1.происхождение
ф-и, круг ее
проблем и функции
в системе культуры.Термин ф-я
возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами
наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как
к самостоят. цен. чел.позн-я.
Развитие
античн.ф-ии было прервано в результате
крушен.рабовладельческого строя,войн
и т.д.,но это способствовало укреплению
и распространению религии,Р–становится
на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения
привле-чь на свою сторону ф-ов,используя
опыт фил.анализа для обоснования истинности
своего учения.Христ.церковь считает,что
ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это
резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется
задачам религ.воспитания.На бог-ских
дискус-сиях развивается диалектика,породив
совр.логику и схоластику. ® Посте-пенное освобождение
ф-и от диктата и опеки религии вплоть
до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет
того,что многие ф-фы остаются верными
религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я
природы,чела,самого процесса позн-я.С
этого времени ф-ия приобретает статус
науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е
природных явлений все больше заним-ся
сбором фактического материала,его систематизацией
и классификацией и постепенно происходит
процесс фор-мирования наук и выделения
их из ф-фии.Сформир. науки занимаются
изучением конкретного материала,а ф-ия
перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчис-кими??./фил.
проблемы:1.онтология(теория позн-я).2.гносеология
(учение о бытие).3.методология(учение о
развитии).4.социология (соц.проблемы).5.этика(учение
о морали).6.эстетика(учение о прекрасном).7.антропология(учение
о челе). 8.аксиология (уч.о ценностях).9.диалектика(уч.о
дей-сти).10. метафизика (уч.о смысле жизни).
В зависимости от того,какую роль ф-я выполняла
или выполняет в общ-ве,относительно элементов
дух. культуры общ-ва,выделяют след.функции:1.лог-ая
(содер-жан.ее является анализ понят.,сужден.,
те-орий с точки зрения их соответствия
з-нам логики);2.методолог-ая (закл-ся в
сознательном систематическом анализе
и выборе целесообразности путей и методов
позн-я предмета);3.эвристическая(теории
обознач.обл.исследов. закономерности
науч.и техн. творчества)(проявляется в
возможности получен.новых зн-й,новых
рез-ов исследований в ходе фил.анализа
проблемы и путей ее решения).4.мировоззренческая(гл.функция
ф-ии т.к.она совпадает с ее осн.содержанием,
закл-ся в формировании, систематиз.обоснован.,
мировозр.знания,в возможности через философ.
формировать мировоззрение людей).5. критическая(ф-ия
не останавливается на достигнутых результатах,
она постоянно стремиться к выдв. и критическому
анализу всё новых и новых возм. подходов)..О.?.фс.
имеет две стороны:1.что первично, что вторично
(материальное или духовное? Материа-зм
– материальное, идеализм - наоборот),2.познаваемый
ли мир (1.да – гносиологический оптимизм
или рационализм,2 агностицизм (утверждение
канта).
Фу-ии
ф-ии в си-ме культ-ры:
1. мировоззренческая (Ф. – ядро мир-ия,
кот. Выступает как си-ма взглядов на окр.
мир) 2. методологическая (способ познания
и отнош. к действит., она связана с формир.
у чела представлений о наиб оптимальном
образе чел-их действий в разл сферах:
науке, принятии реш-ий (особенно важны),
ку-ре). 3.гносеологическая (действ-ет в
т-ии познания и связ. с выбором наиб. оптим.
эффектив. путей познания и поним-ем крит-ев
истинности пол. знаний). 4. аксиологическая
(предполаг. выработку средствами ф-ии
критериев оценки значимости явлений
природной, соц. и дух. реальности для чела,
соц группы или общ-ва в целам) 5.идеологическая
(состоит в обосновании средствами ф-ии
идеологии как теорет. сис-мы, отражающ.
общ. положение, цели, интересы, идеалы
опред. соц. группы). 6. критическая (сост.
в выявлении ее средствами заблуждений,
догм, устаревш. стереотипов мышления
и практич. деятельн., направл. их по ложному
пути) 7. Прогностическая ( охватыв. [ представлен.
выработан. в рамках ф-ии, отраж. возможн.
состояния прир-ых образований и общ-ва,
тенденции развития событий в различ.
сферах чел-ой деятельн. и глобальных процессов)
8. Праксиологическая (связана с выявлением
и выработкой в русле ф-ии смыслов, осн.
направлений, целей, средств и методов
чел-ой деятельн.)
2.Мировоззрение.Мировоз-ие-совок-ть
общих предметов о дей-ях,кот.отражают
и раскрывают практ.и теорет.отн-е чела
к миру.Вкл:жизненные позиции чела,убеждения,идеалы
(истина,добро),принципы позн-я и дей-ти(оптимизм),
ценно-стные ориентации.Бывает индивид.,общ.,групповое.
2уров-ня:чувственно-эмоциональн.и теоретич.1-ое-цельное
осозн-е дей-ти в виде ощущений, восприятий,эмоций.2-ое-интелл.
аспект мировоз-я(дей-ть через призму з-нов).
Типы
мировоззрения:
1.Мифологическое ([ представлений о мире,
осн. на фантазии и вере в сверхъестеств.
силы, их сходство с челом и чел-им поведением.
важной особенностью миф. М. явл. фактич.
отриц. эвалюции природной реальности
и признания одного из видов движения,
выраж. в идее вечного круговорота умирания
и возрождения самих по себе неизмен. огранизмов
и тел.) 2. Религиозное ([ представл-ий о
мире и его происхожд., месте в нем чела,
основ. на вере с всерхъестественн. Силу
и суш. Духов – высшего (совершенного небесного),
низшего (несовершенного земного)). .3 Повседневно-обыденное
([ представл-ий о природной и соц. реальности,
о самом челе, нормах и эталонах его поведения
и деятельности, основанных на здравом
смысле и повседневном опыте многих поколений
в разлю сферах жизнидеятельн.) 4. Философское
(си-ма рационально обоснованных представл.
о мире, месте в нем чела, направленности,
принципах и целях его деятельности) 5.
Научно-фил-ое (си-ма представл. о мире,
его структурной организации и развитии,
месте и роли в нем чела, кот. строится
на основе фил-ого осмысления научных
данных, развивается вместе с наукой и
оказ. активн. влияние на ее разв-ие)
В структуре
мировоззрения 3 основные компонента:
1. Познавательная – представление
о происхожд., строении и законах
развития реальности. Это эл-ты научной
картины мира, естественно-научных законов,
теорий и гипотез астрономии, астрофизики,
механики, биологии и др., а также фрагменты
представл. о мироздании, выработанне
в рамках худ-эстетического освоения
действительности.2. Ценностноя – сод.
ряд хара-к, выр. значимость явлений дествительн.
для чела, также предлагаемый ему набор
спецефич. отношений к явлениям природной
реальности и другим людям. 3. Деятельностно-поведенческая
– [ предпис. челу правил, норм, принципов,
эталонов поведения и деятельности.
Мироощущение
– относительно самостоятельный
способ восприятия реальности, основанный
на эмоционально-психологических механизмах.
Посредством последних окруж действит
может восприниматься челом как гармоничная
или неупорядочноя, прекрасная или безобразная,
устойчивая или чрезмерно изменчивая
и т.д.
Миропонимание
– способ восприятия реальности, основанный
на интеллектуальных способностях чела.
Они обеспечивают более детальное и адекватное
представление о реальности, воспроизводящее
мир как бы независимым от чела, мир в его
собств харак-ках, в отл от мироощущ, кот
дает его картину, явно окрашенную субъективными
потребностями, интересами, установками
и изменчивыми настроениями чела.
3.ф-я
др.Востока.ФДВ на протяжении неск.тысяче-летий
м.б.приурочена к 3м центрам:древнеинд-ая,
древнекит.цивилизации и древ.цивилизация
Ср. Вост.ФДВ развилась из мифолог.сюжетов
этих цивилизаций.Причины возникновения:1.соц.-экон.
(переход от меди к железу)2.товарно-ден.отн-я.
3.ослабление родоплеменных связей.4.1ое
гос-во.5. дух.жизнь.В Инд.пр-сс зарождения
ф-и наз-ся"эпохой брожения умов".Ф.возникает
в Инд.как критика брах-манизма.Инд.ф-я
мысль–древн.в мире.Осн.школы: джайнизм(позн-е
мира),буддизм(попытка осознать дух.и телесное),адживика(фатально-натуралистичес-кое
уче).Её история начин.с Вед(“ведение,
зн-е”),воз-никших,где-то м/д 1-2 тысячилетиями
до н.э.Веды-1ые свящ.книги др.Инд.,рез-том
дальнейшей разраб-и канонов уч-я стали
Брахманы(ритуальные тексты), араньяки("лесные
книги для отшельников"),упани-шады("зн-я
полученные у ног учителя".Собствен-но
полное воззрение Др.Индии наиболее полное
отражение получили в Упанишадах,но 1ые
проблески фил.подхода прослеживаются
уже в сборниках ведических гимнов.По
форме Упанишады обычно пред-ют диалог
мудреца-учителя с учеником,либо с челом
ищущим истину.Среди мн.?? о природе,челе
и позн-и в Упанишадах доминирует пр-ма
первопричи-ны,первоначала бытия,с пом-ю
к-ого объясняется происхожд-е всех явлений
природы и чела.Центр.?в т-и позн-я Упанишад-разделение
зн-я на 2вида:низшее и высшее.1-ое зн-е-это
зн-е эмпирической дей-сти,к-ое счит.з-ем
отрывочным, фрагментар-ным=>неис-тинным.2ое
зн-е–зн-е дух.абсолюта,кот.рассм-ся как
вос-приятие бытия в его целостности и
гл.ср-вом при-обретением к-ого служит
мистич.интуиция;Именно это зн-е дает власть
над миром.Осн-м источником фил.мысли более
позднего–эпического периода явл.обширная
эпическая поэма“Махабхарат”,кот.сос-тоит
из 18 книг,повествующих о борьбе за власть
м/д 2я родами.Особо важн.роль в становлении
ф.сыграла матема(в неск-о меньшей степени
астрономия).Мате-ма в др.Инд.,особенно
такие ее разделы,как арифметика,алгебра,достигла
очень боль.рез-ов(дос-таточно указать
на появл-е здесь позиционной системы
счиления и введения нуля).Для древнеинд.
школы хар-ны:1.внимание к ??поиска
сущ-ти чел.и окруж.мира.2.призн-е тождества
м/д микро- и макро-космосом.3.призн-е сущ-ния
4-х уровней бытия: телесный,уровень сост.
из жизн.я,уровень состоящий из созн-я.обобщающее
в себе все 3и уровня-"атман".Буддизм–зародился
в Инд.в 6-5вв.до н.э., ви-дит освобождение
от страданий на пути нравств.со-вершенствования,удаления
от мира и достижения путем
особых дух.медитаций и физ.упражнений
состояния нирваны.В 1ых веках нашей
эры буддийская религия терпит поражение.В
Китае пр-сс зарождения ф-и наз”эпохой
борющихся царств”.Зна-менитые древнекит.ф-фы:Конфуций
и Лао-дзы.В этот период сложилисось след.школы:конфуцианство,
моизм, легизм,даосизм,инь янь.Для др.Кит.хар-на
опо-ра на свящ.книги-“пятикнижие”.Уже
в наиболее ранней из книг упоминается
2 принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют 2 взаимодополняющие
начала(муж. и жен.).Лао-дзы учил,что каждая
вещь,достигнув опред.степени развития,
превращается в свою противоположность:неполное-полным,кривое–пря-мым).Эта
смена протиположностей рассма-сь как
всеобщая закономерность движения вещей,как
единый поток,как вечное возникновение
и исчезновение.Осн.школы:конфуцианство
и даосизм.
Конфуции.Основа
- соц.этич. проблемы.Он создает идеал
высоко морального ч-ка.К-ый должен обладать
чувством долга и человечностью,став
идеологией правящих классов превратилась
в жестокую сис-му требований обязательных
для исполнения.В 1 в.д.н.э. конф-во превратилось
в религию,где верховной силой считается
небо.Большое место отводится ритуалам.В
к.отсутствуют жрецы,обряды выполняют
чиновники.Даосизм:5-6 в.д.н.э.Центр.понятие
дао- первопричина мира естественный путь
по к-ому должны следовать все и все в мире.
Даосизм пропо-
ведует
пассивное отн-е к миру,идеал
гармонии ч-ка и космоса,слияние
чка с природой и космосом. Стремление
ч-ка ворваться из гос-ва,где он просто
винтик.В этом плане Даосизм противоположен
конфуцианству.
4.Антич.ф-я-мн-во
фил.учений и школ-начинает склады-ваться
в VIIв.дон.э.Формируется под влиянием вост.ми-фологии
и фил.учений.Своим хар-ом,содержани-ем
и направленностью отличается от них,т.к.явл-ся
истор-ки 1ой попыткой
сформировать рацион.картину
мирозда-ния.В развитии 4осн.этапа:1.Досократовский(VII—VIвв.
до н.э.);2.Классический(V—IVвв.до н.э.);3.Эллинисти-ческий(III-IIвв.до
н.э.);4.Римский(Iв.дон.э.-529н.э.).1ые попытки
фил.осмысления мира обнаруживаются уже
у Гомера.В поисках мирового начала он
выделяет 3 его первопричины:Никс-универсальная
потенция всех состо-яний мира,Океаное-некое
праморе и Тетис-жизн. сила. Причины возникновения
мира пытается объяснить и Гесиод.Основой
всего является Хаос,содержащий в себе
всевозможные потенции.Из него возникли
все сущие формы бытия:с од.ст.-земля и
жизн.сила,с др.-тьма и ночь.Эти правящие
силы создали все остальные божества.Стремление
ответи-ть на ?,что же является основой
мира, постепенно привело к возникновению
фил.школ.Существовали 4 разыне школы:1)Фалес,Анак-семандр,Анаксемен,Гераклит-Милетская2)Ксенофан,
Парменид,Зенон,Мелисс-Элеаты.3)Пифагор,Алкмеон-пифагорейцы.4)Демокрит,Левкипп-анатомисты.Все
они были натуралисты.Материальное начало,кот.они
брали за основу имело бож.сущ-ть.Фалес
считал первоначалом воду(напр., питание
всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон(безграничное,вечно
движущееся,кот.опред-ся поср-вом воздей-я
на него некой высшей субстанции (происхожд-е
кот.не требует док-ств)).Анаксемен-воздух
(вечный,подвижный.Сначала сгущаясь образует
облака, затем воду,землю,камни и разрежаясь
превращается в огонь).В его учении видна
идея перехода кол-ва в кач-во. Гераклит-огонь(1ый
подме-тил то,что мир находится в бесконечном
изменении,движении,и отсюда вывод,что
огонь наиболее подвижный,способный к
изменению элемент бытия).Ксенофан-в своих
поэмах критиковал антропоморфное понимание
сущ-ти бога(приписывание ему чел.качеств
и св-в.Прогресс этого был в том,что он
1ый понял,что бож-во-безразличная миру
сущность,кот. не м.б.наделена св-ами,присущими
тем,кто его пытается рассм-ть).Парменид-основа-тель
онтологии(учение о бы-тие).Все его учения
были в поэмах.Его учение было направлено
против учения Гераклита о том,что бытие
подвижно, изменчиво.Считал,что бытие
конечно, непод-вижно.Все движение,кот.сущ-т-лишь
иллюзорная види-мость.1ый встал на путь
чистого рационализма,т.е. он говорил,что
познать мир возможно только рацион.путем
(путем умозаключений)и все чувственное
относил к лож-ному.Отрицал сущ-ие небытия.
Зенон-последователь Парменида.На доводы
оппонентов,утверждавших,что мир подвижен
и изменчив приводил“парадоксы”, ставив-шие
в отриц.форме диалект.??движения.Для него
бытие непротиворечи-во.Пример“парадокса”:стрела,выпущен-ная
в др.точ-ку пространства в каждый момент
времени находится в состоянии покоя относительно
какого-то участка пространтсва.В итоге
сумма мн-ва состо-яний покоя может дать
только покой,хотя визуально она изменила
свое положение относительно началь-ной
точки.Пифаго-рейцы-пришли к выводу о том,что
колич.отнош-я являются сущностью вещей.Считали
первоосновой число.Пытались отобразить
сущность мира с помощью геометр.фигур.Анатомисты
счита-ли,что все тела состоят из атомов(конечная
недели-мая единица).Атомы+пус-тота-основа
всего сущего. Так,по своей природе атом
неизменен,то и сущность всего неизменна.Поср-вом
столкновения атомов возник весь мир.2столетия
позже-Эпикур.Отрицал вмешательство богов
в дела мира и исходил из при-зн-я вечности
материи.Внес изменения в анатомизм: для
объяснения возможности столкновения
атомов вводит понятие внутр-е обусловленного
откло-нения движение атома от прямой
линии,что явилось основой более глуб.взгляда
на соотнош-е необходимости и случайности.
5.Номинализм
и реализм.Средневек.Ф.-ф-я западноев-роп
феод общ-ва,развивавшаяся в эпоху от крушения
Рим империи(5в.)до возникн-я ранних форм
капит.общ-ва(14-15вв.).Падение ант рабовладе-льч.общ-ва
сопровож-далось упадком ф-и.Ант.фил. наследие
было ут-рачено и оставалось до 2пол 12в.неизвестным
ученым Зап.Европы. Господств. идеологией
ста-ла религиозная:в Передней Азии, Аравии
и арабояз-ых странах-мусульманская,в
Евро-пе- хр-ая в 2-х разновидностях (римский
католицизм и византийское православие).
Школа, просвещение перешли в руки церкви,догмы
кот. лежали в основе всех представлений
о природе,мире и челе.Развитие школ(светских
и дух-ых),а с сер12в.и осн-е 1-ых универов(в
Италии,Анг,Чехии,Фр)поставили пе-ред ф-ей
задачу помочь церкви в фил-ом объяснении
и даже обосновании догматов веры. Фил-ия
на несколько веков стала “слугой богословия”.Роль
эту она исполняла уже в дея-ти апологетов-защитников
хр-ва против яз-ва, затем в соч.“отцов
церкви”.Крупн.из них на Западе- Августин
ввел в систему уч-й хр.ф-ии ряд идей неоплатонизма.Др.-для
Запада-источником влияния нео-платонизма,
приспособленного к задачам хр.идеологии,
стали вост.неоплатоники,в их числе так
называем.Лже Дионисий Ареопагит(5в.).Важн.роль
в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн
Скот,или Эригена.При объяс-нении догм
веры перед средневек.фил-ми возникли
слож.?? об отн-и единичного к общему и о
реальности общего.В зависимости от способа
их решения школьная ф-я,получившая название
схоластики,выработала ряд точек зрения,осн.среди
кот.стали вступившие в борьбу м/д собой
уч-я реализма и номинализма.Реализм-направление
в средневек схоластике,утверждавшее,что
общие понятия(универсалии)имеют реальное
сущ-е и предшествуюто сущ-ю ед.вещей.Реализм
фактически продолжал линию Платона в
решении ? о соотн-ии понятия и объект.мира,общего
и ед-го.Р.служил фил.ба-зой католицизма.Виднейшими
его пред-лями были Кен-терберийский
и Вильгельм из Шампо.К этому же направлению
примыкал и Фома Аквинский.Против реализма
вели борьбу пред-ли номинализма.Эта борьба
была выражением борьбы 2-х тенденций в
ф-и- материалой(номинализм)и идеалистической(реализм).
Номинализм-направление в ср.фил-ии,считавшее
общие понятия лишь именами ед-ых предметов.В
противопо-ложность реализму номиналисты
утверждали, что реально сущ-ют только
отд.вещи с их индивид. кач-ми.Общие понятия,
создаваемые нашим мышлением об этих вещах,не
только не сущ-ют независимо от вещей,
но даже не отражают их св-в и кач-в.Номинализм
был связан с материал-ми тенденциями
в признании первичности вещи и вторичности
понятия. Однако,номиналисты не понимали,что
общие понятия отражают реальные кач-ва
объективно сущ-их вещей и что ед.вещи
не отделены от общего, а содержат его
в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были
Росцелин,Дунс,Скотт, Оккам.