Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание

Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,

Работа состоит из  1 файл

filosofia_1 (3).docx

— 174.56 Кб (Скачать документ)

Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях, наиболее общие положения и принципы. Становятся компонентами М., когда превращаются в убеждения. Настроения, чув-ва, переживания – эмоционально – психологическая сторона, оказывает сущ-венное влияние на позицию человека. Идеалы и идолы. Различаются тем, что идеал  это достижение цели только добрыми ср-вами, а идол – это достижение цели всеми возможными ср-вами. Т.е. – идеал – достижение цели с помощью Добра, а идол – с помощью Зла. Выделяют 2 стороны М.– эмоционально – психологическая и рациональная. У всех людей М.разное. М.людей, относящихся к одной соц группе имеет общие черты и отличается от М. представителей др соц групп. Основные типы:мифология-фантастическое отражение действительности в виде чувственное – наглядных представлений. Мифические сущ-ва – боги, духи, герои – наделены человеческими чертами. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы; на явления природы проецировались человеческие св-ва.  Они были тесно связаны с обрядами, обычаями народа, содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чув-ва. Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь. Религиозное М. сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего об-ва. Оно отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное – основа религиозного М. Вера проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которым приписывались св-ва материальных предметов – камням, металлам и т.д., связям между предметами, богам и духам. Позднее формируется образ единого бога – творца всего сущ-вующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Религиозное М. включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного об-ва.Философское М. – кач-венно – новый тип. Оно унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о возрождении мира, его строении, месте человека в мире, но в отличие от них представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоритически обосновать положения и принципы.   В его содержание входят не только философские проблемы, но и обобщенные экономические, политические, правовые и естественно – научные представления, нравственные, эстетические, религиозные принципы, воззрения, идеалы. Обыденное (эмпирическое) М. – особый тип. Является первоисточником всех др его типов. Оно служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами. Мировоззрение имеет опр структуру:Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира; Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах; Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

Билет 1.2. Формирование картины мира: натурфилософская парадигма.

Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософия стремится объяснить неживую и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д. Возникла фактически еще до появления собственно философии, из космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Само это понятие впервые встречается у Сенеки (1 в. н.э.).История естествознания зафиксировала 3 научных революции: античную (6 в. до н.э.), Нового времени (19 в.) и 20 в. Каждая из них сопровождалась формированием соотв. парадигмы - общепринятого, образцового подхода к продолжению познавательного процесса на относительно длительный период.Античная цивилизация - является универсальной основой, пьедесталом всей посл. общечеловеческой культуры - в той мере, в какой она содержит дух рационализма, пронизана таким отношением к бытию, в котором преобладает убеждение, что мир состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям.Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, - просуществовавшая с 8 века до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V веке н.э., - явилась непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Именно античная цивилизация окончательно преодолела в своем культурном развитии рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила «логику вещей» от «логики слов и мыслей», утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деят-ти возможно только по его собственным законам.Натурфилософия Нового времени. В развитии европейской духовной культуры 17 век определяют как век «разума»: ему поклоняются, обращаются к нему как к «высшему судье» в делах человеческих; утверждается идея «разумности» мира. Формируется вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Одна из важных особенностей новой парадигмы - стремление утвердить новое представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного произ-ва, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия как действительной реальности. Именно природа, а не божественный дух является истинной «мировой субстанцией», «действительным бытием» с точки зрения мыслителей этой эпохи.Соответственно этому гл знанием становится знание о природе - естествознание. При этом происходит «очищение» философии от гуманистической ориентации, направление ее на «чистую» (без специфически человеческого, соц аспекта), объективную природу. На сцену выходит специфическая философская область - философия природы. Философия Нового времени своим развитием обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.Состояние развития современной натурфилософии в большей степени зависит от соотв. состояния естественных наук. Пройдя сложный исторический путь от мифологической космогонии до современной научно обоснованной космологии, в н/внатурфилософия рассматривается как критика и теория познания естественных наук и нередко именуется философией естествознания.

Билет 2.1. Характерные  черты мифологического и религиозного мировоззрения.Мифологический тип М. решает основной вопрос мировоззрения (об отношении человека к миру) с помощью антропоморфизации. Исторически этот тип появился первым, с возникновением сознания. Сознание человек формируется эмпирическим путем, а знаний о мире еще нет. Поэтому мифологическое сознание носит антропоморфный характер – в мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир, природу; объясняет их происхождение и существование теми знаниями, которые он имеет о себе. Недостаток знания восполняется воображением. Таким образом, человек начинает что-то понимать. Для архаичной культуры миф – не только способ мышления, но и ср-во консолидации первобытной общины, практическое руководство первобытных верований и поведения. Миф – это рассказ о событиях, от которых зависело само существование древних людей, продукт воображения, но не чистой фантазии. Носителем мифа на первом этапе человеческой истории является об-во в целом, которое осущ-вляет регуляцию поведения членов рода через запреты и регламентацию. В посл миф приобретает художественную и эстетическую ценность, сохраняя свою соц роль и воспроизводясь в становлении психического мира индивида.

В философии романтизма и  психоаналитической концепции К.Г. Юнга миф – носитель истины, недоступной  рациональному объяснению, голос  прошлого, коллективного бессознательного, хранящий прообразы жизни единого  человечества. Для Ницше миф –  жизненное условие любой культуры. Современная философия трактует миф в 2 аспектах: 1) миф – все, что нельзя верифицировать поср-вом методически осуществляемого опыта, игра фантазии; 2) миф – это универсальное прозрение, охраняющее жизнь от удушающих объятий технократизма и прагматизма, обладающее разумностью и истиной. Далее появляется религиозное М., которое решает основной вопрос М (об отношении человека к миру) за счет удвоения мира на естественный и сверхъестественный (который является причиной существования естественного мира). Религиозный человек верит в сверхъестественное, в иррациональный источник бытия. Бог своим присутствием в сознании человека достраивает его неполноценный мир. С помощью такого морального доминанта как Бог человек решает свои эстетические проблемы.

Выделяют  стадии развития религии: 1) фетишизм – хранение «божественных» вещей; 2) тотемизм (тотем – некое сущ-во, являющееся источником кровного родства данного племени, общины); 3) анимизм – все имеет душу; 4) магия – влияние иррациональных сил на жизнь человека. Религия лежит в основе коллективного национального архетипа. Описывает и объясняет мир, место человека в мире на основе деления его на две части: мир естественный (мир грубый, видимый) и мир сверхъестественный (мир тонкий, невидимый). Тот и др мир творится верховным сущ-вом –Богом, который сущ-вует в мире невидимом. Бог обладает св-вами всемогущества, всезнания. Бог является справедливым судьей, любит все, что им сотворено. Согласно некоторым определениям, Бог есть любовь. В основе религиозного мировоззрения лежит вера в Бога и любовь к Богу. Вера без любви может оказаться фанатичной.

Билет 2.2. Постановка проблемы человека в современной  философской антропологии..Проблема человека тесно связана с практич. вопросами мирового развития. Духовная ситуация нашего времени давно уже стала темой №1 для многих интеллектуалов. Они прежде всего выражают беспокойство и даже тревогу за будущее Западной цивилизации, предлагают принять такие меры, которые могли бы изменить положение в лучшую сторону.Если прибегнуть к известной метафоре, то 20 век – это “железный век” (А. Блок). Именно в 20в. развернулся во всю ширь научно-технический прогресс, коренным образом преобразовавший экономическое произ-во, технологические процессы, системы управления и т.д.; он утвердил человека в его уверенности относительно своих возможностей, сделав его независимым от природы. Сегодня человеку покорились пространство и время. Все это вполне заслуженно воспринимается нами как великое завоевание человеческого духа.Именно в 20 в. человечество пережило 2 мировых войны, возникших в Западной цивилизации. И хотя угроза третьей мировой отодвинута, считать ее полностью устраненной пока нет оснований. В 20 веке сформировались и действовали в кач-ве духовных основ политики тоталитарные по своей сути идеологии (фашизм, коммунизм и т.п.); они питали те об-венные системы, которые не только жестоко подавляли инакомыслие, но и были причиной политической и военной конфронтации.К этому можно добавить многочисленные локальные войны и конфликты в  разных регионах планеты, жестокие гр войны; движения, прибегающие к тактике терроризма.Физик Дэвид Бом считает, что всем нам необходима когерентная культура, которая основана на общих для всех людей смыслах.Сейчас такой культуры практически нет, т.к. люди разобщены различием смыслов, которые лежат в основе их духовной жизни. Если же мы все-таки придем к сознанию ценности общего как нашей главной ценности, то мы покончим с тенденцией дробления смыслов, что разъединяет нас и обрекает на одиночество и духовную гибель.Бердяев (1874 - 1948) отмечал феномен обездушивания человека, поставившего между собой и Первой природой машину. Машина сделала человека независимым от природы,  и человек "опьянел" от сознания своей свободы и силы. Он уже не может остановить себя в своем движении вперед, дальше и дальше по пути технического прогресса, но он далеко не всегда осознает того, что он уже перешел разумные границы своей свободы. Он утратил душевные св-ва, без которых он едва ли может считаться подлинным человеком. В этой связи раскрывается смысл фразы Жана-Поля Сартра (1905 - 1980): после Хиросимы (ее атомная бомбардировка американцами в 1945) человечество осознало, наконец, что оно свободно. Это надо понимать так, что предел стремлений человека к свободе в мире техники есть полный абсурд, хотя он таковой многими и не осознается, ибо политика, опирающаяся на атомную дипломатию, выглядит вполне разумной и даже необходимой.

Билет 3.1. Характеристика философского мировоззрения.М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чув-ва и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Философия — особый, научно-теоретический тип М. Философское М. отличается от религии и мифологии:основано на знании (а не на вере либо вымысле);рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);логично (имеет внутреннее единство и систему);опирается на четкие понятия и категории.Философия- высший уровень и вид М, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.Философия как М. прошла 3 основные стадии своей эволюции:космоцентризм;теоцентризм;антропоцентризм.Космоцентризм — философское М, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (св-венна Древней Индии, Древнему Китаю, Древней Греции). Теоцентризм - тип философского М., в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (средневековая Европа).Антропоцентризм — тип философского М., в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). В его содержание входят не только философские проблемы, но и обобщенные экономические, политические, правовые и естественно – научные представления, нравственные, эстетические, религиозные принципы, воззрения, идеалы.

Билет 3.2. Уровни бытия  человека: соотношение биологического и социального.Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу соц-ного. Будучи частью природы, особым биологическим видом, человек характеризуется биологической обусловленностью многих признаков своего вида, — напр, ср продолжительностью жизни, одаренностью в тех или иных видах деят-ти, принадлежностью к опр расе и др. Вместе с тем исследования ученых показывают, что у человека с самого начала его становления не было биологической предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду жизнедеят-ти (как это имеет место у животных). Морфологическая структура человека - позволяет ему осуществлять любой вид деят-ти. Это дает  возможность выступать как «открытое миру» сущ-во, универсальное в своих творческих возможностях и проявлениях. Биологическое в человеке существует в самой сфере социального. Под воздействием человеческой деят-ти биологическое в значительной мере модифицировалось и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у др представителей животного мира. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, вместе с тем в них содержится и сущ-венно новое, сформировавшееся в результате тр деят-ти человека. Преим-во человека - его жизнедеят-ть находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредств. физиологических потребностей, но и для др людей. Поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются, «очеловечиваются». Таким образом, человек представляет собой сложную биосоц структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеят-ти — от физиологической до соц. Биологическое и соц — 2 класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые кач-ва. Соотношение биологического и соц следует понимать как соподчинение, в рамках которого соц играет приоритетную роль.  С формированием мышления и языка началось становление произ-венных, соц-экономических отношений как особого уровня организации материи — соц жизни. Своеобразие соцвида материальности заключается в том, что она, в отличие от природной материи, не может сущ-вовать без сознания. Поэтому об-венное бытие, в отличие от естественной природы, носит не просто объективный, а субъектно-объектный характер. Человек — это высший уровень организации того вида материи, которая осознает саму себя.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"