Под мышлением
Декарт понимал не только мыслительные
процессы, но и ощущения, представления,
чувства, т.е. все, что осознается
человеком. Поскольку мы осознаем
все, что происходит у нас
в душе, психику Декарт отождествлял
с сознанием. Значит, и интроспекцию
можно рассматривать как объективный
метод познания психики, хотя
ее данные, как и данные органов
чувств, должны проверяться сомнением.
Эта точка зрения утвердилась
в психологии на долгое время.
Важно отметить, что идея Августина
о «внутреннем опыте», о рефлексии
была переработана Декартом, освобождена
от религиозно-мистического содержания
и стала светской, направленной
на познание объективных истин.
В содержании
сознания Декарт выделял три
вида идей, или понятий, - порожденные
самим человеком, приобретенные
и врожденные. Идеи, порожденные
человеком, основываются на его
собственном опыте и являются обобщением
данных органов чувств. Это знания, полученные
опытным путем и с помощью индукции (энумерации,
как называет ее Декарт). Декарт не отрицает
путь познания, предложенный Бэконом,
но подчеркивает, что идеи, образованные
таким образом, не могут привести человека
к познанию объективных законов, а дают
лишь знания об отдельных предметах и
явлениях. Приобретенные идеи есть результат
обучения, общения с другими людьми и чтения
книг. Идеи этого рода более полные и совершенные,
чем идеи первого вида, поскольку являются
обобщением опыта разных людей, а не одного
человека, но все же и с их помощью человек
не в состоянии познать сущность окружающего
мира и себя.
Только врожденные
идеи, содержащиеся в разуме, открывают
человеку истину. Эти знания настолько
ясные, что открываются человеку
сразу, полностью и не нуждаются
в опоре на данные органов
чувств или логические обобщения.
Такой подход к проблеме познания
назвали, как мы помним, рационализмом,
а способ, при помощи которого
человек открывает содержание
врожденных идей, -рациональной интуицией.
К главным врожденным идеям,
по мнению Декарта, относятся
идеи Бога, «Я» и числа.
Рационалистическая
позиция Декарта проявляется
и в выборе метода познания.
Таким методом, как говорилось
выше, он считал рациональную
интуицию, или «свет разума». Декарт
ввел понятие рациональной интуиции
уже в первых своих работах
в отличие от понятий страсти,
рефлекса, которые им были разработаны
уже к концу жизни. Понятие
интуиции впервые появилось в
работе 20-летнего Декарта «Правила
для руководства ума». В этой
же работе он дал наиболее
ясное и четкое определение
интуиции, которое было только
дополнено и уточнено в трудах
«Рассуждения о методе», «Метафизические
размышления». «Начала философии».
Под интуицией
он понимал «не зыбкое свидетельство
чувств и не обманчивое суждение
неправильного воображения, а
понимание ясного и внимательного
ума, настолько легкое и отчетливое,
что не остается совершенно
никакого сомнения относительно
того, что мы разумеем». Таким
образом, критерий истинности
интуитивного знания Декарт видел
в нем самом, в его легкости
и отчетливости, что и делает
его надличностным. Декарт подчеркивал,
что главное - хоть однажды
использовать интуицию, а один
раз придя к истине, мы и
в дальнейшем ее улавливаем
всегда сходным образом, разница
лишь в длине пути, если истина
сложная. Таким образом, интуитивному
познанию можно научиться упражнением,
хотя есть люди более и менее
одаренные.
Наряду с рациональной
интуицией основным методом проверки
достоверности полученных знаний
Декарт провозгласил дедукцию(метод
доказательств от общего к
частному). При этом интуитивное
знание, порожденное естественным
светом разума, благодаря своей
простоте более достоверно, чем
сама дедукция. Мы можем, например,
интуитивно мгновенно постичь
умом, что треугольник ограничивается
тремя линиями, хотя логическое
доказательство этого факта заняло
бы у нас длительный период
времени. Важно помнить, что
не из многозначных, а из самых
простых и доступных вещей
должны выводиться наиболее сокровенные
истины. Таким образом, главное
требование к интуиции - знания
должны быть ясными и отчетливыми
и постигаться одновременно, а
не последовательно.
Связь с дедукцией
нужна была Декарту для того,
чтобы показать, что есть много
вещей, которые хотя и не
самоочевидны, но доступны достоверному
познанию, если они выводятся
из верных и понятных принципов
путем последовательного и нигде
не прерывающегося движения мысли
при условии интуитивного познания
каждого отдельного положения.
При этом в дедукции есть
движение, или последовательность,
которой нет в интуиции, и она
не нуждается в очевидности,
т. е. принципы познаются интуитивно,
а положения - и интуитивно, и при помощи
дедукции. Таким образом, порядок познания,
по мнению Декарта, - постепенно сводить
неясные, смутные положения к более простым
и затем, исходя из интуитивного понимания
простейших, восходить по тем же ступеням
к познанию остальных.
Вера Декарта
в безграничные возможности человеческого
познания связана с верой в
объективность предложенных им
методов интуиции и дедукции,
с помощью которых человек
способен достоверно познавать
и себя, и окружающий мир, и
абстрактные нематериальные понятия.
В том случае, если интеллект
исследует телесную вещь, ему
нужна помощь внешних чувств,
чтобы создать ее образ. В
этом и состоит роль таких
психических процессов, как ощущение,
память, воображение. В то же
время истинное познание внешнего
мира невозможно, если в него
не вмешивается интуиция; ошибки
могут возникнуть из-за того, что
человек слишком погружен в
свое тело и не в состоянии
избавиться от заблуждений, которые
оно ему диктует через восприятие.
Но интеллигибельный
(мыслительный, разумный) интеллект,
рассматривающий вещь только
разумом, вне ее телесности, может
ограничиться рассуждением, мышлением.
В этом случае память и опыт
не только не нужны, но могут
принести вред. Вред для познания,
по мнению Декарта, может принести
и воля, так как она, будучи
более обширной, чем ум, распространяется
и на вещи, которые человек
не постигает.
Таким образом,
Декарт, введя понятие интуиции,
фактически разделил ее на
две части, выделив два вида
интуиции - опытную и идеальную.
Этому разделению способствует
его идея о том, что хотя
только один интеллект способен
познать истину, но он прибегает
к помощи чувств, воображения
и памяти, чтобы не оставлять
без употребления ни одно из
средств, находящихся в нашем
распоряжении.
Декарт считал,
что всякое переживание может
быть схвачено в направленной
на него рефлексии со стороны
его собственной интуитивной
сущности, но не со стороны
содержания самого переживания,
его значения для субъекта. Значит,
у Декарта содержание интуиции
направлено не на выражение,
а на само выражаемое, в стороне
остаются форма, глубина переживания,
его интенциональность, т.е. намерения
и мотивы человека. Именно эти
аспекты интуиции стали предметом
исследования в дальнейшем, особенно
в российской психологии.
Таким образом,
в его интерпретации интуиция
оставляет в стороне содержание
психической жизни субъекта, так
как на первый план выходит
то, ЧТО воспринимается, а не КТО
воспринимает, какие переживания
он по этому поводу испытывает.
При исследовании содержания cogito
(я мыслю) подчеркивается мыслю,
но не я. Поэтому и исчезает
я, хотя впоследствии именно
из этой стороны теории Декарта
- мысли о моем сознании как
обо мне - вышел экзистенциализм
Хайдеггера и Сартра. Но, сделав
таким образом личное самосознание
исходной точкой и критерием
науки, мы не в силах объяснить
себе содержание самого сознания.
Важной заслугой
/Декарта стало открытие рефлекса.
Признавая существование двух
независимых субстанций - души и
тела, он пришел к выводу, что
тело не нуждается в душе
как источнике активности. В его
теории тело мыслится как машина,
функционирующая по законам механики.
Источник движения находится
не в душе, а в самом теле,
в его конструкции, организации,
которая «запускается», как любая
машина-автомат, внешним толчком.
Таким образом, согласно Декарту,
душа наделена собственной активностью,
направляющей процессы мышления,
познания, а основная функция
тела - это движение, которое рассматривается
как рефлекс. Сам термин рефлексв
работах Декарта отсутствует, но в его
описаниях строения и функционирования
тела четко прочитываются основные компоненты
рефлекторной дуги.
Значительное
влияние на создание Декартом
его теории рефлекса оказало
открытие Гарвеем процесса кровообращения.
Прохождение нервного импульса
Декарт мыслил по аналогии
с прохождением крови по сосудам.
Он считал, что все тело пронизано
нервами, берущими свое начало
в мозге и идущими ко всем
частям тела. Нервы он представлял
в виде тонких ниточек, окруженных
оболочкой, как трубочкой. В
этих трубочках помимо ниточек
содержатся «животные духи» -
наиболее подвижные и легкие
частицы крови, которые отфильтровываются
от других частиц в мозге
(тела, «не имеющие никакого другого
свойства, кроме того, что они
очень малы и движутся очень
быстро»). Через поры в мозге
животные духи могут перемещаться
в нервы, а из них в мышцы,
благодаря чему тело способно
совершать разнообразные движения.
При внешнем воздействии на
нервные окончания натяжение
нити открывает клапаны, и животные
духи переходят из одной трубочки
в другую, направляясь к соответствующей
мышце, раздувают ее, заставляя
укорачиваться и сокращаться.
Таким образом, прослеживая путь,
который проходят животные духи
по нервам от рецепторов к
мозгу, а затем к мышцам, Декарт
фактически дал описание рефлекторной
дуги. Так с учением Декарта
в психологии утвердился новый
вид детерминизма -механистический
детерминизм.
Движением животных
духов Декарт объяснял все
разнообразие действий, поведения
человека. Движения животных духов
внутри мозга осознаются душой,
по его мнению, как ощущения, восприятия
и представления. Изменение траектории
движения животных духов (следовательно,
и вариативность поведения) Декарт
объяснял двумя причинами - привычкой,
или упражнением, и воздействием
души.
Обсуждая возможность
изменить течение рефлекса, т.е.
возможность обучения и формирования
желательного поведения, Декарт
использовал понятие ассоциация,
введенное еще Аристотелем. Однако
если у Аристотеля ассоциации
связаны прежде всего с работой
органов чувств, то Декарт распространяет
ассоциации и на поведение,
говоря о связи между двумя
действиями или действием и
образом предмета. Так. выстрел,
который приводит к естественному
движению - убежать, скрыться, может
при обучении изменить свою
функцию, например, у солдата стать
сигналом к атаке, а у охотничьей
собаки - к поиску дичи. Такое изменение
поведения не связано с влиянием
души и происходит потому, что
ассоциации, возникающие в результате
упражнения или привычки, деформируют
клапаны (поры) мозга в результате
натяжения определенных «нитей».
Это приводит к нарушению естественного
движения животных духов, они
перемещаются в новом направлении
и попадают в другую мышцу,
вызывая соответственно другое
движение. Описанные идеи Декарта
получили более детальное воплощение
в ассоциативной теории Гартли.
Эти изменения поведения происходят,
как было сказано, без вмешательства
души, тогда как воздействие страстей
на деятельность связано с
активностью души.
Исследование
страстей было предметом последней
работы Декарта «Страсти души»,
замысел которой возник на
основе его переписки в принцессой
Елизаветой, проживавшей в эмиграции
в Нидерландах. В этой работе
Декарт пришел к выводу о
том, что существует два вида
страстей - активные и страдательные.
Страдательные
состояния или страсти в его
теории рассматриваются как результат
взаимодействия с предметами
окружающего мира и отождествляются
с чувственным познанием. Это
ощущения, восприятия, представления,
чувства, идеи, которые не исходят
из самой души, а привносятся
извне и лишь осознаются ею
в таком виде, т. е. эти страсти
душе навязываются, она их не может
изменить. В то же время, составляя одну
из сторон взаимодействия человека с внешним
миром, страсти как составляющая когнитивной
оценки окружающего зависят от точности
и истинности этой оценки. Таким образом,
как говорилось выше, закладываются основы
когнитивного подходак проблеме эмоций.
Активные состояния
Декарт отождествлял с желаниями,
которые исходят непосредственно
от нашей души и зависят
только от нее. Основное назначение
или функцию страстей Декарт
видит в том, «что они побуждают
и настраивают душу человека
желать того, к чему эти страсти
подготовляют его тело; так, чувство
страха вызывает желание бежать,
а чувство отваги - бороться...»
Страсти «приучают душу желать
признанного природой полезным
и никогда не менять своего
желания...» В то же время
активные страсти могут заставить
человека совершать поступки, диктуемые
разумом и не связанные с
удовлетворением биологически целесообразных
желаний. Таким образом, эти
страсти представляют собой источник
и волевого, и инстинктивного, стремящегося
к самосохранению, поведения. Они
также отождествляются человеком
со стремлениями и аффектами,
которые зависят не только
от души, но и от тела и
служат связующим звеном между
ними.
Единственным
местом, где душа соединяется
с телом, является в концепции
Декарта шишковидная железа (гипофиз).
Воздействие души на протекание
рефлекса заключается в том,
что своим желанием она заставляет
колебаться железу, направляя перемещение
животных духов так, чтобы вызвать
нужное действие (поведение), которое
соответствует этому желанию.
Тем самым душа изменяет направление
рефлекса, делая поведение волевым
и целенаправленным.