Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 03:13, контрольная работа
Философия языка - исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.
Философия языка примыкает к истории языка и языкознанию; она охватывает биологию, логику, психологию, социологию языка. Умозрительные рассуждения о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у инд. и древнегреч. философов (в т. ч. у софистов и Платона).
Введение ……………………………………………………………стр. 2-3
1. Язык как знаковая система …………………………………….. стр. 4-5
2. Функции языка ……………………………………………….…..стр. 6
3. Язык и дискурсивное мышление ………………………………..стр. 7-8
4. Вербальные и невербальные существования мысли ………….стр. 9-10
5. Гипотезы о соотношении языка и мышления ………………….стр.11-13
Заключение …………………………………………………………..стр.14
Словарь ………………………………………………………………стр.14-15
Список литературы …………………………………………………стр.16
Все же по этой формуле не может быть языка без мышления и мышления без языка. Говорение (речевая деятельность) приравнивается к озвученному мышлению, невыраженное мышление -- к внутреннему говорению.
А. Шлейхер заявлял: «Язык есть мышление в звуке, как и наоборот, мышление есть беззвучная речь». «Без речи, -- писал И. М. Сеченов, -- элементы чувствительного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознании: она и придает им объективность, род реальности (конечно фиктивной), и составляет, поэтому основное условие мышления нечувственными образами».
Отвергая такое мнение, критики утверждают, что, во-первых, возможно говорение без мышления. Во-вторых, часто для уже готовых мыслей подыскивают слова, а иногда так и не находят. В практике говорения имеются также примеры ложных высказываний (при правильных мыслях).
Гипотеза II. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. В первой гипотезе возможна была перестановка элементов равенства без ущерба для этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык). Согласно данной гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не является результатом другого.
Мы можем мыслить без
языка, но мы не можем говорить (осмысленно)
без мышления. Речевая деятельность,
по мнению Г. П. Мельникова, меняет состояние
сознания, но это изменение может
протекать и без участия
Гипотеза III. Язык не есть мышление, но мышление есть язык. Согласно этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых структурах (звукоряды, графические знаки и т. п.), никак не может быть приравнено к мышлению и элементов такого не содержит. Однако мышление как процесс протекает в формах собственного языка. Психологи называют этот процесс внутренней речью, имеющей предикативную структуру, которая преобразуется во внешнюю -- речь.
В этой группе можно выделить две разновидности:
- язык и мышление не имеют ничего общего. Подлинное понимание мира может быть осуществлено только в мышлении свободном от языка, хотя не исключено, что язык в состоянии сделать мышление более экономичным, послужить ему опорой, однако в этой роли способна выступать и другая знаковая система;
- язык не имеет никакого положительного влияния на мышление. Так называемые вспомогательные средства для обозначения и фиксации мышления служат помехой. Точно также и передача познанного осуществляется в языке весьма несовершенным образом.
Гипотеза IV. Язык -- это не мышление, и мышление -- это не язык. Согласно данному положению, язык и мышление -- разные типы поведения. Сначала человек думает, затем говорит. Даже если он говорит про себя, он сначала обдумывает. Так, Э. Леннеберг убежден, что интеллект и речь, интеллектуальная и языковая способности человека совершенно самостоятельны и друг от друга не зависят.
Но все же зависимость данных феноменов при относительной автономности подтверждается большинством исследователей. Так, в общих чертах представляется совокупность существующих мнений относительно связей мышления и языка.
Все четыре гипотезы небезосновательны и имеют право на существование. Однако в любом случае невозможно отрицать наличие тесной связи между процессами мышления и функционированием языка.
Отношение мысли к языку проявляется в том, что человек изобретает и создает те или иные формы речи, формы и способы языкового выражения. Мысль, обращенную на речь и язык, т. е. мысль о языке, называют языковым мышлением.
Мысль воплощается в слове не стихийно, а осознанно. В слове наша мысль делает значащими все более тонкие структуры. Осмысление, осознание, ощущение своей речи человеком как процесса языкового мышления развивается, затрагивая все новые детали строя языка.
Осмысление речи принято делить на распознавание речи и понимание речи. Распознаванием называют узнавание материальной формы речи (знака). Пониманием называют тот или иной тип осознания смысла сказанного и того, каким образом он выражен.
Тесная связь между языком и мышлением может быть обоснована и тем, что структурное и понятийное значения тесно связаны между собой. Дж. Ферс полагал, что значение может быть раскрыто при помощи контекста ситуации, которая включает в себя не только саму обстановку речи и собеседников, но и окружающие предметы, социальный и культурный опыт говорящих.
Заключение
Между понятиями и образами
в речи и лексическими понятиями
устанавливаются сложные и
Несовпадение "живой мысли" с внутренней речью, сложность процесса вербализации мысли позволяет подвергнуть сомнению общепринятую трактовку языка как прародителя мышления. Исследования психологов, физиологов, лингвистов, языковедов и философов подтверждают тот факт, что язык и мышление связаны тысячами нитей и взаимопереходов. Они не могут существовать друг без друга. Речь без мысли - пуста, мысль без речи - нема, а, следовательно, не понята. Но было бы ошибкой отождествлять одно с другим, ибо мыслить, не значит говорить, а говорить не всегда значит мыслить.
Словарь
Бихевиоризм - одно из наиболее распространенных в современной буржуазной психологии направлений. Философская основа Б. - прагматизм и позитивизм.
Герменевтика - искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований.
Дискурсивный - рассудочный, опосредствованный, логический, демонстративный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного.
Идеализм - философское направление,
противоположное материализму в
решении основного вопроса
Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.
Неопозитивизм - одно из направлений буржуазной философии 20 в., современная форма позитивизма.
Понятие - одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма обобщения предметов и явлений.
Рефлексия - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта.
Силлогизм - умозаключение.
Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественному существу.
Структурализм - конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов.
Фейерабенд Пол (род. 1924) -
представитель
Список литературы
1. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993.
2. Горелов И.Н, Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. - М.: Издательство Лабиринт, 1997.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомкой. М.: Издательство МГУ, 1979.
4. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1975.
5. Неопозитивизм.
6. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М.1968.
7. Психолингвистика. Сборник статей. Составитель: А.М. Шахнарович и др. М.: Прогресс, 1984.
8. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987.