Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:52, отчет по практике
Электронный учебный курс (ЭУК) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ТЕОРИЯ 5
2.1. Позитивизм Джона Стюарта Милля (1806-1873) 5
2.1.1. Биография 5
2.1.2. Учение Д.С. Милля 6
2.2. Позитивизм Г. Спенсера (1820-1903) 10
2.2.1. Биография 10
2.2.2. Учение Г. Спенсера 11
3. ПРАКТИКА 18
3.1. Позитивизм Д. Милля 18
3.2. Позитивизм Г. Спенсера 20
4. ЗАДАНИЯ 22
4.1. Позитивизм Д. Милля 22
4.2. Позитивизм Г. Спенсера 22
5. ТЕСТЫ 23
5.1. Постпозитивизм Д. Милля 23
5.2. Позитивизм Г. Спенсера 24
Ответы 26
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Глоссарий 30
Библиографический список 34
По Спенсеру, социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.
Спенсер
выделяет 5 типов социальных институтов:
домашние, обрядовые (церемониальные),
политические, церковные, профессиональные
и промышленные (Таблица 1).
Таблица
1. Социальные институты
№ п/п |
Типы социальных институтов |
Характеристика соц. институтов |
1 | Домашние | Семья, брак, проблемы воспитания. |
2 |
Обрядовые (церемониальные) | Призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д. |
3 |
Политические | Появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество). |
4 |
Церковные | Храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции. |
5 |
Профессиональные и промышленные |
Возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества. |
Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Социальный прогресс предполагает, по Спенсеру, постепенное совершенствование человеческой природы, в то время как социализм требует невозможного и приводит к еще большему социальному неравенству. Тем не менее, считает Спенсер, европейская цивилизация будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма.
Теория
социальных институтов Спенсера представляла
попытку системного исследования общества.
Все институты общества составляют единое
целое, функционирование каждого из них
зависит от всех других и от четкого разделения
сфер влияния и ответственности. Расширение
полномочий государства, по мнению Спенсера,
потому и опасно, что подрывает естественное
разделение функций между институтами
общества, нарушает состояние равновесия
в «социальном организме».
В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию равновесия. Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявлял общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:
Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида. Он резко критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального и биологического организма:
Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.
Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. Это объединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую трудность социологии Спенсера.
Главной задачей Спенсер считал исследование этапов развития общества. Его методология включает классификацию и типологию эволюционных процессов. Классификация располагает все общество по шкале сложности структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе общество характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления и т. д. По мере развития формируется сложная структура, социальная иерархия; включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим общностям (род, каста и др.).
Различая
два главных типа общества, воинственный
и промышленный, Спенсер видел существенное
различие в двух типах борьбы за существование
(Рисунок 2).
Рисунок
2. Типы общества
Совокупность факторов эволюции Спенсер делит на:
Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность “дифференцированного”, то есть разделённого на классы общества. Спенсер – противник социализма, считавший революцию “болезнью” общественного организма.
Общедоступность
и близость к обыденному сознанию,
созвучность эпохе великих
3.
ПРАКТИКА
3.1. Позитивизм Д. Милля
Упражнение 1. Напишите конспект к тексту «Учение Д. Милля».
Для начала давайте вспомним, что такое конспект. Конспект – это краткое изложение Вашей работы. Конспект должен быть как можно более кратким и в тоже время наиболее полно отражать основное содержание изучаемого материала. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» (подобно пунктам и подпунктам плана).
Итак, учитывая все вышесказанное, составляем конспект по тексту «Учение Д. Милля» (Тема 1) по первым 9 абзацам.
Ответ:
Упражнение 2. Прочитайте отрывок из биографии Д. Милля. Выпишите интересные для вас факты из его жизни.
«От природы Джон Милль был одаренным мальчиком, поэтому система его отца находила подтверждение на практике: ребенком Джон читал по-гречески и даже начал писать историю Рима. Когда ему исполнилось четырнадцать лет и образование было сочтено законченным, он получил, как сам выразился, «фору в четверть века перед современниками».
За это пришлось заплатить высокую цену: у Милля не было друзей-ровесников, он не играл в игры, был физически слабым ребенком и чурался общества. Ему не дозволялись дни отдыха, детские шалости и развлекательное чтение. Кроме того, мальчику вменялась обязанность передавать знания сестрам и братьям, на которых у его отца уже не было времени. Единственным утешением служило общество Иеремии Бентама, который был близким другом семьи и отличался веселым нравом и эксцентричным поведением. Милль также провел год на юге Франции вместе с братом Бентама, изобретателем Сэмюэлем и его семьей (1820–1821). Там он впервые «вдохнул вольный и теплый воздух континента» и приобрел вкус ко всему французскому.
Обладая
значительными
Ответ: