У истоков философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:30, доклад

Описание

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Цель исследования: изучить специфику мифологического и религиозного мировоззрения
Задачи:
- определить природу философских проблем;
- рассмотреть место философии в духовной жизни общества.
Актуальность темы исследования в реферате связана с тем, что если проанализировать ситуацию, характерную для современного мира, то очень четко видно, что многие люди почти не знают, что лежит в истоках философии и, что привело к ее зарождению. Выбрав эту тему, я хотела узнать все об истоках философии, о предмете и функциях философии и вообще для чего она нужна, и рассказать о полученных сведениях друзьям и знакомым.

Содержание

Введение

1.У истоков философии

1.1.Концепции происхождения философии

1.2.Специфика мифологического и религиозного мировоззрения Миф


2.Смысл, предмет и назначение философии

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 66.82 Кб (Скачать документ)

                                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  Государственное учреждение высшего профессионального образования

       «КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                           ФИЛИАЛ КузГТУ в г. Новокузнецке 
 
 
 
 

                                 РЕФЕРАТ

 

                            У истоков философии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы СТ-081-2

Новицкая  Марина Васильевна

Проверил: к.ф.н.

Готьятова Тамара Михайловна

                                           

                                             

                                           Новокузнецк 200

  Содержание

Введение

1.

1.1.

1.2.

2.

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

... человеческий  разум… неудержимо

доходит до таких  вопросов, на которые

не могут дать ответ никакое опытное 

применение разума и заимствованные

отсюда принципы...  

Иммануил  Кант  

     Философия (от греч. Phileo – люблю  и Sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

     Кроме познания мира, «любовь к мудрости»  предполагала также раздумья о природе  человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством  человеческого  поведения и образа жизни.

     Для раскрытия специфики философии  важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому  и религиозному миропониманию как  предпосылке, предтече философии.

     История философии как методическое мышление началась два с половиной тысячелетия  назад, но как мифологическое мышление — намного раньше.

     И все-таки начало (Anfang) — это нечто  другое, нежели происхождение (Ursprung). Начало исторично и вследствие уже проделанной  мыслительной работы несет для последующих  поколений все возрастающее количество предпосылок. Происхождение же — это всегда исток, из которого проистекает побуждение к философствованию. Посредством этого побуждения, прежде всего, и понимают существо настоящей философии, включая сюда также и более раннюю философию.

     Это изначальное (Ursprüngliche) многогранно. Из удивления проистекает вопрос, познание, из сомнения в познанном — критическая  проверка и ясная уверенность, из потрясения человека и осознания  им своей потерянности — вопрос о самом себе. Рассмотрим теперь ближе эти три мотива.

     Первое: Платон сказал, что философия происходит из удивления. Наше зрение "дало нам возможность быть причастными виду звезды, солнца и небесного свода". Этот вид "вызвал в нас стремление к исследованию всего. Отсюда произошла философия — величайшее благо, которое как награда было получено смертным родом от богов". Аристотель: "Удивление — вот то, что привело людей к философствованию: они удивились, прежде всего, тому поразительному, что открывается им, затем они шли постепенно дальше и спрашивали об изменениях луны, солнца, небесных светил и возникновении всего".

     Удивление настойчиво требует познания. В удивлении  я осознаю свое неведение. Я ищу  знания, но ради самого знания, а не "ради какой-то общей потребности".

     Философствование  — это как пробуждение  из состояния связанности  жизненными нуждами. Это пробуждение совершается в особом, не связанном определенной целью взгляде на вещи, небо и мир, в вопросах: откуда все, что есть, и что это такое, — вопросах, ответ на которые не должен служить никакой пользе, но ищется, только ради своего собственного удовлетворения.

     Второе: когда мое удивление и восхищенное изумление находят удовлетворение в познании сущего, очень скоро начинает заявлять о себе сомнение. Хотя познания накапливаются, однако же, критическая проверка показывает, что нет ничего, что было бы достоверно (gewiß) определенным. Чувственные восприятия обусловлены нашими органами чувств и обманчивы, во всяком случае, не согласованы с тем, что вне меня есть само по себе, независимо от воспринятого. Наши формы мышления — это формы нашего человеческого рассудка. Они запутываются в неразрешимых противоречиях. Повсюду одно утверждение противостоит другому. Философствуя, я прибегаю к сомнению, пытаюсь его радикально осуществить. Однако это обращение к сомнению предполагает или страсть (Lust) к отрицанию, которое, опираясь на сомнение, ничего не признает, но, с другой стороны, и, ни одного шага вперед сделать не может, или вопрос: где, же находится достоверность, которая не подлежит никакому сомнению и сохраняет свою прочность даже при самой добросовестной критике?

     Знаменитый  тезис Декарта "Я  мыслю, следовательно, существую" обладал  для него несомненной  достоверностью, когда  Декарт подвергал  сомнению все остальное. Ведь даже полное заблуждение в процессе познания, заблуждение, которое я, возможно, и не замечаю, не может обмануть меня в том, что в тот самый момент, когда я обманут в моем мышлении, я все-таки существую.

     И, наконец, третье: отдаваясь познанию предметов в мире, осуществляя сомнение как путь к достоверности, я обращаюсь к самим вещам, думаю не о себе, не о своих целях, счастье и благе. Напротив, я забываю о себе и нахожу удовлетворение в самом осуществлении этого познания.

     Развитие  теоретического мышления и  становление  философии представляют длительный процесс, предпосылки которого  можно  найти уже на ранних ступенях человеческого  общества.  Древнейшие  философские  системы,  пытавшиеся  найти ответ  на вопрос  о происхождении, сути мира  и места  человека в нем, имели длительную предысторию, появились  же они  на сравнительно  развитой  стадии классовых отношений.

     Цель  исследования: изучить специфику мифологического и религиозного мировоззрения

     Задачи:

     - определить природу философских  проблем;

     - рассмотреть место философии  в духовной жизни общества.

     Актуальность  темы исследования в реферате связана с тем, что если проанализировать ситуацию, характерную для современного мира, то очень четко видно, что многие люди почти не знают, что лежит в истоках философии и, что привело к ее зарождению. Выбрав эту тему, я хотела узнать все об истоках философии, о предмете и функциях философии и вообще для чего она нужна, и рассказать о полученных сведениях друзьям и знакомым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   1.У истоков философии 

     Философию рождает не бесстрастное любопытство  часов досуга, а острая и настоятельная  потребность рационально разобраться  в острейших проблемах, ставших  перед обществом. Именно поэтому  философия и не имеет на первых порах облика задумчивого монолога мудреца, в гордом одиночестве созерцающего мир. Наоборот, вся она в диспуте, в страстном полемическом диалоге  с системой религиозно-мифологических взглядов на мир и жизнь.

     Не  нужно обладать большой проницательностью, чтобы увидеть в философско-поэтических  фрагментах Гераклита («Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек...», «Война – отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными»), прямую мировоззренческую антитезу убеждениям, с классической ясностью выраженным в стихе певца первобытно-родовой идиллии Гесиода: «Ибо такой для людей установлен закон Громовержцем: звери, крылатые птицы и рыбы, пощады не зная, пусть поедают друг друга: сердца их не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал – высочайшее благо».

     Против  старой «правды» религиозной мифологии  первые философы выставляют новую –  «неприкрашенную и неподмазанную» – трезвую правду рождающегося мира ежедневной и ежечасной взаимной борьбы людей, мира вражды и раздора, где не свято ничто традиционное, где старые боги так же бессильны, как и заповеди жизни, ими предписанные. Грек эпохи Фалеса был поставлен  перед необходимостью радикальной  переоценки всех прежних норм жизни  и их оснований. Философия и рождается  как орган этой критической работы.

     Без учета этого обстоятельства нельзя понять существа той проблемы, ради решения которой люди и вынуждены  были создать философию. Выступая впервые  на арену общественной жизни, философия  занята вовсе не построением логически  продуманных систем понимания «мира  в целом», как то может показаться на первый взгляд, в отвлечении от реальных социальных условий ее возникновения, а прежде всего разрушением традиционного мировоззрения, не соответствовавшего более радикально менявшемуся образу жизни, условиям общественного бытия людей. Ее собственные – позитивные – воззрения складываются непосредственно в ходе критического переосмысления и преобразования того духовного материала, который был оставлен людям в наследство предшествующим развитием. Естественно, что на первых порах философия связана рамками этого материала, оказывается в сильнейшей – хотя и в негативной – зависимости от него. «...Философия сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания и этим, с одной стороны, уничтожает религию как таковую, а с другой стороны, по своему положительному содержанию сама движется еще только в этой идеализированной, переведенной на язык мыслей религиозной сфере».

     Именно  поэтому философия и выступает, сначала вовсе не как особая область знания, четко выделяющая предмет своего исследования, а как «любовь к мудрости» или «мудрость вообще» – она рассматривает все, что попадает в поле зрения мыслящего существа. Ее предмет сливается с предметом мышления вообще, – это «мир в целом», без каких бы то ни было уточнений и ограничений. Философия тут выступает как полный синоним научного (в тенденции, разумеется) мировоззрения вообще. Все, что есть на земле, в небесах и на море, составляет ее предмет, – и устройство музыкальных инструментов, и метеоры, и происхождение рыб, и причины солнечных и лунных затмений, и вопрос о несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной, и зависимость между зимней погодой и осенним урожаем олив... Все это называется философией, всякое мышление о мире вообще.

     Такое – аморфно-нерасчлененное – представление  о философии оказывается в  дальнейшем очень устойчивым, обретая  силу традиции. Даже Гегель, две тысячи лет спустя, сохраняет это понимание в качестве самого общего и абстрактного ее определения: «Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов». Такое самопонимание естественно для младенческой стадии развития философии, поскольку она отождествляла тогда себя со знанием вообще, с мышлением вообще, с мировоззрением вообще.

     Но  именно поэтому в  состав философских  размышлений попадает и все то, что  впоследствии составит специальный предмет  философии, что останется  на ее долю, когда  она, как король Лир, раздаст по кускам свое царство своим  дочерям – «положительным наукам»: исследование тех универсальных  закономерностей, в  рамках которых существует и изменяется как  бытие, так и мышление, как постигаемый  космос, так и постигающая  его «душа».

     Характерно, что само наличие таких законов, одинаково управляющих и космосом, и «душой», для первых мыслителей является чем-то само собой разумеющимся. И это понятно. «Над всем нашим  теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что  наше субъективное мышление и объективный  мир подчинены одним и тем  же законам и что поэтому они  и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а  должны согласоваться между собой. Факт этот является бессознательной  и безусловной предпосылкой нашего теоретического мышления». Философия принимает эту предпосылку как необходимое условие самой себя, как «безусловное условие» самой возможности теоретического мышления. Она противопоставляет себя религиозно-мифологическому миропониманию, с одной стороны, как стихийный материализм, а с другой – как столь же стихийная диалектика. Материализм и диалектика тут неотделимы друг от друга, составляя, по существу, лишь два аспекта одной и той же позиции – позиции «мыслящего рассмотрения предметов», теоретического мышления вообще, а тем самым и философии.

Информация о работе У истоков философии