Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка
Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,
Билет 31.2. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии
Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в ср века и Новое время (Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чув-в, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна. Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 – 420 гг. до н.э.) сомневался в сущ-вовании богов. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому “как оно кажется, так оно и есть”. Разным людям св-венны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “человек есть мера всех вещей”. Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Билет 32.1. Субстанциальные концепции бытия: материализм и идеализм. Бытие — предельно общее понятие о сущ-вовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физ, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их св-ва, связи и отношения.Бытие — это чистое сущ-вование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым. Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает сущ-вование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в 18 в. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется 2 основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих сущ-вование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.Отрицает сущ-вование мира в виде совокупности рез-тов познавательной деят-ти органов чув-в и суждений a priori. При этом признает их сущ-вование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В кач-ве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают сущ-вование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальная форма субъективного идеализма - солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется сущ-вующим лишь в его сознании. Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Др представителями являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений 20 в. к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).
Билет 32.2. Сознание и язык. Сознание — это функция мозга, св-венная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их рез-тов.Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее ср-во выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.Язык и сознание происходят из глубокой древности.2основных функции языка:— служить ср-вом общения; — служить орудием мышления. Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чув-вами, пожеланиями и т. п.), осущ-вляющийся с помощью языка.Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм соц наследственности.Процесс общения складывается из 2 связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.Обращаясь к др людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чув-ва; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.Сознание и язык являются единым целым: в своем сущ-вовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.Язык — это непосредственнаядеят-ть сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и поср-вом разнообразных знаковых форм.Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.Знаковые системы — это материальная форма, в которой осущ-вляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в об-ве; реализуются информационные процессы в технике.В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чув-венные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.Среди неязыковых знаков выделяются:— знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);— знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т. п.);— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);— знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую гос-венность.
Билет 33.1. Понятие сознания, его происхождение и сущность.Сознание - это высшая, св-венная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, к-рый представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется приобретаемыми только через общение с др людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чув-венных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в рез-те высшей психической деят-ти, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.“Начиная с «философии жизни», термин «сознание» становится неоднозначным и даже многосмысленным. С одной стороны, сохраняется «классический» смысл этого термина, согласно к-рому сознание тождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т.е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание. С др стороны, сознание понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, «знающее» само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, к-рый невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания есть предмет онтологии. Онтологическая трактовка сознания и субъективности осущ-вляется в современной западной философии по нескольким линиям, вычленение к-рых представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются. Условно можно выделить сл направления поисков: описание сознания как чего-то неотделимого и даже тождественного непоср. жизненной реальности («философия жизни», концепция жизненного разума Ортегии-Гассета); вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной «чистоте» и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр); фиксирование жизни сознания на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и др структуры бессознательного порядка (психоанараметра в течение заметного времени сопровождается соотв. постепенным изменением состояния системы, но в опр момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый кач-венный уровень, кол-во переходит в кач-во. Затем повторяется все заново, но уже на новомкач-венном уровне. Диалектика как способ мышления и миропонимания противопоставляется софистике. Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса". Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить 2 концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение или как только кач-венные изменения без каких-либо кол-венных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь. Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п. Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство кол-венных и кач-венных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали
Билет 33.2. Бытие и человек: проблема смысла бытия.Бытие — исходная категория философии, в этой кат фиксируются убеждения человека в сущ-вованииокруж мира и самого чела. Бытие — однопорядковое понятие: действительность, реальность, сущ-вование. Впервые термин ввел Парменид (5-4вднэ). Во времена П люди стали терять веру в традиц богов г. Олимп, разрушалась вера в основы мира, чел теряет жизненную опору и людям нужна была вера в новую силу и П вместо власти Богов поставил власть разума, мысли. Парменид утверждает, что мировой порядок не может внезапно измениться. П показал, что за вещами предметного, чув-венного мира, есть то, что является гарантией сущ-вования этого мира. По П, Б — это то, что стоит за миром вещей и то что есть мысль. Б — едино, неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект. Утверждая, что Б — мысль, П имел в виду не субъективную мысль человека, а ЛОГОС — космический разум, кот раскрывает челу содержание мира. Отсюда, не чел открывает истину бытия, а она открывается челу. У Гераклита Б — чув-венно воспринимаемый мир. Г сводит Б к сущ-вованию атома, а множ-ть бытия объясняет бесконечным множ-вом атомов. Пустота — не бытие, она не познаваема. Познать можно лишь бытие. Бытие не сущ-вует без материи(фил категория, обозначающая объективную реальность, кот дана человеку в ощущениях его, кот копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них).Не бытие — это не исчезновение бытия, а переход из одной формы в др. ФОРМЫ по сущ-вованию: мир физ (окр мир), мир сознания (внутр мир человека, взятый в целом — не меньшая реальность, чем явления мат мира). Способы сущ-вования миров различны, но связаны. Бытие вещей: бытие природы как целого (без него не возможна жизнь и деят-ть, человек живет не только в естественном мире природы, его влияние ущербно, но создавая рукотворную природу, он воплощает знания); бытие вещей произведенных человеком (вторая природа). Бытие человека: бытие человека в мире вещей (в мире природы, чел-к предстает, как вещь среди вещей, как тело природы, бытие чела — единство тела и духа); специфически-человеческое (состоит в соединении 3х разных составных бытия, бытие чела — единства духовного и духовного, природного, индивидуального и родового, личностного и об-венного). Бытие духовного: Субъектированное духовное (внутр. дух — психич мир чела, принципы чел-го общения); Объективированное духовное (язык, все формы общ сознания)
Билет 34.1. Философские
и научные концепции
Билет 34.2. Сознание, самосознание, бессознательное.Сознание — это высшая, св-венная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Ядро сознания:— ощущения; — восприятия; — представления; — понятия; — мышление. Компоненты структуры сознания — чув-ва и эмоции. Сознание выступает как рез-т познания, а способом его сущ-вования является знание. Самосознание — это осознание человеком своих действий, мыслей, чув-в, интересов, мотивов поведения, своего положения в об-ве.Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия др вещей, находящихся вне меня». Человек осознает себя: — через созданную им материальную и духовную культуру; — ощущения своего собственного тела, движений, действий; — общение и взаимодействие с др людьми. Формирование самосознания заключается:— в непосредственном общении людей друг с другом; — в их оценочных отношениях; — в формулировании требований об-ва, предъявляемых к отдельному человеку; — в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только поср-вом др людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру. Самосознание появилось в ответ на зов об-венных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции опр соц норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осущ-влять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их рез-ты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия — размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как кач-во психического, которое может присоединяться или не присоединяться к др его кач-вам.Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в сл мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.Под бессознательным можно понимать 2 разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.) , во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые. Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить сл основные положения: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы об-венных запретов – табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Т.к. психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.