У истоков философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:30, доклад

Описание

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Цель исследования: изучить специфику мифологического и религиозного мировоззрения
Задачи:
- определить природу философских проблем;
- рассмотреть место философии в духовной жизни общества.
Актуальность темы исследования в реферате связана с тем, что если проанализировать ситуацию, характерную для современного мира, то очень четко видно, что многие люди почти не знают, что лежит в истоках философии и, что привело к ее зарождению. Выбрав эту тему, я хотела узнать все об истоках философии, о предмете и функциях философии и вообще для чего она нужна, и рассказать о полученных сведениях друзьям и знакомым.

Содержание

Введение

1.У истоков философии

1.1.Концепции происхождения философии

1.2.Специфика мифологического и религиозного мировоззрения Миф


2.Смысл, предмет и назначение философии

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 66.82 Кб (Скачать документ)

     2. Философия - это  мнение о: предмете  философии и природе  философских проблем 

     Что есть мудрость? Какого рода знания и  знания чего интересно для философов  в первую очередь?

     Путь  мудрости - познание необъятного. Мудрость состоит в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей, неизменной основы. Постижение необъятного открывает  человеческому уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом множестве  изменяющихся, имеющих свой конец, разнообразных  вещей. Вот почему не всякое знание (например, знание единичного, случайного, эмпирического калейдоскопа повседневной жизни, «глупой бесконечности») является мудрость. Такое обилие знаний, мудрости не прибавляет, как говорит пословица, “Уму не учит”.

     Таким образом, цель философии  – познание необъятного.

     Философия не только стремится подниматься  над случайным и единичным, а  и перешагнуть через время. Философская мысль - это мысль о вечном. Она является тем волшебным зеркалом, вглядываясь в которое человек видит себя как существо космическое, вечное. Поэтому в фокусе познавательного интереса философии на протяжении всей истории ее существования находятся такие вопросы (вечные проблемы): что является основой и первоначалом всего сущего. Как соотносятся в мире материальное и духовное начала. В каком состоянии пребывает космический универсум: в движении он или в покое, хаотический или упорядоченный, свободный или детерминированный, имеет цель своего развития или нет. Но самое главное это то, что философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как таковой (этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а живое отношение человек - мир, взятое в целостности и общности.

     Например, даже ранних греческих натурфилософов проблемы вселенной, космоса интересовали не сами по себе, а в контексте  решения проблем человеческого  бытия. За видимым бесконечным разнообразием  тел и явлений природы греческие  философы - досократики (VI -V вв. д.н.э.) пытались познать единую сущность. Бесконечная сила, упорядоченность и гармония космоса были в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общий мир, и их моральность. Софисты (учителя мудрости) уже в V в. до н.э. Провозгласили известный тезис «Человек является мерой всех вещей», а Сократ в своей ироничной шутливой манере заявил, что природу он не замечает, она его не интересует. Лозунгом его философии, как известно, стало выражение дельфийского оракула «Познай самого себя».

     Человек - альфа и омега, исходный пункт  и конечная цель философствования, какой бы материал не анализировался, какую бы форму не приобретала  философия. В эпоху Возрождения, к примеру, понятие предмета философии  формулируется одним из замечательных  гуманистов XV в. Колюччо Салютати так: «Размышления об активности человека, живое понятие общего труда, размышления о положении человека и его судьбу, о его поведении, способ жизни, сама живая причастность ко всему драматичному жизненному опыту – это и есть философия». Знаменитые вопросы, которые сформулировал Иммануил Кант в XVIII в. («Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?») очертили не только предметное поле философии Нового времени, а и подготовили экзистенциально - антропологический поворот в философии XX в.

     Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что  ее предметом является целостное  отношение человека к миру. Основными аспектами (или даже относительно самостоятельными отношениями внутри такового) целостного отношения человека к миру, которое является обобщением всех философских размышлений:

     - Аспекты целостного отношения человека к миру  понимаются как проблемы, и отображаются в категориях  изучающих составляющие философского знания:

     а) отношения бытия онтологичные онтологией

     б) отношения познавательные гносеологические, эпистемологические гносеологией

     в) ценностные отношения аксиологические аксиологией

     г) практические отношения праксиологические праксиологией

     Если  вопрос (или проблема) может быть отнесен (возведен) в один - хотя бы –  из перечисленных аспектов, то данный вопрос может претендовать на статус философской (проблемы).

     Вопрос  о природе философского знания имеет  такую трактовку: или показывается философия естественным наследием  развития общественных нужд, которые  принципиально не удовлетворяются  ничем другим; или философия - “ничья земля" между теологией и наукой (так трактовал философию великий английский философ Б. Рассел); или философия - промежуточное положение идей, этап в их развитии от теологического или фиктивного до научного или (это точка зрения родоначальника позитивизма О. Конта); или философия - всего лишь форма политической идеологии (видимость чего создавалась и в эпоху Просвещения, и – тем более в советскую эпоху) и т.д.

     Представляется, что философия  как особый тип  мировоззрения возникла как ответ на вечную для человека потребность  расширять кругозор, которая исторически  развивается: свойственная людям любознательность постепенно перерастает  в интеллектуальную потребность безграничного  расширения и углубления знаний о мире, интеллект  человека пытается постичь  мир разумом в  таких его ракурсах, которые не могут  быть даны никаким  опытом, интеллект  стремится к знанию о мире как целостной  реальности, с которой  люди должны постоянно  считаться в формировании программ своего поведения.

     Наука не может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить  потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру.

     Вот как определял  философию и круг ее проблем выдающийся философ нашего столетия Мартин Хайдеггер: «Философия (метафизика) - ни наука, ни мировоззренческая  проповедь: философию  нельзя постигнуть и  определить обходным путем как что-то другое, чем она  сам. Она сама есть, только когда мы философствуем, как наше собственное, как человеческое дело: Но знаем ли мы, собственно, что  такое мы сами? Чем  является человек? Венцом творения или глухим лабиринтом, великим  недоразумением и  пропастью? Если мы так  мало знаем о человеке, как может тогда  наша сущность не быть нам чуждой? Как  прикажете философии  не утонуть во тьме этой сущности? Философия - мы как-то вскользь, наверно, знаем - совсем не бессмысленное  занятие, в котором  мы по настроению коротаем время, не просто накопление знаний, которое мы можем в любое  время добыть из книг; но - мы только неясно это ощущаем что-то нацеленное на единое и неделимое, о  чем человек высказывается  до окончательной  ясности и ведет  последний спор. Философия  всегда осуществляется в каком-то фундаментальном  настроении" это  стремление быть везде  как дома, то есть в общем и целом  это стремление подорвать  доверие к науке, доказать бессмысленность  жизни, бесплодность общественной деятельности, и является не чем  иным, как потребностью поставить единственный в своем роде вопрос - что значит это  в общем и целом, которое мы называем миром. Метафизика имеет  вопросы, в которых  мы стараемся охватить своими вопросами  общее целое сущности, и спрашиваем о  нем так, что сами, спрашивая, оказываемся  со знаком вопроса. Метафизика манила и манит нас: в темноту человеческой сущности. Наш вопрос: что такое метафизика? Превратилось в вопрос: что такое человек?» (Хайдеггер М. Основные понятия метафизики./Вопросы философии, 1989. 9. С. 116 - 122).

     А вот список философских  вопросов, предложенных Бертраном Расселом: «Разделен ли мир  на дух и материю, а если да, то, что  такое дух и  что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он имеет независимые  возможности? Имеет  ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная  целенаправленно? Действительно  ли существуют законы природы, или мы просто верим в них  благодаря только присущей нам склонности к порядку?

     Является  ли человек тем, чем  она представляется астроному, - крошечной  кучкой углерода и  воды, которая бессильно  копошится на маленькой  второстепенной планете? Или же человек  является таким, каким  он представлялся  Гамлету? А может  он является и тем  и другим одновременно? Существует ли высший и низший способы  жизни, или все  способы жизни  напрасны? Если существует способ жизни, который  является возвышенным, то в чем он заключается  и как его достигнуть? Нужно ли добру  быть вечным, чтобы  заслуживать высшей оценки, нужно ли стремиться к добру, даже когда вселенная  неуклонно шагает к смерти? Исследовать  эти вопросы, если и не отвечать на них дело философии». (Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7-8)

     Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских  проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так  называемые вечные вопросы, на которые  каждая эпоха старалась дать свои ответы, (которые, в свою очередь, порождали  свои вопросы: расширяя тем самым  не только сферу философского интереса, а и представление человека о  самом себе и мире своего бытия). Можно закончить этот раздел цитатой из Николая Бердяева: «Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания. Философия является особой сферой духовной культуры, которая отличается от науки и религии, но находится в сложных взаимоотношениях с наукой и религией... Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке, творческим порывом к смыслу бытия». (Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, стр. 57)  

     3. Специфика философского  познания и знания. Проблема научного  обоснования философии 

     Итак, философ не удовлетворяется объективной  картиной мира. Он обязательно вписывает  в нее человека. Следует иметь  ввиду, что философия имеет свой особый, отличный от традиционных форм познания (технических наук, естественных, конкретных и прикладных дисциплин), взгляд на предмет, аспект его осмысления. Прежде всего, философия стремится  к целостному восприятию мира. В  отличие от отдельных наук в философском  знании одновременно представлены как  объективное описание мира в целом, так и субъективная, личная позиция  философа, которая наделяет знание значением культурной ценности. Объективно-истинное значение переживается каждым философом  по-своему в соответствии с жизненным  личным и моральным опытом. Благодаря  этому философское сознание - это  не только абстрактное понятие, абстрактно-умозрительные  теории, а глубоко личное, императивное (то есть обязующее к определенному  способу жизни и деятельности), знание - ценность, знание - убеждения, знание - вера. Научно-теоретическое  знание является только одной стороной идейного содержания философии. Другую, доминирующую его сторону, создает  совсем другой компонент сознания - духовно-практический. Именно он выражает мировоззренческий, тип философского сознания в целом. В этой наиглавнейшей  ипостаси философия есть способ духовной ориентации в мире, стратегией жизни, определением человеком смысловых опорных точек своего бытия. Согласно с И. Кантом, философия служит тому, «каким следует быть, чтобы быть человеком».

     Для того, чтобы родилось целостное восприятие культурно упорядоченного мира, необходима особая дистанция, которая отделяет от него познающего человека. Речь идет о такой дистанции, которая бы открывала возможность одновременно охватить мир в его единстве и  оставаться познающему человеку (философу) внутри его сущности. Такая позиция  обеспечивается положением человека (философа) как центра космоса. Такое состояние  познающего субъекта обусловливает  специфику философского познания. В  частности, оно нуждается в восприятии мира в аспекте не предметно-практической возможности, а отстраненно, умозрительно. Тем самым познания отдаляется от функции предметно-практического  воссоздания и обращается к умозрительному (абстрактному) конструированию действительности. Далее, чтобы сберечь за собой  значение знания, оно должно разработать  и утвердить автономный метод  умственного конструирования, то есть логику. Таким образом, философия  предоставила теоретической деятельности самостоятельный статус 'производства' истины со своим автономным инструментом – логикой. Эта автоматизация  философии сделала ее постоянной формой критически - рефлексивного  обращения сообщества на свою познавательную деятельность, а вместе с тем и  на культуру (мир человека).

     Проблема  научности философского знания часто формулируется  как вопрос “является  ли философия наукой?".  Чтобы попытаться на него ответить, следует  сравнить философское и научное знание:

     1. Философия, как и наука, ищет свою объективную сторону, свою особую форму согласования с действительностью, как и наука, стремится к истине.

     2. Предмет философии также объективный, как и во всех других (отдельных) науках; природа отношения человека к миру объективная, и этот предмет так, как и предметы научных дисциплин, исторически изменяется и нуждается в формировании новых способов, а значит познавательны.

     3. Философия имеет свою историю, которая не совсем сходится с всеобщей логикой истории общественной жизни (так, как и наука).

     4. Философия берет участие не только в обобщении и разделении (интерпретации) идей, а - как и наука, главной целью которой является именно это - в их непосредственном производстве; философия ставит проблемы и задает (формирует) схемы (стиль) мышления эпохи, делая это параллельно и вместе с естествознанием.

     5. Истины философии проверяются всем потоком человеческой жизни, поэтому, возможно, можно отнестись к философии как к особенной науке.

Информация о работе У истоков философии