Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка
Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,
Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях, наиболее общие положения и принципы. Становятся компонентами М., когда превращаются в убеждения. Настроения, чув-ва, переживания – эмоционально – психологическая сторона, оказывает сущ-венное влияние на позицию человека. Идеалы и идолы. Различаются тем, что идеал это достижение цели только добрыми ср-вами, а идол – это достижение цели всеми возможными ср-вами. Т.е. – идеал – достижение цели с помощью Добра, а идол – с помощью Зла. Выделяют 2 стороны М.– эмоционально – психологическая и рациональная. У всех людей М.разное. М.людей, относящихся к одной соц группе имеет общие черты и отличается от М. представителей др соц групп. Основные типы:мифология-фантастическое отражение действительности в виде чувственное – наглядных представлений. Мифические сущ-ва – боги, духи, герои – наделены человеческими чертами. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы; на явления природы проецировались человеческие св-ва. Они были тесно связаны с обрядами, обычаями народа, содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чув-ва. Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь. Религиозное М. сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего об-ва. Оно отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное – основа религиозного М. Вера проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которым приписывались св-ва материальных предметов – камням, металлам и т.д., связям между предметами, богам и духам. Позднее формируется образ единого бога – творца всего сущ-вующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Религиозное М. включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного об-ва.Философское М. – кач-венно – новый тип. Оно унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о возрождении мира, его строении, месте человека в мире, но в отличие от них представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоритически обосновать положения и принципы. В его содержание входят не только философские проблемы, но и обобщенные экономические, политические, правовые и естественно – научные представления, нравственные, эстетические, религиозные принципы, воззрения, идеалы. Обыденное (эмпирическое) М. – особый тип. Является первоисточником всех др его типов. Оно служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами. Мировоззрение имеет опр структуру:Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира; Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах; Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.
Билет 1.2. Формирование картины мира: натурфилософская парадигма.
Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософия стремится объяснить неживую и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д. Возникла фактически еще до появления собственно философии, из космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Само это понятие впервые встречается у Сенеки (1 в. н.э.).История естествознания зафиксировала 3 научных революции: античную (6 в. до н.э.), Нового времени (19 в.) и 20 в. Каждая из них сопровождалась формированием соотв. парадигмы - общепринятого, образцового подхода к продолжению познавательного процесса на относительно длительный период.Античная цивилизация - является универсальной основой, пьедесталом всей посл. общечеловеческой культуры - в той мере, в какой она содержит дух рационализма, пронизана таким отношением к бытию, в котором преобладает убеждение, что мир состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям.Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, - просуществовавшая с 8 века до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V веке н.э., - явилась непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Именно античная цивилизация окончательно преодолела в своем культурном развитии рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила «логику вещей» от «логики слов и мыслей», утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деят-ти возможно только по его собственным законам.Натурфилософия Нового времени. В развитии европейской духовной культуры 17 век определяют как век «разума»: ему поклоняются, обращаются к нему как к «высшему судье» в делах человеческих; утверждается идея «разумности» мира. Формируется вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Одна из важных особенностей новой парадигмы - стремление утвердить новое представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного произ-ва, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия как действительной реальности. Именно природа, а не божественный дух является истинной «мировой субстанцией», «действительным бытием» с точки зрения мыслителей этой эпохи.Соответственно этому гл знанием становится знание о природе - естествознание. При этом происходит «очищение» философии от гуманистической ориентации, направление ее на «чистую» (без специфически человеческого, соц аспекта), объективную природу. На сцену выходит специфическая философская область - философия природы. Философия Нового времени своим развитием обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.Состояние развития современной натурфилософии в большей степени зависит от соотв. состояния естественных наук. Пройдя сложный исторический путь от мифологической космогонии до современной научно обоснованной космологии, в н/внатурфилософия рассматривается как критика и теория познания естественных наук и нередко именуется философией естествознания.
Билет 2.1. Характерные
черты мифологического и
В философии романтизма и
психоаналитической концепции К.Г.
Юнга миф – носитель истины, недоступной
рациональному объяснению, голос
прошлого, коллективного
Выделяют стадии развития религии: 1) фетишизм – хранение «божественных» вещей; 2) тотемизм (тотем – некое сущ-во, являющееся источником кровного родства данного племени, общины); 3) анимизм – все имеет душу; 4) магия – влияние иррациональных сил на жизнь человека. Религия лежит в основе коллективного национального архетипа. Описывает и объясняет мир, место человека в мире на основе деления его на две части: мир естественный (мир грубый, видимый) и мир сверхъестественный (мир тонкий, невидимый). Тот и др мир творится верховным сущ-вом –Богом, который сущ-вует в мире невидимом. Бог обладает св-вами всемогущества, всезнания. Бог является справедливым судьей, любит все, что им сотворено. Согласно некоторым определениям, Бог есть любовь. В основе религиозного мировоззрения лежит вера в Бога и любовь к Богу. Вера без любви может оказаться фанатичной.
Билет 2.2. Постановка
проблемы человека в современной
философской антропологии..
Билет 3.1. Характеристика
философского мировоззрения.М. – это система обобщенных взглядов
на мир, на место в нем человека и его отношение
к этому миру, а также основанные на этих
взглядах убеждения, чув-ва и идеалы, определяющие
жизненную позицию человека, принципы
его поведения и ценностные ориентации. Философия
— особый, научно-теоретический тип М.
Философское М. отличается
от религии и мифологии:основано на знании
(а не на вере либо вымысле);рефлексивно
(имеет место обращенность мысли на саму
себя);логично (имеет
внутреннее единство и систему);опирается на четкие
понятия и категории.Философия-
высший уровень и вид М, отличающийся рациональностью,
системностью, логикой и теоретической
оформленностью.Философия как М. прошла 3
основные стадии своей эволюции:космоцентризм;
Билет 3.2. Уровни бытия человека: соотношение биологического и социального.Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу соц-ного. Будучи частью природы, особым биологическим видом, человек характеризуется биологической обусловленностью многих признаков своего вида, — напр, ср продолжительностью жизни, одаренностью в тех или иных видах деят-ти, принадлежностью к опр расе и др. Вместе с тем исследования ученых показывают, что у человека с самого начала его становления не было биологической предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду жизнедеят-ти (как это имеет место у животных). Морфологическая структура человека - позволяет ему осуществлять любой вид деят-ти. Это дает возможность выступать как «открытое миру» сущ-во, универсальное в своих творческих возможностях и проявлениях. Биологическое в человеке существует в самой сфере социального. Под воздействием человеческой деят-ти биологическое в значительной мере модифицировалось и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у др представителей животного мира. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, вместе с тем в них содержится и сущ-венно новое, сформировавшееся в результате тр деят-ти человека. Преим-во человека - его жизнедеят-ть находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредств. физиологических потребностей, но и для др людей. Поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются, «очеловечиваются». Таким образом, человек представляет собой сложную биосоц структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеят-ти — от физиологической до соц. Биологическое и соц — 2 класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые кач-ва. Соотношение биологического и соц следует понимать как соподчинение, в рамках которого соц играет приоритетную роль. С формированием мышления и языка началось становление произ-венных, соц-экономических отношений как особого уровня организации материи — соц жизни. Своеобразие соцвида материальности заключается в том, что она, в отличие от природной материи, не может сущ-вовать без сознания. Поэтому об-венное бытие, в отличие от естественной природы, носит не просто объективный, а субъектно-объектный характер. Человек — это высший уровень организации того вида материи, которая осознает саму себя.