Регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:29, контрольная работа

Описание

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2. МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 43.15 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

2. МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят  от государственной политики. Своими действиями государство может существенно  затормозить или ускорить эти  процессы. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение  дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован  вкладывать капитал в такие отрасли  и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для  общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика  не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение  надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой  для развития предпринимательства  и экономики. Таким образом, экономика  в любой стране не может нормально  развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для  этого. 
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся  спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший  по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические  процессы. Стабилизация экономики, устойчивое развитие экономики, и поддержка  на оптимальном уровне основных макроэкономических показателей: объем ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения  стабилизации экономики государство  обязано использовать все имеющиеся  в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей  фискальной, финансово-кредитной, научно-технической  и инвестиционной политики. Если государство  не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом  и в негативном плане может  повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы. Так, например, если государство не будет  бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны.

  Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели — это хозяева; рынок — их агент, а предприятие — их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано  с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной и криминальной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики — ликвидация теневой экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции1.

Государство должно вмешиваться в  экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия  и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных  явлений и тенденций в различных  сферах экономики, которые могут  отрицательно повлиять на предпринимательскую  деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления  очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния  на экономику.

Роль государства заключается  в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения  и принятии соответствующих мер  по их устранению.

Условиями для вмешательства государства  могут быть; требования национальной безопасности; социальная напряженность  в обществе; негативные явления в  экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная  несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной  продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.); ухудшение окружающей среды и др.

Под предпосылками понимается еще  не явное проявление негативных условий  и тенденций в экономике и  других сферах человеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается  в своевременном выявлении и  устранении этих предпосылок. Это самый  лучший вариант, так как государство  еще в «зародыше» и с наименьшими  усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.

Под позитивными предпосылками  понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций  в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается  в своевременном их выявлении  и принятии определенных мер по их поддержанию. Знание условий и предпосылок  еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т. е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного  состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Государство для выполнения своих  функций и регулирования экономики использует как экономические  так и административные методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны2. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила: так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия  государства на предпринимательскую  деятельность в большей степени  подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования  экономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и  ресурсов, ценообразование, государственная  предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и  др.

Административные, т. е. методы прямого  действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы  или недостаточно эффективны при  решении той или иной задачи.

Для создания нормальных условий для  предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики  государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и  другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Фискальная политика государства. Под фискальной политикой государства  понимается регулирование экономики  посредством системы налогообложения  с целью ее стабилизации и оживления. Механизм воздействия государства  на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане  заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы  на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных  государственных программ, тем самым, оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство  может воздействовать и путем  сокращения своих доходов, т. е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится  спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Государственная система налогообложения  самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего  предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для  расширенного воспроизводства, но и  для простого воспроизводства. Система  должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для  предприятий, которые функционируют  в желательных для государства  сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех  предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства  должна стимулировать предпринимательскую  деятельность в наращивании выпуска  продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а, следовательно, к замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов  управления, так как государство  может запаздывать в своих  действиях.

В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и  саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в  экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилизаторам можно автоматически осуществить  изменение налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и  др. В качестве подобного стабилизатора  может быть прогрессивная система  налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.

Бюджетная политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике.

Под финансово-кредитной политикой  понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие  от бюджетной, кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с  помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с  инфляцией. Суть этой политики состоит  в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский  и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости  от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или  сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает  большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно  влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи  своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что  может стимулировать экономический  рост. Если государство борется с  инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым, уменьшая в обороте  денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная  и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно, и сбалансировано, ибо только в  этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Ускорение научно-технического прогресса  является важнейшим фактором подъема  экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Амортизационная политика. Она является составной частью общей научно-технической  политики государства. Устанавливая нормы  амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем  самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь  скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной  политики государство должно придерживаться следующих принципов:

Информация о работе Регулирование предпринимательской деятельности