У истоков философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:30, доклад

Описание

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Цель исследования: изучить специфику мифологического и религиозного мировоззрения
Задачи:
- определить природу философских проблем;
- рассмотреть место философии в духовной жизни общества.
Актуальность темы исследования в реферате связана с тем, что если проанализировать ситуацию, характерную для современного мира, то очень четко видно, что многие люди почти не знают, что лежит в истоках философии и, что привело к ее зарождению. Выбрав эту тему, я хотела узнать все об истоках философии, о предмете и функциях философии и вообще для чего она нужна, и рассказать о полученных сведениях друзьям и знакомым.

Содержание

Введение

1.У истоков философии

1.1.Концепции происхождения философии

1.2.Специфика мифологического и религиозного мировоззрения Миф


2.Смысл, предмет и назначение философии

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 66.82 Кб (Скачать документ)

     Может показаться, что философия на первых порах вообще не касается тех вопросов, которые впоследствии составят ее специальный  предмет, и прежде всего вопроса  об отношении мышления к бытию, духа к материи, сознания к действительности, идеального к реальному. Но на самом  деле именно этот вопрос находится в центре ее внимания, с самого начала составляя главную ее проблему.

     Дело  в том, что философия здесь  не просто исследует внешний мир. Выступая как теоретическое мышление, она его исследует в ходе критического преодоления религиозно-мифологического миропонимания, в процессе полемики с ним, постоянно сопоставляя две четко разграниченные друг от друга сферы: с одной стороны, внешний мир, каким она сама начинает его осознавать, а с другой – мир, каким он представлен в наличном, то есть религиозно-мифологическом, сознании. Более того, собственно философские воззрения формируются именно как антитезы опровергаемых представлений. Именно поэтому, разрушая религию, философия сама, по своему положительному содержанию, целиком движется здесь «еще только в этой идеализированной, переведенной на язык мыслей религиозной сфере».

     Реальный  предмет философии, так или иначе, уже выражен в религиозном сознании, уже просматривается сквозь переворачивающую призму этого сознания. Что же составляет реальный предмет религиозного сознания? Внешний мир? Ни в коем случае. Позднейшее развитие философии достаточно ясно показало, что реальным, «земным» содержанием всякой религии всегда оказываются собственные силы и способности самого человека, но представленные вне и независимо от человека, как силы и способности некоторого другого, нежели он сам, существа. К. Маркс подчеркивал, что эта иррациональная форма осознания вполне реального предмета на младенческих стадиях развития духовной культуры является естественной и неизбежной: «...человек должен первоначально в религиозной форме противопоставлять себе свои духовные силы как независимые силы».

     В виде религии человеку всегда противостоит не что иное, как система стихийно сформировавшихся и ставших традиционными  норм его собственной жизнедеятельности. Именно потому, что никто уже не помнит и не знает, как и когда  эти нормы сложились (для каждого  нового индивида они «были всегда»), их автором и почитается тот или  иной священный авторитет – Яхве или Соломон, Зевс, Прометей или Солон. Сила религии всегда была и есть сила некритически воспринимаемой, не подлежащей критике и непонятной в ее действительных истоках традиции.

     Религиозно-мифологическое мировоззрение и  имеет, поэтому более или менее отчетливо выраженный прагматический характер: в нем находят свое выражение, прежде всего общественно-человеческие способы действий с вещами, а не сами «вещи». Ведь внешний предмет вообще воспринимается этим сознанием главным образом как объект приложения воли – только с той стороны, с какой он либо полезен, либо вреден, либо дружествен, либо враждебен ей. Воля и намерение и выступают тут как высший (одновременно исходный и конечный) принцип сознания и рассуждений. Поскольку теоретического интереса к вещам самим по себе здесь не возникает, все явления, события и вещи окружающего мира неизбежно воспринимаются и осознаются антропоморфически – лишь как объекты, продукты или средства осуществления воли, намерений, желаний или капризов существа, подобного человеку. Поэтому-то человек, хотя и смотрит прямо в лицо природе, не видит в нем ничего, кроме отражения своей собственной «физиономии». Отсюда и возникает иллюзия, подобная той, которую создает и ради которой создается зеркало: человека, глядящегося в зеркало, интересуют ведь не свойства зеркала, а тот образ, который благодаря этим свойствам виден «за зеркалом».

     Природа, как таковая, для религиозно-прагматического  сознания имеет точно такое же значение более или менее прозрачной перегородки, за которой находится  та действительность, которую важно  рассмотреть: способы деятельности, формы жизнедеятельности, умыслы и  способы их осуществления. В сверкании  молний непосредственно видят лишь внешние формы проявления гнева  Зевса, в зеленых побегах произрастающих злаков – щедрую милость матери плодородия, в выгодной денежной сделке – дружескую услугу Гермеса и  т.д. и т.п. Тайной, скрывающейся «за» явлениями природы, всегда остаются тут намерение, умысел, воля и направляемое ими сознательное действие, точнее, «техника» этого действия, которой  по мере возможности надлежит подражать, чтобы суметь добиться желаемых результатов.

     Против  этого всеобщего  принципа отношения  сознательной воли к  окружающему миру и выступает философия (теоретическое  мышление) с первых же шагов ее рождения. Точнее – выступление  против этого принципа и есть первый шаг  философии, акт ее рождения, момент возникновения  теоретического взгляда  на мир и на человека, на «самого себя», на формы своей  собственной жизнедеятельности. Первый шаг философии  – это именно критическое  уразумение действительного  отношения мира наличного  сознания и воли к  миру независимой  от них реальности – к космосу, к  природе, к бытию.

     Прежде  всего, происходит уяснение того, что  мифологизирующий человек неправомерно приписывает природе черты своего собственного образа. Естественна возникающая  отсюда задача: отделить то, что на самом  деле принадлежит только человеку с его сознанием и волей, от того, что принадлежит природе, очистить представление о природе от черт человеческого облика, а эти черты возвратить самому человеку, отняв их у внешней природы – у Солнца (Гелиоса), у Океана, у громоизвергающих туч, у огнедышащих вулканов и пр.

     Философия на первых порах и  осуществляет ту задачу, которую у Анаксагора решает его «нус» («ум»). Она в хаосе религиозного сознания отделяет зерна трезвообъективных представлений о внешнем мире от представлений о способе жизнедеятельности самого обладающего «нусом» существа – человека. Она производит первоначальную сортировку элементов, из которых состоит религиозно-прагматическое миропонимание, разделяя все известное на две четко отграниченные фракции. Она и действует на первых порах единственно как сепаратор, разделяющий все известное на таящиеся в нем противоположности, ничего еще, по существу, к этому известному не прибавляя.

     Уяснение  действительной противоположности  сознательной воли и реального, существующего  по своим собственным законам  космоса (того, что позднее будет названо «субъективным», от того, что получит титул «объективного») и есть первое различение, установленное философией как философией. Одновременно это и первое, самое абстрактное, определение ее действительного предмета.

     Для натурфилософии исходным и естественным оказывается представление, согласно которому человек, обладающий «душой», есть лишь одно из многочисленных существ, населяющих космос, а потому и подчиненное  всем его законам, не знающим никаких  привилегий и исключений. Это –  чистый материализм, хотя и стихийный, и «наивный», но понимающий, что  высшим достоинством «разумного» существа является не обыкновение действовать наперекор мощному сопротивлению сил природы, а умение понимать их и считаться с ними, сообразовывать свои действия с законами, мерами и порядками космоса, с его неодолимо могущественной властью, с его «Логосом», «не созданным никем из богов и никем из людей». Такова первая аксиома и заповедь и современного теоретического мышления вообще, та грань, которая отделила когда-то и отделяет поныне научно-теоретический взгляд от стихийно-прагматического отношения к миру, резюмирующегося в наиболее чистой форме именно как религиозно-мифологизирующее мировоззрение, с характерным для последнего обожествлением нахрапистой воли и культом сверхъестественно-мудрой личности, с ритуальным почитанием традиционно унаследованных форм жизни и не подлежащих критике представлений.

     Именно  поэтому материализм  и является не только исторически первой формой теоретического мышления вообще и  философии (как самосознания этого мышления), но и фундаментально первым основоположением современного научного мировоззрения и  его философии, его  логики.

     Столь же органически свойственной философии  тут оказывается и стихийная  диалектика. Это связано с самим  существом той задачи, необходимость решать которую, и вызвала к жизни философию как первую форму теоретического мышления.

     Религиозно-прагматическое сознание отличается абсолютной несамокритичностью. Его представления о внешнем  мире и о законах жизни людей  имеют свое единственное основание  в традиции, восходящей к богам  и предкам, то есть во внешнем авторитете, приговор которого окончателен и  безапелляционен. Для застойно-авторитарных форм жизни такое миропонимание  подходит как нельзя лучше: с власть имущими спорить нельзя. По-иному  дело оборачивается в условиях демократии, в условиях открытого обсуждения общественно важных дел на площадях, на собраниях лиц с различными и противоположными мнениями, взаимно  опровергающими одно другое.

     Философия, рождающаяся именно как орган критического отношения к любому высказанному мнению и приговору, с  самого начала оказывается  вынужденной искать путь к истине через  рассмотрение противоречащих друг другу представлений. Демократическая  полемика, открытое столкновение мнений, группирующихся всегда вокруг альтернативных полюсов, – вот  та атмосфера, в которой  только и рождается  действительно теоретическое  мышление и действительная, заслуживающая этого  названия философия.

     В форме философии человек, поэтому, впервые начинает критически, как бы со стороны наблюдать свою собственную деятельность по построению образов действительности, самый процесс осознания фактов, о которых возник спор. Иными словами, предметом специального рассмотрения оказываются все те общие представления и понятия, на которые опираются сталкивающиеся мнения.

     Такой оборот мышления «на себя», на формы  своей собственной работы и есть условие, без которого нет, и не может быть ни диалектики, ни теоретического мышления вообще. «...Диалектическое мышление – именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, – возможно только для человека, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития (буддисты и греки)...»

     История ранней греческой  философии демонстрирует  эту истину как  на ладони: нет, и не может быть специфически человеческого (диалектического) мышления там, где нет исследования природы «самих понятий», где человек рассматривает только «внешний мир», не рефлексируя одновременно по поводу форм собственного мышления, собственной деятельности по построению образов внешнего мира.

     Иными словами, специфически человеческое мышление, видимо, начинает свою действительную историю лишь там, где имеет место  не только мышление «о внешнем мире», но и «мышление о самом мышлении». Человеческое мышление кладет принципиальную грань между собой и предшествующими  ему формами психической деятельности только тогда, когда оно превращает формы своей собственной работы в особый предмет внимания и исследования, когда процесс мышления становится сознательным актом, ставится под контроль выявляемых самим же мышлением норм – логических категорий. Но это и  есть акт рождения философии.

     Становится  понятна поверхностность и ошибочность  широко распространенного представления, согласно которому материализм древнегреческих  мыслителей надлежит видеть в том, что  они исследуют лишь «внешний мир», говорят лишь о «внешнем мире». Они  это делают, однако материалистами их делает совсем не это. Ведь о внешнем  мире можно размышлять и говорить, будучи чистейшей, воды идеалистом, как и наоборот – можно (и нужно) быть последовательным материалистом, исследуя не внешний мир, а мышление. Авторы Библии и Гесиод о внешнем мире наговорили и написали куда больше чем Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит, вместе взятые, а действительный материализм последних состоит в том, что они предложили миру определенное понимание отношения мышления к внешнему миру, определенное (и именно материалистическое) решение основного вопроса философии, поняли мышление как способность человека сознательно строить свои действия в согласии с законами и формами внешнего мира, а не сообразно заветам пророков, изречениям оракула и его толкователей.

     И диалектика, поэтому рождается именно как материалистическая диалектика – как способность «выносить напряжение противоречия» в составе теоретического выражения явлений внешнего мира, в составе исследуемых понятий, адекватно отражающих внешний мир. О диалектике в собственном смысле вообще можно всерьез говорить лишь там, где противоречие становится сознательно установленным принципом мышления, занятого построением образа окружающего мира и осознающего смысл этой своей работы.

Информация о работе У истоков философии