Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка
Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,
Билет 16.2. Роль личности в истории: проблема исторической необходимости и свободы личности.Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его сущ-вование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека - предмет размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. .Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиоризм), до "бегства от свободы" (Фромм), в условиях совершенно цивилизованного об-ва. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля" или "вольницы". Понятие свободы родилось в христианстве, как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможностью для человека свободного выбора на пути к Богу.Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.В истории философской мысли воля трактовалась двояко: 1).как следствие природной и сверх природной детерминации (Бог, Абсолют); 2). как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс человека. Волевые кач-ва человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.Воля считается слепым неразумным первоначалом, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей.Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности" человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных" порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек.История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становится очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку.Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую мудрость.Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив.Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты.Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление “бегство от свободы”.Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.Важным феноменом мира культуры являются вещи. Мир вещей обнимает собой все – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей. Это мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, вещный мир стал “второй природой” человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием личности самого человека. Все религии строго осуждают стремление к накоплению материальных ценностей. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен свободы, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало переплавить “мечи на орала”. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в становлении личности.
Духовные ценности – это
своеобразный духовный капитал человечества,
накопленный за тысячелетия. Природа
духовных ценностей исследуется
в аксиологии, которая устанавливает
соотношение ценностей с миром
реальностей человеческой жизни. Речь
идет, прежде всего, о моральных и
эстетических ценностях. Они по праву
считаются внешними, ибо во многом
определяют поведение человека в
других системах ценностей. В истории
человечества можно отметить несколько
сменяющих друг друга установок,
отражающих разные системы ценностей,
формирующих соответствующий
В этике аскетизма идеалом
жизни провозглашалось
Билет 17.1. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.В отличие от объективных идеалистов (Гегеля), которые считали, что первичная по отношению к материи идея сущ-вует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:• единственной реальностью является идея;• идея сущ-вует только в сознании человека, т.е. сознание человека является сущ-венной реальностью, вне которого ничего не сущ-вует.Видные представители субъективного идеализма - Беркли, Юм. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить сл основные идеи его философии:• само понятие материи ложно; • сущ-вуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;• материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи сущ-вует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;• единственная очевидная реальность есть сознание человека;• со смертью человека и его сознания исчезает все;• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;• высшим док-вом первичности идеи является сущ-вование Бога; Бог вечно сущ-вует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,хрупок и всецело зависит от него.
Дэвид Юм (1711 — 1776) - английский философ, субъективный идеалист — придерживался сл взглядов:• проблема отношения бытия и духа неразрешима;
• человеческое сознание склонно к идеям;• сам человек - концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чув-в);• без своей идеальной сущности (без воспитания, опыта, и т.д.) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;• человек состоит из 2 идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; впечатления внутреннего опыта — аффекты, страсти;• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.Скептицизм Юма напрямую связан с локковским эмпиризмом. Юм берет у Локка главное — критику идеи субстанции, но по большому счету не выдвигает против этой идеи ни одного нового аргумента. Новизна же его позиции, в сравнении с Локком и Беркли, в том, что сущ-вование Бога, считает Юм, так же сомнительно, как и сущ-вование материи. Религия приемлема только по моральным соображениям. Конечный вывод скептицизма- в познании мы можем иметь дело только с явлением, а не с тем, что является, т. е. с сущностью. В «Трактате о человеческой природе» Юм различает впечатления и идеи. Он вводит посредника между вещью и идеей в виде впечатления. Но разница между впечатлением и идеей у него остается чисто кол-венной. Впечатления - все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе. Идеи - слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении.Юм в целом следует эмпирической традиции в понимании.Память в учении Юма — исходная из указанных сил, проявляющая себя в способности удерживать образы после прекращения воздействия извне. Что же касается идеи, то она есть образ впечатления. А по сути это образ образа. Как было принято в его время, Юм делит идеи на простые и сложные. И последние в его теории познания — продукт деят-ти воображения. Человеч. ум в учении скептика Юма играет незавидную роль. У него выходит, что компетенция ума у человека ограничена лишь отношениями между идеями Предмет разума — отнюдь не отношение знания к миру, а отношение идеи к идее. При этом разум должен иметь дело только с теми идеями, которые произошли из восприятий. В ином случае перед нами фикция, которую следует искоренять.
Билет 17.2. Философские
аспекты экологических и
Билет 18.1. Французское
Просвещение и философский
Билет 18.2. Об-венное сознание и его структура.
Об-венное сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь об-ва и вся система об-венных отношений. Об-венное сознание формируется и развивается вместе с возникновением об-венного бытия, т.к. сознание возможно только как продукт соц отношений. Но и об-во может быть названо об-вом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и об-венное сознание. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т. е. всего того, что составляет содержание об-венного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью об-венного бытия. Но хотя материализм и утверждает опр роль об-венного бытия по отношению к об-венному сознанию, однако, нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Об-венное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения об-венного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без об-венного сознания об-во просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в 2 проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать об-венное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Особенность об-венного сознания - оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. Формы об-венного сознания. Под формами об-венного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и об-венного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Об-венное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания. Существование различных форм об-венного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира – природы и об-ва. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм об-венного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной об-венной потребности. Об-венное сознание, отражая всю сложность и противоречивость об-венного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых об-в оно приобрело классовую структуру. Различия в соц-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в об-венном сознании. В гос-вах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех об-вах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения об-венного бытия в об-венном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об об-венном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают об-венное сознание в целом или его особенности в различных об-венно-экономических формациях.