Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 16:24, контрольная работа
Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики
Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений.
Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще.
Аргументы релятивизма философы XVI—XVIII
веков (Эразм Роттердамский, М. Монтень,
П. Бейль) использовали для критики догматов
религии и основоположений метафизики.
Иную роль релятивизм играет в идеалистическом
эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм,
неопозитивизм). Абсолютизация относительности,
условности и субъективности познания,
вытекающая из сведения процесса познания
к эмпирическому описанию содержания
ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.
Софистика
Софистика – это доказательство того
или иного тезиса ошибочным путём. Эта
наука, по крайней мере, раньше считалось,
что это наука, уходит своими корнями в
Древнюю Грецию. Величайшие умы того времени
придавали софистике огромное значение.
Софисты – «мудрствующие». Эквивалентом
мудрости считались не знания, а умение
рассуждать. Но софистика как просветительная
наука просуществовала крайне недолго.
Всё, чем изобиловало это учение – тавтология,
игра слов, безрезультатная логика, наводило
на мысль о её бесполезности. И вскоре
ей пришлось потесниться и вовсе затеряться
среди фундаментальных точных наук и железобетонной
логики.
На
протяжении всей жизни
Эклектика
Эклектика - соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д. Для Э. характерно игнорирование логических связей и обоснования положений, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в определениях и классификациях и т.д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, соединяя противоположные воззрения, Э. вместе с тем создает видимость логической последовательности и строгости.
В качестве методологического принципа эклектика появилась впервые в позднегреческой философии как выражение ее упадка и интеллектуального бессилия. Эклектика широко использовалась в средневековой схоластике, когда приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов «за» и «против» некоторого положения. Эклектика иногда используется как прием в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, когда фрагментарность имеет большее значение, чем цельность, внутренняя связность и последовательность.
Эклектика обычно маскируется ссылками на необходимость охватить все многообразие существующих явлений единым интегрирующим взглядом, не упуская при этом реальных противоречий.
Несостоятельная в качестве общего методологического приема описания действительности, эклектика иногда выступает в качестве неизбежного момента в развитии знания. Чаще всего это имеет место в период формирования теории, когда осваивается новая проблематика и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Эклектичным было, направление существование наряду друг с другом корпускулярной и волновой теорий света, позднее объединенных в рамках квантовой механики.
Элементы эклектика присутствуют также в начальный период изучения новой научной дисциплины, когда знания остаются еще фрагментарными и несвязными и нет еще умения выделить в массе сведений наиболее существенное и определяющее.
Эклектика как стиль находит широкое применение,
напровление в рекламе, архитектуре и
других областях практической жизни, где
последовательность и внутренняя связность
не являются основными требованиями.
Догматизм
Догматизм - философский термин, обозначающий
определённое отношение к содержанию
системы, а не самую систему. Понятие догматизма
определяется главным образом двумя противоположными
ему понятиями -скептицизмом и критицизмом.
Вообще говоря, догматизм называется попытка
построить философскую систему без предварительного
исследования познавательных способностей
человека и без решения вопроса о том,
насколько человек может постичь цели,
т. е. познать истину. Всякий человек по
природе догматик, ибо верит в возможность
нахождения истины до тех пор, пока не
убедится в тщете своих усилий; таким образом
философия в своем начале необходимо догматична.
Неудачные попытки миропонимания создают
скептицизм, отрицающий возможность истинного
понятия, причем скептицизм свои доводы
берет частью из прошлого философии, частью
из рассмотрения природы самого разума.
Первая категория доводов не опасна, ибо
очевидно, что неудача философии в прошлом
не заключает в себе причины, почему бы
ей не достичь успешнее своей цели в будущем.
Вторая категория доводов против Д. тоже
не опасна, ибо скептицизм, ополчаясь на
мышление, не имеет иного орудия, как само
мышление, поэтому самым своим существованием
опровергает то, что желает доказать. Вот
почему в новой философии скептицизм не
играет никакой роли торжествует догматизм;
но в лице критицизма вырос новый и более
опасный противник. Критицизмом называется
направление немецкой философии, родоначальником
которой считается Кант. Прежде чем строить
философскую систему, необходимо подвергнуть
критике нашу познавательную способность,
- задача, которую решает Кант в Критике
чистого разума. Результатом анализа Канта
является невозможность метафизики, познания
предметов самих по себе, и утверждение,
что мы познаем лишь явления, закономерность
в которых принадлежит не явлениям, а познающему
субъекту. Хотя критицизм, подобно скептицизму,
ограничивает претензии человеческого
познания, однако по своей природе критицизм
вполне отличают скептицизма и ближе к
Д. Критицизм выдвигает только из основных
задач философы теорию познания и утверждает
ее преимущественное значение в ряду философских
вопросов. Самый критицизм Канта вовсе
не настолько отличается от философии
Локка и Юма; чтобы можно было в нем видеть
родоначальника нового направления. Что
критицизм по своей природе есть догматическое
направление - это доказывается историей;
критицизм Канта весьма быстро и логически
правильно выродился в Д. Шеллинга в Гегеля.
Э. Радлов.
2 Основные законы диалектики
Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.
Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.
Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.
История познания начинается с выделения
в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей
деятельности мышления. Поначалу это общее
отливается в форму общих понятий и категорий,
на основе которых формируются определённые
принципы как бытия, так и самого мышления.
В дальнейшем познающая мысль стремится,
опираясь на разработанные инструменты
познани в виде принципов и категорий
и всё более обогащающуюся эмпирическую
базу, сформулировать фундаментальные
положения, упорядочивающие наши знания
о мире,- законы. Наиболее общие из этих
законов и являются законами диалектики.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отображает ту важную особенность объективной действительности, за которой все предметы, процессы и явления приобретают определенность через взаимодействие, взаимозависимость, противоречивость своих внешних и внутренних свойств, количественных и качественных характеристик, которые существуют объективно, независимо от воли и желание людей. Взаимодействие же количества и качества есть общим, внутренней, существенной, необходимой, такой, что неизбежно повторяется.
Чтобы выяснить суть закона взаимного перехода количественных изменений в качественные, его проявления и действия, необходимо раскрыть содержание таких категорий, как качество, количество, свойство, мера, прыжок.
Качество - это тождественная бытию определенность. Если вещь теряет определенность, то она теряет и свое качество. Однако такое определение еще не дает полного представления о качестве вещи. Различают качество как непосредственную определенность, которая воспринимается органами ощущений, и качество как совокупность существенных свойств вещи, которая воспринимается опосредованно через мышление, абстрагирование. Качество и ощущения - это одно и то же, считал Л.Фейербах. Однако этого еще недостаточно для определения качества как философской категории. Так как в таком случае речь идет о выяснении качества, когда отдельные свойства предмета, возможно, не самые важные, выдаются за его качество.
Свойство как категория определяет одну из сторон вещи относительно другой. Качество вещи определяется исключительно через ее свойства. Между свойством и качеством существует диалектическая взаимосвязь, и потому целиком возможно какое-то одно свойство в ее узком понимании выдать за качество предмета, который в разных связях может быть самым собой и другим. Понятие качества в будничном и философском понимании не совпадают. И так, есть такое качество, которое воспринимается ощущением (язык может идти об ощущении несущественных свойств предмета), и качество как философская категория, которая означает совокупность существенных свойств предмета, с потерей которых предмет непременно теряет свою определенность, т.е. свое качество. Существенные свойства вещи не воспринимаются на уровне ощущений, так как является результатом теоретического обобщения. Гегель утверждал, что качество - это "сущностная определенность".
Количество - философская категория, которая отображает такие параметры вещи, явления или процесса, как число, величина, объем, вес, размеры, темп движения, температура и т.п.. За высказыванием Гегеля, количество - не "снятая определенность". Термин"снять", которому Гегель придавал большое значение, означает "сохранить, удержать и в тот же время прекратить, положить край". Поэтому количество как "снятая определенность" выступает возражением качества, есть ее диалектической противоположностью, которая взаимодействует с ней.
К определенному времени количество, ее изменение не задевают качества предмета и потому на это не всегда обращают внимание, делает замечание Гегель. Но это лишь так кажется. На самом деле же, понятие "количество" - "хитрое понятие". Оно охватывает существенное из той стороны, из которой качество будто бы не затрагивается и, причем, настолько не затрагивается, что, скажем, увеличение размера государства, которое приводит ее, в конце концов, к несчастью, сначала даже кажется ее счастьем. Однако, "государство имеет меру своей величины, превзойдя которую внутренне безудержно распадается при том же государственном устройстве, которое при другом размере государства представлял ее счастье и силу". В сфере моральной, делает замечание Гегель, "имеет место такой же переход количественного в качественное, и разные качеству оказываются основанными на отличии величин. Именно через "больше" и "меньше" мера легкомысленности поднимается и появляется что-то совсем другое - преступление, именно через "больше" и "меньше" справедливость переходит в неразделимость, добропорядочность в порок". Итак, рост количества ведет к существенным преобразованиям существующего.
Качественные изменения, которые происходят в объективном мире, осуществляются лишь на основе количественных изменений. Другого пути к появлению нового просто не существует. Можно привести много фактов такого взаимодействия количественных и а качественных изменений. Так, например, если телу предоставить скорость1000. 2000, 7000, 7910 метров на секунду, то оно упадет на Землю. Если же скорость тела увеличить лишь на одну единицу и довести ее до 7911 метров на секунду, то тело оторвется от Земли и станет ее спутником. Или возьмем обычную воду. Когда она течет спокойно, то не вызывает никаких разрушений. Но следует увеличить давление до нескольких атмосфер, и струя воды превратится на землекопа. Если же увеличить давление к десяткам атмосфер, то струя воды превратится на забойщика. Следует же довести давление до 2000 атмосфер, и эта струя станет камнерезом. Вода будет резать гранит.
Чтобы сделать понятие развития более понятным, некоторые философы прибегали к преувеличению значения количественных изменений, которые, по выражению Гегеля, можно '"видеть собственными глазами", чего нельзя сказать о качестве как что-то не совсем понятное. Гегель иронизировал по этому поводу. Он рассматривал диалектику количественных и качественных изменений на примерах, известных в давние времена под названием "лысый" и"груда": "Относился вопрос: или появится лысина, если выдернуть один волос из главы или лошадиного хвоста или перестанет груда быть грудой, если отнимем одно зерно? Можно не задумываясь согласиться с тем, что при этом не появится лысина и груда не перестанет быть грудой, поскольку отнимание представляет лишь количественную и очень незначительную разность...
Когда соглашаются, что отнимание одного волоса не делает лысым, забывают не только о повторении, а и о том, что сами по себе незначительные количества, например, незначительные затраты достатка, складываются, а сумма составляет качественное целое, так что под конец это целое оказывается таким, что исчезло, глава - лысой, а кошелек - пустым".
Мы так широко используем высказывание Гегеля о диалектике перехода количественных изменений в качественные, поскольку в наше время некоторые философы стараются довести, что такое понимание есть ошибочным и присущий лишь марксистской философии. Конечно, в гегелевской философии взаимопереход количественных изменений в качественные выступает как закон мышления, логики. Однако суть этого закона и заключается именно в том, что он имеет отношение не только к мышлению, логики, а и к самой действительности, ее развитию. Сам Гегель показал это, приводя блестящие примеры, взятые из жизни.