Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:10, доклад
Процесс замещения физического и природного капиталов человеческим капиталом в национальных богатствах развитых стран, подавляющее превалирование объемов инвестиций в ЧК над инвестициями в физический капитал — характерные и превалирующие процессы второй половины ХХ и ХХI веках для развитых стран мира, а также быстро развивающихся стран мира.
Само создание теории ЧК шло от низшего уровня к высшему — от индивидуального ЧК к национальному. Теорию индивидуального ЧК создали Теодор Шульц (Нобелевская премия по экономике за 1979 год) и Гэри Беккер (1992г.).
1. Определения, сущность, виды и типы человеческого капитала (ЧК)
1.1. Возникновение понятия и социально-экономической категории «человеческий капитал»
1.2. Индивидуальный, корпоративный и национальный человеческий капитал, определения
1.3. Узкое и широкое определение ЧК
1.4. Национальный человеческий капитал
1.5. Отрицательный, пассивный и положительный ЧК
1.6. Человеческий капитал и индекс развития человеческого потенциала
1.7. ЧК и историческое развитие стран и цивилизаций
2. Человеческий капитал как интенсивный фактор развития и драйвер инновационных волн
2.1.О роли человеческого капитала в процессах развития
2.2.Корреляция циклов развития ЧК и циклов развития мировой экономики
2.3. Инновации и их роль в процессах развития экономики и общества
2.4. Технологические уклады экономики с позиций теории и практики человеческого капитала
2.5. Человеческий капитал - главный фактор формирования экономики знаний
3. Измерение человеческого капитала
3.1. Методы оценки стоимости национального ЧК
3.2. Измерение стоимости, качества и эффективности национального человеческого капитала
3.3. Стоимость национального человеческого капитала
4. Национальный человеческий капитал России
Заключение и выводы
Литература
1.7. ЧК и историческое развитие стран и цивилизаций
Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста и развития человеческого капитала, включая образование, в средние века. В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай (и Индию) по душевому ВВП и вдвое - по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стали главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.
В Японии, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень ЧК, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5.4 года, в Италии - 4.8 года, в США - 8.3 года, а средняя продолжительность жизни - 51 год (примерно, как в Европе и США). В России эти показатели были равны: 1-1.2 года и 33-35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового ЧК оказалась готовой в XX-ом столетии совершить технологический рывок и войти в число передовых стран мира.
В развитых странах мира в конце 1990-х годов в человеческий капитал вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал - только около 30% (табл.1.1). Причем, основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.
Табл.1.1. Изменение структуры совокупного капитала в странах Запада и Японии
Год |
1800г. |
1860 |
1913 |
1950 |
1973 |
1997/98 |
Начало 21 века |
Физический капитал |
78-80 |
77-79 |
67-69 |
52-53 |
43-44 |
31-33 |
20 |
Человеческий капитал |
20-22 |
21-23 |
31-33 |
47-48 |
56-57 |
67-69 |
80 |
Мельянцев В. Счастье от ума // Известия. - 2000. - 17 мая.
2. Человеческий капитал как интенсивный фактор
развития и драйвер инновационных волн
2.1. О роли человеческого капитала в процессах развития
Анализ процессов показывает, что ЧК и циклы его роста и развития являются главными факторами возбуждения инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества.
Революционные изменения в экономике и обществе, крупнейшие инновации осуществлялись на базе накопленного человеческого капитала в каждый исторический период развития народа, страны, цивилизации.
Человеческим обществом постепенно накапливались знания. На их базе развивались образование и наука. Формировался слой высокопрофессиональной научно-технической, управленческой и в целом интеллектуальной элиты, под началом которой и совершался очередной рывок в развитии человечества.
Под ростом ЧК понимается, как обычно, увеличение его стоимости, под развитием ЧК - повышение его качества.
2.2. Корреляция циклов развития ЧК и
циклов развития мировой экономики
Проведем параллели между типами экономики, технологическими укладами и уровнем и качеством ЧК.
Первая промышленная революция (табл.2.1) и первый технологический уклад (1770-1830гг.), введенный Сергеем Глазьевым на базе длинных волн Кондратьева, совпадают по времени. Этот рывок в развитии мировой экономики произошел на основе быстрого роста производительных сил и становления капитализма. Появление машин, технологий, оборудования и сам капитализм необходимо, в первую очередь, определить этапом развития человеческого капитала и его главных составляющих - культуры, воспитания, образования, знаний, медицины, экономической науки, совершенствования религий, развития экономики, общественных отношений и государственности.
Капитализм с его урбанизацией, с первыми машинами и оборудованием, с соответствующим ростом производительности труда стал материальным воплощением ускоренного развития человеческого капитала, повышения его производительности за счет нового качества ЧК - интеллектуальной мощи и новых знаний.
Именно креативные, культурные и образованные люди, профессионалы в своих сферах и отраслях совершили промышленную революцию. И позволили им это сделать, точнее, толкали их на научные, инновационные, промышленные и технологические инновации накопленные предыдущими поколениями и ими самими знания и конкуренция.
Конкуренция - стремление получить большую прибыль, стремление разбогатеть - заставляли капиталистов рисковать, использовать новшества (инновации). Применять в промышленных производствах новые устройства, машины, оборудование, технологии.
Возникла востребованная временем идеология капитализма - протестантизм. Религия креативности, поиска, культуры, науки, свободы и капитализма. Протестантские священники сами занимались научными исследованиями и стимулировали к этому свою паству.
Не случайно первыми вошли в капитализм наиболее образованные протестантские страны - Англия, Франция, Швейцария, Швеция и другие.
Отстали от них из христианской цивилизации католические и православные страны, а также Китай, Индия, страны Востока, Латинской Америки и другие.
Конкурентные «соревнования» цивилизаций и стран той эпохи решил накопленный человеческий капитал, его уровень и качество. У Западной цивилизации он оказался выше по стоимости и качеству и производительнее. Но в первую очередь по качеству культуры, образования и науки, определяемого более высокими инвестициями в них и процессом накопления и использования на практике знаний.
В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай по грамотности населения. И в два раза - по ВВП на душу населения.
Промышленная революция в научном отношении базировалась на развитии и достижениях математики, механики, физики, химии, экономической науки. На базе крупнейших инноваций были созданы и развивались текстильная промышленность и машиностроение.
Рост величины и качества ЧК (качества культуры, образования, здоровья, науки, предпринимательского ресурса, качества элиты и управления, качества жизни и государственных институтов и т.д.) позволил создать станки и машины, ставшие крупнейшими инновационными продуктами того времени.
Главной причиной промышленной революции стали рост знаний и появление профессионалов, способных изобретать машины и генерировать инновации. Сами машины - следствие выхода в своем развитии человеческого капитала на новую высоту, на новый уровень качества.
Особое значение в процессах развития имели ментальность и культура народа - база формирования этики труда, предпринимательства, основа качества труда. Ментальность и культура - одни из важнейших составляющих накопленного народом национального человеческого капитала.
Новые и быстро развивающиеся составляющие ЧК - общее образование и формирующееся профессиональное образование, наука, предпринимательский ресурс, конкуренция, протестантская культура и идеология жизни и труда - позволили внедрить инновации (ткацкий станок, паровая машина, насосы и другие). В свою очередь, инновации в профессиональном образовании, в экономике, в государственном управлении, в общественной жизни инициировали и обеспечили резкое повышение производительности труда.
В итоге в первой половине
19 века формировались индустриальная
экономика и общество. На этом этапе
произошли следующие
- произошло накопление
и реализация на практике
- произошла индустриализация
- механизация производств,
- в экономике и в
других сферах
- повысилось качество жизни населения; развивались культура, образование, наука и постепенно готовилась база для очередного витка ускоренного роста экономики, развития промышленности и технологий;
- происходило опережающее
развитие человеческого
Таблица 2.1. Периоды технических революций
Элементы технического прогресса |
Периоды наибольшей концентрации качественных сдвигов | ||
Конец 18 - начало 19 вв. (первая промышленная революция) |
Последняя треть 19 - начало 20 века (вторая промышленная революция) |
Середина 20 в. (третья промышленная революция - научно-техническая революция) | |
Орудия и средства труда |
Возникновение машинного производства |
Охват машинным производством основных рабочих процессов; массовое производство машин |
Формирование систем машин, комплексная механизация, автоматизация производства |
Двига- тельная сила и энергия |
Паровая машина |
Производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего |
Электрификация производства, атомный реактор, реактивный двигатель |
Предметы труда |
Массовое производство железа, чугуна |
Массовое производство стали |
Качественная металлургия, массовое производство алюминия и пластмасс |
Транспорт |
Железно-дорожный транспорт на паровозной тяге, пароход |
Дизельные суда, автомобильный и авиационный транспорт |
Развитие транспортных систем, реактивный транспорт и ракетная техника |
Средства связи и управления |
Почтовая связь |
Электросвязь (телеграф, телефон) |
Радиосвязь и электроника |
Сельское хозяйство |
Возникновение научных систем земледелия, селекция растений и животных |
Механизация сельского хоз., минеральные удобрения |
Комплексная механизация и химизация, микробиология, начало регулирования биологических процессов |
Строительство и строительные материалы |
Господство ручного труда, кирпич и дерево |
Первые строительные механизмы; цемент и железобетон |
Индустриальные методы строительства, использование новых строительных материалов и легких конструкций |
Формы организации науки |
Индивидуальная научная деятельность |
Возникновение специализированного научного труда |
Превращение науки в индустрию знаний, в отрасль экономики |
Образование |
Распространение грамотности и возникновение профессионального обучения |
Массовое общее и специальное образование |
Значительное повышение среднего уровня образования,
быстрое развитие высшего |
Источник: Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003 |
С точки зрения развития человеческого капитала, можно выделить следующие этапы промышленной революции:
1) развитие и повышение
эффективности образования,
2) появление профессионального
образования и
3) появление и развитие
На этом и последующих этапах промышленных и научно-технических революций происходило повышение мощности триады драйверов роста и развития экономики, общества и качества жизни: накопления знаний, роста интеллекта (профессионализма), генерация инноваций.
Вторая промышленная революция (последняя треть ХХ - начало ХХ веков) вершилась на базе нового витка роста качества и уровня накопленного человеческого капитала. Углубилось и приняло массовый характер профессиональное образование, развивалась и специализировалась наука, развивалась и повышалась культура народов. Вторая промышленная революция на базе развития человеческого капитала сформировала 2-4-е технологические уклады экономики, создала развитое индустриальное общество с высокой производительностью труда. Породила массовую генерацию инноваций, которые непрерывно повышали производительность труда. На базе научных исследований постепенно зарождалась в передовых странах индустрия знаний.
Третья научно-техническая революция началась с середины ХХ века и продолжается до сих пор. Она продолжила формирование 4-го уклада, сформировала в развитых странах мира 5-й технологический уклад экономики и начало 6-го, осуществила переход развитых стран к постиндустриальной экономике. Началось формирование в передовых странах экономики знаний и информационного общества. Происходит глобализация мировой экономики. Создана в развитых странах индустрия знаний, которая стала ведущей отраслью экономики.
Сергей Глазьев дал в своих работах классификацию технологических укладов экономики, приведенную в таблице 2.2.
Каждый очередной уклад
экономики был связан с соответствующим
этапом развития человеческого капитала
и с его новым высоким
Табл.2.2. Технологические уклады (ТУ) (макроциклы, длинные волны) Н.Д. Кондратьева