У истоков философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:30, доклад

Описание

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Цель исследования: изучить специфику мифологического и религиозного мировоззрения
Задачи:
- определить природу философских проблем;
- рассмотреть место философии в духовной жизни общества.
Актуальность темы исследования в реферате связана с тем, что если проанализировать ситуацию, характерную для современного мира, то очень четко видно, что многие люди почти не знают, что лежит в истоках философии и, что привело к ее зарождению. Выбрав эту тему, я хотела узнать все об истоках философии, о предмете и функциях философии и вообще для чего она нужна, и рассказать о полученных сведениях друзьям и знакомым.

Содержание

Введение

1.У истоков философии

1.1.Концепции происхождения философии

1.2.Специфика мифологического и религиозного мировоззрения Миф


2.Смысл, предмет и назначение философии

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 66.82 Кб (Скачать документ)

       Метод философии - критическая рефлексия - принципиально отличается от методов научного познания, поэтому и результаты их имеют разные меры доказательства и точности; в философии отсутствуют неотъемлемые критерии точности; и философия возможна только в том случае, если имеется особый отличный от научного путь философского познания. Опыт существования человека во всей его полноте лежит в основе философии. В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной. (Н.Бердяев) Философское мнение всегда двигается во множестве противоречивых линий, не имея, в отличие от науки, ясно выраженного развития.

     Философское предвидение не может  быть возведено (ни, по сути, ни по форме) в научную гипотезу. Результаты науки, как  правило, неперсонофицированы, а философия неотделима от личности творца.

     Иногда  в литературе используют понятие  “научно-философское мировоззрение”. Это такая система понимания  мира и места в нем человека, которая опирается на науку, развивается  вместе с наукой и сама активно  влияет на развитие науки. История познания убеждает в том, что этому понятию  в большей мере отвечают учения философского материализма, которые изменяют свою конкретно-историческую форму с  каждой крупной эпохой в развитии науки. Однако нельзя сбрасывать со счетов того, что продуктивное влияние на науку дают и некоторые идеи идеалистических учений, например, идеи развития, вошли в естествознание вначале в идеалистической форме (мнение о стремлении к совершенству), и только позднее было совершено их материалистическое толкование, которому отвечал и дух научного познания. Взаимоотношения науки и философии можно трактовать по-разному; важно помнить, что философское знание многогранно, но в разных учениях иногда акцентируются те или иные аспекты этого сложного исторично-культурного явления, например, фокусируется внимание на связи «философия - наука», (или философия-религия, или в единственный предмет философского интереса превращается мир человека, или язык и др.) и отклоняясь от всего остального комплекса философских вопросов, - а искусственное сужение философской проблематики, порождающее оскудевшие образы философии. Реальные философские интересы всегда повернуты ко всему разнообразию человеческого личного и общественно - исторического опыта.

     Философия есть понимание всего сущего как  единого и внедрением этого понимания  в художественный образ и моральное  действие. Она является процессом  отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной  деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими  качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать  в себе человека как стройную единую сущность"./Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии / /Философия и социология. М. 1965 Т. 1. С. 571-572. 
 
 
 
 
 

                                      Заключение 

     Какое счастье — быть сумасшедшим и  не мучиться над безумными вопросами, а самим быть безумным — Вопросы  убегут, как от огня! Купаться в своих  мыслях, как в колыбели, веря им, и  не знать ни сомнений, ни страданий, не подозревать ничего о смерти. 

     В своей работе я постаралась показать то, что философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

     Можно сделать выводы:

  1.   История философии показывает, что философия это не есть чисто умозрительные построения мудрецов, а что во все времена она была тесно связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы.
  2.   Для каждой из исторических эпох - античности, средневековья, Ренессанса, Нового времени - характерны особые способы философствования, между которыми сохраняется преемственность.
  3.   Философские учения прошлого в большинстве своём имеют гуманистическую направленность. Они различны, но ни одно из них не претендовало и не претендует на абсолютную истину, а в совокупности все они составляют духовное богатство человечества.
  4.   Знание истории философии обогащает духовный мир человека, учит нравственному гуманному мышлению, что особенно важно для военного руководителя.
  5.   Философское  мировоззрение  ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
  6.   Философское мировоззрение  унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается  логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
  7.   Можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Список использованной литературы

1. Современная западная философия: Словарь. – М., 2000.

 2. Фролова М. А. Анализ оснований концепций происхождения философии // Философия: в поисках онтологии: Сб. тр. – Самара: Изд–во Самар. гуманит. акад., 1998. – С. 256–290.

  3. Ахутин А. В. Рождение сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Ахутин А. В. Тяжба о бытии. – М.: Русское феноменологическое общество, 1997. – С. 117–161.

4. Дильтей В. Сущность философии – М.: Интрада, 2001.

 5. Ильин И. П. Постмодернизм: Словарь терминов.– М.: Интрада, 2001.            

 6. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1996.

 7. Чанышев А. Н. Начало философии. – М., 1982.

8. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики./Вопросы философии, 1989. 9.

  9. Рассел Б. История западной философии. М., 1959

10. Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж

11. Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии / /Философия и социология. М. 1965 Т. 1.

Информация о работе У истоков философии