилософии(философию природы) и основатель (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки.)Демокрит,Эпикур,Левкипп
| №8 Философия СредневековьяСредневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.Теоцентризм- (богоцентризм)все сущее определяет Бог. Патристика и схоластика
| №9Философия Возрождения
| №10Философия нового времени:эмпиризм,рационализм,
|
№11 Немецкая классическая философия:Кант, Гегель, Фейербах XVIII—XIX веков-нового времени.Характеризуется-1)
| №12Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории.1)Является классической философией
| №13 Неклассическая философия и ее основные направления. Постнеклассическая философия. Начиная с 19в.развиваетсянеклас.фил.:пос Наряду с философией марксизма формируются немарксистские течения неклассической философии.Если для сциентистских течений разрыв с классическими традициями связан с отрицанием философско-мировоззренческих проблем, с попыткой заменить философию специальными науками, то течения аитисциентизма характеризуются иррационализмом и критикой интеллекта. Вместе с тем некоторые философские школы стремятся сохранить традиции классической философии, выступая под лозунгами «назад к Канту!» и «назад к Гегелю!» С середины XX века заметно возрос интерес философов к проблемам взаимодействия общества и природы, к осмыслению результатов и путей развития современной цивилизации. -экзистенциализм (направление в философии, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.Развивался параллельно родственным направлениям философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.)Достоевский-мог описать свой внутренний мир. Философия на Западе была самым влиятельным течением. Содержал в себе крупные соц.сотрясения(1,2 мировые войны,которые сопровождались насилием,смертью миллионов людей)Фил.экзистэнц.савила задачу осмыслить события 20в.(создать универсальную картину человеческого сущ., которая бы объясняла картину насилия и жестокости)Представители: Основная идея-идея экзистенц.мышления(связанного с субъектом) Рассматривает не проблемы науки,а чел.бытия:1)человек помимо своей воли заброшен в этот мир 2)бытия человека живет в состоянии страха…в процессе усвоения культуры. «Жизнь есть ни что иное ,как шаг к смерти»Понимание жизни происходит в пограничной ситуации(войны,борьбы,страха, Проблемы экзист.1)проблема свободы2)неистинного существования3)бегства от свободы -герменевтика(Наука о понимании,БогГермес-охоты, -неопозитивизм()Для понимания исторических текстов,а также исторической культуры.Для понимания необходимо от текста перейти к контексту(войти в то время(стать на место другого человека)) Специфика неклас.фил. 1)отсутствует основной вопрос фил.Основной предмет фил.-человек.Культура в котором идеальное и материальное-едино 2)Человек рассматривается расширенно.На ряду с разумом человек вмещает в себя боль,желания,фобии,переживания Гносеология рассматривает процесс познания человека,как частичный случай освоения мира. В неклас.фил:-иррационализм(-ир-
| Билет №14 Аналитическая философия — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах(США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия) Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее: (a) Определенный стиль философского мышленияориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук (b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Позитивизм-философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.Основные черты-все проверять опытом, вера в прогресс науки -первый позитивизм(класс.)Огюст Конт(единственным источником познания является опыт.суждений канта не сужествует(знания до опыта)) -второй позитивизм(Цель-очистить опыт.ЭрнстМах.РихардАвенариус( -третий позитивизм(логический)полу новые знания путем анализа понятий.Г.Фреге(треугольник фреге,зависит от контекста все)Рассел и Виттгенштейн(все наши знания из опыта)
| №15 Философия коммуникативного действия Фил.машин 1)может ли машины решить проблемы,который человек использует при размышлении? 2)может ли машина иметь разум,сознание?Может ли чувствовать? 3)Одинакова ли природа человеческого и искуственного интеллекта?является ли чел.мозг-компьютером? Искусственный интелект:слабый(такой как разум или во многом уступает?)Сильный(чел.разум+ искуственному интеллекту) Эпистемалогия-о структуре знания Наиболее горячие споры в философии искусственного интеллекта вызывает вопрос возможности мышления творения человеческих рук. Вопрос «Может ли машина мыслить?», который подтолкнул исследователей к созданию науки о моделировании человеческого разума, был поставлен Аланом Тьюрингом в 1950 году. Две основных точки зрения на этот вопрос носят названия гипотез сильного и слабого искусственного интеллекта. Напротив, сторонники слабого ИИ предпочитают рассматривать программы лишь как инструмент, позволяющий решать те или иные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей. В своем мысленном эксперименте «Китайская комната», Джон Сёрль показывает, что даже прохождение теста Тьюринга может не являться достаточным критерием наличия у машины подлинного процесса мышления. Мышление есть процесс обработки находящейся в памяти информации: анализ, синтез и самопрограммирование.
|
№ 16 синергетика Проблема самоорганизации материальных систем в 20 веке стала одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Но обе эти области исследования имеют дело, в основном, с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов. Решение этой задачи взяла на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой (основоположники Г.Хакен и И. Пригожин 1969г.), - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых системах. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующих структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., но суть этих процессов удалось раскрыть позже, в частности, на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении. Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Можно утверждать, что именно синергетика на настоящий момент является наиболее общей теорией самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизмы структурогенеза, в её рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем. Центральными понятиями являются: неустойчивость, нелинейность, неравновесность, открытость, альтернативность, хаос, случайность, точка бифуркации (точка ветвления), диссипативная структура (структура, существующая на грани порядка и беспорядка).
| №17 фил.мысль на территорииБеларуси.этапы её становления Фил. культура на тер-ии Беларуси сформировалась в период Средневековья благодаря выдающимся греко-православным просветителям – К. Туровскому, К. Смолятичу, Е. Полоцкой. В период Возрождения оформляются идеалы, заложившие основы духовности и национального самосознания нашего народа. Наиболее значительной фигурой этой эпохи сегодня единодушно признается Франциск Скорина.Он – первый белорусский первопечатник, гуманист и ученый. Его жизненный и творческий путь является наглядным примером синтеза культур Востока и Запада.Скорина создает в Праге издательство, в котором им были напечатаны и прокомментированы 23 книги Библии. Вернувшись на родину, он создает в Вильно новое издательство, оборудовав в доме одного из своих меценатов типографию, в которой он на церковном языке выпускает ряд книг Библии С середины XVI в. на белорусских землях, входивших в состав ВКЛ, приобретает необычайную мощь реформационное движение, которое возглавлял Миколай Радзивил Черный. Помимо него Реформацию поддержала значительная часть белорусско-литовской аристократии, в том числе и такие могущественные магнаты, как Астафей Волович и Лев Сапега Теснейшим образом с социально-политическими процессами, происходившими в этот период в ВКЛ, оказались связаны жизнь и творческая деятельность целого ряда беларуских реформаторов:Сымона Будного ,Василя Тяпинского ,Андрея Волана. Они отстаивали идеи духовной свободы и религиозной терпимости,которые в дальнейшем подхватывались новыми поколениями мыслителей. разворачивает на Беларуси свою деятельность Сымон Будны, знаменитый философ, историк, филолог и религиозный реформатор. В 1558 г. он приезжает в столицу ВКЛ Вильно, где занимает пост катехизиста (преподавателя протестантской общины). Вскоре со своими друзьями основывает в Несвиже типографию, из которой выходят в свет две его работы на старобелорусском языке «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом. к 1572 г. завершает работу над переводом Нового Завета. в 1574 г. из его типографии выходит Новый Завет с предисловиями и комментариями философа Практически в одно время с Будным и Тяпинским еще одним идеологом белорусской Реформации выступает Андрей Волан. для Волана характерен акцент на разработку главным образом правовой тематики. Законы, издаваемые в государстве, по его мнению, должны соответствовать природному разуму, а это, в свою очередь, станет возможным, если они будут соединены с идеей общего блага граждан. С середины XVIII в. в Беларуси ослабевают позиции схоластики. Среди ее мыслителей зреет осознание того, что необходимы какие-то срочные шаги для преодоления назревшего кризиса. Выразителями этих настроений становятся философы-эклектики Антон Скарульский,Бенедикт Добшевич,Казимир Нарбут. Виднейшим представителем Просвещения в Беларуси был Аниол Довгирд. Для Довгирда неприемлемы и чужды идеи радикальных французских просветителей, многие из к-ых стояли на позициях деизма или даже явного атеизма.Он целиком пребывает в рамках зап-христ-ой традиции, и даже увлечение точными науками не выводит его за пределы этой традиции. В ХIХ в. отечественная философия находилась под влиянием романтизма, герменевтики, демократических идей(филоматы, филареты – А. Мицкевич, Я. Чачот, Т. Зан, И. Домейко, В. Врублев-ский, К. Калиновский).В ХХ ст. в системе высшего образования господствовала марксистская философия (Д. Широканов, Ю. Харин, Е. Волчек, А. Зеленков). В постчернобыльскую эпоху актуальными стали вопросы, связанные с экологией (П. Водопьянов), гуманизацией инженерной деятельности (В. Старжинский), модернизацией деятельности (А. Лойко).
| №18 Российская философия 18-20веков В конце XVIII–XIX вв. культурная жизнь России обогатилась расцветом литературы, журналистики,публицистики.
| № 19. Онтология как учение о бытии Парменида считают основателем онтологии – учения о бытии. Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, и его мысль и есть это бытие; так впервые в философии появляется принцип тождества бытия и мышления. В древнеиндийской мифологии представлена чрезвычайно сложная и запутанная картина сотворения мира, в этом мире нет ничего постоянного, все изменчиво и перетекает друг в друга, даже боги могут иметь разные имена и обличья. Тем самым как-бы утверждалось, что истина не известна никому, даже богам. Началом этого мира является асат – небытие, бытие в потенции, которое переходит в сат – бытие («Ригведа»). В религиозно-философских системах понимание бытия определялись кастовой структурой древнеиндийского общества, которая делала невозможной всякую социальную революцию, устранившую бы несправедливость. В Древнем Китае философия вышла из простой и стройной мифологической картины мира. Началом всего китайские философы считали пять первоэлементов – землю, огонь, воду, дерево и металл. Затем появилась теория ци – материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами ян и инь – темным и светлым, теплом и холодом, твердым и мягким и т.д. В даосизме началом всего объявлялось дао( некая пустота, из которой появилось все).Средневековая философская мысль, в условиях господства религиозного мировоззрения, обладающим истинным бытием считала бога, а неистинным – сотворенный им мир. В Новое время в Европе возникает понятие материи – вечно существующей материальной субстанции.философы- Рене Декарт в своем знаменитом тезисе «я мыслю, следовательно, существую», фактически выступил против идеи божественного сотворения человека и мира. Согласно этому тезису, человек своим существованием обязан только акту своей мысли. Выделяются слои реального мира: физически-материальный, органически-живой, душевный, исторически-духовный. Основной онтологический закон формулируется Гартманом так: 1) более низкие принципы являются более сильными, всеносящими и не могут быть сняты более высокой формой; 2) высокие слабее, но в своем novum самостоятельны и воздействуют на низкие. Свобода имеется на каждой ступени, более высокой по отношению к более низкой. Свобода воли как моральной личности – лишь специальный случай, ее можно понять лишь из онтологического закона. Свобода – не снятие существующей определенности, а начало более высокой, поэтому индетерминизм как теория не нужен. Быть или иметь, быть или существовать – в подобных фразах люди выражают свое понимание отличия разных способов человеческого существования: как независимое от мира вещей, как способность противостоять обстоятельствам, а не плыть по течению. В противном случае человек растворяется в мире вещей или становится их рабом. У М. Хайдеггера это называется растворением человека в сущем, забвением бытия, а именно созерцательного – отстраненного – отношения к миру, присущего античному человеку.Ж.-П. Сартр различает бытие-в-себе, как способ существования материальных объектов, и бытие-для-себя, присущее только человеку. Бытие-в-себе означает, что бытие есть то, что оно есть (стол есть стол). Человек начинает свое существование с бытия-в-себе, но в какой-то момент он начинает осознавать себя, и это ведет к прекращению бытия-в-себе, к его ничтожению человек перестает быть частью сущего и выступает в ничто. Это ничто человек и заполняет своей будущей сущностью, своим способом существования, и он для него является подлинным. Религиозное направление (К. Ясперс, Г. Марсель и др.) в экзистенциализме связывает подлинное существование с богом, а задача человека определяется в приближении к нему. В общем, бытие экзистенциалисты определяют как потенциальное, в форме замысла, проекта существования, а реализация превращает его в часть сущего, вынуждая человека постоянно проектировать свое будущее и возвращать тем самым бытие. Поэтому у Хайдеггера забота непреходяща, а у Сартра человеческие качества существуют, только когда они проявляются.
| №20 Пространственно-временная структура материального бытия Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется пространственно-временными характеристиками с конкретными метрологическими, топологическими, физическими, химическими, биологическими свойствами. Философию интересует главный вопрос, связанный с тем, что пространство и время являются обьективной реальностью, отражаемой общественным сознанием в форме перцептуальных, концептуальных, социокультурных представлений. Научные представления о пространстве и времени формируются в предметном поле математики, физики. Философские обьяснения сущности пространства и времени акцентированы на традиции конкуренции субстанциальной и реляционной концепций. В первом случае пространство и время рассматриваются как самодостаточные сущности. Во втором случае они трактуются как атрибуты бытия, непосредственно вытекающие из особенностей обьектов. Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, т.к. и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами. Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуются понятием покоя. О покое можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состояниях и характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два аспекта движения. Характеристики движения своеобразны для каждой сферы бытия, каждой специфической формы его организации. На этом основании выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную фор-мы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а, следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф. Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним. Пространство – это философская категория, отражающая рядоположенность, протяженность, устойчивость конфигурации объектов, их особое место и границу по отношению к другим объектам. Категория пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку бытие структурно, разрежено, дифференцировано на самостоятельные объекты, явления и процессы.Время – это философская категория, отражающая чередование и последовательность, ритм и темп процессов в объектах, длительность бытия самих объектов. Время является важнейшим атрибутом бытия, организующим движение, изменение и развитие мира. Вне понятия движения время было бы бессмысленным. Понятия пространства и времени имеют как общие, так и специфические свойства. К общим свойствам относятся: объективность, бесконечность, неисчерпаемость. Специфические свойства пространства и времени: – пространство характеризует протяженность тел, их расположение и движение относительно друг друга; время – длительность и последовательность происходящих событий; – пространство трехмерно, время одномерно; – пространство обратимо, т.к. возможно движение в прямом и обратном направлениях; время – необратимо, оно направлено от прошлого к настоящему и к будущему. Субстанциальный подход трактует пространство и время как осо-бые первичные, фундаментальные, самостоятельные по отношению к объектам сущности, служащие своеобразным вместилищем мира. Этот подход представлен в творчестве Анаксимандра, пифагорейцев, Гераклита, Демокрита, Ньютона. Уже в древности он подвергался обоснованной критике, но в его рамках были получены важные результаты: выделена протяженность как важнейший параметр пространства, установлена дискретность и непрерывность простран-ственных характеристик бытия. Реляционный (от лат. – отношение, относительный) подход объясняет пространство и время как свойства, характеризующие отношения между телами, объектами, системами, поэтому на разных уровнях организации бытия эти свойства могут изменяться. Реляционный подход обоснован Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, Б. Спинозой, И. Кантом, Н.И. Лобачевским, К.Ф. Гауссом, Г. Рима-ном, А. Эйнштейном. В теории относительности Эйнштейна установ-лена зависимость пространственно-временных характеристик тел от состояния их движения, скорости изменений и системы отсчета.
|
№21 . Диалектика как философская теория развития бытия Эта концепция начала разрабатываться в античной философии. В ее обосновании принимали участие Гераклит, Платон, Аристотель. В ХVІІІ – ХІХ вв. к ее дальнейшему обоснованию приступили представители немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс, Энгельс). Окончательно концепция диалектики была оформлена Гегелем в работе «Наука логики». Маркс и Энгельс осуществили научно-материалистическое истолкование диа-лектики как теории и методологии познания. В конечном итоге выявилась следующая структура диалектики как учение о развитии: – принципы; – законы; – категории. Исследование закономерностей развития,построения теории развития осущ. В рамках диалектики.в фил. Традиции диалектика есть учение о развитии. Само слово «диалектика»греч. По своему происхождению и в переводе означает «искусство вести беседу»,а его употребление в фил.смысле обычно преписывается Сократу:он понимал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения противоположных мнений,как способ ведения фил.диалога,приводящий к истинным определениям понятий. Среднев. Философия наследует от античности этот смысл диалектики:в ней последнее понимается или как логика вообще,или как искусство различения истины и лжи,или же как искусство вести дискуссию. В новоевропейской ф-ии мысли это понятие наполняется новыми смыслами.так гегель по существу впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления,базирующийсяна идеях развития и противоречивости бытия.по его мнению,диалектика противоположна догматической ориентации прежней метафизики.подобное противопоставление диалектики и метафизики было подхвачено и усилено Марксом и Энгельсом. При этом Гегель ,а затем Маркс и Энгельс рассматривали диалектику не только в кач-ве метода познания,но и как всеобщую теорию бытия,как науку о всеобщих законах движения и развития природы,чел. об-ва и мышления. Суммируя всё вышесказанное,можно предположить предельно общее определение диалектики:диалектика есть фил. Учение о развивающемся бытии и метод его познания,основанный на принципах развития и взаимосвязи В истор.развитии диалектики можно выделить 3 основных этапа: 1.древняя диалектика.во многом носит стихийный характер,прослеживаются основные идеи диалектического миропонимания-развития бытия,его целостности,противоречивости т.д 2.идеалистическая диалектика нем.классич. ф-ии(к.18-19в).Гегелем были сформулированы основные законы и категории диалектики как всеобщей теории развития.вместе с этим диалектически развивается у Гегеля лишь духовное,абсолютная идея. 3.материалестическая диалектика.представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы,общества и мышления
| № 22принципы и законы диалектики. менеджмент качества Принципы – это исходные положения, на которых строится теория или концепция. В основе диалектики как концепции лежат следующие принципы: – объективности; – взаимосвязи и взаимодействия; – системности; – развития. Принцип объективности указывает на то, что концепция диалектики строится на основе существующей независимой от сознания людей реальности. Принцип взаимосвязи и взаимодействия подчеркивает ту особен-ность, что диалектика строится на тезисе не просто существования дискретных материальных тел, а их отношения, обусловленного свойствами бытия. Принцип системности (материального единства мира) указывает на то, что диалектика строится на тезисе существования материального бытия как целостности, имеющей определенную организационную составляющую в виде энергии. Принцип развития фиксирует динамику бытия в ее направленности. Законы диалектики отражают закономерности развития материального бытия, связанные: – с источником развития, заключенным в единстве и борьбе противоположностей; – механизмом развития, выражающимся во взаимном переходе количественных и качественных изменений; – преемственностью развития и ее обусловленностью, выражаю-щимися в отрицании отрицания и детерминизме. Законы диалектики имеют разные реакции формулирования. Но независимо от семантических тонкостей речь всегда идет о трех законах:– единства и борьбы противоположностей; – взаимного перехода количественных и качественных изменений; – отрицания отрицания. Каждый закон имеет определенную концептуальную интерпретацию, связанную с категориями. К закону единства (тождества) и борьбы противоположностей применимы категории тождества, про-тиворечия, противоположности, борьбы. К закону взаимного перехода количественных и качественных изменений – категории количества, качества, меры, скачка; к закону отрицания отрицания – отрицания, преемственности. Категории в диалектике, кроме функций, связанных с интерпретацией принципов и законов, выполняют функцию отражения закономерностей развития различных сфер бытия и человеческой деятельности (познания и социальной сферы). Эти категории по преимуществу имеют парный характер. Среди них можно выделить следующие: – единичное и всеобщее; – сущность и явление; – содержание и форма; – возможность и действительность; – необходимость и случайность; – необходимость и свобода; – причина и следствие. Диалектика как концепция характеризуется тем, что применима в онтологии, антропологии, гносеологии, социальной философии, т.е. во всех разделах философии. В этом отношении ее можно рассматривать как универсальную методологию. На аналогичный статус в начале ХХІ в. стала претендовать еще одна концепция развития – синергетическая. В ней акцентировано внимание ученых на развитии с точки зрения системного подхода. Бытие трактуется как некая целостность, характеризующаяся динамикой хаоса и самоорганизации систем. Системный подход значительно дополняет картину развития мира. Однако две концепции не только сосуществуют по принципу допол-нительности, но и находятся в противоречии друг с другом, когда речь идет об интерпретации процессов обусловленности, причин-ности. В диалектике большая роль отводится динамическим закономерностям, в которых доминирует необходимость. В синергетике акцент делается на случайность, хаос, вероятность, наблюдаемую на уровне диссипативных структур. Появление синергетики наряду с диалектикой свидетельствует о том, что реальные процессы развития бытия намного разнообразнее, чем одна-две концепции развития этого же бытия. Возможно, философия придет на каком-то этапе к синтезу концептуальных построений и получит возможность разработки достаточно полной научной картины развития бытия. Таким образом, во второй теме рассмотрены наиболее актуальные проблемы онтологии, касающиеся статики и динамики бытия; рассмотрена структура бытия в форме присущих ему атрибутов; динамика отражена на уровне проблемы развития и отражающих ее концепций – диалектической и синергетической.
| № 23 природа как объкт естественнонаучного и философского познания Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытие, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и развития. Это совокупность естественных условий существования человека и общества. Природа разделяется на живую и неживую. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природа: молекулярный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клеточный, организменный, попу-ляционный, видовой, биоценотический (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема), биосферный. Эти уровни свя-заны как генетически, так и структурно-функционально. Они иерар-хически соподчинены. Законы более высокого уровня не сводимы к законам более низкого.
Философские концепции: – вырабатывают общее представления о мире, а значит и о природе; – о путях ее познания; – о месте и роли человека в мире, в природе. В ходе развития культуры происходила смена систем мировоззренческих взглядов, накапливались данные о природе. Мировоззренческие установки влияют на постановку познавательных задач, выдвижение новых идей. Во многом определяют интерпретацию фундаментальных понятий и теорий, ориентируют и регулируют научный поиск. Особая – диалектическая – трактовка жизни предлагается И. Кан-том. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел. Это и определяет целесообразность их организации. Выражает диалектический взгляд на Вселенную, выдвигает новую космогоническую гипотезу (Канта и Лапласса, построивших теоретическую модель возникновения упоря-доченности Солнечной системы из хаотичности первичной туманности, можно считать первыми «синергетиками»). Кант создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной. В мировоззренческом плане важно, что возникновение жизни на Земле он считает таким же естественным процессом, как и образование планеты. Гегель рассматривает природу как инобытие духа, из чего следует, что сама по себе она не развивается, но может быть представлена как система взаимосвязанных ступеней развития духовной основы мира. Механистическая картина мира господствует в науке до появления электродинамической картины мира (Фарадей, Максвелл). Скла-дывается концепция поля, ставшая фундаментальной в последующей физике. Особое значение для науки о жизни XIX в. приобретает клеточная тория (Т. Шван) и теория эволюции (Ч. Дарвин). Устанавливаются законы развития живой природы. Концепция Ч. Дар-вина содержит в себе серьезные аргументы против механицизма, витализма, телеологизма. На ее основе предлагается естественно-научная трактовка соотношения необходимости и случайности в биологических процессах. Утверждение теории естественного отбора способствует стихийному введению принципов материального единства мира и его развития в основания биологии, широкому распространению естественно-научного материализма. В конце XIX в. физика подходит к необходимости изучения природы на микроуровне. Разрабатывается квантовая теория атома, появляется физика элементарных частиц. Место чисто механического дуализма пустоты и атомов занимает квантово-волновой дуализм.
| 24.Философские концепции современного естествознания.
основная цель современного естествознания - познание мира, формирование нашего личного мировоззрения. Сейчас главная функция современного естествознания - технический прогресс. Современный мир сформировался в ряде факторов, основной из которых Научно-технический Прогресс (НТП). Основные особенности современного мира определяются НТП. Научно-технический Прогресс - основа современной цивилизации. Ему всего 300- 350 лет. Именно тогда возникла индустриальная цивилизация. НТП пропитывает всю цивилизацию (деятельность, жизнь людей). Все связано с НТП, даже культура (создана индустрия размножения продуктов культуры). Следующая цель - видимо - эмоции. НТП вещь двоякая: у него есть как положительные, так и отрицательные черты. Положительные - улучшение комфорта, отрицательные - экологические (комфорт ведет к экологическому кризису) и культурные (в связи с развитием средств общения нет необходимости непосредственного контакта). Отношение к нему тоже двоякое: несмотря на усиленное развитие Научно- технического Прогресса, на уровне культуры нет подобного роста. Даже, напротив, есть полярность. Одни говорят, что наука хорошо, другие - плохо. Приведем результаты опроса по отношению к науке в Англии. 45 % - больше добра (Сциентизм (СЦ)); 38 % - уравновешено. 11 % - больше зла (Антисциентизм (АСЦ)). Раскроем эти два понятия. Сциентизм - мировоззренческая ориентация, восславляющая НТП. Антисциентизм - мировоззренческая ориентация, упрекающая науку за то, что она не может ответить на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Но все-таки основная цель-это человек и еще раз человек! Человек создает окружающий его мир, двигает Научно-технический Прогресс все дальше и дальше, но душа человека, его духовное начало, вот основа всего. Душа-это понятие не материальное, духовное. Без нее человек-это робот, запрограмированный на выживание. Так что же такое мировоззрение? Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение – образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав». И как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Познания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения. Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез – сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.
| №25 концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации Термин «ноосфера» был введен в научную литературу в начале 20-х гг. прошлого столетия Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Под ноосферой они понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над ней. Биосферу рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы. Биосфера, как и любая целостная система, равновесна не только с окружающей средой, но и во взаимодействии частей. Именно это обеспечивает ее существование. Однако это равновесие динамическое. Оно развивается в борьбе противоречивых процессов, от менее к более активному полюсу. Живое вещество биосферы в силу особенностей его структуры выступает как более активный полюс взаимодействия, что определяет преимущественное движение вещества и энергии от неживой природы к органическому миру. Эта тенденция в развитии биосферы значительно усиливается с появлением человечества. Как более высокая, качественно новая ступень развития материи, человеческое общество выходит за пределы живой природы. Качественно особые черты приобретает также измененная им окружающая природа. Это и получило отражение в предложенном Вернадским понятии «ноосфера». Вернадский считал, что с возникновением человечества и развитием его производственной деятельности, оно постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки земли. Он приходит к выводу, что человечество сможет обеспечить свое будущее только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом Ноосфера – это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества и природы. Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Катастрофическое нарастание экологического неблагополучия на Земле в наши дни приводит к осознанию ограниченности и тупиковости этих стратегий. Очевидно, что нельзя делать ставку только на антропогенные или только на витальные природные факторы. Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, четкое понимание закономерностей их сопряженности, коэволюции может стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека–общества и природы. Происходит критический пересмотр всех направлений человеческой активности, а также требований, предъявляемых биосферой. Этими требованиями являются:1) Тем самым открывается новый этап в развитии взаимодействия общества и природы, а также и в истории цивилизации в целом. Если до сих пор понятие «культура» охватывало лишь ту часть природы, которая непосредственно осваивалась человеком, то теперь появляется необходимость распространить его на всю природную среду существования человека, включая биосферу, прилегающие к ней области земных недр и космическое пространство. Новое отношение к природе предполагает качественно новый уровень ее понимания и практического использования. Предметом исследования и основой деятельности становятся также и экологические законы. Преобразование культуры на экологических началах требует радикального изменения всей системы ценностей и прежде всего новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях. Можно выделить следующие аспекты новых ценностных и мировоззренческих ориентаций техногенной культуры: 1)единство человечества и биосферы; 2) ответственность за развитие биосферы в целом;3)природосохраняющая деятельность как главное предназначение человека;4) недопустимость изменения природной сферы во вред как людям, так и другим формам жизни5)соизмеримость человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами;6) гармония социальной эволюции с биологической;7) биосферный принцип мышления, а в перспективе – ноосферный; 8)руководство в своем отношении с миром принципом коэволюции;9) ценность личности, способной обеспечить коэволюцию человека и биосферы;
|