Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка
Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,
Билет 10.2. Картина классической науки.
Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения первой глобальной научной революции до появления квантово-релятивистской картины мира. Разумеется, наука XIX в. довольно сильно отличается от науки XVIII в., которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические предпосылки науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии – классическая наука. Этот этап развития науки характеризуется целым рядом специфических особенностей.1. Исходной посылкой классической науки является натурализм – признание объективности существования природы, управляемой естественными, объективными закономерностями, т.е. единственной подлинной реальностью признается материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. При этом материальность понимается только как вещественность.Важнейшая характеристика классич. науки- механистичность – представление мира в кач-ве машины, гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Не случайно наиболее распространенной моделью Вселенной был огромный часовой механизм. Поэтому механика была эталоном любой науки, которую пытались построить по ее образцу. Также она рассматривалась и как универсальный метод изучения окружающих явлений. Это выражалось в стремлении свести любые процессы в мире (не только физ. и химические, но и биологические и соц) к простым механическим перемещениям. Такое сведение высшего к низшему, объяснение сложного через более простое называется редукционизмом. Рассмотрение природы как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого формировало метафизичность классической науки. Это приводило к тому, что каждый предмет или явление рассматривался отдельно от других, игнорировались их связи с др объектами, а изменения, которые происходили с этими предметами и явлениями, были лишь кол-венными. Так возникла сильная антиэволюционистская установка классической науки. Механистичность и метафизичность классической науки отчетливо проявились не только в физике, но и в химии, и в биологии. Это привело к отказу от признания кач-венной специфики жизни и живого. Жизнь и живое стали такими же элементами в мире-механизме, как предметы и явления неживой природы.
Билет 11.1. Философия эпохи эллинизма.
Эллинизм — период в
истории Средиземноморья, в первую
очередь восточного, длившийся со
времени походов Александра Македонского
(356—323 до н. э.) до окончательного установления
римского господства на этих тер-риях,
которое датируется обычно падением
птолемеевского Египта (30 до н. э.).Кинизм (сократическая
школа). Представители: Антисфен, Диоген
Синопский, Кратет. Идеал – безграничная
духовная свобода индивида. Демонстративно-
Скептицизм, V – IV вв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.1. Мир текуч, без смысла и определенности.2. Философия – молчание: всякое «да» – одновременно и «нет».3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание – и конец философскому поиску, и указание, на необходимость новых усилий.Неоплатонизм (школы: римская пергамская афинская), III-VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум – Душа – Материя. Мировой Ум – прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, которое образует Космос. Материя – восприемница возможных форм и смысла. Задача человека – продумать, прочувствовать свое место в иерархии
Билет 11.2. Неклассическая и постнеклассическая (современная) картина мира.
Неклассическая картина мира. На смену классической картине мира под влиянием теорий термодинамики пришла неклассическая картина мира. Жидкости и газы представляли собой большой коллектив микрочастиц, с которым происходили случайные вероятностные процессы, имманентные самой системе. В термодинамических системах, газах и жидкостях, состоящих из большого коллектива частиц, отсутствует жесткая детерминированность на уровне отдельных элементов системы - молекул. Но на уровне системы в целом она остается. Система развивается направленно, подчиняясь статистическим закономерностям, законам вероятности и больших чисел. Таким образом, термодинамические системы не являются механическими системами и не подчиняются законам классической механики. Значит, термодинамика опровергла универсальность законов классической механики. На рубеже 19-20 вв. возникает новая картина мира, в которой изменяется схема детерминации - статистическая закономерность, в которой случайность становится закономерностью. В естествознании происходит революция, провозглашающая переход к неклассическому мышлению и неклассический стиль мышления. В конце 19 века происходит кризис классической физики, обусловленный невозможностью непротиворечивого объяснения физ. наукой таких явлений, как тепловое излучение, фотоэффект, радиоактивное излучение. Возникает в начале 20 века новая квантово-релятивистская картина мира (Эйнштейн, Планк, Бор). Она породила новый тип неклассической рациональности, изменила взгляды на субъект-объектные отношения. Постнеклассическая картина мира. При переходе от индустриального об-ва с характерными для него огромными затратами энергии, капитала и труда к об-ву с высокоразвитой технологией, для которого критическими ресурсами являются информация и технологические нововведения, неминуемо возникают новые научные модели мира. На пороге 21 века квантово-релятивистская парадигма оказалась в состоянии кризиса, обусловленного осознанием того, что мир представляет собой иерархию взаимосвязанных развивающихся систем и потребностью его изучения. В неклассической картине мира изучаются саморегулируемые системы, а в постнеклассической картине мира - самоорганизующиеся системы, процессы самоорганизации, изучаемые синергетикой. Особенности синергетических систем - открытость, обмен с внешним миром вещ-вом, энергией и информацией, нелинейность, неустойчивость, неравновесность, темпоральность - повышенная чувствительность к ходу времени. Для них характерно нелинейное развитие в виде ветвящейся графики. Развитие системы происходит линейно, эволюционно до некоторой точки бифуркации или полифуркации, в которой развитие может пойти в одном из 2 или нескольких направлений. Что новое вносит синергетика в миропонимание? Новое понимание эволюции и революции.Эволюция развивается в направлении от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим и т.д.
Билет 12.1. Периодизация и характерные черты философии Средневековья.
Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (5-15 вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами «откровения» и «единобожия», монотеизма и теоцентризма, т. е. религией.Большинство ученых из духовенства; очаги культуры, науки и образования – монастыри.Основные проблемы средневековой философии:1. Мир сотворен Богом или сущ-вует от века.2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.6. Если Бог – истина, добро и красота, откуда зло и почему Бог его терпит.7. Соотношение истин Откровения в Библии и истин человеческого разума.Специфика средневекового философствования.1. Библейский традиционализм и ретроспективность.Библия – книга самая древняя, истинная, слово Бога. 2. Экзегетика – ис-во толкования Завета: Библия – полный свод законов бытия – критерий истинности. 3. Дидактизм – назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма – трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. «Исповедь» Августина Блаженного (IV-V вв.); «История моих бедствий» Пьера Абеляра (XII в.).Общий дух – оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения и жизни вечной, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз 2 истин – мирской и Божественной. «Истинная философия» пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.Этапы средневековой философии.1. Патристика (I-VI вв.). Вершина – Августин Блаженный (354-430) «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Его идеи определили развитие европейской философии – точка зрения православного христианина – креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм – история – Божественный план спасения человека.2. Схоластика (11-15 вв.). Пик – Фома Аквинский (1223-1274) «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 док-в бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и теология – в сверхъестественном откровении.На 1-м этапе – осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.На 2-м этапе – окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля.
Билет 12.2. Ценность и оценка. Виды ценностей.Ценность – это понятие, обозначающее, 1) предметы матер.и духовной деят-ти людей, общест. отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительную значимость и способные удовлетворять его многообразные потребности (предметные ценности); 2) нормативную, предписательно–оценочную сторону явлений общест. сознания (субъектные ценности). Оценка как определение субъектом соц значимости явлений для его жизни ориентирует человека в мире явлений, направляет его деят-ть. Она универсальна – оказывает влияние на все виды жизнедеят-ти человека, реализуясь на чув-венном и рациональном уровнях, проявляясь в эмоциях и чув-вах, влечениях, желаниях, стремлениях. Виды ценностей.По содержанию – материальные, политические, соц, духовные. По форме бытия – предметные и идеальные, духовные. Предметные ценности - естественные блага; потребительная стоимость продуктов труда; соц блага; исторические события; культурное наследие и т.д. Они сущ-вуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеят–ти людей. Духовные ценности – об-венные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Они не однородны по содержанию, функциям, и характеру требовании к их реализации. Нормы – форма единообразия поступков, запрет на др варианты поведения, оптимальный вариант поступка в данных об-венных условиях, оценка поведения отдельных лиц, предостерегающая от возможных отклонений от нормы. Идеал – представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и об-ва. Он выполняет регулятивную функцию. По субъекту – субъективно – личностные и надындивидуальные. Личностные – формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надындивидуальные – результат развития об-ва и культуры. Личностные и об-венные неразрывно связаны друг с другом.
Билет 13.1. Философия эпохи Возрождения и ее особенности.Философия эпохи Возрождения - совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14 — 17 вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физ и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылка возникновения философии и культуры эпохи Возрождения: совершенствование орудий труда и произ-венных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских гос-в, усиление светской власти; • появление 1-ых парламентов; отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;повышение уровня образованности в Европе в целом; великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).Основные направления философии эпохи Возрождения: гуманистическое (14 - 15 вв., представители:Данте Алигь¬ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. 15 - 16 вв.), представители - Николай Кузанский, Пико деллаМирандола, Пара¬цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;натурфилософское (16 - 17вв), принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (16 - 17 вв.), представители -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (15 в., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления госу-вом, поведение правителей; утопическо-социалистическое (15 - 17 вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения об-ва и гос-ва, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны гос власти. Характерные черты философии эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (т.е. отрицание не религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); большой интерес к соц проблемам, об-ву и гос-ву; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи соц равенств. Крупнейшие философы эпохи Возрождения: Лоренцо Вала, Николай Кузанский, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Томмазо Кампанелла выступали за освобождение от религиозных оков, научное знание, радости мирского существования.
Билет 13.2. Культура, ее строение и соц функции.Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также деят-ть по их произ-ву и реализации. К ней можно отнести то, что реально возвышает человека. Культура-это связующее звено между об-вом и природой. Основа этой связи - человек, как субъект деят-ти, познания, общения, переживания и т.д. Культуры нет без человека, его деят-ти, свободы творчества. Первоначально означала «возделывание почвы»,отражая факт воздействия человека на природу. Античная философия связывала культуру с воспитанием и обучением человека. Вначале, как ср-во доведения телесного состояния человека до космич. совершенства. Потом стали включать формирование духовности, приобщение к добродетелям. Ж.Руссо – натура человека извращается культурой ,содержащей ложные идеалы. Шопенгауэр – культура учит человека смирению и притворству, не возвышая и облагораживая его цели. Ф.Ницше – создана для подавления и порабощения человека, убивает «волю к власти»,как основу челов. жизнедеятельности. З.Фрейд – подавляет инстинкты и влечение. Классич. немецкая философия отождествляет культуру с духовными ценностями; это область духовной свободы, наход. вне его природной и соц. сущности.Марксисты не ограничивают её духовной обл-тью; это один из показателей об-венного прогресса, хар-ка опр уровня развития об-ва. Функции: созидательная – благодаря культуре происходит развитие и саморазвитие человека как об-венного субъекта. Нормативная – она формирует наиболее важные ценностные ориентиры об-ва, опираясь на которые одно об-во может принимать одни идеалы и действия, а др частично или полностью отвергать. Селекционная– отбор опр ценностей. Человекотворческая – культура как второе рождение человека. Трансляция опыта; адаптационная – противостоит разрушительным тенденциям. Уровень культуры измеряется целями, способами и ср-вами их достижения, результатами в дух и матер сферах. Он является важнейшим показателем об-венной жизнеспособности и благополучия. Структура культурыПознавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое. Ценностная система. Ценность – св-во вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях). Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деят-ти, различные ее стороны и аспекты.Др структура включает в себя: - систему образования, - науку, - ис-во, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право,