Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:52, отчет по практике
Электронный учебный курс (ЭУК) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ТЕОРИЯ 5
2.1. Позитивизм Джона Стюарта Милля (1806-1873) 5
2.1.1. Биография 5
2.1.2. Учение Д.С. Милля 6
2.2. Позитивизм Г. Спенсера (1820-1903) 10
2.2.1. Биография 10
2.2.2. Учение Г. Спенсера 11
3. ПРАКТИКА 18
3.1. Позитивизм Д. Милля 18
3.2. Позитивизм Г. Спенсера 20
4. ЗАДАНИЯ 22
4.1. Позитивизм Д. Милля 22
4.2. Позитивизм Г. Спенсера 22
5. ТЕСТЫ 23
5.1. Постпозитивизм Д. Милля 23
5.2. Позитивизм Г. Спенсера 24
Ответы 26
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Глоссарий 30
Библиографический список 34
Идеи Милля, в особенности, об отношении логики и философии, о том, что формальная логика - это главное философское знание «наука о самой науке», были возрождены в XX в. неопозитивизмом.
В центре взглядов Милля оказалась проблема соотношения материи и сознания. Материя и сознание были сведены им к определенным сочетаниям ощущений. Так, материя выступает в его учении как "постоянная возможность ощущений", физические тела — как комплексы "одновременных возможностей ощущений". Сознание он трактует как предрасположенность испытывать (переживать) ощущения. Человеческому уму присуща способность предвидения и ожидания будущих ощущений, поэтому в нем и возникает представление о возможных ощущениях. Законы психологической ассоциации вносят организованность в наши ощущения. Между комплексами ощущений складываются отношения взаимной зависимости. Например, организованные в комплекс ощущения, составляющие сознание, оказываются зависимыми от комплекса ощущений, составляющих тело, и наоборот.
По
Конту содержание нашего сознания обусловлено
состоянием общества. А отсюда следует,
что с базисными фактами
Одним из главных средств организации феноменального опыта для Милля выступает язык. Именно в языке осуществляется классификация всех явлений, отнесение их к тем или иным видам. Семантическая теория Милля содержит эмпиристскую теорию значения имен (т. е. знаков). Центральной идеей этой теории оказывается различение коннотации и денотации имен, предвосхищающее современное различение таких семантических сущностей, как смысл и значение. В первом случае имеется в виду указание на совокупность свойств именуемого предмета, во-втором — указание на сам предмет, обозначаемый именем. Всякое суждение, считает Милль, есть соединение имен.
Милль, подобно Конту, считал, что всякое научное знание начинается с исследования единичных случаев и в конечном счете всегда останется исследованием некоторых совокупностей единичных случаев. Общее знание - не "исток"; оно результат обобщения.
Основу учения Милля о научном методе составляет его теория индукции.
Милль устанавливает 5 методов научной индукции:
Он критически оценивал
Как
и учение об индукции, тесно связанное
с ним миллевское учение о причинности
предполагает принцип единообразия (законосообразности)
природы: «Для употребления слова "причина"
в нашем смысле необходимо убеждение не
только в том, что за предшествовавшим
всегда наступало последующее, но что
за первым и будет всегда наступать второе,
пока продолжится настоящее устройство
вещей». Милль признавал, что у нас есть
взятое из обыденного опыта (т.е. неврожденное
и неаприорное) представление о причинности,
которое уточняется в процессе научного
исследования.
2.2. Позитивизм Г. Спенсера (1820-1903)
2.2.1. Биография
Спенсер Герберт родился в 1820 г. в Дерби, центре графства Дербишир, в семье учителя.
Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).
Был учителем, железнодорожным служащим, инженером, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»).
Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.
С 1848 по 1858 г. разработал план объединения в одно целое всей философии на основании идеи развития. Основные работы Спенсера объединены в 5 томов "Системы синтетической философии", каждый из которых (за исключением первого, в котором рассматриваются общие положения его философии и соответственно, названного "Общие принципы") посвящен важнейшим достижениям частных наук: т. 2 - "Принципы биологии", т. 3 - "Принципы психологии", т. 4 - "Принципы социологии", т. 5 - "Принципы этики".
Умер
Спенсер в 1903 г. в Брайтоне.
2.2.2. Учение Г. Спенсера
Третьим классиком позитивизма был Г. Спенсер. Содержательных отличий, которые можно найти в его трудах, если сравнивать их с сочинениями двух других классиков позитивизма, великое множество. Первая причина этого - в самой установке позитивизма, в его ориентации на частные науки.
Спенсер не отдает первенства по степени важности ни математике, ни физике, ни химии. В отличие от Конта, расположившего науки в порядке от "простого к сложному" и рассматривавшего в качестве образца теоретическую механику, для Спенсера образцом и базой является биология.
Кроме акцента на биологию, для Спенсера характерно еще одно отличие от контовского варианта позитивизма: если для Конта характеристики элемента в большой мере определены характеристиками целого, состоящего из элементов (аналог механизма, общая конструкция которого задает характеристики деталям), то Спенсер, напротив, отталкивается от характеристик "единицы", от биологического и социального "атома", характеристики которых в процессе развития развертываются в систему.
И еще одно важное отличие спенсеровского варианта позитивизма. Спенсер не только отдаляется от "метафизики", отказываясь от претензий на постижение глубинной сущности явлений, не доступной опытному знанию, но и разделяет область "действительного" на два слоя - "непознаваемого" (аналог кантовских "вещей в себе") и "познаваемого", мира явлений, с которым имеет дело позитивная наука. При этом он не только признает, подобно Конту, историческую оправданность религии, но и не считает, что с развитием позитивной науки религия будет отодвинута на задний план, если не обречена на исчезновение. Спенсер - сторонник примирения религии и науки путем разделения сфер компетенции. Борьбу науки против религии (которую Кант считал в какой-то мере необходимым условием формирования самой "положительной" науки и "позитивной" философии) Спенсер осуждает как "историческую ошибку": "...знание не может монополизировать сознание и... таким образом для нашего ума остается постоянная возможность заниматься тем, что лежит за пределами знания. Поэтому всегда должно найтись место для какой-нибудь Религии. Ибо религия во всех своих формах отличалась от всего остального тем, что предметом ее было то, что лежит вне опыта".
Согласно Спенсеру, история религии и изучение существующих религий приводят к установлению одного общего и неизменного элемента всякой религии — признания абсолютной непостижимости той силы, которая лежит в основе вселенной. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая воля. Что касается эмоционального и культового аспектов религии, то здесь Спенсера они не интересуют.
Главным содержанием религии Спенсер считал состав религиозных догм. Именно относительно этого содержания Спенсер писал: "...как бы несостоятельны ни были некоторые из существующих верований, как бы ни были нелепы доводы, приводимые в их защиту, мы не должны забывать истины, которая, по всей вероятности, скрыта в них".
Отсюда, по Спенсеру, следует насущная задача примирить науку с религией.
Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в XIX в.
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества.
Прогресс - постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества. Идея прогресса зародилась на почве объективных наблюдений над успехами человеческого ума и на почве субъективных чаяний сердца. Конт советовал заменить понятие прогресса понятием эволюции, т. е. понятия субъективного — чисто объективным. На ту же точку зрения несколько позднее стал и Спенсер. Эволюционная точка зрения лишила идею прогресса мистического и романтического характера; в то же время она дала учению о прогрессе научную опору. Вторая половина XIX в. — эпоха разнообразных попыток построения теории прогресса. Конт выдвигает на первый план умственный прогресс. Спенсер объясняет исторический прогресс по аналогии с развитием отдельного индивидуума. С точки зрения Спенсера «прогресс (т. е. социальная эволюция) есть только частный случай эволюции вообще, совершающейся по известному общему закону».
Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной однородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение».
В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:
Спенсер
рассматривал эволюцию как единство этих
двух процессов. Эволюция проходит три
фазы: неорганическую, органическую и
сверхорганическую (Рисунок 1). Фазы —
это основные этапы эволюции, проходят
определенные периоды развития.
Рисунок
1. Три фазы эволюции
Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д..
Этот
подход Спенсер считал универсальным
процессом в истории
Главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека.
Термин «социология» благодаря Спенсеру стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.
Задача социологии, по Спенсеру, - изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.