Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 16:24, контрольная работа
Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики
Исходя из природы качества как системы свойств, различают скачки единичные и общие. Единичные скачки связаны с появлением отдельных новых свойств, а общие – с преобразованием всей системы свойств, т.е. качества в целом.
Особым видом скачка является социальная революция. Специфика ее заключается прежде всего в том, что она осуществляется сознательно и целенаправленно, воплощаясь в деятельности народных масс, социальных групп, классов, политических партий и их лидеров. Характер этой революции зависит от внутренних и внешних условий развития социальной системы, от характера и остроты противоречий, напряжение которых делает невозможным существование общественной системы в ее старом качестве.
Выражая объективно существующие процессы
развития в их определенном аспекте, закон
взаимного перехода количественных и
качественных изменений, описывая механизм
саморазвития, имеет важный методологический
смысл как в теории, так и на практике.
Его действие обнаруживается не только
в природе, в исследованиях природных
объектов, но и в области общественной
жизни, изменение которой происходит благодаря
качественным изменением совокупностей
жизненных факторов.
Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического
знания, этот закон входит основным стержнем
или ядром в диалектический метод научного
познания. В собственном смысле диалектика
есть изучение противоречия в самой сущности
предметов. Диалектика, т. о., дает возможность
усматривать стимулы развития мира внутри
самого мира.
Противоречие как источник развития
Противоречие буквально означает редкое рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете. Запрет противоречия, начиная с античности, считается одним из принципов логического рассуждения. Согласно этому принципу, не может быть одновременно истинным некоторое предложение и его отрицание. Такие противоречия, издавна привлекающие внимание логиков, считаются нарушениями правил рассуждения. О том, что реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления возникающих противоречий, говорят многочисленные факты истории математики, физики и др. наук. Критический пересмотр принципов математики в целом и отдельных ее ветвей всегда совпадал с периодами выявления и разрешения противоречий. Антиномия - острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Обнаружение антиномий и их разрешение -характерная черта диалектического мышления. Сами по себе антиномии, возникающие в познании, нельзя отождествлять с диалектическими противоречиями. Диалектика - не метод нагромождения противоречий. Дело диалектики - выяснение и разрешение противоречий. Разрешение антиномий-проблем подчиняется общему ритму, открытому еще в античности в ситуациях творческого диалога.
Гераклит не только возражает против слепого
накопления знаний, не признанных светом
постигающей философской мысли. Он также
возражает против безотчетною следования
традиции против некритического заимствования
чужих взглядов, не следует перенимать
что-либо некритически, догматически.
По мнению Гераклита в принципе мышление
-одно для всех людей. Однако, несмотря
на это постоянное общение, люди, по убеждению
Гераклита, в своем большинстве расходятся
с "законом", или "разумом" (логосом).
И Гераклит задается вопросом о том, почему
это происходит. Объяснение Гераклита
проливает свет на его взгляд относительно
чувственного познания. Он говорит: "Плохие
свидетели глаза и уши у людей, которые
имеют грубые души." Фрагмент этот толковали
в том смысле, будто Гераклит отвергает
в нем чувственное познание как несовершенное,
будто при помощи зрения и слуха мы не
можем получить верного знания о природе.
Но мысль Гераклита не такова. Он говорит,
что влияние чувства не дает истинного
знания только тем людям, у которых грубые
души. Но чувства, по Гераклиту, не могут
дать полного, окончательного знания о
природе вещей. Такое знание дает нам только
мышление. Мышление по Гераклиту, = познавательной
деятельности. Основу Гераклит видит в
сухом огненном веществе. Физике огня
в психологии Гераклита соответствует
учение об огненной "психее". Гераклит
утверждает, что мудрейшая и наилучшая
та душа, природа которой характеризуется
"сухим блеском". В истории Философии
нового времени Гераклит, естественно,
привлекал к себе внимание тех философов
и историков философии, которые высоко
ценили диалектику. Гераклит в основных
принципах своей философии - материалист,
выводит все из огня.
Закон отрицания отрицания
Отрицания отрицания закон - один из основных.
законов диалектики. Впервые сформулирован
в идеалистической системе Гегеля. О. о.
э. выражает преемственность, связь нового
со старым, повторяемость на высшей стадии
развития некоторых свойств низшей стадии,
обосновывает прогрессивный характер
развития. В диалектике категория отрицания
означает превращение одного предмета
в др. при одновременном «уничтожении»
первого. Но это такое «уничтожение», к-рое
открывает простор для дальнейшего развития
и выступает как момент связи с удержанием
всего положительного содержания пройденных
ступеней. Диалектическое отрицание порождается
внутренними закономерностями явления,
выступает как самоотрицание. Из сущности
диалектического отрицания вытекает и
особенность развития, выражаемая двойным
отрицанием или отрицанием отрицания.
Саморазвитие объекта вызывается внутренне
присущими ему противоречиями (Единства
и борьбы противоположностей закон), наличием
в нем собственного отрицания. Противоречие
разрешается в движении объекта (и познания),
что означает возникновение «третьего»
по отношению к двум противоположностям.
И т. к. они не только исключают, но и взаимопроникают
друг в друга, то «третье» есть такое отрицание,
к-рое одновременно выступает как сохранение
(Снятие). «...Отрицание как раз и есть (рассматриваемое
со стороны формы) движущее начало всякого
развития: разделение на противоположности,
их борьба и разрешение, причем (в истории
отчасти, в мышлении вполне) на основе
приобретенного опыта вновь достигается
первоначальный исходный пункт, но на
более высокой ступени» (Марко К., Энгельс
Ф., т. 20, с. 640-641). Условия и предпосылки,
породившие объект, не исчезают с его развитием,
а воспроизводятся им, образуя «возврат
к якобы старому» (Ленин). И в мышления
это выражается через отрицание отрицания,
через более глубокое осмысление на новом
этапе развития теории уже достигнутых
моментов истины. Из принципа единства
диалектики, логики и теории познания
следует, что только через исследование
О. о. з. как закона практической и теоретической
деятельности можно содержательно истолковать
его всеобщность. Т. к. основу человеческих
отношений к внешнему миру составляет
практика, ее особенностями обусловливается
и теоретическое (познавательное) отношение.
Оно состоит в том, что воспроизведение
развивающегося объекта осуществляется
лишь в истории его познания, через диалектически
отрицающие друг друга теории и концепции.
Наличие в объекте (и в теории) возможности
собственного отрицания раскрывается
через деятельность, вне к-рой оно непостижимо.
Знание на каждом этапе его развития односторонне,
т. е. раскрывает всеобщие определения
предмета через воспроизведение его в
особенной форме. Это противоречие разрешается
в деятельности, моментом к-рой и является
знание, т. к. оно постоянно опредмечивается
в продуктах человеческого труда и столь
же постоянно распредмечивается (Опредмечивание
и распредмечивание). В этом движении и
происходит развитие знания как всеобщего,
отрицание одной теории др., раскрываются
законы движения предметного мира как
отрицание одного его состояния др. Здесь
же содержится объяснение того факта,
что отрицаемое состояние не отбрасывается,
а сохраняется в преобразованном виде.
Ведь односторонний подход к объекту раскрывает
в нем и нечто непреходящее, что сохраняется
в ходе отрицания. Поэтому развитие научной
теории возможно лишь при сохранении положительного
содержания отвергаемого знания, включении
его в состав новой теории. В естествознании
такое отношение старой и новой теории
выражается в соответствия принципе. Таким
путем и вскрывается собственная диалектика
объективного мира. Вот почему О. о. з. выступает
и как закон познания и как закон объективного
мира. О. о. з. относится к большим циклам
развития применительно к целому; за его
рамками возникает новое развивающееся
целое. Так, коммунизм, будучи отрицанием
капитализма, кладет конец развитию об-ва
в форме смены общественно-экономических
формаций, что не исключает диалектического
отрицания, специфика которого обусловлена
неантагонистическим характером противоречий
нового об-ва.
3 Синергетика как диалектика самоорганизующихся систем
Синергетика – современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности (многовариантности, альтернативности) и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости.
Почему целое может обладать свойствами, которыми не обладает ни одна из его частей? В чем человек видит сложность окружающего его мира? Почему, зная фундаментальные физические законы, мы не можем предсказывать поведение простейших биологических объектов? Как согласовать следующую из классической термодинамики тенденцию к установлению равновесия с переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, который мы видим в ходе биологической эволюции?
Перечисленные вопросы еще совсем недавно можно было бы смело назвать общефилософскими и отнести к той науке, которые представляет собой учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействия человека с миром и его преобразования – а наукой этой является философия. И, на самом деле, не более как полтора десятилетия назад эти вопросы специалисты относили к компетенции философии. Сейчас же они встают в конкретном контексте физических, химических, биологических задач. В их решении все больше помогает теория самоорганизации, или синергетика (от греческого synergeia – совместное действие). Почему, однако, общефилософские вопросы вдруг стали предметом рассмотрения теории синергетики и почему в этом возникла необходимость? Что стало причиной возникновения науки самоорганизации, какие причины привели к возникновению этой науки, чем отличается взгляд на мир этой науки от представлений, выработанных раньше? Попробуем ответить на эти вопросы. Очевидно, что системы, существующие в природе, безусловно, не похожи на те, которые созданы человеком и существенно отличаются от них. Для систем, существующих в естественной природной среде, характерны устойчивость относительно внешних воздействий, возможность к само усложнению, развитию, росту, самообновляемость и согласованность всех составных частей. Для систем же, являющихся творением рук человеческих, свойственны такие черты, как резкое ухудшение функционирования даже при сравнительно небольшом изменении внешних воздействий или ошибках в управлении. При этом сам собой напрашивается вывод: нужно позаимствовать опыт построения организации, накопленный природой, и использовать его в нашей деятельности. Отсюда вытекает одна из задач синергетики: выяснение законов построения организации, возникновения упорядоченности. В отличие от кибернетики здесь акцент делается не на процессах управления и обмена информацией, а на принципах построения организации, ее возникновении, развитии и само усложнении.
При решении задач в самых
разных областях от физики
и химии до экономики и
Первый
– задачи, связанные с управляемым
термоядерным синтезом. В большинстве
проектов самый важный момент
– создание необходимой
Другой пример – формирование
научных коллективов, где
Данный вопрос особенно остро
стоит при исследованиях таких
глобальных проблем, как
Еще одной причиной, обусловившей
создание синергетики,
Классическая математическая
увеличением
интенсивности воздействия
Однако ученым все чаще