Язык и мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 03:13, контрольная работа

Описание

Философия языка - исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.
Философия языка примыкает к истории языка и языкознанию; она охватывает биологию, логику, психологию, социологию языка. Умозрительные рассуждения о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у инд. и древнегреч. философов (в т. ч. у софистов и Платона).

Содержание

Введение ……………………………………………………………стр. 2-3
1. Язык как знаковая система …………………………………….. стр. 4-5
2. Функции языка ……………………………………………….…..стр. 6
3. Язык и дискурсивное мышление ………………………………..стр. 7-8
4. Вербальные и невербальные существования мысли ………….стр. 9-10
5. Гипотезы о соотношении языка и мышления ………………….стр.11-13
Заключение …………………………………………………………..стр.14
Словарь ………………………………………………………………стр.14-15
Список литературы …………………………………………………стр.16

Работа состоит из  1 файл

язык и мышление (философия).docx

— 31.77 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………стр. 2-3

1. Язык как знаковая  система …………………………………….. стр. 4-5

2. Функции языка ……………………………………………….…..стр. 6

3. Язык и дискурсивное  мышление ………………………………..стр. 7-8

4. Вербальные и невербальные существования мысли ………….стр. 9-10

5. Гипотезы о соотношении языка и мышления ………………….стр.11-13

Заключение …………………………………………………………..стр.14

Словарь ………………………………………………………………стр.14-15

Список литературы …………………………………………………стр.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Философия языка - исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка примыкает  к истории языка и языкознанию; она охватывает биологию, логику, психологию, социологию языка. Умозрительные рассуждения  о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у инд. и древнегреч. философов (в т. ч. у  софистов и Платона). Натуралистическая  философия языка рассматривает  язык - как способность, возникшую  естественным путем, идеалистическая  философия языка - как творение духа. Современное состояние исследований в области философии языка  характеризуется двумя дополняющими друг друга направлениями: возвращением к внешней и внутренней действительности фактического состояния языка, а  также стремлением к выяснению  категориальных основ человеческого  языка, к всеобщей грамматике. В связи  с этим возвращаются к старым исследованиям  языка, связанным с именами Гердера, Гумбольдта и Гримма. Это происходит потому, что указанные исследования идут по пути, который избрала новая  онтология. X. Липпс исследует сущность языка с позиций экзистенциализма, рассматривая реальное протекание речевого процесса.

Мышление - активный процесс  отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный  с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности. Т. о. Будучи связанным, с понятийными аспектами  именно мышление ответственно за осмысливание, переработку и трансформацию  языкового знака в то, что он означает -- в понятие.

Идеализм всегда стремился  оторвать мышление от материи (человеческого  мозга, языка), а если и признавал  такую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей. Современная буржуазная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет мышление, наряду с материей (в отличие от языка, который всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга, которые характеризуются как мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Язык как знаковая система

 

Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у  кого не вызывает сомнения. Язык является необходимым условием возникновения  мышления, формой его существования  и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства  культурных образований и коммуникативной  реальности.

Мышление главным образом  оперирует понятиями как логическими  значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана  не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логических значений языковых знаков существуют также эмоциональные  и эстетические.

Знак - это внешнее выражение  внутреннего содержания предметов  и явлений - их значение. Человек - единственное существо, моделирующее внешний мир  при помощи знаковых систем. Знаки - это символы таблицы Менделеева, музыкальные ноты, рисунки, имена  и т.д. В любом человеческом сообществе люди реагируют на те или иные знаки  в соответствии с культурными  традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие мира в  знаковой системе всегда опосредованно  культурой. Знаки, выражающие значения явлений могут иметь либо условный, либо реальный характер (например, местные  особенности одежды). Условные знаки, в свою очередь, делятся на специальные  и неспециальные. Роль неспециального знака может сыграть, скажем, дерево, используемое как ориентир; специальные  знаки - это жесты, знаки уличного движения, знаки различия, ритуалы  и т.д.

Важнейшие условные знаки  человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями.

Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения. К. Маркс, например, назвал язык "непосредственной действительностью  мысли". С помощью слов можно  интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который  используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может  это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.  Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С  помощью вопросительных предложений  люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные  предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и  выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают  десятки тысяч слов. С их помощью  благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения  можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет  выражать самые разные мысли, описывать  чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы  и т.д.

 

 

 

 

 

  1. Функции языка

 

Язык может быть устным и письменным, он возникает в человеческом сообществе, выполняя важнейшие функции:

- выражения мысли или сознания;

- хранения и передачи информации;

- средства общения или коммуникативную.

У высших животных имеются  зачатки звуковой сигнализации. Куры издают несколько десятков звуков, выражающих чувство опасности, подзывающих  цыплят, сигналящих о наличии или  отсутствии пищи. У таких высокоразвитых млекопитающих, как дельфины, имеются  уже сотни звуковых сигналов, что  дает основание ученым полагать наличие  языка в их коммуникации, и если это так, то нужно будет признать, что существует особая "дельфинья  цивилизация". По мнению физиолога  И.П.Павлова, сигнализация животных основана на ощущениях и элементарных представлениях, названных им первой сигнальной системой. Она ограничена в объеме передаваемой информации, любая сигнализация животных может выразить столько единиц информации, сколько в ней есть сигналов. Любой  человеческий язык может передать и  выразить неограниченное количество информации и разнообразных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Язык и дискурсивное мышление

 

Благодаря языку человек  может проникнуть в глубь вещей, выйти за пределы непосредственного  впечатления, организовать свое целенаправленное поведение, вскрыть сложные связи  и отношения, недоступные непосредственному  восприятию, передать информацию другому  человеку, что является мощным стимулом умственного развития путем передачи информации, накопившейся в течение  многих поколений.

Однако язык имеет и  еще одну очень существенную роль, выходящую за пределы организации  восприятия и обеспечения коммуникаций. Наличие языка и его, сложных  логико-грамматических структур позволяет  человеку делать выводы на основе логических рассуждений, не обращаясь, каждый раз  к своему непосредственному чувственному опыту. Наличие языка позволяет  человеку осуществить операцию вывода, не опираясь на непосредственные впечатления  и ограничиваясь лишь теми средствами, которыми располагает сам язык. Это  свойство языка создает возможность  сложнейших форм дискурсивного (индуктивного и дедуктивного) мышления, которые  являются основными формами продуктивной интеллектуальной деятельности человека.

Эта особенность решающим образом отличает сознательную деятельность человека от психических процессов  животного. Животное может формировать  свой опыт лишь на основании непосредственно  воспринимаемых впечатлений или, в  лучшем случае, на основании наглядной  “экстраполяции” тех событий, которые  поступают к нему в виде непосредственного  впечатления. Известно, что развитие психики в животном мире либо ограничивается передающимися по наследству сложными программами поведения, либо наряду с безусловными связями базируется на условно-рефлекторных связях, начиная  от самых элементарных и кончая самыми сложными формами, которые и приводят к возможности экстраполяции  непосредственных впечатлений.

 

Совершенно иные возможности  открываются у человека благодаря  языку. Владея речью, человек оказывается  в состоянии делать выводы не только из непосредственных впечатлений, но и  из общечеловеческого опыта поколений. Именно возможностью делать логические выводы, не обращаясь, каждый раз к  данным непосредственного, чувственного опыта, характеризуется продуктивное мышление человека, возникающее благодаря  языку. Средства языка направлены на то, чтобы обеспечить человеку возможность  не только называть и обобщать предметы, не только формулировать словосочетания, но и обеспечивать новый процесс  продуктивного логического вывода, который протекает на вербально-логическом уровне и позволяет человеку выводить следствия, не обращаясь непосредственно  к внешним впечатлениям.

Логическое мышление человека обладает многообразными кодами или  логическими матрицами, являющимися  аппаратами для логического вывода и позволяющими получить новые знания не эмпирическим, а рациональным путем. Оно дает возможность вывести  необходимые системы следствий  как из отдельных наблюдений, которые  с помощью языка включаются в  соответствующую систему обобщений, так и из общих положений, которые  формулируют общечеловеческий опыт в системе языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вербальные и невербальные способы существования мысли

 

Можно разделить два способа  существования мысли при помощи языка: "живую мысль", т.е. актуально  переживаемую данным человеком в  данном интервале времени и пространства и "отчужденную мысль", зафиксированную  в тексте и т.п. "Живая мысль" - это собственно и есть мышление, реальное онтологическое его развертывание. Оно никогда не бывает абстрактным  мышлением, т.е. тем, с которым имеет  дело наука. Последнее возможно только в отчужденной от человека форме, например, в компьютере. Реальный процесс  мышления, осуществляемый индивидом, есть сложное и динамичное образование, в котором интегрированы многие составляющие: абстактно-дискурсивные, чувтвенно-образные, эмоциональные, интуитивные. К этому следует добавить непременную  включенность в процесс мышления целеобразующих, волевых и санкционирующих  факторов, которые исследованы пока крайне слабо. Как видно, реальный процесс  мышления и мышление, как предмет  логики, как логический процесс сильно отличаются друг от друга.

 Мышление как реальный  процесс представляет собой одну  из важных форм активности  сознания. Поэтому оно не может  быть адекватно описано и понято  вне содержательно-ценностных и  структурных характеристик сознания. Будучи сознательной деятельностью,  мышление органически связано  с информационными процессами, протекающими  на бессознательно-психическом уровне.

 Мышление как активный, целенаправленный процесс осуществляется  сознательно, является формой  деятельностного сознания. А это  указывает на факт оценочной  регуляции (саморегуляции) мыслительного  процесса. Всякий сознательный процесс,  в том числе и мышление, есть  в той или иной степени общение.  Естественно, что общение невозможно  без языка. Однако язык является  главным, решающим, но не единственным  средством общения, а это позволяет думать, что коммуникиативность мышления не ограничивается его вербализуемость.

 Следует различать  общение с другими и общение  с собой. Особенность общения  с собой состоит в том, что  оно протекает в интроспективном  плане и существенно отличается  по характеру вербализации от  общения с другими. Характерно, что общение с другими включает  множество невербальных средств  коммуникации и понимания (жест, пауза, ритм, мимика, выражение глаз  и т.д.). Не исключено, что развитие  человеческой коммуникации пойдет  по линии увеличения удельного  веса этих элементов в общении  и со временем, следуя предсказаниям  писателей-фантастов, мы станем  телепатировать. Но пока язык  остается уникальным всеобщим  способом коммуникации.

Логично предположить, что  общение с самим собой осуществляется через использование средств  невербальной коммуникации. Каждый знает  это состояние - "знаю, понимаю, а  сказать не могу". А вот как  это состояние выразил Фет:

"Как беден наш язык! - Хочу и не могу 

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди  прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою".

Целесообразно выделить два  уровня внутреннего говорения - еще  не вербализованный и уже вербализованный - именно его принято именовать  внутренней речью. Внутренняя речь включает различные степени словесной  оформленности мысли и, следовательно, она всегда характеризуется, по крайней  мере, первичной словесной оформленностью, затем преобразуется, достигая большей  адекватности.

 

  1. Гипотезы о соотношении мышления и языка

 

Гипотеза I. Язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия тождественны, хотя удобнее говорить об их синонимичности: ибо ничто не есть язык, только язык есть язык. Но это была бы тавтологическая характеристика.

Информация о работе Язык и мышление