Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание

Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,

Работа состоит из  1 файл

filosofia_1 (3).docx

— 174.56 Кб (Скачать документ)

Билет 22.2. Эмпирическое познание, основные формы и методы.

Эмпиризм отрицает активную роль и относительную самостоятельность  мышления. Единственным источником познания считается опыт, чув-венное познание, вследствие чего эмпиризм всегда был  связан с сенсуализмом (чув-во), но это  не тождественные понятия. Метод – способ достижения цели, опр образом упорядоченная практическая и теоретическая, познавательная деят-ть. Виды – наблюдение (первичный материал), сравнение (сопоставление объектов), измерение (сравнивание с объектом, выступающим в кач-ве эталона) и эксперимент (выявление опр св-в путем создания ис-венных условий).ри всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п. Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.Научное познание, в отличие от др многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.Художественное. Отражение сущ-вующей реальности через знаки, символы, художественные образы.Философское.Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на опр мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.Мифологическое. Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.Религиозное. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[источник не указан 938 дней] и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Билет 23.1. Основные проблемы русской философии и  этапы ее развития.

Русск. Ф.— феномен мировой  философской мысли. Ее феноменальность - русская философия развивалась  исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой  философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений  Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время  русскую Ф. отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Характерные черты: • религиозное влияние •художественное выражение мыслей, с связи с политической несвободой и жесткой цензурой • стремление почти всех философов заниматься  всем проблемами сразу • широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основа предмета: • проблема человека; • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); • проблемы морали и нравственности;• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом; • проблема власти; • проблема гос-ва; • проблема соц справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт рф); • проблема идеального об-ва; • проблема будущего. Можно выделить сл основные этапы: • период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; относится к 9–13 вв.(отход от язычества) • философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского гос-ва (Московской Руси и России); 13–17 вв. Среди видных философов данного периода: Сергий Радонежский, Максимилиана Грек ,Андрей Курбский  • философия 18 в.; Первые философы появились на Руси в XVII-XVIII веках. Однако их философия не была самобытной. Приобщение к новоеропейской философии (прежде всего французской и немецкой) после реформ Петра 1 привело к появлению российских мыслителей просветительского плана: Радищева, Новикова и др. Основные представители материалистического направления- Ломоносов, Радищев. Большое внимание Радищев уделил соц-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. • философия XIX в.; Знакомство с византийской и западноевропейской философией было необходимым подготовительным этапом формирования самобытной русской философии. У историков философии нет единого мнения о том, к какому периоду отнести возникновение философии в России. Однако большинство согласны  ассоциирует пробуждения самосознания России со спором  западников (А. Герцен, В. Белинский, П. Чаадаев) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков,)  Спор славянофилов и западников о русском пути приходится на начало промышленного переворота в России: начались ломка традиций общества, переход к обществу индустриального типа. Таким образом, как и в других странах, философия зародилась в России в кризисный, переходный этап  развития культуры и знаменовала вызревание в ней личностного начала. • русская и советская философия XX в.

Наивысшей своей продуктивности, своего творческого пика отечественная  философия достигла в первой четверти ХХ века: этот период богат разнообразием  философских школ (персоналисты, интуитивисты, соловьевцы) Этот период заканчивается  в 1922 году высылкой большинства русских  философов за пределы Советской  России. Советский период в развитии отечественной философии характеризуется  тотальным господством идеологизированного  марксизма – диалектического  и исторического материализма(особо  следует отметить работы М.М. Бахтина  и Лосева)Постсоветский период, начавшийся с сер. 80-х гг. 20 в. и продолжающийся в н/в характеризуется пересмотром  отношения к марксистско-ленинской  философии и ренессансом русской  религиозной философии (широко изданы и изучаются классические труды  религиозных мыслителей, в том  числе – созданных в русском  зарубежье). Открылся доступ к знакомству и широкому изучению новейших западных исследований по постмодернизму. Современный  период характеризуется отсутствием  какой-либо ведущей системы или  доктрины, и, что вполне естественно  в таких ситуациях, изрядным теоретическим  и методологическим эклектизмом.

Билет 23.2. Теоретическое  познание, основные формы и методы. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и др форм мышления и "мыслительных операций". Живое созерцание, чув-венное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познават. процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осущ-вляется с помощью систем абстракций "высшего порядка" - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. На теоретическом уровне познания происходит раскрытие наиболее глубоких, сущ-венных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям. Результаты теоретического познания - гипотезы, теории, законы. Это и есть его основные формы. Методы: позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения. 1. Абстрагирование – отвлечение от ряда св-в и отношений предметов менее сущ-венных, с одновременным выделением более сущ-венных, это упрощение действительности. 2. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект всоответствиями с целями исследования. 3. Формализация – отображение рез-тов мышления в точных понятиях или утверждениях. 4. Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы. 5. Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к конкретному. 6. Гипотетико–дедуктивный – выведение заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами. 7. Анализ – разложение целого на составные части. 8. Синтез – объединение полученных результатов анализа элементов в систему. 9. Матем. моделирование – реальная система заменяется абстрактной системой (математическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становится чисто математической. 10. Рефлексия – научно – исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает 2 уровня – предметный (активность направлена на познание конкретной совокупности явлений) и рефлексивный (познание обращается на само себя).

Билет 24.1.Спор славянофилов и западников, его значение для  современности.На рубеже 30-40-х гг. в России сложилось два противоположных   ф. течения: славянофильство и западничество. Основной вопрос  в том особенный ли  исторический путь у России или что Россия просто отстала от Западной Европы.Западники. Представители: Кавелин, Грановский. Западники считали, что Россия - та же Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую личность, знающую и уважающую свои права.-выступали за конституционную монархию. Видели идеал государства в парламентском строе Англии и Франции; -выступали за свободу печати и слова, за неприкосновенность личности,введение гласного суда. Славянофилы Хомяков и Киреевский. Заняли противоположную позицию. По их мнению, у России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституции. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.Оба течения  выступали за отмену крепостного права, . проведение буржуазных реформ. Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России.Исторический опыт дискуссий 40-50-х гг. 19 в. в России между западниками и славянофилами имеет непреходящее значение. Их отзвуки в разной форме, в различной терминологическом выражении проходят и через все последующие десятилетия 19 в. (почвенничество, концепции русских либералов и радикалов), через век XX и продолжают вновь возникать и в 21 в.

Билет 24.2.Познание и понимание.Познание - процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины. Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обладания человеком уникальными способностями. Человек оперирует чув-вами, мыслями, совершает поступки, действует. Человек познает мир благодаря вчувствованию, объяснению,  пониманию. В общении с др человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.Объяснение - это наращивание сведений о чем-либо на основе мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: факты оцениваются с позиций законов теории. Напр.,когда студент решает задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют чтобы он подвел переменные под закон. Понимание относится к практике, это интерпретация на основе ценностей поступков людей. Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в опр кругу.Понимание универс. операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Проблемы понимания. 1. Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых св-в объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых св-в объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.Для понимания нового материалачеловек всегда должен решить опр мыслительную задачу, т.к. формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деят-ти и оказывается ее рез-том. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание.Одни и те же 3 формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деят-ти, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деят-ти. И в том и в др случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деят-ти: тем, в какие объективные обст-ва, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обст-вах.

Билет 25.1. Материалистические направления в русской философии.Материалисты:Белинский,Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Революционные философы прошли поучительную школу нем.Классич. философии и Француз.просвещения. После глубокого увлечения гегельянством они повернулись в сторону материализма, стремясь сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть св-во не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. Герцен - признавал сущ-вование объективного разума. Критиковал славянофилов за идеализацию православия и поддержку самодержавия. Основоположник народничества. После 1848 г. разочарование в мелкобуржуазном духе Западной Европы. Идея "русской общины". В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными кач-вами, в рез-те столкновения которой и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постоянной эволюции об-венной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прилив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Плеханов стал идейным вождем русского социал-демократического движения и оказал сильное влияние на Ленина. В 1900 он принял деятельное участие в учреждении органа РСДРП газеты «Искра». В работах Плеханова утверждались принципы научного социализма, а в Очерках по истории материализма (1896, первоначально вышедших на немецком языке, русский перевод 1922) диалектический материализм увязывался с методами естествознания. Марксистско– ленинская Ф. теоретического познания исходит из последовательно материалист.решения основного вопроса Ф, т.е. рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как сущ-вующую вне и независимо от сознания. Диалектич. материализм исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т.е. агностицизм. Будучи последовательно материалист., марксистско-ленинской теоретическое познание не есть, но простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистич. линии в решении проблем гносеологии. Основная особенность диалектико-материалистич.теоретич. познания- ее развитие осущ-вляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и теоретич. познания.

Билет 25.2. Философские  концепции истины и ее критериев.Истина - процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины. Критерий истины – ср-во проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Проблема критерия истины до конца не разрешена.Критерии истины делятся на внешние и внутренние. В кач-ве внешних критериев выделяют практику (диалектический материализм), полезность (прагматизм), самосогласованность (или когеренцию).Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую - то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина. Как показывает история, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников, но рано или поздно становится достоянием большинства.Если внешних критериев недостаточно, говорят о внутренних критериях. 1) критерий логики: по св-ву непротиворечивости; 2) эстетический критерий; 3) критерий экономности мыслей; 4) симметричности; 5) научной рациональности. Концепции истины. В современной философии особенно отчетливо выделяются 3 концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности. Согласно концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. Когерентность- взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины ставится иначе.Прагматическая концепция - критерий истинности - практика. Значительный вклад внесли сторонники марксизма и американ. прагматизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; фагматики понимают истину как работоспособность чув-в, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.Согласно философу Решера - 3 концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"