Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:57, лекция
Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.
Отдельной особенностью является представление
организационного единства автономного
учреждения в форме контрольного
органа управления - наблюдательного
совета, созданного по типу корпоративной
организационной структуры
Несмотря на представление корпоративных образований как субъектов, лишенных публичного начала, в части акционерных обществ, основанных в том числе и на государственной (публичной) собственности, и автономных учреждений следует признать их корпоративную сущность. Таким образом, развитие корпоративной формы связывается в первую очередь не с необходимостью расширить количество организационно-правовых форм юридических лиц, а с совершенствованием содержания деятельности уже существующих, где отдельные черты "корпоративной организации" уже имеют определенные сочетания в практике построения новых видов организационных и общественных отношений.
Становление и расширение юридических лиц во всех сферах экономической жизни являет собой изменение соотношения частного и публичного интереса в области регулирования деятельности организаций. Постепенное увеличение частноправового массива приведет к необходимости по-иному взглянуть на сферу нормативного регулирования юридических форм бизнеса. В настоящее время, на фоне процессов глобализации и концентрации капиталов отдельных кампаний, приходится вести речь о корпоратизации юридических лиц как неизбежном и очевидном правовом и экономическом явлении.
Вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте происхождение и развитие терминов "корпорация" и "юридическое лицо".
2. Дайте характеристику
3. Каково соотношение терминов "корпорация" и "юридическое лицо"?
4. Как развивались корпорации во Франции?
5. Каково современное развитие корпораций и корпоративного права (за рубежом и в России)?
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА
2.1. Понятие корпоративного права.
2.2. Предмет корпоративного права.
2.3. Метод корпоративного права.
2.4. Структура корпоративного
2.1. Понятие корпоративного права
Корпоративное право является комплексной
правовой отраслью, регулирующей особый
вид правоотношений на основании
принципов и методов
Особая роль корпоративного права - связь между государственным (публично- или частноправовым) и корпоративным регулированием.
Особенность корпоративного права - тесная
и неразрывная связь с
Корпоративное право можно представить как совокупность гражданско-правовых норм, а также локальных корпоративных норм, регулирующих корпоративные отношения с учетом императивных требований гражданского законодательства, специфики организационных форм корпоративных отношений, особенностей конкретного корпоративного объединения.
С позиции экономико-правового представления о регулировании корпораций корпоративное право - это:
1) составная часть гражданского
права; совокупность
2) система правил, установленных
собственником или
Корпоративное право - это система правил и норм поведения, которые разработаны и приняты в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации.
Поэтому корпоративное право можно
еще назвать
Более узкое понимание корпоративного права находит отражение, например, в США и Канаде, которые традиционно используют акционерную форму ведения бизнеса и оформляют ее регулирование в акционерное право, т.е. систему правил поведения, регулирующих отношения, складывающиеся внутри акционерного общества - предприятия, уставный капитал которого разделен на акции.
В Российской Федерации корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ. Корпоративное право РФ - статусное право, закрепляющее статус хозяйственных организаций.
Основные принципы корпоративного права:
- отделение собственности от управления;
- разделение компетенции
- добросовестность и разумность;
- баланс интересов участников корпоративных отношений.
Эти принципы являются по существу проявлениями принципов самого гражданского права (равенства, неприкосновенности собственности и т.д.).
Корпоративное право - это система общеобязательных для данной корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорацией и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.
Таким образом, корпоративное право - это межотраслевой правовой институт, включающий в себя нормы гражданского, предпринимательского, трудового, административного, финансового и налогового права, регулирующий общественные отношения, связанные с различными сторонами деятельности корпорации.
2.2. Предмет корпоративного права
Предмет корпоративного права составляют корпоративные отношения - различные виды общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании.
Все общественные отношения, условно подразделяемые на политические, экономические, социальные (социально-культурные, социально-бытовые), в разной мере допускают как централизованное, так и корпоративное регулирование.
Корпоративные отношения являются гражданскими правоотношениями и соответственно регулируются нормами права.
В широком смысле под корпоративными правоотношениями можно понимать правоотношения, возникающие в связи с осуществлением корпоративной деятельности, т.е. правоотношения, возникающие как внутри корпорации, так и вне ее, связанные с участием (деятельностью) корпорации. Причем "корпоративная деятельность" предполагает различный характер ее направлений в связи с участием организации в различных правоотношениях, регулирование которых осуществляется различными правовыми институтами в зависимости от характера соответствующих отношений.
По сути, такое представление
о природе корпоративных
Как и любые другие, корпоративные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и обязанностей их участников.
Содержание корпоративных отношений составляет взаимодействие их субъектов.
Корпоративные отношения отличает специфичность субъектного состава, которая выражается в том, что одним из субъектов всегда является корпорация, а другим (другими) - ее участники. Субъекты корпоративных отношений - это одновременно субъекты корпоративного права, реализующие предоставленные им корпоративными нормами права и обязанности через конкретные правоотношения.
Соответственно, субъекты корпоративных правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая означает способность определенного лица выступать в качестве субъекта корпоративного права РФ и участника корпоративных правоотношений.
Сочетание триады правосубъектности (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности) позволяет признать лицо, обладающее ими, субъектом корпоративного права.
Особенностью субъектов корпоративного права (коллективных и индивидуальных) является реализация частной правосубъектности.
Корпоративные правоотношения имеют закрытый характер, так как возникают только между участниками конкретной организации, и строятся на основе членства. Например, участники имеют возможность влиять на формирование воли юридического лица, созданного ими, и одновременно воли своего контрагента, что нетипично для гражданско-правовых отношений в целом и определяет специфику отношений членства.
Гражданское общество связано с корпоративным правом в силу того, что их интересует один и тот же субъект; интересы гражданского общества в первую очередь направлены на защиту интересов частных субъектов, в том числе граждан и организаций, интересы корпоративного права - на защиту интересов корпоративных субъектов. Отсюда и близость предмета корпоративного права именно как частного правового массива, в котором диспозитивные нормы и принципы регулирования изначально (априори) определяются как основные. На этом, собственно, и строится структура и природа правовых норм и опосредуемых ими общественных отношений.
Поскольку корпоративное право РФ - это часть гражданского права РФ, то для него характерно использование институтов последнего применительно к своим объектам регулирования, с учетом положений ГК РФ.
Примером объекта могут
Существующие в литературе мнения
сходятся в том, что составная
часть корпоративных отношений -
это внешние отношения
Корпоративные отношения опосредуют не только действия, связанные с корпоративным управлением, но и динамику корпораций (создание, реорганизация, ликвидация хозяйственного общества, финансирование деятельности, распределение его прибыли и т.п.).
Иначе говоря, корпоративные отношения
как имущественные отношения
органично вписываются в
Корпоративные отношения являются сложноструктурными, объединяют интересы множества лиц, так или иначе связанных с деятельностью хозяйственного общества и противостоящих друг другу.
Говоря о природе
В советский период корпоративные отношения вообще не признавались отдельной разновидностью правоотношений и рассматривались в рамках либо колхозных правоотношений, либо правоотношений, складывавшихся внутри общественных организаций. Рост кооперативов и появление в имущественном обороте других корпораций определил интерес и к изучению юридической природы корпоративных отношений.
В науке сложилось представление о корпоративных отношениях как об особом виде гражданских правоотношений. Действительно, эти отношения возникают между субъектами гражданского права (юридическими лицами - корпорациями и их участниками), имущественно обособленными, независимыми и самостоятельными, несмотря на некоторую деформацию принципа свободы воли, строятся на основе принципов гражданского права.
Частный интерес в корпоративных отношениях реализуется в воле большинства, что в некотором смысле деформирует принципы гражданского права (например, свободу воли).
Корпоративные (членские) отношения часто характеризуются как организационные, которые, по общему правилу, входят в предмет регулирования административного права. Однако природа таких отношений несколько иная.
Деятельность корпораций преследует экономическую выгоду, интерес, направленный на получение прибыли. Поэтому экономическая составляющая в формировании содержания корпоративных отношений имеет немаловажное значение для корпорации, а конкретные корпоративные отношения направлены на формирование структуры предприятия, органов управления, распределение рабочей силы, оплаты труда работников, приобретение необходимого имущества и его рациональное использование. Решающее значение имеет характер выполняемой деятельности, степень сложности которой определяет характер перечисленных выше отношений.