Корпоративное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:57, лекция

Описание

Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО_лекции.doc

— 907.50 Кб (Скачать документ)

Важнейшим фактором в развитии регулирования  деятельности корпорации, связанным  в первую очередь с эффективной  организацией экономической деятельности, является состояние корпоративного управления в компании.

Глобальное мировое пространство стремится к выработке общих принципов корпоративного права, современным отражением которых являются Принципы корпоративного управления, представленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подписанные министрами на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26 - 27 мая 1999 г.

Разработанные с участием основных институтов корпоративной политики, они не носят обязательного характера  и не преследуют цель давать детальные  рецепты для национального законодательства. Важен учет интересов членов корпоративного объединения: права акционеров, равное отношение к акционерам; роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией; раскрытие информации и прозрачность; обязанности правления.

Тенденции к корпоратизации наглядно отражаются в стремлении многих государств и корпораций самостоятельно определять выгодные для себя правила корпоративной деятельности. Итогом такой работы стало принятие около 90 кодексов корпоративного управления. К числу таких документов можно отнести Основные принципы и направления корпоративного управления (США, 1998 г.), Обобщенный кодекс (Великобритания, 1998 г.), Кодекс корпоративного управления (Германия, 2002 г.), Кодекс корпоративного поведения (Италия, 1999 г). В разных странах кодексы корпоративного поведения имеют различный регулирующий характер.

 

1.2. История развития корпораций  в России

 

История корпораций в России по сравнению с иностранным опытом занимает незначительный отрезок времени. Типичная корпоративная форма предпринимательства  появляется только в XVII - XVIII вв., когда начинается стремление к унификации российского законодательства с европейским правом. Возникают первые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере). Купцам предписывалось торговать сообща, торговыми компаниями и с общего дохода платить налоги в казну. Развитие мануфактур, строительства, финансовой сферы достаточно активно подталкивало предпринимателей к накоплению опыта корпоративных объединений. Происходит быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности.

Дальнейший толчок в  развитии корпораций определил промышленный переворот на рубеже XIX века. Индустриализация повлекла необходимость использовать крупный капитал, что органично  вписывалось в акционерную форму организации сложного производства. Быстрыми темпами рос приток иностранных инвестиций, способствующих развитию и расширению отдельных отраслей в экономике.

В начале XX в. российское законодательство предоставило возможность свободно создавать корпорации через институт "явочного" порядка, появились новые правовые формы торгово-промышленных предприятий (тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества).

После 1917 г. развитие корпоративных  форм замедлилось, а впоследствии всеобщая национализация акционерных компаний надолго исключила из гражданского оборота корпоративные формы объединений. Начинался период государственно-плановой экономики с присущими ей формами ведения хозяйственной деятельности. Несмотря на наличие в законодательстве (Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.) раздела, посвященного акционерным обществам (паевым товариществам), подобная юридическая конструкция была отвергнута советским государством в эпоху господства государственной собственности. Возврат к использованию организационно-правовых форм дореволюционной экономики произошел под влиянием экономических и политических преобразований в конце 80-х гг. под влиянием нехватки в законодательстве частно-правовых форм хозяйствования.

Потребность пересмотра нормативной  базы СССР была продиктована созданием  экономики рыночного типа, определяющей развитие частного сектора через  реформу собственности.

Первый период развития корпоративного законодательства - период зарождения. Он начался с конца 80-х гг. и характеризуется отказом от государственной монополии на средства производства.

Второй период развития корпоративного законодательства - этап становления (конец 1990 г. - конец 1994 г.). Он характеризовался тем, что постепенно основную роль начинали играть не трудовые коллективы, а собственники предприятия.

Третий период развития корпоративного законодательства - с  конца 1994 г. (принятие нового ГК РФ) до начала 2005 г., в ходе которого сложилась современная система корпоративного законодательства. В ГК РФ было произведено упорядочение видов организационно-правовых форм юридических лиц, одновременно были установлены отношения собственности - юридическое лицо являлось единым и единственным собственником своего имущества (за исключением госпредприятий и учреждений, которые не являются корпоративными образованиями). Предприятие по общему правилу было объявлено не субъектом, а объектом гражданских прав.

При этом основным рычагом, способствующим соответствующим изменениям, явилась переориентация имущественной основы деятельности предприятий и переход их в новые организационно-правовые формы. В этой связи интересной представляется аналитическая работа А.Д. Рыдыгина "Реформа собственности в России", где автором показываются причины и этапы смены экономической формации Российского государства.

В рамках реформирования отношений  собственности в переходный период основным звеном явилось создание юридических  лиц - частных компаний, представляющих основу всех преобразований. Многообразие организационно-правовых форм, представленных в новом гражданском законодательстве, повлекло формирование правовой базы, необходимость детального их регулирования.

В итоге, в середине 90-х  гг. были приняты основные акты - Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах".

Развитие корпоративного права в России достигло в настоящее  время достаточно высокого уровня: разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

 

1.3. Современные тенденции корпоративного  права

и корпораций

 

В одних государствах преобладает  корпоративное саморегулирование  деятельности организаций-корпораций, в других - государственное. Как правило, в первом случае не существует кодифицированного корпоративного законодательства, государственное регулирование носит фрагментарный характер. В других государствах корпоративное саморегулирование дополняет законодательство, но не является основным источником корпоративного права.

В Российской Федерации  сложившееся соотношение государственного и корпоративного правового регулирования  можно охарактеризовать как соотношение  основного и вспомогательного регуляторов.

Во многом объем государственного вмешательства в сферу деятельности корпораций определяется стремлением  обеспечить публичные интересы (экология, ограничение монополизма, развитие конкуренции и т.п.), что обусловливает  и методы регулирования экономических отношений. Достижение экономического результата как универсальная цель деятельности любой корпорации не может быть противопоставлено общественным интересам. В России наряду с увеличением частноправового массива наметилась тенденция к повышению роли корпоративного (локального) регулирования.

Современная фаза реформ и тенденции  развития корпоративного законодательства переживают период необходимости преобразований. Стало очевидно, что заложенная в ГК РФ система корпоративного законодательства несовершенна: между ГК РФ и специальными законами, а также между самими специальными законами существует множество противоречий, дублирующих положений, пробелов. Наличие отдельных законов позволяло и позволяет создавать совершенно новые организационно-правовые формы в интересах узких групп лиц (например, некоммерческое партнерство и др.), что привело к нарушению имущественных прав участников как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Произошло осознание того, что корпоративное  законодательство надо совершенствовать. К числу соответствующих мер  отнесена разработанная Министерством  экономического развития и торговли РФ Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. (с учетом вносившихся в нее изменений одобрена Правительством РФ - раздел II Протокола от 18 мая 2006 г. N 16).

Современное стремление законодателя приблизить режим деятельности отдельных  организаций к нормативной базе юридических лиц, признаваемых корпорациями, отражает государственную политику в корпоративном секторе.

Правовое регулирование организации  и деятельности корпораций, и, прежде всего, корпораций с участием государственного капитала наряду с законодательными актами осуществляется также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Нельзя оставлять без внимания тот факт, что регулирование гражданско-правовой сферой многих публичных институтов получает в настоящее время вектор децентрализации социальных отраслей управления.

Например, государство утрачивает публичный интерес в бюджетной  сфере, что означает также и смену  инструментов ее правового регулирования. Объясняет этот процесс то, что  стимулирование эффективности экономики  напрямую зависит от хозяйственной активности участников рыночных отношений, которая в полной мере может быть основана на частной инициативе и частно-публичной основе. В полной мере это относится к процессу приватизации государственных (муниципальных) предприятий. В свою очередь, акционирование предприятий, основанных на публичной форме собственности, ведет к расширению корпоративного сектора, усилению роли частного элемента в экономике.

Интересно в этом смысле провести параллель с корпоратизацией  в форме акционирования. Участие государства как собственника активно проявляется в компаниях акционерного типа, в уставном капитале которых наряду с частными имущественными вкладами заметное, а иногда и преобладающее влияние имеет доля публичного имущества. В результате такого участия в деятельности юридических лиц, имеющих вполне конкретные цели, государство выступает не только регулятором экономических процессов, но и активным их участником.

Примером в этой ситуации может  служить период приватизации государственного имущества, когда акционирование государственных предприятий проходило с участием представителей публичного собственника, что обеспечивалось на начальном этапе специальным правом Российской Федерации (имеется в виду "золотая акция"), а сейчас наличием контрольного пакета акций крупнейших компаний в руках государства.

Несмотря на то что государство  в таких случаях выступает  на равных с иными субъектами права, корпоративный смысл подобных образований  от этого не утрачивается.

В свою очередь, новые подходы в  организации государственных учреждений с успехом перенимают опыт регламентации юридических лиц, конституция которых, например автономного учреждения, в большей степени ориентирована на корпоративное образование.

В аспекте развития новых форм корпоративных  образований автономное учреждение являет собой синтез целевой направленности с элементами баланса интересов. Представляющее тип государственного (муниципального) учреждения автономное учреждение во многом восприняло черты организаций корпоративного типа. В основе деятельности учреждений лежит отсутствие имущественного компонента. Использование имущества допускается лишь с согласия учредителя и лишь только для достижения целей учреждения.

Имущественная автономия предполагает обособление и наличие собственного имущества учреждения при сохранении имущественной базы, переданной публичным собственником. Такой двойной режим имущественной сферы автономного учреждения определяет принципы структурной организации корпоративной направленности.

Исходя из современных представлений о корпоратизации вряд ли можно подвергнуть сомнению корпоративный дух акционерных обществ, юридическая конструкция которых в полной мере отвечает признакам корпорации.

По типу акционерных компаний, в  которых государство выступает  их собственником в части принадлежащих им на праве собственности ценных бумаг (акций), в автономных учреждениях также формируется корпоративный элемент имущественного участия в их деятельности. Модель имущественных отношений собственника и учреждения приближает режим оперативного управления к праву собственности автономного учреждения на приобретаемое им имущество.

Во многом наличие собственной  имущественной базы автономного  учреждения определяет и новое построение принципов имущественной ответственности, при которой главный признак имущественных отношений учреждений - субсидиарная ответственность собственника (учредителя) утрачивается, что еще раз подтверждает корпоративный подход в решении вопроса о принципах построения ответственности при участии автономного учреждения в гражданском обороте.

Информация о работе Корпоративное право