Содержание диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 16:24, контрольная работа

Описание

Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 85.16 Кб (Скачать документ)

     Содержание  диалектики

     Содержание  диалектики формировалось в течение  длительного периода духовного  развития человечества. В Древнем  мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики. После зарождения развитие диалектики надолго превратилось в  конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диалектика получила новую (теоретическую) базу для  своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диалектикой  создается система марксистской диалектики. Таким образом, если исходить из наиболее существенных изменений  в содержании диалектики, то можно  выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая  форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в "снятом" виде, как в случае создания марксистской диалектики.

     Многие  древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в культурный оборот термин "диалектика" в значении искусства  обнаружения истины в споре. Сам  он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диалектики", имея в виду ряд поставленных им диалектических проблем: противоречивость понятия  движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия.

     В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана  Гераклитом. В дошедших до нас фрагментах его сочинений обращает на себя внимание ряд диалектических утверждений: "нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто не постоянно... одно и то же: удовольствие - неудовольствие, знание - незнание, большое - малое... все сменяется  в игре Века", "...все возникает  через вражду и взаимообразно".

     В отличие от указанных философов  Гераклит был занят обоснованием идеи диалектического развития мира в целом. Вот почему, когда немецкий философ Гегель работал над теоретической  систематизацией диалектического  взгляда на мир, он не только вспомнил эфесского мыслителя, но и высоко оценил уровень разработки им диалектических идей. "Нет ни одного положения  Гераклита, - писал Гегель, - которого бы я не принял в свою "Логику".

     Описывая  развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической  идеи, согласно которой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного  разума, Бога). Поэтому открытые им диалектические законы, по существу, явились законами развития духа. Соответственно и созданная  Гегелем диалектика получила идеалистический  характер. Оценивая диалектическую конструкцию  Гегеля, К. Маркс писал: "Мистификация, которую претерпела диалектика в  руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель дал всеобъемлющее  и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить  на ноги, чтобы вскрыть под мистической  оболочкой рациональное зерно”.

     Задача  “поставить диалектику на ноги” означала сложный процесс переработки  гегелевских идей, в результате которого материалистическое воззрение на мир  должно было стать диалектическим.

     Некоторые мыслители скептически оценивали  возможность синтеза диалектики и материализма. Н.А. Бердяев, например, писал, что диалектика и материализм  несовместимы, как вода и масло. Другой русский философ, С.Н. Булгаков, считал, что созданное Марксом идейное образование не имеет к диалектике никакого отношения. Он полагал, что подобно тому, как градус на шкале термометра имеет с градусом на географической карте всего лишь общее название, так и диалектику Маркса роднит с истинной диалектикой всего лишь имя. Однако если оценивать разработанную К. Марксом и Ф. Энгельсом концепцию развития без мировоззренческих пристрастий, то ее диалектический характер несомненен, поскольку основным содержанием материалистической диалектики является объяснение того, почему материя движется, как она развивается, имеют ли направленность ее изменения.

     Главная задача, которую предстояло решить создателям материалистической диалектики, - это показать, откуда у материи  появляется неисчерпаемая энергия  вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению  и развитию духа. Созданная К. Марксом  и Ф. Энгельсом философская теория развития была нацелена главным образом  на решение данной задачи.

     Теория  материалистической диалектики имеет  два взаимодополняющих уровня объяснения развития: 1) идейный уровень; 2) собственно теоретический уровень.

     Первый  уровень составляют принципы, определяющие диалектико-материалистический способ понимания мира. Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво описать развитие. Второй уровень теории развития образуют законы материалистической диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. В диалектике выделяются две группы законов. В первую группу включены законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (источника, “запускающего” данный механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придает развитию своей работой). Законы, входящие в первую группу, в силу их важности для объяснения начал развития называют основными. Таких законов три: 1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития; 2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер; 3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития.

     Во  вторую группу входят законы, объясняющие  ту часть структуры развития, которая  обусловливает наличие в нем  всеобщих противоположных сторон: возможности  и действительности, необходимости  и случайности, содержания и формы  и т.п. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира и получают название соответственно отражаемым в них  конкретным связям: закон взаимосвязи  возможности и действительности; закон взаимосвязи явления и  сущности; закон взаимосвязи формы  и содержания и т.п. Соотнося значение этих законов с законами первой группы, их обычно называют неосновными законами диалектики. 

     Альтернатива  диалектики

     Совокупность  философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего  сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.

     Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В  первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”.

     В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие  мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

     Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная  диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики.

          Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

     Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда  на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная  черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм  однажды познанное закрепляет в  качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового. В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.

     Часто встречается метафизика в форме  эклектики. Эклектикой является все  то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность  на основе разнородных, несовместимых  элементов. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма. 

          Диалектика в Античности

          Аристотель считает изобретателем  диалектики Зенона Элейского,  который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить  понятия движения и множества.

          Сам Аристотель отличает «диалектику»  от «аналитики» как науку о  вероятных мнениях от науки  о доказательстве. Платон вслед  за элеатами (Элейская школа) определяет  истинное бытие как тождественное  и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться. 

        Диалектика немецкой классической философии

     Классическая  немецкая философия разрабатывает на идеалистической основе целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира. У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По Канту, знание опирается на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и не обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремленный к постижению абсолютной цельности. Эта критичная диалектика имела историческое значение: она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легло в основание позитивной диалектики.

     Вершиной  классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который «…впервые  представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь  этого движения и развития». У  Гегеля диалектика охватывает всю область  действительности, начиная от чисто  логических категорий, переходя далее  к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. В его диалектике дана содержательная картина общих форм движения. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому же себе, т.е. как рефлектирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие. Развитие, таким образом, есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.

Информация о работе Содержание диалектики