Теории Нового Времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:48, реферат

Описание

Уже в конце XVI - начале XVII в. в психологической науке оформляются два основных подхода в теории познания, связанные с именами выдающихся мыслителей - Ф. Бэкона и Р. Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ориентацию на чувственное познание, опыт и эксперимент, второй же олицетворял рационалистический подход.

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельное мышление действительно требует мужества.docx

— 57.65 Кб (Скачать документ)

 Теория страстей  служит у Декарта мостом, соединяющим  его учение о душе и учение  о нравственности. Декарт считал  этику «высочайшей и совершеннейшей  наукой, которая предполагает полное  знание других наук и является  последней ступенью к высшей  мудрости». Поэтому можно считать  закономерным обращение к этической  проблематике именно в его  последней работе. Выделяя шесть  первичных страстей - удивление,  любовь, ненависть, желание, радость  и печаль, Декарт считал все  остальные страсти производными  от них либо их разновидностями. 

 Он подчеркивал,  что возникновение и проявление  страстей не зависят от непосредственных  волевых усилий и желаний человека. Но душа, какой бы слабой она  ни была, в состоянии косвенно  повлиять на страсти. Так, чтобы  подавить в себе страх и  проявить храбрость, человеку  недостаточно иметь одно только  желание. Но воля может сдержать  те движения тела, которые способна  вызвать страсть (например, помешать  бегству при страхе). Однако, как  писал Декарт, «силы души без  познания истины недостаточно».  Поэтому в промежутках между  приступами страха воля и разум  принимают меры к тому, чтобы  понять причину страха и сделать  его новый приступ менее опасным.  Вместо того чтобы побеждать  одну страсть другой, что было  бы только мнимой свободой, а  в действительности означало  бы постоянное рабство, душа  должна бороться со страстями  собственным оружием, т.е. твердыми  правилами, основанными на верном  понимании добра и зла. Воля  побеждает аффекты ясным и  отчетливым знанием, которое показывает, какое обманчивое значение получают  вещи при страстном возбуждении,  открывая настоящую цену окружающих  предметов. В своих письмах  к принцессе Елизавете о счастливой  жизни и к королеве Христине  о любви и вечном благе Декарт  постоянно возвращался к мысли  о том, что цель человеческих  стремлений состоит в покое  совести, достигаемом только решением  воли жить добродетельно, в  согласии с самим собой. Таким  образом, мудрость состоит в  том, чтобы выполнять то, что  признано за лучшее, добродетель  - в твердости, а грех - в непостоянстве.

 Этические воззрения  Декарта тесно связаны с его  теорией познания. Добродетель одновременно  является истиной. Если человек  в своих решениях и поступках  исходит из познания истины, истинных  суждений и твердо следует  им, он может быть уверен в  том, что ему не придется  раскаиваться или сожалеть о  последствиях. Такой человек обретает  господство над своими страстями  и живет, следуя добродетели.  Центральная идея этики Декарта  -господство над человеческими  страстями - и рекомендуемые им  средства борьбы со страстями  во многом перекликаются с  нравственным учением стоиков.  Однако Декарт, в отличие от  стоиков, не считал страсти  как таковые злом и предостерегал  лишь от их крайностей и  неправильного применения. Важным  различием в их позициях было  и то, что само познание у  Декарта становилось нравственной  деятельностью, а истина и добро  - тождественными понятиями. Одна  и та же единая душа познает  сначала истину, свободно избегая  опрометчивых суждений, чтобы затем  в нравственном поведении действовать  согласно с ней.

Рационализм в психологии 

  

После Декарта рационалистическая теория познания получила дальнейшее развитие в концепциях Готфрида Вильгельма Лейбница и Бенедикта Спинозы. Если в теории Лейбница акцент делается на проблемы объективности человеческого  познания, то нравственная, этическая  проблематика становится лейтмотивом  творчества Спинозы.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме в  семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, родители отдали его в религиозное училище, где  будущий философ проявил выдающиеся способности. Не закончив обучения, Спиноза  был вынужден уйти из училища и  помогать отцу в ведении торговых дел. После смерти отца он оставил  торговлю и начал заниматься тем, что его действительно привлекало. Не удовлетворенный догматическими толкованиями Библии и Талмуда, на которых  было построено обучение в училище, молодой Спиноза обратился к  изучению латыни, математики, естествознания, медицины и передовых философских  учений. Наибольшее влияние в этот период оказали на него произведения Декарта.

 Опасаясь влияния  на молодежь взглядов Спинозы,  который позволял себе критику  иудейского учения и не соблюдал  религиозных обрядов, совет раввинов  еврейской общины стремился образумить  молодого человека, подвергнув его  «малому отлучению», и даже пытался  подкупить его. После неудавшейся  попытки убийства Спинозы руководство  общиной прибегло к крайней  мере -«великому отлучению и проклятию». В 1656 г. Спиноза был проклят  и изгнан из общины. После этого  он некоторое время помогал  своему учителю в преподавательской  работе в латинской школе, а  затем, вынужденный покинуть Амстердам,  поселился в деревушке близ  Лейдена, где занимался наукой, зарабатывая средства к существованию  шлифованием линз.

 Приблизительно  в 1658-1660 гг. Спиноза создал свое  первое философское произведение - «Краткий трактат о Боге, человеке  и его счастье»; в нем содержались  основные положения его учения, которые впоследствии получили  развитие в главном труде Спинозы  - «Этика». В этот же период  он начал работу над «Трактатом  об усовершенствовании разума»,  который остался незаконченным.  Одним из двух произведений  Спинозы, вышедших при его жизни.  были «Основы философии Декарта» (1663). В 1669 г. Спиноза переселился  в Гаагу, которая была в то  время резиденцией нидерландского правительства. Здесь он сблизился с деятелями республиканской партии, прежде всего с ее лидером, талантливым политиком и математиком Яном де Виттом. Предполагается, что именно по его просьбе Спиноза написал «Богословско-политический трактат» - второе и последнее произведение философа, опубликованное при его жизни. «Богословско-политический трактат» был напечатан в 1670 г. без указания имени автора и подлинного места издания. В этом трактате Спиноза выступал в защиту свободы мысли и права непредубежденной критики библейских писаний. Его авторство вскоре раскрылось, и в 1674 г. издание и распространение трактата, вызвавшего негодование теологов, были запрещены, что предрекло неудачу в попытках издания «Этики», работа над которой продолжалась с перерывами более 12 лет и была закончена в 1675г.

 Несмотря на  уединенный образ жизни, Спиноза  поддерживал контакты с выдающимися  учеными своего времени - Р.  Бойлем, Х.Гюйгенсом, переписывался  с Лейбницем, с которым встретился  за год до своей смерти. В  1673 г. курфюрст Карл Людвиг  предложил Спинозе место профессора  в Гейдельбергском университете, от которого ученый отказался,  предпочтя привычное спокойствие  и не желая сковывать себя  неопределенными границами обещанной  ему свободы философских занятий.  Жизнь Спинозы, не очень богатая  внешними событиями, была полна  внутренней напряженности и борьбы - не с внешними обстоятельствами, но с самим собой и с теми  постулатами, с той идеологией, в которой он воспитывался. Он  возродил в XVII в. идеал античности - мудрость в уходе от политической  активности, в уединении и занятии  науками, в размышлении. При  этом необходимо отметить, что  если многие создатели великих  этических концепций (Сократ, Сенека  и другие) выстраивали жизнь на  основании своих научных воззрений,  то Спиноза, скорее, наоборот, рационально  анализировал и строил свою  судьбу, на основании чего и  разрабатывал свои научные концепции.  В событиях его жизни, тех  гонениях, которым он подвергался  за свои убеждения, возможно, и  кроется ответ на вопрос о  том, почему именно он, единственный  из всех мыслителей этого времени,  отдавал приоритет не столько  вопросам познания (хотя и они  занимали значительное место  в его теории), сколько вопросам  этики. При этом центральным  моментом его этики была проблема  свободы воли, свободы выбора, которая  стояла и перед самим ученым  и которую он разрешил, исходя  из своих принципов разумной  регуляции поведения. 

 Спиноза умер  в Гааге 21 февраля 1677 г. от  наследственной болезни легких. В декабре 1677 г. в Амстердаме  друзья ученого издали посмертные  сочинения Спинозы, куда вошли  «Этика», «Политический трактат»  и др. Уже через несколько месяцев  «Посмертные Сочинения» были  запрещены и не переиздавались  до начала XIX в. 

 Как и Декарт, Спиноза стремился построить  объективную, достоверную науку,  основу которой он видел в  математике. Он избрал геометрию  с ее четкой и строгой доказательностью  для обоснования своих философских  и психологических взглядов. Спиноза  воплотил геометрический принцип  в построении своего главного  труда - «Этики», используя для  изложения материала принятые  в геометрии определения, аксиомы,  теоремы и доказательства.

 Преодолевая дуализм  Декарта, Спиноза утверждал существование  единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы, которая является  и единственной реальностью. В  учении Спинозы Бог не стоит  над природой или вне ее, он  растворен в ней и отождествляется  с ней. Эти идеи объясняют  пантеизм Спинозы. Субстанция  обладает бесконечным числом  атрибутов (свойств или характеристик). Человеческий ум способен познать  только два - мышление и протяжение (распространенность). Таким образом,  душа и тело, мышление и протяжение  рассматриваются Спинозой как два свойства единой и неделимой субстанции. Отсюда его вывод о единстве и целостности человека, сущностями которого являются душа и тело. При этом монизм Спинозы сохраняет идею параллелизма, высказанную Декартом: «Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому».

 Идея единства  и целостности субстанции не  только важна для понимания  целостности духовно-телесной сущности  человека, но и становится основополагающей  в подходе Спинозы к проблемам  познания. Поскольку субстанция  одна, она остается одной и  той же, понимаем ли мы ее  под атрибутом мышления или  под атрибутом протяжения. Например, круг, существующий в природе,  и идея этого круга есть  одна и та же вещь, только  выраженная разными способами.  Соответственно, познавая природу  или познавая себя, мы познаем  одну и ту же связь причин, один и тот же порядок или  закон. Таким образом, формулируя  свою седьмую теорему «Порядок  и связь идей те же, что порядок  и связь вещей», Спиноза утверждал  принципиальную познаваемость мира.

 Сущность человеческой  души, по теории Спинозы, состоит  именно в познавательной деятельности  и связана с наличием в душе  понятий, или идей: «...идея есть  первое, что составляет бытие  человеческой души». Он выделял  три вида идей, или три ступени  процесса познания:

- мнение или воображение  - знание о конкретных вещах,  основанное на чувственном опыте  субъекта. Это идеи неадекватные, смутные и искаженные, они не  являются истинными, поскольку  субъективны и не отражают  внутреннюю природу вещи;

- рассудок или  разум - знания, полученные на  основе умозаключений, логических  рассуждений. Это общие понятия  (прежде всего математические), адекватные  идеи, ясные и отчетливые. На этой  ступени человеческая душа постигает  внутреннее сходство и различие  вещей; 

- интуитивное знание - истинное, объективное знание о  сущности вещи. Это идеи, которые  содержатся в разуме и открываются  нам рефлексивно, с помощью  интеллектуальной (интеллигибельной) интуиции.

 Согласно воззрениям  Спинозы, «познание второго и  третьего рода необходимо истинно», только с его помощью мы  можем отличить истинное от  ложного. Это адекватное познание  рассматривает вещи не в отдельности,  а в их необходимой связи,  открывая законы мира, субстанции.

 Как и все  представители рационализма, Спиноза  утверждал приоритет именно интуитивного  знания, интуиции, связывал с ней  безграничные возможности познания  человеком себя и окружающего  мира. Поскольку законы души и  тела одни и те же, познавая  себя, человек познает природу,  и наоборот: «дух тем лучше  понимает себя, чем больше он  понимает природу», «идея находится  в таком же положении объективно, в каком ее содержание находится  реально». Критерий истинности и  достоверности знания Спиноза,  как и Декарт, видел в самом  разуме. Таким образом, то, что  истинно и достоверно, одновременно  являлось для Спинозы и объективным:  «Разум заключает в себе достоверность...»

 Большой вклад  внес Спиноза в изучение проблем  свободы воли и природы человеческих  чувств. Постановка указанных вопросов  и подходы к их решению в  работах Спинозы неразрывно связаны  с его теорией познания. Все  писавшие до него о страстях  человека делали их предметом  насмешки или сожаления. В отличие  от них Спиноза не хотел  ни осуждать, ни высмеивать человеческие  поступки и страсти, но стремился  понять их на основании законов  природы. 

 Он рассматривал  ненависть, гнев, зависть и другие  аффекты не как недостатки, а  как тягостные, но неотъемлемые  свойства человеческой природы.  Под аффектами Спиноза понимал  состояния тела и идеи этих  состояний, которые увеличивают  или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов - влечение или желание как  проявление сущности человеческой  природы и стремления к самосохранению. Желание отличается от влечения  своей осознанностью: «Желание  есть влечение с осознанием  его», хотя принципиальной разницы  между ними Спиноза не отмечал,  поскольку влечение остается  одним и тем же, вне зависимости  от того, осознается оно человеком  или нет. Второй и третий  виды аффектов - это аффекты удовольствия  и неудовольствия (радость и печаль). Удовольствие увеличивает способность  человека к действию, неудовольствие  уменьшает. 

Информация о работе Теории Нового Времени