Содержание диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 16:24, контрольная работа

Описание

Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 85.16 Кб (Скачать документ)

        Взаимосвязь количественных и качественных изменений осуществляется и в процессе познания, мышление. Процесс собирания фактов, аналитическая умственная деятельность есть той необходимой базой, которая передует новым открытиям, достижению новых знаний.

       Французский неотомизм Тейяр де Шарден считал, что во всех сферах, когда какая-нибудь величина достаточно выросшая, она резко изменяет свой вид, залог или природу. Кривая изменяет направление, плоскость переходит в точку, стойкое разваливается, жидкость кипит, яйцо делится на сегменты, вспышка интуиции освещает накопление фактов. Критические точки изменения залогов, степени по преклонной линии, всяческие прыжки в  

походке развития - это единый, зато настоящий  способ вообразить себе и ощутить "первый момент". Итак, Тейяр де Шарден доходит  вывода, который прыжки в развитии - это единый настоящий способ понять суть изменений, которые происходят в ходе развития.

        Каждый переход количественных изменений в качественные означает одновременно и переход качественных изменений в новые количественные изменения. "Изменение бытия, - писал Гегель, - суть не только переход одной величины в другую, а и переход качественного в количественное и наоборот".

        Количественные изменения не являются однообразными. Существуют количественные изменения, которые происходят путем накопления; есть количественные изменения, которые внезапно служат причиной появления нового качества; есть количественные изменения, которые свидетельствуют о постепенном накоплении элементов нового качества (скажем, распространение нового вида, накопление элементов нового качества в общественной жизни и т.п.); существуют количественные изменения, что является показателем перехода качества в новое количество.

       Взаимный переход количества в качество является адекватным отображением в мышлении изменений, которые происходят в объективном мире. Если в нем что-то изменяется, развивается, переходит с одного состояния в другое, то наше мышление, если оно претендует на точность отображения, имеет это воссоздать, т.е. если мир двигается, то наши понятия об этом миру тоже должны быть подвижными, иначе мы не сможем адекватно отобразить движение, изменения в самой действительности.

      Единство, взаимосвязь и взаимозависимость качества и количества выражаются в понятии мера. По Гегелю, "мера является существенным единством количественного и качественного", "в мере качественное количественно", "мера есть в своей непосредственности обычным качеством, которое имеет определенную, надлежащую ей величину" и наиболее лаконично: мера - "качественно выраженное количество". Любой предмет, явление, процесс имеют свою меру, т.е. качественно-количественную определенность.

          Мера - это граница, в рамках которой предмет остается тем, чем он с, не изменяя своего качества как совокупности коренных его свойств. Этой категорией предмет охватывается в единстве, синтезе его количества и качества. Нарушение меры предмета ведет к нарушению его бытия и перехода в другое. Однако это закономерный процесс. Старое качество исчезает, а новая возникает. Вместе с тем возникает и новая мера, которая со временем тоже будет затронута новыми изменениями. Так происходит развитие всего сущего.

         Очень важной категорией в понимании закона взаимного перехода количественных изменений в качественные есть прыжок. В диалектике взаимосвязи количественных и качественных изменений прыжок означает переход от старого качества к новой. Прыжок является дискретностью в возникновении нового относительно к предыдущему залогу существующего. Возникновение нового качества, хотя бы как она объективно не рождалось, всегда связанное с прыжком, перерывом количественной постепенности, независимо от того, в какой форме происходит качественное преобразование. Переход от старого качества к новому является переломом в развитии, перерывом непрерывности. Прыжок в развитии равнозначный появлению нового залога существующего вследствие противоречивой взаимосвязи количества и качества, который поднимается к уровню важной, необходимой и общей связи. Эта связь с неизбежностью, повторяется в процессах становления разнообразнейших предметов и явлений объективной действительности.  

          Новое не может появиться только путем роста или уменьшение того, что есть. Оно нуждается в новом просторную для своего дальнейшего развития. Выход за старые границы в процессе становления нового не является, однако, полным разрывом с предыдущим залогом существующего хотя бы уже потому, что между количеством и качеством является взаимосвязь.

          Категория прыжка дает представление о моменте или периоде перехода к новому качеству. Момент - когда старое качество превращается в новую сразу, внезапно, целиком; период - когда старое качество изменяется не сразу, не внезапно, не одноактно, а постепенно.

         Прыжки осуществляются по-разному в разных сферах бытия. Рассматривают две наиболее обобщенные формы прыжков: а) прыжки в форме разовых, одноактных изменений; б) прыжки в форме постепенных качественных преобразований. Примеры разовых, одноактных прыжков: политический перевороту общественной жизни; отмена отживших форм хозяйствования; разного рода катаклизмы в природе; анигиляция и т.п.. Примеры постепенных качественных изменений: возникновение новых видов животных и растений; становление человека; становление и развитие языка; переход к рыночным отношениям, изменение форм собственности через промежуточные звенья - аренду, акционирование, выкуп и т.п.. Постепенность качественных изменений, которые происходят в процессе перехода к рыночным отношениям, заключается в том, что в промежуточных формах происходит накопление элементов частнособственнических отношений и отмирание элементов государственной формы собственности.

        Что же влияет на модификацию форм прыжков, качественных преобразований? Формы качественных изменений зависят от: И) характера внутренних разногласий, которые присущи данному процессу и является источником его развития: 2) условий развития того или другого процесса. Один и тот процесс, имея в основе одинаковые разногласия, может происходить в разных формах - и разово, и постепенно. Можно одноактно, разово ликвидировать частную собственность и установить государственную или общественную, а можно эту частную собственность превратить в государственную (общественную) постепенно, в форме постепенных качественных изменений через промежуточные звенья - государственно-частные предприятия, как это было и есть, например, в Вьетнаме, КНР. Если же экономические разногласия в той или другой стране приобретают антагонистический характер, то возможности для постепенного качественного перехода ограничиваются, усиливается тенденция к одноразовому, одноактного преобразования.

         Таким образом, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные конкретизируется через ряд категорий (качество, количество, свойство, мера, прыжок), которые дают целостное представление о его содержании как общего закона развития. Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности, отвечая на вопрос, как, каким образом происходит развитие, движение и изменение всего сущего. 

         Диалектика количественных и качественных изменений

         Каждая совокупность однородных предметов есть некоторое множество. Если оно конечно, то его можно сосчитать. Количественно сравниваться могут и качественно однородные вещи, и качественно различные в каком – то отношении, но сходные в иных отношениях: скажем по весу, твердости, а также путем деления объекта на части. Следовательно, то или другое количество есть множество, если его можно сосчитать, и величина, если ее можно измерить. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства. Понятие числа, величины, фигуры и т.п. суть стороны или моменты категории количества.

          С целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем составляющие его элементы – пространственные размеры, скорость изменения, степень развития – с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее подвергнуть его изучению с помощью количественных методов. Не случайно поэтому процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Познание количественной стороны системы есть ступень к углублению знания всей системы. Прежде чем считать, человек должен знать что он считает. Наука движется от общих качественных оценок и описаний явлений к установлению точных количественных закономерностей.

         Основой количественного мышления является объективная дискретность, расчлененность вещей и процессов. Количество выражается числом, заключающим два основных смысла: меру общности, однопорядковости элементов дискретности при их сополагании друг другу и раздельности (реальной или мысленной) объекта, его свойств и отношений на однородные элементы, относительно независимые от его качества. Всякое число есть относительно самостоятельная, цельная собранность некоторого множества, или раздельное единство количества. При этом количество нетождественно числу – одно и то же количество как величина может выражаться в разных масштабах измерения, а поэтому и в разных числах. Число есть мысленная форма освоения количественной определенности объекта.

         Любое качество выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Известно, что количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они разные характеристики определенных реалий, существуют и тяготеют друг к другу, пребывая в нерасторжимом единстве, образующем их меру.

         Уже Августин утверждал, что мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть. Категория меры была была одной из основных для философов древности, о чем бы они ни рассуждали. Идеей меры проникнута вся история философии со времен античности.

         Мера выступает как третий член, связующий качество и количество в единое целое. Например, атомы разных химических элементов только тем и отличаются друг от друга, что в их ядрах заключено разное количество протонов. Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент превратится в другой.

         Но мало сказать, что мера – единство качества и количества, а также что она – граница, в которой качество проявляется в своей определенности. Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью. Мера – это зона в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.

         Взаимный переход количественных и качественных изменений

         Путь развития в природе, обществе и сознании – отнюдь не прямая линия. Ее изгибы – это как бы узлы, завязывающие все новые и новые закономерности, “права” которых простираются от одного узла к другому: это “узловатая линия мер” (Гегель). Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а порой и условны.

         Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного. Непрерывные изменения, т.е. постепенные количественные изменения, и неразрывно связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества обозначаются понятием эволюция. Однако в более широком смысле это понятие применяется для обозначения развития систем, имеющих глобальный характер, например эволюция звезд, эволюция растительного и животного царств, а также самого человека.

        Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход в новое качество.

        Абсолютизация того или иного момента в развитии системы есть ошибка метафизики, отрицающей саму возможность развития. Утверждение только прерывности ведет к нарушению связи, взаимодействия, а утверждение обратного, то есть сплошной континуальности (непрерывности), исключает качественный переход. Системы развиваются ритмически и рождение чего то нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений. Основой этого процесса взаимопревращения выступает постепенное накопление количественных изменений в системе, а также постоянное качественное обновление ее структурных элементов. Существует многообразие количественных изменений. Это изменение и числа элементов объекта, и объема информации, и скорости движения, и степени проявления того или иного качества и т.п. Любое из этих количественных изменений ведет к появлению нового качества.

        Появление нового качества – это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как применительно к предметам, для которых характерно простое превращение в пределах данного уровня организации системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы на другой, является как бы межевым знаком процесса развития.

         Процесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение нового есть скачок – линия, отделяющая одну меру от другой. Существуют разные типы скачков, определяемые и природой развивающейся системы, и условиями, в которых она развивается, т.е. внутренними и внешними факторами развития. Длительными во времени или постепенными скачками в развитии объективной реальности являются, например, возникновение жизни на Земле, происхождение человека и его сознания, образование новых видов животных и растений, возникновение и смена общественно – экономических формаций. Наряду с этим имеют место и скачки, протекающие в быстром темпе и бурно, так сказать, скачки со взрывом, для которых характерны резко выраженные границы перехода, высокая интенсивность, целостность перестройки всей системы, подъем ее на другой сущностный уровень как бы разом. Примером такого рода скачка является то, что произошло во Вселенной в результате Большого Взрыва.

Информация о работе Содержание диалектики