Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

doc.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

1.происхождение  ф-и, круг ее  проблем и функции  в системе культуры.Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я.

Развитие  античн.ф-ии было прервано в результате крушен.рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику. ® Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я природы,чела,самого процесса позн-я.С этого времени ф-ия приобретает статус науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е природных явлений все больше заним-ся сбором фактического материала,его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс фор-мирования наук и выделения их из ф-фии.Сформир. науки занимаются изучением конкретного материала,а ф-ия перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчис-кими??./фил. проблемы:1.онтология(теория позн-я).2.гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология (соц.проблемы).5.этика(учение о морали).6.эстетика(учение о прекрасном).7.антропология(учение о челе). 8.аксиология (уч.о ценностях).9.диалектика(уч.о дей-сти).10. метафизика (уч.о смысле жизни). В зависимости от того,какую роль ф-я выполняла или выполняет в общ-ве,относительно элементов дух. культуры общ-ва,выделяют след.функции:1.лог-ая (содер-жан.ее является анализ понят.,сужден., те-орий с точки зрения их соответствия з-нам логики);2.методолог-ая (закл-ся в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов позн-я предмета);3.эвристическая(теории обознач.обл.исследов. закономерности науч.и техн. творчества)(проявляется в возможности получен.новых зн-й,новых рез-ов исследований в ходе фил.анализа проблемы и путей ее решения).4.мировоззренческая(гл.функция ф-ии т.к.она совпадает с ее осн.содержанием, закл-ся в формировании, систематиз.обоснован., мировозр.знания,в возможности через философ. формировать мировоззрение людей).5. критическая(ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу  всё новых и новых возм. подходов)..О.?.фс. имеет две стороны:1.что первично, что вторично (материальное или духовное? Материа-зм – материальное, идеализм - наоборот),2.познаваемый ли мир (1.да – гносиологический оптимизм или рационализм,2 агностицизм (утверждение канта).

Фу-ии ф-ии в си-ме культ-ры: 1. мировоззренческая (Ф. – ядро мир-ия, кот. Выступает как си-ма взглядов на окр. мир) 2. методологическая (способ познания и отнош. к действит., она связана с формир. у чела представлений о наиб оптимальном образе чел-их действий в разл сферах: науке, принятии реш-ий (особенно важны), ку-ре). 3.гносеологическая (действ-ет в т-ии познания и связ. с выбором наиб. оптим. эффектив. путей познания и поним-ем крит-ев истинности пол. знаний). 4. аксиологическая (предполаг. выработку средствами ф-ии критериев оценки значимости явлений природной, соц. и дух. реальности для чела, соц группы или общ-ва в целам) 5.идеологическая (состоит в обосновании средствами ф-ии идеологии как теорет. сис-мы, отражающ. общ. положение, цели, интересы, идеалы опред. соц. группы). 6. критическая (сост. в выявлении ее средствами заблуждений, догм, устаревш. стереотипов мышления и практич. деятельн., направл. их по ложному пути) 7. Прогностическая ( охватыв. [ представлен. выработан. в рамках ф-ии, отраж. возможн. состояния прир-ых образований и общ-ва, тенденции развития событий  в различ. сферах чел-ой деятельн. и глобальных процессов) 8. Праксиологическая (связана с выявлением и выработкой в русле ф-ии смыслов, осн. направлений, целей, средств и методов чел-ой деятельн.)    

2.Мировоззрение.Мировоз-ие-совок-ть общих предметов о дей-ях,кот.отражают и раскрывают практ.и теорет.отн-е чела к миру.Вкл:жизненные позиции чела,убеждения,идеалы (истина,добро),принципы позн-я и дей-ти(оптимизм), ценно-стные ориентации.Бывает индивид.,общ.,групповое. 2уров-ня:чувственно-эмоциональн.и теоретич.1-ое-цельное осозн-е дей-ти в виде ощущений, восприятий,эмоций.2-ое-интелл. аспект мировоз-я(дей-ть через призму з-нов).

Типы  мировоззрения: 1.Мифологическое ([ представлений о мире, осн. на фантазии и вере в сверхъестеств. силы, их сходство с челом и чел-им поведением. важной особенностью миф. М. явл. фактич. отриц. эвалюции природной реальности и признания одного из видов движения, выраж. в идее вечного круговорота умирания и возрождения самих по себе неизмен. огранизмов и тел.) 2. Религиозное ([ представл-ий о мире и его происхожд., месте в нем чела, основ. на вере с всерхъестественн. Силу и суш. Духов – высшего (совершенного небесного), низшего (несовершенного земного)). .3 Повседневно-обыденное ([ представл-ий о природной и соц. реальности, о самом челе, нормах и эталонах его поведения и деятельности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в разлю сферах жизнидеятельн.) 4. Философское (си-ма рационально обоснованных представл. о мире, месте в нем чела, направленности, принципах и целях его деятельности) 5. Научно-фил-ое (си-ма представл. о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем чела, кот. строится на основе фил-ого осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказ. активн. влияние на ее разв-ие)

В структуре  мировоззрения 3 основные компонента: 1. Познавательная – представление  о происхожд., строении и законах  развития реальности. Это эл-ты научной картины мира, естественно-научных законов, теорий и гипотез астрономии, астрофизики, механики, биологии и др., а также  фрагменты представл. о мироздании, выработанне  в рамках  худ-эстетического освоения действительности.2. Ценностноя – сод. ряд хара-к, выр. значимость явлений дествительн. для чела, также предлагаемый ему набор спецефич. отношений к явлениям природной реальности и другим людям. 3. Деятельностно-поведенческая – [ предпис. челу правил, норм, принципов, эталонов поведения и деятельности. 

Мироощущение  – относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоционально-психологических механизмах. Посредством последних окруж действит может восприниматься челом как гармоничная или неупорядочноя, прекрасная или безобразная, устойчивая или чрезмерно изменчивая и т.д.

Миропонимание – способ восприятия реальности, основанный на интеллектуальных способностях чела. Они обеспечивают более детальное и адекватное представление о реальности, воспроизводящее мир как бы независимым от чела, мир в его собств харак-ках, в отл от мироощущ, кот дает его картину, явно окрашенную субъективными потребностями, интересами, установками и изменчивыми настроениями чела.  

3.ф-я  др.Востока.ФДВ на протяжении неск.тысяче-летий м.б.приурочена к 3м  центрам:древнеинд-ая, древнекит.цивилизации  и  древ.цивилизация  Ср. Вост.ФДВ развилась из мифолог.сюжетов этих цивилизаций.Причины возникновения:1.соц.-экон. (переход  от  меди  к  железу)2.товарно-ден.отн-я. 3.ослабление родоплеменных  связей.4.1ое  гос-во.5. дух.жизнь.В Инд.пр-сс зарождения ф-и наз-ся"эпохой брожения умов".Ф.возникает в Инд.как критика  брах-манизма.Инд.ф-я мысль–древн.в мире.Осн.школы: джайнизм(позн-е мира),буддизм(попытка осознать дух.и телесное),адживика(фатально-натуралистичес-кое уче).Её история начин.с Вед(“ведение, зн-е”),воз-никших,где-то м/д 1-2 тысячилетиями до н.э.Веды-1ые свящ.книги др.Инд.,рез-том дальнейшей разраб-и канонов уч-я стали Брахманы(ритуальные тексты), араньяки("лесные книги для отшельников"),упани-шады("зн-я  полученные  у  ног  учителя".Собствен-но полное воззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах,но 1ые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов.По форме Упанишады обычно пред-ют диалог  мудреца-учителя с учеником,либо с челом ищущим истину.Среди мн.?? о природе,челе и позн-и в Упанишадах доминирует пр-ма первопричи-ны,первоначала бытия,с пом-ю к-ого объясняется происхожд-е всех явлений природы и чела.Центр.?в т-и позн-я Упанишад-разделение зн-я на 2вида:низшее и высшее.1-ое зн-е-это зн-е эмпирической дей-сти,к-ое счит.з-ем отрывочным, фрагментар-ным=>неис-тинным.2ое зн-е–зн-е дух.абсолюта,кот.рассм-ся как вос-приятие бытия в его целостности и гл.ср-вом при-обретением к-ого служит мистич.интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего–эпического периода явл.обширная эпическая поэма“Махабхарат”,кот.сос-тоит из 18 книг,повествующих о борьбе за власть м/д 2я родами.Особо важн.роль в становлении ф.сыграла матема(в неск-о меньшей степени астрономия).Мате-ма в др.Инд.,особенно такие ее разделы,как арифметика,алгебра,достигла очень боль.рез-ов(дос-таточно указать на появл-е здесь позиционной системы счиления и введения нуля).Для древнеинд. школы хар-ны:1.внимание  к ??поиска  сущ-ти  чел.и окруж.мира.2.призн-е тождества м/д микро- и макро-космосом.3.призн-е сущ-ния 4-х уровней бытия: телесный,уровень сост. из  жизн.я,уровень состоящий из созн-я.обобщающее в себе все 3и уровня-"атман".Буддизм–зародился в Инд.в 6-5вв.до н.э., ви-дит освобождение от страданий на пути нравств.со-вершенствования,удаления от  мира  и  достижения  путем особых дух.медитаций и физ.упражнений состояния  нирваны.В 1ых веках нашей эры буддийская религия терпит поражение.В Китае пр-сс зарождения ф-и наз”эпохой борющихся царств”.Зна-менитые древнекит.ф-фы:Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось след.школы:конфуцианство, моизм, легизм,даосизм,инь янь.Для др.Кит.хар-на опо-ра на свящ.книги-“пятикнижие”.Уже в наиболее ранней из книг упоминается 2 принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют 2 взаимодополняющие начала(муж. и жен.).Лао-дзы учил,что каждая вещь,достигнув опред.степени развития, превращается в свою противоположность:неполное-полным,кривое–пря-мым).Эта смена протиположностей рассма-сь как всеобщая закономерность движения вещей,как единый поток,как вечное возникновение и исчезновение.Осн.школы:конфуцианство и даосизм.

Конфуции.Основа - соц.этич. проблемы.Он создает идеал  высоко морального ч-ка.К-ый должен обладать чувством долга и человечностью,став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения.В 1 в.д.н.э. конф-во превратилось в религию,где верховной силой считается небо.Большое место отводится ритуалам.В к.отсутствуют жрецы,обряды выполняют чиновники.Даосизм:5-6 в.д.н.э.Центр.понятие дао- первопричина мира естественный путь по к-ому должны следовать все и все в мире. Даосизм пропо-

ведует  пассивное отн-е к миру,идеал  гармонии ч-ка и космоса,слияние  чка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва,где он просто винтик.В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству. 

4.Антич.ф-я-мн-во фил.учений и школ-начинает склады-ваться в VIIв.дон.э.Формируется под влиянием вост.ми-фологии и фил.учений.Своим хар-ом,содержани-ем и направленностью отличается от них,т.к.явл-ся истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион.картину мирозда-ния.В развитии 4осн.этапа:1.Досократовский(VII—VIвв. до н.э.);2.Классический(V—IVвв.до н.э.);3.Эллинисти-ческий(III-IIвв.до н.э.);4.Римский(Iв.дон.э.-529н.э.).1ые попытки фил.осмысления мира обнаруживаются уже у Гомера.В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины:Никс-универсальная потенция всех состо-яний мира,Океаное-некое праморе и Тетис-жизн. сила. Причины возникновения мира пытается объяснить и Гесиод.Основой всего является Хаос,содержащий в себе всевозможные потенции.Из него возникли все сущие формы бытия:с од.ст.-земля и жизн.сила,с др.-тьма и ночь.Эти правящие силы создали все остальные божества.Стремление ответи-ть на ?,что же является основой мира, постепенно привело к возникновению фил.школ.Существовали 4 разыне школы:1)Фалес,Анак-семандр,Анаксемен,Гераклит-Милетская2)Ксенофан, Парменид,Зенон,Мелисс-Элеаты.3)Пифагор,Алкмеон-пифагорейцы.4)Демокрит,Левкипп-анатомисты.Все они были натуралисты.Материальное начало,кот.они брали за основу имело бож.сущ-ть.Фалес считал первоначалом воду(напр., питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон(безграничное,вечно движущееся,кот.опред-ся поср-вом воздей-я на него некой высшей субстанции (происхожд-е кот.не требует док-ств)).Анаксемен-воздух (вечный,подвижный.Сначала сгущаясь образует облака, затем воду,землю,камни и разрежаясь превращается в огонь).В его учении видна идея перехода кол-ва в кач-во. Гераклит-огонь(1ый подме-тил то,что мир находится в бесконечном изменении,движении,и отсюда вывод,что огонь наиболее подвижный,способный к изменению элемент бытия).Ксенофан-в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущ-ти бога(приписывание ему чел.качеств и св-в.Прогресс этого был в том,что он 1ый понял,что бож-во-безразличная миру сущность,кот. не м.б.наделена св-ами,присущими тем,кто его пытается рассм-ть).Парменид-основа-тель онтологии(учение о бы-тие).Все его учения были в поэмах.Его учение было направлено против учения Гераклита о том,что бытие подвижно, изменчиво.Считал,что бытие конечно, непод-вижно.Все движение,кот.сущ-т-лишь иллюзорная види-мость.1ый встал на путь чистого рационализма,т.е. он говорил,что познать мир возможно только рацион.путем (путем умозаключений)и все чувственное относил к лож-ному.Отрицал сущ-ие небытия. Зенон-последователь Парменида.На доводы оппонентов,утверждавших,что мир подвижен и изменчив приводил“парадоксы”, ставив-шие в отриц.форме диалект.??движения.Для него бытие непротиворечи-во.Пример“парадокса”:стрела,выпущен-ная в др.точ-ку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва.В итоге сумма мн-ва состо-яний покоя может дать только покой,хотя визуально она изменила свое положение относительно началь-ной точки.Пифаго-рейцы-пришли к выводу о том,что колич.отнош-я являются сущностью вещей.Считали первоосновой число.Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр.фигур.Анатомисты счита-ли,что все тела состоят из атомов(конечная недели-мая единица).Атомы+пус-тота-основа всего сущего. Так,по своей природе атом неизменен,то и сущность всего неизменна.Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.2столетия позже-Эпикур.Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из при-зн-я вечности материи.Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутр-е обусловленного откло-нения движение атома от прямой линии,что явилось основой более глуб.взгляда на соотнош-е необходимости и случайности. 

5.Номинализм  и реализм.Средневек.Ф.-ф-я западноев-роп феод общ-ва,развивавшаяся в эпоху от крушения Рим империи(5в.)до возникн-я ранних форм капит.общ-ва(14-15вв.).Падение ант рабовладе-льч.общ-ва сопровож-далось упадком ф-и.Ант.фил. наследие было ут-рачено и оставалось до 2пол 12в.неизвестным ученым Зап.Европы. Господств. идеологией ста-ла религиозная:в Передней Азии, Аравии и арабояз-ых странах-мусульманская,в Евро-пе- хр-ая в 2-х разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа, просвещение перешли в руки церкви,догмы кот. лежали в основе всех представлений о природе,мире и челе.Развитие школ(светских и дух-ых),а с сер12в.и осн-е 1-ых универов(в Италии,Анг,Чехии,Фр)поставили пе-ред ф-ей задачу помочь церкви в фил-ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков стала “слугой богословия”.Роль эту она исполняла уже в дея-ти апологетов-защитников хр-ва против яз-ва, затем в соч.“отцов церкви”.Крупн.из них на Западе- Августин ввел в систему уч-й хр.ф-ии ряд идей неоплатонизма.Др.-для Запада-источником влияния нео-платонизма, приспособленного к задачам хр.идеологии, стали вост.неоплатоники,в их числе так называем.Лже Дионисий Ареопагит(5в.).Важн.роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот,или Эригена.При объяс-нении догм веры перед средневек.фил-ми возникли слож.?? об отн-и единичного к общему и о реальности общего.В зависимости от способа их решения школьная ф-я,получившая название схоластики,выработала ряд точек зрения,осн.среди кот.стали вступившие в борьбу м/д собой уч-я реализма и номинализма.Реализм-направление в средневек схоластике,утверждавшее,что общие понятия(универсалии)имеют реальное сущ-е и предшествуюто сущ-ю ед.вещей.Реализм фактически продолжал линию Платона в решении ? о соотн-ии понятия и объект.мира,общего и ед-го.Р.служил фил.ба-зой католицизма.Виднейшими его пред-лями были  Кен-терберийский и Вильгельм из Шампо.К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский.Против реализма вели борьбу пред-ли номинализма.Эта борьба была выражением борьбы 2-х тенденций в ф-и- материалой(номинализм)и идеалистической(реализм). Номинализм-направление в ср.фил-ии,считавшее общие понятия лишь именами ед-ых предметов.В противопо-ложность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отд.вещи с их индивид. кач-ми.Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах,не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и кач-в.Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако,номиналисты не понимали,что общие понятия отражают реальные кач-ва объективно сущ-их вещей и что ед.вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин,Дунс,Скотт, Оккам. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"