Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:15, шпаргалка
Философия(любовь к мудрости)–«навигатор» общая теория мира и человека в нем. цель: определить свое место в мире. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом
26.Человек как предмет философского познания Изменение условий функционирования современного общества ставит в приоритетный ряд научных исследований изучение роли человеческого фактора. В настоящее время считается общепризнанным факт усиления значимости личности, выступающей как главный источник социального прогресса, субъектом которого является активно действующий, созидающий человек.В современной философской антропологии существуют два пути исследования человека: * естественнонаучный – исследовательская позиция предполагает уверенность в том, что человек способен познать сам себя, опираясь на наблюдение, эксперимент и опыт. Человек рассматривается как конечная вещь, предмет с устойчивой структурой. Данный подход распространился в среде естественных наук. Философия пользуется данным подходом, однако учитывает его недостаточность для решения собственных задач; * гуманитарный, предполагающий, что «человек – это тайна». Данный подход возникает в середине XIX в. как новое понимание человека и возможностей его изучения. В ХХ веке он становится лейтмотивом экзистенциализма. Например, испанский философ Xoce Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) утверждал, что человек – необычный предмет познания, отличающийся от всех других природных тел. Он индивидуален, многолик и находится в постоянном изменении. Человека, в отличии от остальных явлений природы, невозможно изучать обычными средствами, такими как объяснение, классификация и подведением под известные причинно-следственные связи (Ортега-и-Гассет, 1991). Подводя итоги изучения философских концепций человека, следует отметить, что человек являлся предметом философского познания, начиная с построения самых древних философских систем и таковым он остаётся и до сих пор. В современной философии также существуют, сохранились и развиваются различные философские концепции человека. В 1990-е гг. в отечественной философской литературе появляются более широкие, целостные концепции человека.
| 27. Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза И. Кант считал, что проблема чел. является основным вопросом Ф. В этом смысле Ф. так или иначе является антропологией, т.е. учением о человеке, о мире человека. Нас же интересует эволюция Ф. взглядов на человека. В Ф. древнего Китая чел. рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тыс. незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. В древнеиндийской Ф.чел. рассматривается как часть космоса, производная от бытия, т.е. в нравственно-этическом аспекте. Античная Греция – родоначальница системы взглядов, признающей ценность чел. как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В средние века проблема чел. приобретает некоторую самоценность. Христианство стало почвой европейской персоналистической традиции. Так, согласно Августину, человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Чел. есть личность, связанная с Богом, подобие Бога, а значит, может обладать волей и направлять ее либо во спасение (к добру), либо к отчаянию (злу). В эпоху Возрождения в качестве высшей ценности рассматривается чел. личность и ее свобода. Духовные явл. проявляют себя как соц.: 1.в индивидуальном развитии,2.в историческом развитии. В человеке происходит отчуждение природной самости. В центре философии Фейербаха – живой конкретный человек, как телесное, психофизическое существо, неотделимое от природы.Ключ к раскрытию тайн человека лежит в раскрытии тайны природы. В марксистской философии человек рассматривается как совокупность всех общественных отношений, как целостное единство биологического, психического и социального уровней. В неклассической философии Кьеркегора- человек – это единство конечного и бесконечного. В своем становлении человек проходит три стадии:1) эстетическую;2) этическую;3) религиозную. Согласно Ф. Ницше: «Человек – существо промежуточное между животным и сверхчеловеком. Человек – путь, канатная дорога над пропастью, ведущая от животного к сверхчеловеку». Фрейд: рассматривал три основных уровня в структуре личности: 1) бессознательное – «Оно» (Ид) – самый нижний и самый мощный пласт, находящийся за пределами сознания, где хранятся прошлый опыт, биологические импульсные влечения и страсти, неосознанные эмоции; 2) на фундаменте бессознательного возвышается небольшой этаж предсознательного, это то, с чем человек постоянно имеет дело, – это его «Я» (Эго); 3) последний этаж – «Сверх-Я» (Супер-Эго) – это сознательное, находящееся над «Я», выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства и культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, религиозные запреты, с которыми человек должен считаться. Главным стражем «Я» является «Сверх-Я». В ответ на греховные, неосознанные побуждения «Сверх-Я» терзает «Я» упреками совести и чувством вины. От «Оно» берет начало все, что именуется психическим, бессознательным. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, удовольствия, оказывает решающее воздействие на поведение человека, определяет его мысли и чувства, а через них – и действия. Человек – это «машина», движимая относительно постоянным комплексом сексуальной энергии (т.е. либидо). Мыслящая жизнь есть величайший творческий эксперимент и тайна бытия. Это самопереживание и самораскрытие. Жизнь многомерна и противоречива. Она не только предельно опасна, но и несказанно прекрасна. Это лучшее, что есть в нашем мире,источник всех наших возможностей. Сама ее хрупкость и единственность делают ее еще более желанной. Жизнь как высшая ценность есть своего рода эквивалент других высших ценностей – свободы, любви, чести, красоты. Смерть есть конец жизни, есть отрицание ее как высшей ценности. Проблема жизни и смерти – вечный спор между стремлением человека к нравственно-достойной жизни и бренностью его физического существования. Глубокий и трагический смысл этих понятий человек чаще всего осознает в так называемых «пограничных ситуациях», в том числе и во время неизлечимой болезни.Близость смерти открывает в жизни неизведанные глубины, делает чувство жизни более обостренным, насыщенным.Хорошо известно: с возрастом цена жизни возрастает, и чем меньше остается жить, тем больше хочется сделать. Не случайно древние мудрецы наставляли: «memento mori» («помни о смерти»), т.е. живи и действуй каждый раз так, как если бы это мгновение было последним. Все значение проблемы смерти состоит в том, чтобы решить проблемы, связанные с жизнью, понять, в чем смысл жизни, как прожить свою жизнь так, чтобы не было чувства неудовлетворенности прожитой жизнью, ощущения ее ненужности. Человек формируется под влиянием совместной деятельности. Связь личности и общества опосредована первичным коллективом: семейным, учебным и трудовым. Таким образом, человек – это родовое понятие, биосоциальное существо. Индивид – конкретный, единичный человек. Личность – общественно развитый человек. Индивидуальность – отражения уникальности и своеобразия личности.
| 28. Личность, ее духовные основания и общество В Ф.чел.как личности выделяют 2 вида знаний: личностное, или интуитивно-наглядное знание, возникшее в недрах мифологического творчества, и надличностное, или абстрактно-теоретическое знание. Как мы выяснили, миф личностен в отличии от теоретического знания как надличностного.Миф насыщен эмоциональностью, картинностью, живописностью. Он олицетворяет, обоготворяет, почитает или ненавидит.Миф намного сильнее разума в понимании «Я».Разум же имеет преимущество в понимании «Ты». Данное сопоставление мифа и разума заставляет признать,1.их взаимную дополнительность,2. Если Ф.,как отмечалось, – это любовь к мудрости, а любовь понимается как страстное, эмоциональное состояние погруженности во внутренний мир другой личности, то такая Ф. есть, во-первых, интуитивное, во-вторых, синтетичное знание этой личности,3.афористичное или метафоричное постижение ее душевно-духовной глубины. Телом и его органами чувств мы воспринимаем мир «физический», или «эмпирический». Этот мир изучает наука и технология. Душа, как показано выше, это личностное, сверхчувственное знание и переживание, то есть «неметрическое», образующее мир «вне-эмпирический», или «метафизический». Дух – это 3 мир: «над»- или «сверх-эмпирический», за пределами как чувственного, так и сверхчув. познания. В этом мире, изучаемом теоретическим мышлением, религией и теософией, открывается, например, такая Высшая Реальность, как Вечность, в которой слиты в каждом ее мгновении прошлое, настоящее и будущее.
| 29. Философские проблемы анализа сознания. Философов всегда интересовало происхождение, сущность, специфика сознания, его отношение к материальному миру. Сознание – чрезвычайно сложный и таинственный феномен. Оно является предметом изучения психологии, антропологии, логики, социологии, нейрофизиологии, кибернетики, информатики. Каждая из этих наук исследует определенные, конкретные свойства сознания. Исторически в Ф.сложилось несколько традиций, анализирующих проблему сознания. В класс. Ф.основными стратегиями исследования являются субстанциональная и функциональная; в постклассической – экзистенциально-феномено- Субстанциональная концепция рассматривает разум как объективное и универсальное свойство сознания, выступающее в качестве формообразующего начала, гарантирующего единство и упорядоченность бытия.Индивидуальное сознание человека рассматривается как проявление Мирового Разума. Функциональная концепция анализа сознания,рассматривала сознание как функцию мозга и отражение действительности и,обращала внимание на активную роль сознания в жизнедеятельности человека. Экзистенциально- Характерной особенностью сознания,явл.направленность на предмет. Сознание всегда есть сознание, направленное на что-то. Но их интересуют не столько сами предметы – являются ли они действительными или вымышленными – а отнесенность сознания к предмету, способы этого отношения. Тезис экзистенциально- Психоаналитическая концепция сознания, рассматривает сознание в единстве с бессознательным, генетически и функционально с ним связанным и оказывающим на него значительное влияние.Фрейд также включал в психику человека сознательное и бессознательное. В бессознательном он вычленял предсознание и собственно бессознательное, которые отделены от сознательного особой психической инстанцией – «цензурой». Цензура выполняет две функции:1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства и мысли;2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании. Предсознание – та часть бессознательного, в которой в той или иной степени сохраняются следы сознательных восприятий, которые могут стать сознанием. К бессознательному относятся инстинкты, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями – в обмолвках, описках, ослышках и т.д. Фрейд подчеркивал, что бессознательное обладает большой жизненной силой. Особое значение он придавал двум основным инстинктам: сексуальному, поддерживающему жизнь, и деструктивному, разрушающему жизнь. Фрейд предложил и модель личности, выделив в ней «Ид» («Оно»), «Эго» («Я») и «Суперэго» («Сверх-Я»). «Ид» – глубинный слой бессознательных влечений и вытесненных чувств и мыслей. «Эго» – сфера сознательного, развивается из «Ид» и является посредником между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью – природой и социальными институтами. «Суперэго» развивается из «Эго» и является судьей и цензором. Оно производит сублимацию – перевод соц. неодобренного в соц. приемлемое. Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения. Отраж. – способность тел, явл. в процессе их взаимодействия изменять свое состояние и сохранять полученную информацию в зависимости от их внутренней природы и условий, в которых это взаимодействие осуществляется.хар-ка процесса отраж.-инфо. Психические формы отражения – образы, мысли отличаются от форм отражения в неорганической природе и от форм отражения биологических существ, не обладающих мозгом, тем, что они приобретают вторичную идеальную форму существования, в которой в преобразованном виде представлена объективная реальность. Псих. отраж. многогранно. Оно представлено как бессознательными формами, так и сознательными. К бессознательным формам относятся: действия, доведенные до автоматизма, сновидения, жесты,позы, и т.д. Сознание – высшая форма псих. отраж.. Оно включает в себя мышление, целеполагание, знания, волю, язык, ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, воображение – создание на основе имеющихся образов, понятий образа будущего; внимание – сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте. Речь и язык – необходимые условия формирования сознания и его развития.Существенным элементом сознания является самосознание– это сознание, обращенное на самого себя, что взглянуть на себя «со стороны». Сознание – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Сознание – это свойственная лишь человеку высшая форма отражения действительности, возникшая в процессе его общественно-исторического развития и проявляющаяся в целесообразной творческой деятельности, направленной на преобразование мира и совершенствование себя.
| 30. Сознание, искусственный интеллект Искусственный интеллект(И.И.)–это качественно новый этап в развитии ЭВМ, когда произошел переход от доминирования программ к доминированию данных в них. От машинного слова, размещенного в одной ячейке памяти ЭВМ, произошел переход к векторам, массивам, файлам, спискам, абстрактным типам данных, выполняющим функцию представления знаний. Речь идет о реализации интерпретируемости, наличии: – классифицируемых связей между знаниями, относящимися к элементу множества, и знаниями об этом множестве; – ситуативных отношений одновременности, нахождение в точке пространства; – специальных процедур обобщения, наполнения имеющихся в системе знаний и т.д. Представление знаний в ЭВМ реализуется на основе создания изоморфной структуры человеческого мышления. Речь идет об имитационной модели, на основе которой в компьютере осуществляется машинный поиск трансформаций модели, соответствующих решению задачи оценки, игры, изобретения, распознавания и т.д.Следующий этап имитации интеллекта заключается в методологии рефлексии. Когда предметом мысли является не только вещь, но и сам факт мышления. В результате произошел переход от классической парадигмы И.И. с характерным для нее жестким целеполаганием к неклассической, с характерной для нее глубокой рефлексией, позволяющей ЭВМ оценивать предыдущие знания и цели (модель рефлексии). Системы И.И., используя заложенные в них правила переработки информации, вырабатывают схемы целесообразных действий на основе анализа моделей, хранящихся в их памяти. Способность перестройки этих моделей, т.е. к самообучению, является признаком эволюции этих систем. Ключевая роль в разработке программ принадлежит программистам. Определенный уровень представления знаний создает спектр использования компьютерных технологий в сетевом, системотехническом плане. Одним из направлений являются интеллектуальные робототехнические системы, неизменный элемент гибких производственных систем, систем безопасности. ЭВМ работает сразу в режиме нескольких законов – физического (электродинамики), информационных (преобразования информации), технических (морального и физического старения). В рамках информационного закона решаются задачи: – создания устройств, выполняющих большое число логических операций с высоким быстродействием; – разработки проблемно-ориентированных языков для использования ЭВМ; – построения имитационных моделей жесткого или нежесткого решения постановленной задачи. Задача развития И.И.связана и с определенными техническими вопросами. Мощности ЭВМ достаточны, но необходима особая структура оперативной памяти. Решение этой задачи идет по пути машинного интеллекта и искусственного разума. Техническая кибернетика, в отличии от теоретической кибернетики, занята проблемами автоматизации технологических процессов, управлением сложными техническими комплексами, разработкой автоматизированных систем технологического и административного управлениям,систем автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированных систем управления научными исследованиями и экспериментами (АСНИ)и др. Технические возможности кибернетики значительно увеличатся с применением нанотехнологий, оптических структур (не электронов, а диотонов). И.И.является техническая система, которая решает задачи и способна к самообучению на основе трансформации математических моделей, имитирующих реальность. Под математическим моделированием следует понимать описание в виде уравнений и неравенств реальных процессов. Кибернетическое моделирование является разновидностью математического моделирования.
|
31.Виртуальная реальность и искусственный интеллект.(+30 вопрос)
Виртуа́льная реа́льность, ВР, искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности (от лат. virtus — воображаемый, мнимый и лат. realis — вещественный, действительный, существующий; англ. virtual reality, VR) — созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку (посетителю этого мира) через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени. Объекты виртуальной реальности обычно ведут себя близко к поведению аналогичных объектов материальной реальности. Пользователь может воздействовать на эти объекты в согласии с реальными законами физики (гравитация, свойства воды, столкновение с предметами, отражение и т. п.). Однако часто в развлекательных целях пользователям виртуальных миров позволяется больше, чем возможно в реальной жизни (например: летать, создавать любые предметы и т. п.)[1] Не следует путать виртуальную реальность с дополненной. Их коренное различие в том, что виртуальная конструирует новый искусственный мир, а дополненная реальность лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального. Философское понятие Философия абстрагирует идею виртуальной реальности от её технического воплощения. Виртуальную реальность можно толковать как совокупность моделируемых реальными процессами объектов [12], содержание и форма которых не совпадает с этими процессами. Существование моделируемых объектов сопоставимо с реальностью, но рассматривается обособленно от неё — виртуальные объекты существуют, но не как субстанции реального мира. В то же время эти объекты актуальны, а не потенциальны. «Виртуальность» (мнимость, ложная кажимость) реальности устанавливается по отношению к обуславливающей её «основной» реальности. Виртуальные реальности могут быть вложены друг в друга.[13] При завершении моделирующих процессов, идущих в «основной» реальности, виртуальная реальность исчезает.[14] В этом свете идеальный внутренний мир человека можно считать виртуальной реальностью, моделируемой электрохимическими процессами взаимодействия нейронов. Психологическими проблемами виртуальной реальности занимается виртуальная психология, предметом которой является система «человек-виртуальная реальность».
|
32.Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции Структура индивидуального сознания. Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них. Структура общественного сознания. Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-я.Общ. |
33.Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи. ГНОСЕОЛОГИЯ Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «умение, знание», и λόγος — «учение, наука») — теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Основные проблемы эпистемологии Проблема истины Истина и смысл Проблема метода Сущность познания Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл) Эмпирический и теоретический уровень познания. Принципы познания Вера (интуиция) и знание Структура и формы опыта Специфика и критерии научного познания. Понимание и объяснение [править] Понятия и вопросы эпистемологии Понятия: знание познание сознание чувство разум рассудок истина Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе? Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному: гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства. агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия. скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична. солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.
|
34.Чувственное и рациональное в познании.(???) Чувственное и рациональное познание Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление. |
35.Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности. .Гносеология–изучает общие закономерности позн-я.Обыденное позн-е–основано на использовании социального опыта(трудового, семейного).Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизн.потребностей людей.Использует обыден-ный язык.Осн.метод класс-ции зн-я–здравый смысл. Но-сит рецептурный хар-р,дает предписания,рез-т его пред-писаний–этикет.Обыденное зн-е очень субъективно.Науч. позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.Осн.отличие О.П.от Н.П.–науч.позн-е предпо-лагает своим рез-том систему зн-я,к-ая носит концептуальный хар-р:процедура док-ва,обоснования зн-я.Наиболее соверш.форма зн-я–теория–выступает как обобщение(не все обобщения–теория).Позн-е– С одн.стороны зн-е обусловлено познават.способностью чела.С др.ст.зн-е–как резюме,итог всей чел.деят-сти. Соотн-е чувств.и рационального.Сущ-ют: |
36.Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний Фил.учение об истине.Цель,итог позн-я-получение истинных зн-й,достижение истины.? об истинности зн-я наряду с ? о его источнике относится к самым важным в теории позн-я. Что же такое истина?Ни предметы,ни ощущения сами по себе не могут быть ни истинными,ни ложными.Восприятия, представ-ления ощущения м.б.истинны или ложны только в случае их сопоставления с объектом.Истина-
| 37.Философия науки, ее структура и функции наука.Теория позн-я без соприкосновения с нау-кой вырождается в пустую схему.Наука без теории позн-я(наск-ко это вообще мыслимо)становится при-митивной и пустой. А.Эйнштейн.Что такое наука?Яв-ление это сложное.Наука выступает в разных кач-ах: как всеобщий дух.продукт общ.развития,как форма общ.созн-я,как дух.потенциал материального пр-ва, как орудие господства чела над природой,как обоб-щенный опыт всего чел-ва,как основа мировоззре-ния,как результат дея-ти ученых,как развивающаяся система знаний и т.д.Но даже такое перечисление ипостасей науки мало что дает для ее понимания. Науч.зн-е не есть наука,точно так же,как чел знающий,образованный не есть еще ученый.Только созда-вая новое зн-ие,чел приобщается к миру науки.Там, где наука удовлетворяется однажды познанным,там она перестает быть самой собой.Зн-е-продукт науки и ее сырой материал,вновь вовлекаемый в науч.дея-ть подобно продукту и сырому материалу пр-ва веществ. ценностей.Поэтому зн-е можно рассм-ть как элемент науки,ее часть,но ставить знак равенства м/д ними равносильно отождествлению товарного пр-ва с то-варом.Представление о науке как о зн-и унаследовано по традиции от того истор.периода,когда она не была еще опытной,эксперементальной,а являлась чисто умозрительной и когда ее задача состояла в идеаль-ном конструировании мира,а не в его преобразовании. Возникает ?:мыслима ли совр. наука без эксперимен-та,являющегося одной из важнейших форм практ.дея-ти людей? Наука без эксперимента-все равно,что ис-кусство без тв-ва,симфония без исполнения.Мало того,симфония оказывается и без композитора,т.к,ог-раничивая науку только зн-ями,мы исключаем из нее ее творцов-ученых.За борт науки выбрасывается ее исток,ее суть-сам творч.процесс исследовательской дея-ти,т.е.процесс пр-ва зн-й.Значит,наука-не только и не столько наличные зн-я сами по себе,но и дея-ть общ-ва по их пр-ву.Ее взаимоотн-е с материальным пр-ом и общ.практикой выступают как отн-е одной формы общ.пр-ва с др-й.Т.о.,наука-система исследо-вательской дея-сти общ-ва,направленная на пр-во но-вых зн-й о природе,общ-ве и мышлении.Со времени возникновения науки и вплоть до нач.17в.осн.целью науч.дея-ти в соц.плане была выработка общего пред-ставления о мире и месте в нем чела.Объяснит. мировозренческая функция науч.дея-ти являлась са-модовлеющей.В антич.ф-и позн-е было ориентирова-но на то,чтобы рационально-умозрительным путем объяснить устр-во мироздания и место в нем чела.Зн-я,по убеждею греков,могут сами по себе сделать чела добродетельнее, могущественее,им свойственно управлять челом.Благодаря зн-ям чел становится вы-ше другого не положением,не властью,а именно как чел,как личность.Это дарует обладателю зн-й уваже-ние и почет сограждан,а следствием этого могут быть и богатство,и высокое общ.положение.Т.к.объясни-
| 38. Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки. .Нayчное nознaние.Науч.позн-е- Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы иследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд осбых логических приемов: 1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на все возможные случаи. 2)перием идеализации, состоящий в том, что указываюся условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут. 3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение. Важнейшие методы научного познания: 1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным называют методом 1) 2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредсвенному иследованнию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.
| 39-40. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. .Сущ-ет немало определений метода:"путь позн-я,опирающийся на сов-сть ранее полученных общих зн-й";"сов-сть систематизированных познават.операций, соответствующих предмету и цели науч.исследования";"система регулятивных принципов и приёмов,с помощью к-ых достигается объект.позн-е дей-сти". В содержании приведенных и ряда других определений можно выделить их осн.группы.Прежде всего обращают на себя внимание полуметафорические определения науч.метода,хар-ющие его как путьпозн-я,т.е.ведущий к объективно истинному зн-ю.2ой,конкретизирующий,
|
41.Понятие метода. Классификация методов научной деятельности. Методы научного исследования .Сущ-ет немало определений метода:"путь позн-я,опирающийся на сов-сть ранее полученных общих зн-й";"сов-сть систематизированных познават.операций, соответствующих предмету и цели науч.исследования";"система регулятивных принципов и приёмов,с помощью к-ых достигается объект.позн-е дей-сти". В содержании приведенных и ряда других определений можно выделить их осн.группы.Прежде всего обращают на себя внимание полуметафорические определения науч.метода,хар-ющие его как путьпозн-я,т.е.ведущий к объективно истинному зн-ю.2ой,конкретизирующий,
| 43.Общество как область изучения социальной философии. Понятие общества и его структура. Чел.общ-во-опред.система.В основе развития: способ пр-ва материальных благ.Соу.структура общ-ва исторически изменяется.Элементы ее находятся в движении и развитии.Основа этого движения –способ пр-ва.Возьмем первобытный способ пр-ва.Такому способу лучше всего отвечала родовая организация людей.Род-обособленную общественно-производст-венную группу людей,связанных кровно-родственными связями,основанную на общ.собст-вености и коллективном труде.С развитием общ.пр-ва происходит объединение неск-ких родов в племя,а затем в союзы племен.Возникает особая ячейка соц.структуры общ-ва-семья.Рабовладельческий способ пр-ва вызвал коренные изменнеия.Изменилась форма семьи,произошло слияние,смещение и исчезновение родов и племен,возникла новая языковая,эк.и культ.общность людей-народность. Положил начало антагонистической соц.структуре общ-ва благодаря возникновению частной собственности на ср-ва пр-ва.На основе капиталистических производ.отн-й народности превращаются в нации.(лат.племя,народ)-
| 44.Экономические, политические, духовные отношения в обществе Дух.жизнь общ-ва.Общ-во представляет собой сложную систему разл.общ. отн-й.Разобраться в этом многообразии важно для понимания социума в целом.Общ.отн-я подразделяются на материальные и дух-ые.1ые складываются вне нашего созн-я и сущ-ют независимо от него.2ые-формируются, предварительно проходя через созн-е людей.Связь м/д ними носит опосредованный хар-р:матер.отн-я порождают опред.дух.ценности,к-ые являются основой дух.отн-й.Дух.жизнь м.б.наполнена богатым содержанием,что создает благоприятную общ.атмосферу.В др.случаях дух.жизнь общ-ва м.б.бедной,а иногда в нем царит настоящая бездуховность.В содержании дух.жизни общ-ва проявляется его подлинно чел.сущность.Осн.элементы дух.жизни-дух.потребности людей,дух.дея-сть по созданию дух.ценностей,дух.потребление и дух.отн-я м/д людьми.Основу дух.жизни общ-ва составляет дух.дея-сть-дея-сть созн-я,в процессе к-ой возникают опред.мысли и чувства, образы и представления о природных и соц.явлениях.Рез-том этой дея-сти выступают опред.взгляды людей на мир,моральные и религ.воззрения.Они воплощаются в нормах поведения,произведениях народного искусства,религ.обрядах, Политические партии — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий. Политическая власть — возможность и способность навязывать свою волю другому. Поли́тика, политический (греч. πολιτική, πολιτικός, где πολι (поли) означает множество, а τικός (тикос) — интерес) Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений. Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.
| 45.Материальное производство и производственно- Способ общественного производства Пр-во-сфера общ.дея-сти,где создаются материальный продукт,дух.богатство чел-ва, формируется чел как производит.сила.Маркс и Энгельс для обозначения всей сов-сти дей-й людей по пр-ву материальных ценностей ввели в науч.оборот понятие"способ пр-ва материальных благ".Сегодня это одна из осн.категорий соц.ф-и.Способ пр-ва-особым образом организованная дея-сть общ-ва по пр-ву материальных ценностей и воспр-ву всей общ.жизни в истор-ки конкретный период,хар-ющийся также конкретным отн-ем людей к природе и их отн-ями м/д собой(напр.,рабовладельческий, феод-ый,капиталистический способы пр-ва).Общ-во не может сущ-ть и развиваться без пр-ва необходимых для жизни людей материальных благ.Маркс и Энгельс совершили переворот в общ.науке.Смысл его:в установлении зависимости общ.сфер дея-сти от материального пр-ва:"Способ пр-ва материальной жизни,-писал Маркс,-обусловливает соц.,полит.и дух.процессы жизни вообще".З-н определяющей роли способа пр-ва в общ.развитии является осн.социологическим з-ом.Материалистический подход и диалектический метод исследования позволили:1)свести все общ.отношения к производственным как определяющим;2)обнаружить зависимость производ.отн-ий от уровня производ.сил;3)установить факт определяющей роли материальных потребностей людей в возникновении и развитии производ.сил общ-ва(чел,чтобы заниматься политикой и идеологией,должен есть,пить и т.д.).Осн.социолог.з-он имеет боль.методолог.знач-е для науч.объяснения истории развития общ-ва и разл.сфер его жизни.Он указывает на то,что причины тех или иных преобразований в общ-ве нужно искать в способе пр-ва матер.благ.Материалистическая соц.ф-я в объяснении развития истории исходит из признания того факта,что труд есть 1ое и осн.усл-е чел.жизни.Именно труд-гл.причина генезиса чела.Ф-фы считают главной детерминантой истор.развития дух.дея-сть,направленную на пр-во фил.,религ.,полит., науч.и др.идей.Однако,пр-во материальных благ-подлинная основа развития общ-ва, всех др.видов дея-сти людей.Благодаря его открытию,во-первых,история предстает как результат чел.труда,во-вторых,
| 46. Культура и цивилизация Культура в широком смысле слова– это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культура в узком смысле слова – это сфера духовной жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики определенной исторической эпохи, конкретного общества, нации, специфической формы деятельности. культуры включает в себя: 1) деятельность по созданию ценностей;2) материальные и духовные ценности;3) саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения. Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека. Особенности культуры: 1. Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеческой единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Ф. Достоевский, В. Соловьев). 2. Культура – мера развития человечности. К. Маркс писал: «Толь-ко в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими». 3. Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами. 4. Культура выполняет также образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции. По Г. Маркузе «культура выполняет репрессивную функцию по отношению к недостаточно обузданным действиям человека, чтобы защитить общество от деструктивных действий отдельных индивидов». Структура цивилизации и основные этапы ее развития Определения цивилизации: 1. Синоним культуры.2. Общество на определенной стадии развития.3. Уровень развития общества в целом.4. Совокупность технологических достижений человечества. Согласно теории Энгельса–Моргана можно выделить три этапа развития общества:1) дикость;2) варварство;3) цивилизация.
Этап цивилизации включает в себя: а) рабовладельческое общество; б) аграрно-феодальную цивилизацию; в) цивилизацию буржуазного типа. В теории Освальда Шпенглера (1880–1936), которую он изложил в своем знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своем развитии: 1) этап восхождения, связанный с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры»; 2) этап нисхождения, связанный с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры. Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития: 1) рождение и детство; 2) молодость и зрелость;3) старость и закат. Этап цивилизации – это «старость и закат» общества. Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур: 1. Египетская.2. Индийская.3. Вавилонская.4. Китайская.5. Греко-римская.6. Византийско-арабская.7. Майя.8. Русско-сибирская. Цивилизация – это системная характеристика общества в единстве его социокультурного развития, выражающая специфическое отличие данного общества от других этнических образований. 4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.). Цивилизация – это степень реализации культуры во всех сферах жизни общества. Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями: 1. Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество. 2. Промышленная революция XVIII в. и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации. 3. 40–50-е гг. XX в. связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации. На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество.
|
47.Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки Традиционно этика изучает мораль. Осмысливая эту проблему через соотношение эгоизма и альтруизма, индивидуализма и коллективизма, марксизм, например, моральность связывал, в первую очередь, с общественными интересами. В качестве превалирующих ценностей выступали альтруизм, коллективизм, а в отношениях между народами – интернационализм. За личным подспудно закрепился статус эгоистического. В результате сформировалась этика жертвенности, которая обосновывала добро как необходимость приносить пользу обществу, служить общественному прогрессу. В современных условиях на первый план выходит характеристика морали как особого способа духовно-практического освоения мира и становления человека. Это требует иного понимания человека как морального субъекта. Он не должен пониматься как послушный исполнитель воли общества. Принципиально иная трактовка соотношения личного и общественного интереса позволяет и в личности увидеть источник развития общества, вскрыть нравственные механизмы становления как личности, так и общества. Личный интерес противостоит общественному только в таком понимании, когда ему вменяется стремление реализовать себя узкоэгоистическим путем. Подчиняя себя своему частному «я», человек может оказаться в противостоянии не только обществу, но и самому себе, своей подлинной сущности. На самом деле личный интерес в его моральном смысле не противоречит общественному, а предполагает его как условие своей реализации. Личный интерес представляет собой постижение сознанием, чувствами необходимости реализовать свое родовое и индивидуальное начало как свободного, творчески деятельного существа. Сказанное означает потребность в реализации человеческого достоинства, а на языке этики – потребность в осуществлении себя как личности. С нравственной точки зрения личность характеризуется способностью свободно мыслить, анализировать, принимать решения, а, делая свободный выбор, действовать и нести ответственность за свою свободу. Мораль призвана сформировать у человека потребность жить интересами собственной целостности и гармоничной организации общества. Это не значит, что когда-нибудь будет достигнута их окончательная гармония. Она выступает скорее как идеал, к которому мы стремимся. С помощью морали создаются три варианта целостности бытия: на личностном уровне, на уровне социума и на уровне включения в природное единство. Жить потребностью в этой триединой целостности и действовать в данном направлении и есть не что иное, как духовность. Мораль как способ практически-духовного освоения мира в изложенном контексте и означает необходимость формирования для себя «трехмерного духовного пространства» и действия сообразно его требованиям. Субъект морального творчества может получить заряд энергии с помощью гениальных произведений искусства. Катартическое воздействие, вызванное вдохновением от их восприятия, позволяет соприкоснуться с «подлинным» и проникнуться стремлением к нему. Это становится возможным, потому что искусство помогает «дозреть» и на эмоциональном, и на рациональном уровне той противоречивости нравственного бытия, которая имеет место в реальной практике человеческих отношений. И тогда противоречивость бытия замыкается на регулятивную идею личности, способной к внутренне свободному, полностью ответственному поступку. Художественное творчество, архитектурный и технический дизайн являются предметом изучения эстетики через категории стиля, эстетического вкуса, прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического, комического, трагикомического и др. Религиоведение изучает исторические особенности формирования духовной культуры человечества, разрабатывает картину современной духовной жизни с учетом ведущей роли мировых религий (христианства, ислама, буддизма), показывает правовые особенности деятельности религиозных общин, отражает историческую роль конфессий в формировании идентичности. На территории Беларуси традиционными конфессиями являются православная и католическая. С их деятельностью связаны особенности архитектуры, образа жизни, национальных праздников.
| 48. Философское учение о ценностях Ценности отражают значимость кого-то или чего-то для отдельного человека или социальной группы, нации, человечества. На уровне общественного сознания ценности закрепляются в установках и оценках, императивах и табу, целях и проектах. На каждом этапе развития общества формируется своя иерархия ценностей, что выражается в ценностных ориентациях. Они воздействуют на мотивацию поступков, мировоззрение людей. Общечеловеческими ценностями являются: гуманизм, вера, любовь, справедливость. В европейской культуре значимую роль играют ценности индивидуальной свободы, социальной активности, трудовой этики; в белорус-ской – толерантность. Отсутствие ценностей или пренебрежение ими ведет к бездуховности и социальному нигилизму. Нигилизм (от лат. – «ничто») – полное или частичное отрицание общепринятых ценностей, норм, идеалов. Духовность и нигилизм активно взаимодействуют и постоянно воспроизводятся в социальной системе. Различия их выявляются в осмыслении обществом таких противоположных понятий, как «добро и зло», «война и мир», «истина и ложь». Присутствие нигилизма требует бережного отношения к ценностным ансамблям культуры, ответственности перед обществом со стороны отдельного индивида, умения адаптироваться к инновациям. Проблемы ценностей, их роли в жизни общества и каждого человека изучаются философией в разделе «аксиология», который приобрел особую актуальность со второй половины ХIХ в. Важный вклад в становление современной аксиологии внес И. Кант и его последователи – неокантианцы. В конце ХIХ в. ценности стали предметом рефлексии в работах представителей философии жизни (Ф. Ницше, В. Дильтея), философской герменевтики, феноменологии (Э. Гуссерль). В ХХ ст. аксиология разрабатывалась как в общетеоретическом плане (марксистская аксиология), так и в прикладном, связанном с оптимизацией управленческих, производственных структур (теория челове-ческих отношений, теория бережливого производства и др.). Усвоение ценностей отдельным человеком называется социализацией индивида. Процесс социализации осуществляется путем воспитания, самовоспитания, обучения. Он зависит от многих факторов – социальной среды, культурных оснований общества, особенностей характера и личных интересов человека. Определенную роль играют и биологические факторы – наследственность, состояние здоровья. Ценности имеют биопсихологическую (натуралистический психологизм), идеальную (трансцендентализм), религиозную (персонализм), культурную (герменевтика), социальную (нормативную), экономическую (потребительскую, меновую) основу.
| 49. Филосоия идентичности Глобализация приобрела устойчивый характер и основание. Ее экономические преимущества настолько очевидны, что технократия стремится максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и информационному рынку. Универсализация жизнедеятельности человечества связывает культурно-исторические общности и актуализирует проблему идентичности, в первую очередь цивилизационной идентичности, за которой скрывается фактор самодостаточности социокультурной системы (геополитической, экономической, религиозно-духовной). Цивилизация знаменует государственно-политический уровень консолидации социокультурной общности. Имея необходимый арсенал защитных средств, ресурсов цивилизационная общность куль-тивирует свою идентичность и даже стремится к освоению трансграничных цивилизационных пространств. В этом смысле цивилизационная активность напоминает тектоническую. Каждая из цивилизаций имеет свою плиту, и эти плиты иногда находятся в очень активном сопряжении. Проблема цивилизационной идентичности заключается в том, что ее устойчивость испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные с неоднозначной цивилизационной сродностью этнических групп, нередко симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским ценностям. В любой цивилизации вследствие этого имеет место этнический сепаратизм (ирландский, баскский, корсиканский, албанский, крым-ский, чеченский и т.д.). Если цивилизация утрачивает идентичность, то в ней начинаются процессы распада, связанные с потерей периферии. Ядро цивилизации также может подвергнуться разрушению. Но это пока лишь одно из предположений, поскольку глобализация хронологически занимает небольшой исторический период, и его явно недостаточно для завершения определенных цивилизационных циклов. Пока в научной литературе выражаются лишь опасения по поводу вызванной глобализацией консолидации цивилизаций и связанной с этим эпохой столкновения цивилизаций (Е. Хантингтон). В структуре идентичности выделяются архетипы, менталитет, характер души народа. Архетипы – это исторически укоренившиеся в национальном со-знании (коллективном бессознательном) образцы мировосприятия, оценки культуры, формы самовыражения и действия, берущие начало в древнейших периодах человечества с учетом локальных демографических процессов, наследования программ культуротворчества. Впервые архетипические структуры общественного сознания выделил и изучил К. Юнг. Менталитет – это освоенное и рационализированное национальным сознанием архетипическое подсознание (коллективное бессознательное) в форме национального мыщления, национальной литературы и изобразительного искусства, кино, телевидения, радио, музыки, хореографии, архитектуры, политической элиты. Термин введен французскими учеными, представляющими научную школу Анналов. Характер души народа – это перепутанность благородных, патриотических порывов ради Родины и вредных привычек, подрывающих физические силы народа (пьянство, наркомания, загулы). Большую роль в обуздании темных проявлений характера народа играет религия, стремящаяся к установлению предпосылок для концентрации характера народа на достойных его предков делах.
| 50. Социокультурная динамика,ее направленность и содержание Техногенная реальность актуализировалась в ХVІ в.и стала предметом изученияфилософии. Результаты философских исследований представлены формационной, веберовской, цивилизационной, технодетерминистской, пассионарной, коммуникативной концепциями. Формационная концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) рассматривает научно-технический процесс, цивилизационную динамику в тесной увязке с критериями социальной справедливости. Для этих целей вводится исходное представление о формации как единстве базиса и подстройки. Базис фиксирует специфику экономических отношений между социальными группами. Он первичен по воздействию на надстройку, связанную с социально-политическими, Веберовская концепция (М. Вебер) рассматривает научно-техни-ческий прогресс в контексте религиозно-культурных традиций экономического прагматизма (как пример – протестантская этика труда). Цивилизационная концепция (А. Данилевский, О. Шпенглер,А. Тойнби, Н. Бердяев, Е. Хантингтон) рассматривает техногенную динамику как живую систему (социал-дарвинистский подход) с при-сущими ее элементам признаками рождения, вызревания, гибели, конкуренции. Аспект конкуренции доминирует в работах конца ХХ – начала ХХІ вв. Техногенные цивилизации характеризуются индустриаль-ным, постиндустриальным, информационным уровнями развития. Технодетерминистская концепция (Э. Капп, Т. Веблен, Ф. Дессауэр, Дж. Гэлбрейт, А. Ростоу, Д. Белл) акцентирована на технике как самодостаточной сущности, имеющей определяющее влияние на все аспекты жизнедеятельности человечества. Подобное представление обозначается как технократизм. Однако эта позиция вызывает критику, поскольку техника амбивалентна (двойственна) и в ней по отношению к человеку содержатся как конструктивные, так и деструктивные факторы. В связи с этим А. Тоффлер анализирует шок от будущего, М. Мэмфорд – миф машины, Римский клуб – экологическую угрозу, исходящую от технократизма. Пассионарная концепция (Н. Гумилев) обогащает техногенную динамику синергетическими процессами демографических взрывов и демографической экспансии, влиянием космических факторов на земной миропорядок. Коммуникативная концепция (Ю. Хабермас, Ф. Апель, М. Хайдеггер, Н. Бахтин, Л. Витгенштейн, Н. Кристева) проводит идею информатизации техногенной реальности, соответствующей ее трансформации в глобализирующиеся пространства диалога, текста, нарратива, дискурса. В современной культуреразвертывается процесс «имплозии».«имплозия»– взрыв вовнутрь за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации. В свою очередь, потеря смысла информации приводит к размыванию и деструкции каналов ее передачи. Поскольку современные информационные сети образуют реальность другого уровня (здесь не существует четко заданной формы, жесткой связи, определяющей ее структуру), то переконструируется и само устройство социального пространства. Различные социальные модели оказываются проекциями внутренних формальных свойств медиа. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися. Все это приводит к тому, что в сознании современных людей постепенно разрушается идея объективного связующего порядка. Сегодня в ХХI в.на основе компьютерной техники становится возможным создание новой социокультурной среды. Особенности компьютера как средства коммуникации в том, что он наиболее полно реализует принципы обратной связи. С помощью средств массовой информации, которые сегодня формируют когнитивные и нормативные определения реальности, происходит интернализация и плюрализация множественности миров. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися. Увеличение возможных видов организаций (транснациональных, международных, национальных, муниципальных, локальных), а также пересечение этих уровней функциональными связями корпораций, международных и неправительственных организаций, профессионалов и компьютерных пользователей приводит к нелинейной структуре построения социума.
|
51.восток и запад: философский диалог культур: сравнивая запад и восток как двух культурных ареалов нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.можно пронаблюдать отличия между западной и восточной культурами, по которым Запад и Восток противостоят друг другу. Их основные различия в пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т.д. Стоит отметить, что западный человек, европейский колонизатор, считал, что он одарил людей Востока, тем, что те не способны были создать сами (машины, техника и т.д.), т.к. они «варвары». Хотя сейчас ситуация изменилась. Например, Япония стала одной из ведущих стран с устойчивой экономикой, политическим строем. Она удерживает первые позиции на звание самой прогрессивной страны в области науки, техники, электроники, даже если её культурное развитие не было основано на принципе заимствования из других культур. Основной разгадкой отличия Востока и Запада, есть принципиальная разница психологии, менталитета представителей двух цивилизаций. Философия европейца и человека востока различна. В этом можно убедиться в отношении к природе, окружающей среде, для европейца природа: «не храм, а мастерская» для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.Для любого человека трудно было бы выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая была бы лучше другой. Если есть противостояния, соперничество между Востоком и Западом, то сейчас в глобализации оно должно сгладиться, и они будут развитыми органично. Потому что знаменитых, интересных, очень умных людей на плечах, которых держится вся культура, руками которых она творится достаточно на Востоке и на Западе.Цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял. Эти культуры различны, но с другой стороны они, дополняя друг друга, образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала – Восток и Запад.
|
52-53. Философия безопасности и концепция устойчивого развития Республики Беларусь Философия безопасности как самостоятельное направление исследований оформилась в конце ХХ в.под влиянием возросшего в деятельности человечества разнообразия рисков и соответствующего стремления общества к устойчивому развитию. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро это стремление было оформлено на конференции ООН. Основной акцент сначала был сделан на минимизации техногенного воздействия человечества на окружающую среду, что соответствует известной в научных кругах и общественном движении концепции инвайронментализма. В связи с этим в рамках решения экологических проблем была актуализирована коэволюционная стратегия развития человечества. Термин «коэволюция» в научный оборот введен экологами в 60-х гг. ХХ в. и первоначально обозначал взаимное приспособление видов, основанное на взаимовыгоде (мутуалистическаякоэволюция) и паразитизме (немутуалистическаякоэволюция) В социальной экологии коэволюция связывается с проблемой на-лаживания взаимовыгодного сосуществования на Земле биосферы и техногенной деятельности человечества. Для решения этого вопроса необходимо знать некие аналоги оптимального сосуществования раз-нородных структур. Аналог может быть выработан исходя из организации биосферы как глобальной экосистемы, занимающей часть земной коры (литосферы), водное пространство (гидросферу), атмосферу. Как система биосфера очень эффективна. Более того, она аккумулирует значительные ресурсы в виде углеводородистого и других видов сырья. Эффективность биосферы определяется постепенным потреблением возобновляемых видов энергии, в первую очередьсол-нечной, а также многократным ее использованием в циклических обменных процессах. В идеале техногенные цивилизации должны стремиться к подобной эффективности ресурсопотребления. Но человечество в условиях начала ХХІ в. находится только в начальной стадии техногенного развития с точки зрения эффективности биосферы. Поэтому коэволюция между техногенной и биосферной реальностью есть, но она носит немутуалистический характер. Особую обеспокоенность человечеству доставляют риски техногенного и экономического происхождения. Техногенные риски обусловлены моральным и физическим старением индустриальной инфраструктуры и коммуникаций, созданных человечеством во второй половине ХХ в. Это катастрофы, вызванные старением техники, сооружений и зданий, промышленных комплексов, оборудования, нефте- и газопроводов, боеприпасов, дамб, парка самолетов, железнодорожных составов и путей. Значительную основу рисков формирует человеческий фактор с точки зрения некачественных работ, нарушений охраны труда. Все эти факторы и обусловили ускоренное развитие структур МЧС с соответствующим приданием им материальных и информационных ресурсов. Экономическая безопасность – это аспект деятельности, характеризующий важность обеспечения самодостаточности национального государства в условиях глобальных рыночных катаклизмов, связанных с недостатком продовольствия, протекционизмом. С учетом выявившихся в начале ХХI ст. аспектов можем дать следующее определение безопасности – это деятельность, заключающаяся в обеспечении устойчивого развития общества и государства путем:1) мониторинга и минимизации последствий стихийных бедствий, минимизации рисков; 2) высокотехнологичной модернизации аграрного, промышленного, оборонительного, информационно- Философия безопасности исходит из трактовки объективной реальности как нелинейной динамики(влияние синергетики, квантовой механики). На уровне общественного сознания нелинейность предстает как неопределенность, питаемая динамическим хаосом и постоянным недостатком информации в достаточном для принятия решений объеме(в силу непрерывной изменчивости обстановки, параметров, условий, конъюнктуры рынка и т.д.). Соответственно имеющимся возможностям философия безопасности решает задачи: 1) мониторинга (исследования); 2) минимизации последствий стихийных бедствий, угроз, рисков; 3) оптимизации охранных, спасательных, экономических, социально-политических, социальных (медицинских, страховых), информационных, управленческих структур; 4) подготовки кадров; 5) развития материально-технической базы специальных структур; 6) оздоровления, финансовой стабилизации организаций (менеджмент безопасности); 7) со-вершенствования охраны труда.
| 54. Философия техники, ее предмет и задачи Техника, наряду с искусством и наукой, является одной из форм задействования человеком внешней природы в процессы деятельности. Автономный характер природного начала в технике и технологических процессах формирует фактор риска (техногенных катастроф), который дополняется человеческим фактором, связанным с ошибками людей, физическим и моральным износом технизированной инфраструктуры. Все эти особенности определяют амбивалентность (двойственность) техники и являются предметом осмысления философии техники (философии технологии). Двойственная сущность техники определяет опору философии техники на:1 естествознание как основной источник знаний о внешней природе;2техникознание – как обобщенную картину, созданную человечеством технизированной реальности в аспекте присущих ей закономерностей;3.логику и математику – как рациональную основу инженерной деятельности;4.гуманитарные науки – как основной источник знаний о человеке, его сознании (мышлении, психике);5.социально- философия техники имеет предметом:1 технику, технизированную деятельность и технические знания;2 инженерно-техническое сознание.3.оответственно выделяются сферы:4 культуры и техники;5 методологии технических наук и проектирования;6 инженерной этики. Главная задача философии техники заключена в исследовании отношения человека к миру через посредство техники.В центре внимания философии техники находятся проблемысущ-ности и смысла техники.Философия техники рассматривает технику как реальность в виде формируемой человечеством совокупности артефактов инструментального назначения с операциональными и управленческо-конт-рольными функциями. Философия техники включает междисциплинарные исследования и разработки. Она состоит из двух разделов, акцентированных на вопросах статики (структуры) и динамики (развития). С точки зрения структуры техника должна быть понята как:1 совокупность технических устройств структурно-организован-ных в систему коммуникаций и инфраструктуры;2 инженерная деятельность;3техникознание. Философия техники кроме методологической и мировоззренческой составляющих имеет и праксеологическую составляющую, связанную с инновационной деятельностью человечества.Физический износ – это потеря конструктивными элементами технической системы первоначальных физико-химических свойств, что ставит вопрос о ликвидации системы как неподлежащей реконструкции и модернизации. Если требование ликвидации не выполняется, то физический износ неизбежно ведет к техногенным катастрофам.Моральный износ связан с инновационной деятельностью человечества и характеризуется потерей существующими техническими системами технологического соответствия требованиям эргономичности, экологичности, ресурсосбережения, производительности,функ- Можем выделить также законы:1 полноты частей технической системы, гласящий, что необходи-мым условием функциональности технических систем является наличие и минимальная работоспособность основных частей системы;2 энергетической проводимости технической системы, гласящий, что необходимым условием функциональности технических систем является проход энергии по ее частям;3 согласование ритмики технической системы, гласящий, что необходимым условием функциональности технических систем является согласованная ритмика всех частей системы;4 перехода в надсистему, гласящий, что разнородные системы содержат эффект конструктивной системотехнической оптимальности (на-пример, кондиционер как соединение холодильника с нагревателем);5 перехода от макроуровня к микроуровню (пример капотехнологий);6 повышения динамичности и управляемости технических систем (кибернетизации);7 повышения гибкости и внутренней дифференцированности тех-нических систем (системотехники);8 оптимизации функционально-структурной, вещественно-энерге-тической и информационной составляющих технических систем;9 экологической безопасности;10функциональной нелинейности сложных технических систем, отсюда необходимость развития систем контроля и блокирования как человеческого фактора, так и функциональных очагов в системе коммуникаций и инфраструктуры (закон локализации нештатного техногенного процесса);11 увеличения степени вепольности (вещественно-полевых связей).Одним из основных законов техники является закон амбивалент-ности. Он гласит, что любое техническое устройство является результатом технического и научного творчества человека и одновременно природным процессом, связанным с действием физических, химических, биологических законов.
| 55. Философия инженерной деятельности. Деятельность инженера является прежде всего интеллектуальной и творческой. От других видов интеллектуального труда (педагогического, врачебного, художественного и т. д.) она отличается тем, что труд инженера имеет одновременно и теоретическую, и практическую направленность, осуществляется он чаще всего непосредственно в сфере материального производства, нацелен на превращение естественного в искусственное, природных факторов в социально значимые явления и предметы. Причём инженер всегда имеет дело с реально существующими предметами и явлениями. Инженер – одно из главных действующих лиц производственного процесса. Но не менее активными участниками такого процесса выступают рабочий, техник и даже учёный. Различия между трудом инженера и трудом рабочего: во-первых, инженерный труд представляет собой разновидность умственного труда, требующего для своего осуществления специального высшего образования, тогда как рабочему это совсем не обязательно и он занят преимущественно физическим трудом. Во-вторых, инженерный труд, как правило, связан с творчеством, потому что инженеру приходится осуществлять нестандартные решения сложных технических и организационно-управленческих задач современного производства. Установить различие между трудом инженера и техника уже несколько сложнее. Техник – это специалист со среднетехническим образованием, самостоятельно выполняющий работу определённого квалификационного уровня, связанную с применением и эксплуатацией технических средств. Различие между учёным и инженером проявляется прежде всего в направленности их мышления. Мысль учёного движется от познаваемого предмета к его идеальной модели, к выявлению сущности предмета, тогда как у инженера – от идеальной модели технического устройства к её материальному воплощению. Надо отметить и ещё одно важное различие. Как известно, существует естественнонаучное и техническое знание. Первое включает фундаментальные теории, законы, гипотезы, а также принципиально важные эмпирические факты, относящиеся к природе. Техническое знание – это знание об искусственных материальных средствах существования и деятельности человека. Оно нацелено на изучение артефактов – различных сооружений, машин, материалов, изделий и т. п. Наряду с этими видами знания существует также инженерное знание, которое обладает относительной самостоятельностью от технического и естественнонаучного. Оно необходимо для того, чтобы создавать реальные технические объекты, доводить технический замысел до предметной реализации. Без инженерного мышления неосуществима инженерная деятельность. Инженерное мышление – это способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, способность решать возникающие проблемы, обосновывать выводы и решения, касающиеся создания и эксплуатации техники. С его помощью инженер постоянно решает и практические задачи. Особенности инженерного мышления проявляются также в тех принципах, на которых оно основано. Как считает А.И. Ракитов, инженерное мышление основывается на трёх важных принципах: машинности, серийности и рациональности. Машинность означает, что развитое инженерное мышление формируется в условиях машинного производства как мышление по поводу разработки и эксплуатации различных машин, механизмов и приборов. Серийность проявляется в том, что инженер редко имеет дело с какими-то уникальными, единичными или хотя бы мелкосерийными продуктами производства. Чаще всего выпускаемая продукция предназначена для массового потребления. Инженерное мышление целиком рационально. Хотя инженеру и приходится использовать специальные термины, формулы, расчёты, но всё равно они понятны и доступны другим работникам, с кем имеет дело инженер. Инженерная деятельность включает в себя анализ, организацию и совершенствование индивидуального и коллективного труда, управление производством, технологическими процессами, проектирование и конструирование технических объектов. Такая деятельность призвана быть максимально эффективной. Продукт современной инженерной деятельности должен быть конкурентно способным, быть лучше по основным параметрам, чем предыдущие аналогичные изделия, а сама инженерная деятельность должна быть рентабельной, выгодной, приносить прибыль, которая, в свою очередь, стимулирует и мышление, и деятельность инженера. Инженерная деятельность сложилась и оформилась лишь в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.) и достигла расцвета в период промышленного капитализма. Переход от доинженерного периода к профессиональному инженерному труду продолжался несколько веков. Его началом можно считать создание механических машин и аппаратов, предназначенных для массового использования. В эпоху Возрождения появляются первые инженеры-самоучки, которые на первых порах в силу отсутствия инженерного образования строят ветряные и водяные мельницы, насосы, фонтаны, руководят созданием различных механизмов, опираясь на опытные данные. Первые инженеры были выходцами либо из среды учёных, обратившихся к технике, либо из ремесленников, приобщившихся к науке. Завершающий этап формирования инженерной деятельности связан с быстрым развитием мануфактурного производства и возникновением классического естествознания. Эти два обстоятельства приводят к появлению таких ярких фигур, как Галилей, Паскаль, Лейбниц и др., сочетавших в себе черты естествоиспытателей, технических и инженерных специалистов. Профессионализация инженерной деятельности произошла в конце XVII и в первой половине XVIII в. В это же время возникают и первые инженерные учебные заведения. В прошлом столетии появились десятки совершенно новых инженерных специальностей. Инженеры теперь трудятся не только на промышленных предприятиях. Инженерные должности значатся в кадровом составе самых различных учреждений, включая и сферы медицины, культуры, образования, где также используется сложная современная техника, требующая инженерной заботы и внимания.
| 56 Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук, усиливающееся "онаучивание" практики, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение ее социального значения, сближение научных и вненаучных форм знания, упрочение аксиологической (ценностной) суверенности науки. Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них - использование данной наукой знаний, полученных другими науками. "Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных. В этом процессе первоначальные понятия часто видоизменяются, чтобы продвинуть понимание как явлений, из которых они произошли, так и тех, к которым они вновь применены". Уже на "заре" науки механика была тесно связана с математикой, которая впоследствии стала активно вторгаться и в другие - в том числе и гуманитарные - науки. Успешное развитие геологии и биологии невозможно без опоры на знания,полученные в физике, химии и т.п. Однако закономерности, свойственные высшим формам движения материи, не могут быть полностью сведены к низшим. Рассматриваемую закономерность развития науки очень образно выразил нобелевский лауреат, один из создателей синергетики И. Пригожий: «Рост науки не имеет ничего общего с равномерным развертыванием научных дисциплин, каждая из которых в свою очередь подразделяется на все большее число водонепроницаемых отсеков. Наоборот, конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному "перемешиванию" научной культуры» Один из важных путей взаимодействия наук - взаимообмен методами и приемами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была "уловлена". Для этого нужны были свои собственные - биологические методы и приемы их исследования. Следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. Методологический плюрализм - характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности. В самом широком плане взаимодействие наук происходит посредством изучения общих свойств различных видов и форм движения материи. Взаимодействие наук имеет важное значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами применения комплекса многих (а не отдельных) наук. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это магистральный путь формирования «единой науки будущего».
| 57- 58. Глобализация социальных процессов и техногенные проблемы человечества Глобализация отражает усиливающуюся взаимосвязь человечества в финансово-экономической, общественно-политической,куль- На уровне развития информационно-компьютерных технологий речь идет о возникновении на планете единого коммуникативного пространства. На уровне развития науки речь идет о формировании практики функционирования международных исследовательских центров инновационной деятельности. На уровне образования речь идет о создании образовательных услуг, соответствующих единым международным стандартам. На уровне охраны окружающей среды (экологии) речь идет о стратегии коэволюции и устойчивого развития, начало которой было положено в рамках ООН в 1992 г. Глобализация способна сформировать консолидированнуюосно-ву человечества для решения глобальных проблем, обеспечения контроля, реализации программ развития отдельных регионов планеты в условиях постчернобыльского синдрома. В ХХ в. начали формироваться процессы технической, экономической и организационной интеграции в мировом масштабе, в дальнейшем получившие обозначение глобализации. Эти процессы сопровождаются стиранием культурных, национальных, социальных различий. К концу ХХ в. начинает формироваться общество, которое многие философы называют постиндустриальным или информационным. Благодаря развертыванию сетевых структур в мировой экономике формируется новое транснациональное пространство, образуемое такими ведущими международными политическими, экономическими и финансовыми организациями, как ОЭСР, ВТО, МВФ, Миро-вой банк, Европейский банк реконструкции и развития и т.д. В подобном пространстве происходит виртуализация экономики, в которой непрерывно происходят сдвиг от производства товаров к производству услуг и развитие «невещественных» отраслей экономики. Появление термина «глобализация» связывают с именем англо-американского социолога Р. Робертсона, который в 1983 г. использовал понятие globality в одной из своих статей, а в 1992 г. изложил основы своей концепции. Д. Белл также разработал концепцию относительности дефицита, согласно которой место уст-раненных техническим прогрессом дефицитов займут новые, такие как информационный дефицит, дефицит времени и потребления. В работе «Бегство от свободы» Э. Фромм развивает тезис о том, что у современного человека возникает стремление отказаться от своей индивидуальности в пользу идеи общественного порядка. Идеи Г. Маркузе и Э. Фромма позволяют объяснить процессы отчуждения человека и глобализации. Глобализация – это не абсолютно новое явление: в античной форме глобализации Римская империя объединила достаточно обширную территорию Евразии и Африки, позже колониальная цивилизация охватила уже все континенты. Открывая новые земли и воспринимая Землю уже как шар (global), европейцы открыли процессы межнациональной и межрасовой миграции. Современными исследователями выделяется новый специфический тип глобальной культуры, который в отличие от других типов культур не имеет каких-либо жестких центров локализации. Следствием воздействия глобальных изменений на культурную сферу явилось существенное возрастание интереса к проблеме культурной идентичности: многие многонациональные государства пытаются формулировать свою самоидентификацию в терминах культуры и цивилизационных категориях. Носителем современной глобальной культуры является транснациональная группа индивидов, занятых высокоинтеллектуальной творческой профессиональной деятельностью в сфере информационных технологий, науки, образования. Сегодня именно наука становится приори-тетной перед технологией и производством. Феномен глобализации требует осмысления в свете тенденции к экономическому и научно-техническому единству мира, которое угрожает цивилизационному многообразию. Это означает ослабление значимости ценностей национально-государственного уровня, а также усиление фрагментации и сегментации всех сфер общественной жизни. Два наиболее общих сценария развития мирового культурного пространства предполагают либо уменьшение социальной дифференциации и разделение всеми индивидами единых универсальных ценностей, либо рост внутреннего неравенства в развитых странах и подъем этнической идентичности. Развитие множества этнических культур, часто несовместимых с доминирующей национальной культурой, может также привести к возрождению культурного фундаментализма.
|