3.2.
Позитивизм Г. Спенсера
Упражнение
3. Узнайте на портретах
философов - позитивистов,
назовите их основные
труды и идеи.
Ответ:
Мы
видим, что на 1 и 2 портрете изображены
философы-позитивисты.
Под
цифрой 1 узнаем Г. Спенсера.
Его
основной труд: "Системы синтетической
философии".
Основные
идеи философа:
- Образцом
и базой для него является биология;
- Он отталкивается
от характеристик «единицы», от биологического
и социального «атома»;
- Он разделяет
область «действительного» на 2 слоя –
«непознаваемого» и «познаваемого»;
- Он стремился
примирить науку и религию;
- Герберт Спенсер
рассматривал эволюцию как единство интеграции
и дифференциации;
- Спенсер выделяет
5 типов социальных институтов;
- Философ рассматривал
общество, как «социальный организм».
Под
цифрой 2 узнаем О. Конта, родоначальника
позитивизма.
Его
основной труд: «Курс позитивной философии»
и «Система позитивной политики».
Основные
идеи философа:
- Он считал,
что нужно построить систему «положительного»
знания, которое должно быть бесспорным
и точным, опирающимся исключительно на
факты;
- По О.Конту,
человек в своем развитии проходит 3 стадии:
религиозную, философскую и научную;
- Философ стремился
познать истину на основе точного, экспериментального
знания;
- Он формулирует
3 закона «положительного» знания;
- Он писал,
что человечество проходит 3 стадии своего
интеллектуального и технического развития;
- О.Конт классифицировал
науки по нескольким основаниям;
- Программу
изучения социологии он разделил на 2 части;
- Он разработал
методы социологии.
Портрет
под № 3 лишний, на нем изображен
знаменитый Р. Декарт (из философии мы
знаем, что наибольшую известность получила
его работа «Рассуждение о методе»).
4.
ЗАДАНИЯ
4.1.
Позитивизм Д. Милля
Задание
1. Допишите конспект
к тексту «Учение Д.
Милля» (Стр. 10-12)
по последним 8 абзацам.
Задание
2. Прокомментируйте
известный силлогизм:
«Все люди смертны;
Сократ — человек; следовательно,
Сократ смертен», опираясь
на семантическую теорию
Д. Милля, не забывая,
что «Всякое суждение,
считает Милль, есть
соединение имен».
4.2.
Позитивизм Г. Спенсера
Задание
3. Заполните таблицу:
Социальные институты.
Таблица
2. Социальные институты
№
п/п |
Типы
социальных
институтов |
Характеристика
социальных институтов |
1 |
… |
Храмы, церкви,
приходские школы, религиозные традиции. |
2 |
… |
Семья, брак, проблемы
воспитания. |
3 |
… |
Возникают на основе
разделения труда; профессиональные (гильдии,
цеха, профессиональные союзы) — консолидируют
группы людей по профессиональным занятиям;
промышленные — поддерживают производственную
структуру общества. |
4 |
… |
Появление связано
с переносом внутригрупповых
конфликтов на сферу конфликтов между
группами; в становлении политической
и классовой структуры общества
решающую роль играли конфликты и
войны (потребность обороны или завоевания
больше всего сплачивают общество). |
5 |
|
Призваны регулировать
повседневное поведение людей, устанавливая
обычаи, обряды, этикет и т. д. |
5.
ТЕСТЫ
5.1.
Постпозитивизм Д. Милля
- Количество
методов научной индукции по Миллю:
- 3;
- 4;
- 5;
- 6.
- Одним из
главных средств организации феноменального
опыта для Милля выступает:
- теория;
- язык;
- обучение;
- проектная
методика.
- Несовершенная
индукция представляет собой подлинный
вывод:
- от частного
к частному;
- от частного
к общему;
- от общего
к частному;
- от общего
к общему.
- Соотнесите
понятия:
- альтруизм;
- утилитаризм;
- сознание;
- семантика.
- предрасположенность
испытывать (переживать) ощущения;
- нравственный
принцип поведения, означающий способность
бескорыстно жертвовать собственными
интересами в пользу интересов другого
человека;
- раздел логики
(или металогики) и семиотики, посвящённый
анализу комплекса связанных между собой
понятий, центральными из которых являются
понятия значения и смысла;
- положение
о том, что моральная ценность поступка
определяется его пользой.
- 1-D,2-B,3-A,4-C;
- 1-B,2-D,3-C,4-A;
- 1-B,2-A,3-D,4-C;
- 1-B,2-D,3-A,4-C.
- В качестве
критерия нравственности Милль вводит
принцип:
- полезности;
- верификации;
- единообразия;
- альтруизма.
- Центральная
идея семантической теории Милля:
- различие
индукции и дедукции;
- различие
эгоизма и альтруизма;
- различие
коннотации и денотации;
- различие
свободы и ответственности.
5.2.
Позитивизм Г. Спенсера
- По Г. Спенсеру,
во Вселенной проявляется изначальная,
всеобъемлющая и непостижимая:
- воля;
- материя;
- сила;
- душа.
- В социологии
Г. Спенсер рассматривал общество как
своего рода «организм», который стремится
к состоянию:
- постоянного
развития;
- неизбежного
разложения;
- равновесия;
- преобразования.
- Спенсер в
теории эволюции выделил две стороны:
- прогресс;
|
- 1,2;
|
- регресс;
|
- 3,5;
|
- интеграция;
|
- 3,4;
|
- дифференциация;
|
- 1,5.
|
- дедукция.
|
|
- Соотнесите
социальные институты и их значения:
- Домашние;
- Церемониальные;
- Церковные;
- Политические;
- Профессиональные;
- Консолидируют
группы людей по профессиональным занятиям;
- Связаны с
переносом внутригрупповых конфликтов
на сферу конфликтов между группами;
- Призваны
регулировать повседневное поведение
людей, устанавливая обычаи, обряды,
этикет и т. п.;
- Исследуют
изменения внутрисемейных отношений;
- Обеспечивают
интеграцию общества.
- 1-A, 2-D, 3-E, 4-C,
5-B;
- 1-D, 2-C, 3-E, 4-B,
5-A;
- 1-E, 2-C, 3-E, 4-B,
5-A;
- 1-D, 2-E, 3-C; 4-A,
5-B.
- С точки зрения
Спенсера, прогресс – это:
- замена субъективного
понятия чисто объективным;
- рост богатства,
военной мощи, политической власти в разных
регионах Греции;
- развитие
разума как логики господства;
- частный случай
эволюции вообще, совершающейся по известному
общему закону.
- Выберите
верную характеристику 3 фаз эволюции:
неорганическая-органическая-сверхограническая:
- возникновение
и развитие человека и общества - возникновение
и развитие растительного и животного
мира - возникновение и развитие космических
систем;
- возникновение
и развитие космических систем - возникновение
и развитие растительного и животного
мира - возникновение и развитие человека
и общества;
- возникновение
и развитие растительного и животного
мира - возникновение и развитие космических
систем - возникновение и развитие человека
и общества;
- возникновение
и развитие растительного и животного
мира - возникновение и развитие человека
и общества - возникновение и развитие
космических систем;
Ответы
4.
ЗАДАНИЯ
4.1.
Позитивизм Д. Милля
Задание
1.
- Идеи Милля
были возрождены в XX в. неопозитивизмом;
(10 абзац)
- В центре
взглядов Милля - проблема соотношения
материи и сознания: (11 абзац)
- Материя как
"постоянная возможность ощущений";
- Сознание
как предрасположенность испытывать (переживать)
ощущения.
- Он утверждает,
что существует непреодолимая граница
в объяснении природы, разделяющая исследование
физического и психического явлений; (12
абзац)
- Одно из главных
средств организации феноменального опыта
– язык; (13 абзац)
- Семантическая
теория Милля содержит эмпиристскую теорию
значения имен (т. е. знаков). Центральная
идея теории - различение коннотации и
денотации имен. (13 абзац)
- Милль считал,
что всякое научное знание всегда останется
исследованием некоторых совокупностей
единичных случаев; (14 абзац)
- Основа учения
Милля о научном методе - его теория индукции:
(15 абзац)
- 5 методов
научной индукции:
- Метод единственного
сходства;
- Метод единственного
различия;
- Соединенный
метод сходства и различия;
- Метод сопутствующих
изменений;
- Метод остатков.