Содержание диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 16:24, контрольная работа

Описание

Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 85.16 Кб (Скачать документ)

     По  Гегелю, каждая из ступеней развития имеет  свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и собственно развитие. На этом пути раскрывается диалектика всей разноуровневой системы категорий философии и научного мышления: качество, количество, мера, Сущность и явление, тождество и различие, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, и т.д. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а отражающее ее мышление. Диалектика Гегеля противоречила данным естествознания, в рамках которого были выдвинуты глубокие диалектические идеи: теория развития применительно к геологии (Ч. Лайель). Эволюция идеи Ламарка, космогонические идеи Канта – Лапласа и др.

     Однако  лишь марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа материализма и диалектики на основе научного обобщения общественной практики, а также данных общественных наук и естествознания. Результаты этого обобщения на философском уровне выразились в создании диалектического материализма.

     Исследуя  и материалистически перерабатывая  идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма  и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

     Для марксистской диалектики характерным  является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к  другим вещам. 

         Диалектика марксизма

     Маркс высоко оценил диалектику Гегеля. Вместе с этим он критиковал Гегеля за идеализм. Маркс доказал, что в гегелевской  философии дана извращённая, мистифицированная  картина мира, искажающая все действительные связи между сознанием и бытиём, человеком и природой. Чувственные  материальные вещи, по Гегелю, производны от «самосознания», которое есть единственная и всеобъемлемая реальность. Как  считали Маркс и Энгельс, главные  пороки гегелевской диалектики заключаются, во-первых, в том что она представляла собой диалектику саморазвития абсолютной идеи как животворящей души всего  существующего, то есть была идеалистической, и во-вторых в том, что она была ограничена пределами, поставленными  ей метафизической системой.

     Ценность  гегелевской диалектики определялась содержащимися в ней гениальными  мыслями о мире как саморазвивающемся  поступательном процессе перехода количественных изменений в качественные и о  борьбе противоположностей как вечном внутреннем источнике развития всего  сущего.

     Гегель  не вмешивается в политику, Маркс  же « замыкает» философию на классовую  борьбу. В своей работе «К критике  гегелевской философии права» он непосредственно обращается к пролетариату как вождю народных масс и рассматривает свою философию как мировоззрение пролетариата, как идейное оружие его борьбы за революционное переустройство общества. «Подобно тому, - призывал Маркс, - как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие…».

     Таким образом, диалектический материализм  – это философское мировоззрение  пролетариата, которое в корне  противоположно гегелевскому диалектическому  идеализму – мировоззрению буржуазии.

     Применение  диалектического материализма и  вытекающего из него метода к политической экономии, к истории, к естествознанию, к философии, к мышлению и познанию, - вот в чем состоит гениальный вклад ученого в мировую науку. 

         Объективная и  субъективная диалектика.

         Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

          В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

          Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

         Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — что, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.

         Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой. 

     Диалектика  и метафизика

     И диалектика, и метафизика в философии  имеют длительную историю, начиная  с античной эпохи. В наше время  их смысловое значение существенно  изменилось по сравнению не только с древними представлениями, но и  с теми, которые имели место  в XVII – XIX в.в.

     Диалектика  как философская теория и философский  метод. Под диалектикой имеют в виду, прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Считается, что сам термин «диалектика» (греч. dialegomai – беседую, рассуждаю) впервые ввел Сократ; в античную эпоху крупными диалектиками считались Гераклит, Платон, Аристотель и др. По словам Аристотеля, изобретателем диалектики был Зенон. Постепенно расширялся объем диалектики как философской теории и философского метода – от умения вести дискуссию, искусства находить противоречия в рассуждениях собеседника и умозрительных утверждений о текучести и изменчивости явлений до современной ее научной трактовки как единства объективной и субъективной диалектики.

     Так, материалист Гераклит в своем  учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение  мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

     Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и  с идеализмом. В первом случае она  выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая  диалектика. Классический представитель  идеалистической диалектики (равно  как и диалектического идеализма) – Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А  классики материалистической диалектики (равно как и диалектического  материализма) – К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный  и научный характер.

     Объективная диалектика – признание в качестве безусловных принципов всеобщей связи вещей, явлений и процессов объективного мира и его движения независимо от нашего сознания. Субъективная диалектика – отражение данных процессов в понятийном мышлении, в процессе познания. По существу речь идет о единой диалектике, ибо законы развития бытия и познания по своему содержанию тождественны; различна лишь их форма. Диалектическое развитие всего сущего требует адекватного диалектического подхода в теоретико-познавательной деятельности людей. Таким образом, в диалектике органически сочетаются онтология и гносеология, теория и метод, а также историческое и логическое, ибо всякое развитие обусловлено генетически, а в логике этот процесс обобщается, суммируется.

     Диалектика  не просто фиксирует противоречивый характер бытия и познания, их развития, всеобщую связь и взаимообусловленность, существующую в объективном мире необходимость и причинность. Диалектическое познание всего природного, социального  и духовного мира в движении, изменении  и преобразовании позволяет вскрыть  движущие силы и источники всякого  развития – противоречия. Диалектическая концепция развития предполагает, что  оно происходит через взаимопереходы количественных и качественных изменений, перерыв постепенности, скачкообразно, путем отрицания предшествующих ступеней развития и отрицание отрицания. Диалектика открывает человеку и человечеству возможность познания истины и на этой основе преобразования мира, его разумного совершенствования.

     Платон  уподоблял диалектику «карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно  ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех».

     Следовательно, диалектика представляет собой философское учение о развитии; философскую теорию и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей явлений бытия и их отражения в мышлении; философскую трактовку противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое.

     Метафизика  и метафизические воззрения. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.

     Метафизические  ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчеркивал  одну сторону противоречия бытия  – изменение вещей, доведенное софистами  до полного релятивизма. Подвергая  критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне – на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что все неизменно. Одни расплавляли мир в потоке огня, а другие как бы кристаллизировали его в неподвижном камне. В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико-классификационных приемов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приемы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении ученых некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком.

     Метафизический  метод характеризуется тем, что  рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный  лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».

     Необходимо  отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений  в статике, покое, а тем самым  и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет  полное право на существование. Метод  абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статистикой  – динамика, а за деревьями –  лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо  он выступает как необходимый  момент диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности  и возводится в абсолют.

     Таким образом, перенесение механизма  из естественных наук и новых тенденций  развития отдельных общественных сфер в область философии оказало  определяющее влияние на формирование ее метафизичности, хотя она имеет  и свои неискоренимые общегносеологические основания. Более того, метафизика в прошлом стимулировала научный и социальный прогресс, акцентируя усилия ученых и политики на решении назревших конкретных проблем. Неизбежное в истории отпочкование частных наук сопровождалось известным обособлением самой философии и ее предмета, сосредоточением внимания философов на традиционных вопросах онтологии и гносеологии, общей теории и методологии.

     В Новейшее время стремительный прогресс общества, науки, развитие самого философского знания возвысили, как никогда, роль диалектики, отведя метафизике значение частного случая, момента в истолковании действительности. 

    Релятивизм

         Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

          Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

Информация о работе Содержание диалектики