Теории Нового Времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:48, реферат

Описание

Уже в конце XVI - начале XVII в. в психологической науке оформляются два основных подхода в теории познания, связанные с именами выдающихся мыслителей - Ф. Бэкона и Р. Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ориентацию на чувственное познание, опыт и эксперимент, второй же олицетворял рационалистический подход.

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельное мышление действительно требует мужества.docx

— 57.65 Кб (Скачать документ)

Самостоятельное мышление действительно требует мужества, ибо отказывается от защищенности и  комфорта, обеспечиваемых согласием  с общепринятыми предрассудками-Кант. 

Первые теории Нового времени 

  

Уже в конце XVI - начале XVII в. в психологической науке  оформляются два основных подхода  в теории познания, связанные с  именами выдающихся мыслителей - Ф. Бэкона и Р. Декарта. Первый из них  стал основателем эмпиризма, предполагающего  ориентацию на чувственное познание, опыт и эксперимент, второй же олицетворял  рационалистический подход.

 Английский психолог, философ и видный политический  деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) принадлежал к знатному английскому  роду (его отец около 20 лет был  хранителем большой печати Англии). Свою политическую карьеру Бэкон  начал при королеве Елизавете.  В течение многих лет он  был членом парламента, в качестве  адвоката королевы ему пришлось  выступить обвинителем против  своего покровителя - графа Эссекса.  По поручению королевы он написал  памфлет в оправдание процесса. Последующие биографы и исследователи  творчества Бэкона более всего  ставили ему в вину это предательство,  совершенное им по отношению  к его единственному другу  и покровителю, считая его более  тяжким проступком, чем последующие,  за которые он был осужден.  Недаром имя Фрэнсиса Бэкона  часто в истории науки приводится  как пример несовпадения таланта  и нравственности.

 Расцвет его  общественно-политической карьеры  связан с временем правления  Якова I, когда Бэкон стал лордом-канцлером,  хранителем большой печати (1617), затем  лордом - верховным канцлером и  пэром Англии (1618). В 1621 г. Бэкон  был уличен в том, что принимал  подарки, носившие характер подкупа,  лишен всех должностей и осужден.  После скорого освобождения, отказавшись  вернуться к государственной  деятельности, он уехал во Францию  и полностью посвятил себя  науке. Опыт общественной жизни,  так же как и последующего  осуждения, связанного, по мнению  Бэкона, больше с происками его  политических недругов, чем с  его реальными прегрешениями,  нашел отражение во многих  его работах. 

 В 1597 г. Бэкон  опубликовал первый вариант своих  «Опытов или наставлений нравственных  и политических», которые принесли  ему литературную известность.  Впоследствии он неоднократно  перерабатывал и переиздавал  это произведение, считая его  лучшим плодом своего творчества. В своих незаконченных работах,  написанных еще в период своей  политической и государственной  деятельности, с 1603 по 1612г., Бэкон  сформулировал основные идеи  и положения, которые получили  свое окончательное оформление  в «Новом Органоне» (1620) - второй  части проекта его жизни, «Великого  Восстановления наук», который  так и остался незавершенным.  В этих работах Бэкон сформулировал  основы направления, которое получило  название эмпиризм.В отличие от  сенсуализма, с которым оно  непосредственно связано, в эмпиризме  утверждается, что истинное знание  базируется не только на чувственном  опыте, но и на эксперименте, т. е. данные наших органов  чувств должны дополняться и  проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов.

 Задачу науки  ученый видел в покорении природы  и усовершенствовании человека. Для достижения этого Бэкон  разработал программу перестройки  всей системы научного знания, основной целью которой была  борьба с сакральностью, догматизмом  и схоластикой. Разрабатывая классификацию  наук, он исходил из положения  о том, что религия и наука  образуют самостоятельные области,  их смешение грозит опасностью  появления еретической религии  или фантастической философии. 

 Знание нельзя  получить в готовом виде, утверждал  Бэкон, его необходимо открывать,  извлекать, добывать опытным путем.  Поэтому в противовес укоренившимся  в науке догмам и умозаключениям, оторванным от реальности, основу  знания Бэкон видел в непосредственном  чувственном познании и опыте.  Важно отметить, что Бэкон не  абсолютизирует его: «Чувство  само по себе слабо и заблуждается, и немного стоят орудия, предназначенные  для усиления и обострения  чувств. Всего вернее истолкование  природы достигается посредством  наблюдений в соответствующих,  целесообразно поставленных опытах. Здесь чувство судит только  об опыте, опыт же - о природе  и о самой вещи». Таким образом,  эмпиризм Бэкона не просто  чувственное восприятие, а опыт, основанный на эксперименте, именно  это дает основание считать  ученого основателем эмпирической, экспериментальной науки. 

 Необходимой предпосылкой  как для построения новой науки,  так и для объективного познания  является, по мнению Бэкона, очищение  разума от идолов, или призраков  (под ними Бэкон понимал заблуждения  человеческого ума, недостатки, которые  искажают правильное познание  или мешают ему). «Учение об  идолах» было одной из важнейших  частей его методологии. Он  выделял четыре вида идолов: идолы  рода, пещеры, рынка и театра. Первые  два вида идолов Бэкон считает  врожденными, вторые два вида -приобретенными. В своих работах  ученый дал подробное описание  и характеристику каждого вида:

- идолы рода - недостатки, связанные с особенностями строения  и функционирования органов чувств  человека (например, невозможность  видеть ультрафиолетовые лучи);

-идолы пещеры  отражают субъективность познания, так как человеку трудно признать  чужую точку зрения;

- идолы рынка  связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны  реальности;

- идолы театра - недостатки, которые являются результатом  преклонения перед авторитетами, часто ложными, и стремления  доверять им больше, чем собственному  размышлению. 

 Возможность построения  новой, объективной науки связывалась  Бэконом с необходимостью выработки  объективного метода получения  знаний и проверки их истинности. Таким методом, по его мнению, должен был стать предложенный  им опытно-индуктивный метод.  Для наук, получающих данные на  основе чувственного опыта, методом  доказательства служит эксперимент,  для теоретических же наук - новая  индукция. Новый метод индукции, разработанный Бэконом, коренным  образом отличался от традиционной  индукции, принятой в «старой»  логике. Индукция Бэкона предполагала  постепенное и непрерывное восхождение  от «ощущений и частностей»  к общему на основе наблюдения  и сопоставления максимально  возможного количества фактов, как  положительных, так и отрицательных,  что позволяло избежать ошибочных  обобщений.

 Свой новый  метод - индуктивную логику - Бэкон  понимал как орудие познания, органон(поэтому свой главный  труд он назвал «Новый Органон»). Его значение он сравнивал  с возможностью применения линейки  и циркуля для вычерчивания  ровных линий и совершенных  кругов людьми, обладающими разными способностями. Бэкон верил, что, вооружив людей этим методом (как циркулем и линейкой), он дает им одинаковые возможности и практически уравнивает их дарования, что сделает науку доступной каждому.

 Важной для  становления объективной науки  стала идея Бэкона об использовании  математики, которую он считал  «великим приложением» к наукам  и рассматривал как «вспомогательную»  дисциплину.

 Сформулированные  Фрэнсисом Бэконом принципы стали  общими методологическими принципами  построения науки Нового времени,  в том числе и психологии. Значительные  изменения в психологии были  связаны и с тем, что Бэкон  впервые высказал идею возможности  подлинно научного исследования  человеческой психики. Как приверженец  теории «двойственности истины»,  он признавал две истины - божественную  и научную, философскую. 

 Деизм Бэкона  проявлялся и в его взглядах  на «двойственность души». Во  времена Бэкона эта позиция  носила прогрессивный характер. Согласно его воззрениям, существуют  душа боговдохновенная (разумная  или рациональная) и душа чувственная  (созданная). Боговдохновенную душу  Бэкон оставил для изучения  богословию, теологии, а чувственная  душа стала предметом исследования  философии и психологии. Этим  разделением Бэкон отстоял научный  подход к исследованию психики  человека.

 Чувственная душа, по мысли Бэкона, у животных  и человека общая. Но если  у животных она основная, а  ее органом является тело, то  у человека чувственная душа - это орган мыслящей души. Предметом  науки Бэкон считал способности  души, такие, как разум, воображение,  память, воля, влечение, аффекты. Интересно,  что в основу своей классификации  наук он положил фундаментальные  способности человеческой души - память, воображение, рассудок, считая  главными науками историю, поэзию  и философию. Кроме способностей  души психология, по мнению Бэкона, должна изучать произвольные  движения, раздражимость и ощущения. Таким образом, Бэкон разработал  план психологических исследований, который нашел свое воплощение  в работах его последователей (Гоббса, Локка).

 С именем Рене  Декарта (1596-1650) связаны многие  выдающиеся открытия в различных  областях науки - математике, физике, анатомии, биологии, астрономии. От  латинизированного имени Декарта  - Картезий произошел термин картезианство,  обозначающий направление, сформировавшееся  под влиянием его идей.

 Рене Декарт  происходил из древнего французского  дворянского рода. Отец отдал  его учиться в иезуитскую коллегию  де Ла-Флеш, которая была в то  время одним из лучших религиозных  образовательных центров. Там  будущий ученый, проявивший редкую  любознательность и неординарные  способности, особенно в изучении  математики, получил блестящее для  своего времени образование. В  этом учебном заведении Декарт  провел восемь лет, изучая греческий  и латинский языки, литературу, историю, риторику, поэзию, философию,  в курс которой входили логика, математика, физика, этика и метафизика. После окончания коллегии Декарт  получил юридическое образование,  а в 1617г. поступил на военную  службу. Возможно, этот выбор был  связан с тем, что догматический  подход к обучению, принятый в  коллегии и университете, его  не устраивал. Позднее он писал  о том, что именно годы, проведенные  в коллегии, сформировали в нем  стойкое неприятие богословской  схоластики и стремление заменить  слепую веру точным знанием. 

 За время службы  в войсках Мориса Нассаусского, а затем в войсках баварского  курфюрста Декарту удалось побывать  во многих городах Голландии  и Германии, познакомиться с учеными  и достижениями науки в этих  странах, а также составить  представление об атмосфере, царившей  в университетах и исследовательских  центрах. 

 В 1621 г., оставив  службу, Декарт отправился путешествовать  по Германии, Италии, Франции, Голландии,  Швейцарии. Во время странствий  он установил личные контакты  со многими выдающимися учеными  того времени. В 1629 г. (по некоторым  данным, в 1628 г.) он переехал в  Голландию, считая эту страну  наиболее благоприятной для научных  занятий. Здесь он создал свои  основные произведения - «Правила  для руководства разума» (1628-1629), «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления  о первой философии» (1641), «Начала  философии» (1643), «О страстях» (1649). Яростная критика последних произведений  Декарта схоластами и протестантскими  богословами способствовала тому, что он принял приглашение  шведской королевы Христины переехать  в 1649 г. в Стокгольм. Он должен  был стимулировать в Стокгольмском  университете научные исследования, однако через несколько месяцев  после приезда простудился и  умер.

 Если Бэкон  основу достоверности знания  связывал с непосредственным  чувственным познанием, то для  Декарта такой основой стал  разум. Стремление сделать науку  объективной объединяла позиции  этих двух ученых. Если у Бэкона  возможность очищения от предрассудков  и ложных истин средневековой  науки воплотилась в его учении  об «идолах», то Декарт выдвинул  другой методологический принцип  - сомневаться во всем. Скепсис  Декарта отличался от скепсиса  ученых периода античности - он  стал средством приобретения  достоверных знаний. Если можно  сомневаться во всем - в истинности  наших чувств, существовании Бога, неба и т.д., не доверять авторитетам,  то единственное, что не может  вызывать сомнения, так это сам  акт сомнения, акт мышления, который  доказывает существование нашего  «Я», которое сомневается и  мыслит. Так, исследуя психологические  основы самосознания. Декарт открыл, что утверждение «Я мыслю, следовательно,  я существую» является единственным  неоспоримым и достоверным. Он  сделал вывод о том, что познание  духа легче, чем познание тела  и окружающего мира, т. е. нет  ничего более легкого для познания, чем дух. Утверждение «Я мыслю,  следовательно, я существую» стало  тем интуитивным, самоочевидным  принципом, опираясь на который  Декарт построил систему своей  науки. 

 Декарт писал,  что существуют две независимые,  самостоятельные субстанции - душа  и тело. Такая философская позиция  получила название дуализм. Основным  атрибутом, или свойством, души  он считал мышление, а основным  свойством тела - протяжение, или  распространенность. Иначе говоря, основным инструментом познания, согласно его воззрениям, является  душа.

Информация о работе Теории Нового Времени