Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 16:24, контрольная работа
Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики
По Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и собственно развитие. На этом пути раскрывается диалектика всей разноуровневой системы категорий философии и научного мышления: качество, количество, мера, Сущность и явление, тождество и различие, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, и т.д. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а отражающее ее мышление. Диалектика Гегеля противоречила данным естествознания, в рамках которого были выдвинуты глубокие диалектические идеи: теория развития применительно к геологии (Ч. Лайель). Эволюция идеи Ламарка, космогонические идеи Канта – Лапласа и др.
Однако лишь марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа материализма и диалектики на основе научного обобщения общественной практики, а также данных общественных наук и естествознания. Результаты этого обобщения на философском уровне выразились в создании диалектического материализма.
Исследуя
и материалистически
Для
марксистской диалектики характерным
является объективность рассмотрения
явлений, стремление постичь вещь саму
по себе, как она есть, в совокупности
ее многообразных отношений к
другим вещам.
Диалектика марксизма
Маркс
высоко оценил диалектику Гегеля. Вместе
с этим он критиковал Гегеля за идеализм.
Маркс доказал, что в гегелевской
философии дана извращённая, мистифицированная
картина мира, искажающая все действительные
связи между сознанием и
Ценность
гегелевской диалектики определялась
содержащимися в ней
Гегель не вмешивается в политику, Маркс же « замыкает» философию на классовую борьбу. В своей работе «К критике гегелевской философии права» он непосредственно обращается к пролетариату как вождю народных масс и рассматривает свою философию как мировоззрение пролетариата, как идейное оружие его борьбы за революционное переустройство общества. «Подобно тому, - призывал Маркс, - как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие…».
Таким
образом, диалектический материализм
– это философское
Применение
диалектического материализма и
вытекающего из него метода к политической
экономии, к истории, к естествознанию,
к философии, к мышлению и познанию,
- вот в чем состоит гениальный
вклад ученого в мировую науку.
Объективная и субъективная диалектика.
Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.
Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — что, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.
Познание, диалектика понятий (субъективная
диалектика), будучи отражением объективного
мира, не может осуществляться по законам,
принципиально отличным от законов развития
реальной действительности, диалектики
бытия (объективной диалектики). Тем самым
объективный мир и человеческое мышление
подчинены одним и тем же всеобщим законам
— законам диалектики. Это значит, что
они не могут противоречить друг другу
в своих результатах, а должны согласовываться
между собой.
Диалектика и метафизика
И диалектика, и метафизика в философии имеют длительную историю, начиная с античной эпохи. В наше время их смысловое значение существенно изменилось по сравнению не только с древними представлениями, но и с теми, которые имели место в XVII – XIX в.в.
Диалектика как философская теория и философский метод. Под диалектикой имеют в виду, прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Считается, что сам термин «диалектика» (греч. dialegomai – беседую, рассуждаю) впервые ввел Сократ; в античную эпоху крупными диалектиками считались Гераклит, Платон, Аристотель и др. По словам Аристотеля, изобретателем диалектики был Зенон. Постепенно расширялся объем диалектики как философской теории и философского метода – от умения вести дискуссию, искусства находить противоречия в рассуждениях собеседника и умозрительных утверждений о текучести и изменчивости явлений до современной ее научной трактовки как единства объективной и субъективной диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.
Таким
образом, диалектика в принципе совместима
как с материализмом, так и
с идеализмом. В первом случае она
выступает как
Объективная диалектика – признание в качестве безусловных принципов всеобщей связи вещей, явлений и процессов объективного мира и его движения независимо от нашего сознания. Субъективная диалектика – отражение данных процессов в понятийном мышлении, в процессе познания. По существу речь идет о единой диалектике, ибо законы развития бытия и познания по своему содержанию тождественны; различна лишь их форма. Диалектическое развитие всего сущего требует адекватного диалектического подхода в теоретико-познавательной деятельности людей. Таким образом, в диалектике органически сочетаются онтология и гносеология, теория и метод, а также историческое и логическое, ибо всякое развитие обусловлено генетически, а в логике этот процесс обобщается, суммируется.
Диалектика не просто фиксирует противоречивый характер бытия и познания, их развития, всеобщую связь и взаимообусловленность, существующую в объективном мире необходимость и причинность. Диалектическое познание всего природного, социального и духовного мира в движении, изменении и преобразовании позволяет вскрыть движущие силы и источники всякого развития – противоречия. Диалектическая концепция развития предполагает, что оно происходит через взаимопереходы количественных и качественных изменений, перерыв постепенности, скачкообразно, путем отрицания предшествующих ступеней развития и отрицание отрицания. Диалектика открывает человеку и человечеству возможность познания истины и на этой основе преобразования мира, его разумного совершенствования.
Платон уподоблял диалектику «карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех».
Следовательно, диалектика представляет собой философское учение о развитии; философскую теорию и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей явлений бытия и их отражения в мышлении; философскую трактовку противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое.
Метафизика и метафизические воззрения. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.
Метафизические ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчеркивал одну сторону противоречия бытия – изменение вещей, доведенное софистами до полного релятивизма. Подвергая критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне – на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что все неизменно. Одни расплавляли мир в потоке огня, а другие как бы кристаллизировали его в неподвижном камне. В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико-классификационных приемов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приемы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении ученых некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком.
Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».
Необходимо
отметить, однако, что сам по себе
метод познания, который предполагает
рассмотрение предметов и явлений
в статике, покое, а тем самым
и «огрубление», «упрощение» находящегося
в постоянном изменении бытия, имеет
полное право на существование. Метод
абстрагирования, который при этом
применяется, вполне научен и используется
различными дисциплинами. И если за
покоем не забывается движение, за статистикой
– динамика, а за деревьями –
лес, то такой элемент метафизики
просто необходим в познании, ибо
он выступает как необходимый
момент диалектического познания. Методологическая
ошибка возникает тогда, когда этот
момент покоя или какая-либо характеристика,
сторона предмета исследования вырывается
из всеобщей взаимосвязи и
Таким
образом, перенесение механизма
из естественных наук и новых тенденций
развития отдельных общественных сфер
в область философии оказало
определяющее влияние на формирование
ее метафизичности, хотя она имеет
и свои неискоренимые
В
Новейшее время стремительный прогресс
общества, науки, развитие самого философского
знания возвысили, как никогда, роль
диалектики, отведя метафизике значение
частного случая, момента в истолковании
действительности.
Релятивизм
Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.