Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка
Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,
Билет 19. 1. Философия Им. Канта: учение о познании, морали и праве. Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классич. философии, основатель критического идеализма. Учение о познании. Кант заявляет, что чув-венность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой 2 разных ствола процесса познания. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Поэтому научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов – чув-венности и рассудка. Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка. Сам процесс познания проходит 3 ступени.1.Чувственная ступень - упорядочивается хаос ощущений при помощи субъективных форм пространства и времени, априори (до опыта) находящихся в чув-венной области сознания познающего субъекта. В рез-те - предметы чувственного восприятия, мир явлений. 2. Рассудочная ступень - многообразие чув-венного материала подводится под единство понятий, или категорий, которые также содержатся в познающем сознании априори, но только в обл-ти рассудка. При помощи категорий кол-ва, кач-ва, отношения, модальности и др. человек судит, высказывает опр суждения, являющиеся элементами нашей речи. 3. Разумная ступень познания- выход познания за пределы возможного опыта, в границах которого оно находилось на предшествующих этапах. Кант считал, необходимо признать, что действительность сама по себе – это одно, а наши знания об этой действительности, не основанные на данных наших органов чув-в, – это другое. Попытка совместить их приводит к противоречиям, которые философ назвал антиномиями. Антиномии – это равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга, но относящиеся к одному и тому же явлению. К подобным умозаключениям приходит разум, который стремится охватить мир как целое, познать сущность души и доказать или опровергнуть существование Бога.Рассудоквсегда переходит от одного обусловленного к др обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним – безусловным, – ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеку св-венно стремление обрести абсолютное знание, т. е. получить абсолютно безусловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей (моделей). Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чув-ва, мы получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще – как психических, так и физ, наш разум восходит к идее Бога. Кант выделяет сл категории рассудка:Категории кол-ва: Единство, Множество, Цельность. Категории кач-ва: Реальность, Отрицание, Ограничение. Категории отношения: Субстанция и принадлежность, Причина и следствие, Взаимодействие. Категории модальности: Возможность и невозможность, Сущ-вование и несущ-вование, Необходимость и случайность. Идея права и гос-ва. В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юр законы Кант выводил из нравственных. Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь». Учение об абсолютной морали и доброй воле. Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот опирается на добрую волю. Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может сущ-вовать вне разума, тюк.она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.
Билет 19.2. Соц подсистема об-ва.
Соц подсистема. Термин социальный часто воспринимают также, как об-венный. Соц подсистему делили на разные категории, но самый распространенный – это деление на нации (в узком смысле) и семьи (в широком смысле). Также есть деление на соц слои. Согласно теории соц стратификации и соц мобильности всё об-во делится на слои или страты. Разные социологи делят об-во на разное кол-во слоев всё об-во. Но самое распространенное – низшие, ср, высшие слои об-ва. Соц мобильность – это передвижение человека по горизонтали или вертикали. По горизонтали – переход на такую же должность с такой же зп. По вертикали – переход в др слой об-ва. Выделяют 6 лифтов – брак, церковь, экономика (сфера бизнеса), военная служба, политика, наука.Исходя из этого можно представить об-во как дом с системой лифтов. Также широко применяются теории элиты и элитарных отношений, согласно которым всё об-во делится на элиту и неэлиту. Неэлита подчиняется элите для того, чтобы элита руководила выполняла высшие функции. Эта идея высказывалась еще Платоном и Ницше. В н/в данная теория очень пропагандируется.
Билет 20.1. Система и метод философии Г. В. Гегеля. Значение его идей для философии права.1770 – 1831 гг. Его творчество – вершина немецкой классической философии. Первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Открыл и обосновал основный законы и категории диалектики. Противопоставил диалектику как метод познания метафизике. Противник кантовского агностицизма и априоризма. Явление, по Гегелю, не менее объективно, чем сущность. Сущность обнаруживается в явлении, а явление выступает носителем сущности. Признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия. Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе сего сущего лежат законы логики. Философская система делится Гегелем на 3 части – логика, философия природы, философия духа. Логика– система чистого разума, совпадающего с божественным разумом. Мысли Бога – наиболее общие законы развития природы, об-ва и мышления. Исходный пункт философии Гегеля – тождество мышления (сознания) и бытия. Тождество и различие – единство противоположностей. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам. Объективное абсолютное мышление выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному – общий принцип развития. Высшая ступень развития – абсолютный дух.Особенности его философской системы – 1. пантеизм (божественная мысль пронизывает весь мир). 2. Панлогизм (объективное божественное мышление строго логично). 3. Диалектика.Новаторство Гегеля – логика прорывает узкий горизонт формальной логики.Все действительное разумно, все разумное действительно.Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из 3 элементов: тезис, антитезис, синтез.Логика делится также на 3 части – определенность (кач-во), величина (кол-во), мера. Кач-во состоит из 3 частей – бытие, наличное бытие, для - себя – бытие. Бытие – триада: чистое бытие – ничто – становление. Гегель подчеркивает, что понятия, суждения и умозаключения – диалектическое единство таких категорий, как всеобщее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам, объективному миру, а затем уже в силу этого – логическим формам.Философия природы.Природа – порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него сущ-вования. Природа интересует Гегеля как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявления в природе – механика, физика, органика. Предвзятая философская система не позволила Гегелю понять как следует диалектику природы. Он не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позиции старой натурфилософии, суть которой – философ, как представитель науки наук и обладатель абсолютного знания, может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Он выступал против атомистики, не признавал волновую и корпускулярную теории света. Отсюда странные формулы: свет – самая простая мысль, сущ-вующая под формой природы, звук – жалоба идеального и т.д. Философия духа.Третья ступень гегелевской системы. Это синтез первых двух. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находится свое выражение в абсолютном духе. Человек – часть природы. Человеческий дух – продукт абсолютного духа.Саморазвитие духа идет по 3 ступеням:1. Субъективный дух – индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на 3 вида – антропологию, феноменологию, психологию. 2. Объективный дух – человеческое об-во и 3 его гл формы: право, нравственность, гос-во. 3. Абсолютный дух – включает ис-во, религию, философию. Метод по словам Гегеля – движение самой сути дела. Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Система – избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. Фейербах, Герцен, Энгельс и др мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие доктрины, которое запрещается формальной и диалектической логикой.
Билет 20.2. Об-во как система: характеристика основных подсистем.
В ходе исторического развития
вырабатывалось наиболее широкое философское
понятие об-ва как совокупной деятельности
людей, направленной на произ-во, поддержание
и воспроиз-во их жизни. Философское
понятие об-ва включает в себя 2 гл
признака: 1) об-во есть обособившаяся
часть природы; 2) будучи связанной
с целым, эта часть развивается
посвоим собственным
Билет 21.1. Антропологическая философия Л. Фейербаха.
Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872). Немецкий философ. Сын знаменитого немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха (основателя теории психического принуждения или теории устрашения в учении о наказании). Сперва являлся представителем крайней левой школы Гегелевой философии, позже стал сторонник материализма, антропологизма и гуманизма. Идеалистические умозрительные системы немецких философов Канта и Гегеля в интересах дальнейшего развития философской мысли требовалось преодолеть, удержав то ценное, что в них содержалось. Это в значительной степени было достигнуто Л. Фейербахом (18О4 - 1872). Идеолог радикальных демократических кругов немецкой буржуазии в период подготовки и совершения революции 1848 г. в Германии, Фейербах восстановил материализм в его правах. Прежде чем стать материалистом, Фейербах прошел школу гегелевской философии. Однако он вскоре обнаружил ее ограниченность. Он возродил франко-британские материалистическое мировоззрение. Старая, идеалистическая философия, говорил Фейербах, состояла в союзе с теологией, новая философия опирается на достижение естествознания. Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что
сознание человека является
особым св-вом мозга, что оно в
конечном счете вторично по отношению
к материи. Однако антропологизм
Фейербаха имел и свою отрицательную
сторону. Она состояла в том, что
человек понимался им преимущественно
как физиологическое, биологическое,
а не как общественное существо.
Между тем реальный человек не
может рассматриваться вне
Билет 21.2.Общенаучные
и философские концепции
Билет 22.1. Философия марксизма и ее исторические судьбы.
Марксистская философия
была создана совместно двумя
немецкими учеными Карлом Марксом
(1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820
– 1895) во второй половине XIX в. и является
составной частью более широкого
учения – марксизма, который наряду
с философией включает в себя экономику
(политэкономию) и социально-политическую
проблематику (научный коммунизм). Философия
марксизма дала ответы на многие жгучие
вопросы своего времени. Она получила
широкое распространение (вышла
за рамки Германии, стала интернациональной)
в мире и завоевала большую
популярность в конце XIX – первой
половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические
страны Восточной Европы, Азии и
Африки) марксистская философия была
возведена в ранг официальной
государственной идеологии и
была превращена в догму. Актуальной
задачей для сегодняшнего марксизма
является освобождение от догм и приспособление
к современной эпохе, учет результатов
научно-технической революции