Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:33, лекция
1.1. Сущность коммерческой деятельности и характеристика основных ее элементов
Коммерческая деятельность в торговле представляет совокупность последовательно выполняемых торго-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли.
Организация хранения товаров
Правильная технология хранения
товаров на складе предусматривает,
во-первых, рациональное их размещение
и укладку, и, во-вторых, создание и поддержание
оптимальных условий хранения. Размещение
и укладка товаров зависят от принятого
на складе способа хранения. Например,
картофель и овощи хранятся навалом в
специальных закромах. Этим же способом
можно хранить незатаренную соль.
Наливные товары (олифа, бензин, растительное
масло и др.) хранят в баках, бочках, цистернах.
Для хранения многих продовольственных
и некоторых непродовольственных товаров
применяются контейнеры. В них товары
могут доставляться непосредственно в
магазины. Использование специальных
контейнеров-вешал позволяет сохранить
товарный вид перевозимой в них одежды.
Чаще всего на общетоварных складах применяют
два способа хранения товаров — стеллажный
и штабельный.
Стеллажный способ укладки используют
для хранения товаров как в упакованном,
так и в распакованном виде. Предварительная
укладка товаров в транспортной таре на
поддоны позволяет разместить их на полках
стеллажей с помощью различных подъемно-транспортных
механизмов: электроштабелеров, электропогрузчиков,
различных кранов и др. Так, применение
высокостеллажных электроштабелеров
с вилочным захватом, которые способны
выполнять работу по складированию на
высоте 10-12 м и более, позволяет максимально
использовать емкость складских помещений.
Организация и технология отпуска товаров со склада
К операциям по отпуску товаров со склада относят:
• оформление продажи товаров оптовым покупателям;
• отборку товаров с мест хранения;
• перемещение товаров в зону
комплектования заказов покупателей;
• комплектование заказов и упаковку (укладку в тару-оборудование);
• помаршрутное комплектование партий товаров;
• перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;
• погрузку автотранспорта,
контейнеров, вагонов. Оформление продажи
товаров оптовым покупателям производится
в зале товарных образцов.
Основанием для отборки товаров с мест
хранения служат отборочный лист или счет-фактура,
которые должны быть оформлены таким образом,
чтобы последовательность записи в них
товаров соответствовала порядку размещения
их в секциях стеллажей, в штабелях или
на вешалах. Такой порядок оформления
отборочного листа (счета-фактуры) значительно
облегчает отборку товаров работниками
склада.
Существуют два метода отборки товаров:
индивидуальный (для одного покупателя)
и комплексный (для группы покупателей).
Комплексная отборка предусматривает
отбор товаров с мест хранения одновременно
для нескольких покупателей по сводному
отборочному листу, что позволяет рациональнее
организовать документооборот, более
эффективно использовать технику, повысить
производительность труда работников
склада.
Определение технико-экономических показателей работы склада
Оценить эффективность функционирования
склада можно с помощью ряда технико-экономических
показателей. Важнейшим показателем,
характеризующим работу склада, является
оптово-складской товарооборот. С
его помощью отражается на только
общий объем продажи товаров со склада,
но и его структура по отдельным товарным
группам.
Вторым важным показателем является грузооборот
склада, который выражается количеством
переработанных тонн груза по отпуску
товаров. Может быть выражен и в других
единицах (кубических метрах и т. д.). Годовой
грузооборот склада в тоннах рассчитывается
по формуле Гг = T ос/Ст где Гг — годовой
грузооборот, т;
Тос — годовой оптово-складской товарооборот, руб.;
С, — средняя стоимость
1 т груза, руб.
Этот показатель служит исходным
показателем для расчета
Себестоимость складской переработки
1 т груза можно определить по формуле : С1=Рэ/Гг,
Раздел4 Коммерческая деятельность на предприятиях розничной торговли
4.1Понятие розничной торговли
Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям. Это конечный этап каналов сбыта. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли продажи, поскольку потребители приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, ателье и др.
Розничная торговля осуществляет ряд функций:
- исследует конъюнктуру,
сложившуюся на товарном рынке;
- определяет спрос и
предложение на конкретные
- осуществляет поиск товаров,
необходимых для розничной
- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
- осуществляет оплату
товаров, принятых от
- проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
- оказывает поставщикам
и потребителям транспортно-
Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную и посылочную.
Стационарная торговая
сеть – наиболее
Создаются магазины, торгующие
товарами по каталогам.
Немалые потенциальные
возможности имеет организация
продажи товаров через
Передвижная торговая
сеть способствует приближению
товара к покупателю и
Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продукцию производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, подшипники и др.).
Т.О. Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям.
4.2Виды розничных торговых предприятий
Розничные торговые
предприятия можно
1. По формам собственности
а) независимый розничный торговец (располагает только одним магазином и предлагает персональное обслуживание, удобное месторасположение и непосредственный контакт с потребителями);
б)торговая сеть(совместное владение рядом розничных точек с использованием системы централизованных закупок и принятий решений; характеризуется специализацией, стандартизацией и сложной системой управления);
в) розничные франшизы(
г) арендуемый отдел (это отдел в розничном магазине обычно универсальном или магазине сниженных цен);
д) кооператив (создается
розничной торговлей или
2. По структуре стратегии розничной торговли:
а) по времени работы – дежурный магазин (обычно представляет собой удобно расположенный магазин с ограниченным ассортиментом и с продолжительным временем работы);
б) по ассортименту обслуживания:
- обычные универсамы (супермаркеты
– продовольственные магазины
с рядом отделов, сочетают
- супермагазины (
- специализированные магазины
(концентрируются на продаже
- магазины разнообразного
ассортимента (торгуют широким набором
товаров по низким и средним
ценам: канцтоварами, простыми бытовыми
изделиями, предметами
- универмаги (продается широкий ассортимент товаров: одежда, белье, мебель, радио, бытовая техника и т.д.);
- полноассортиментные магазины
сниженных цен (
в) по сниженным ценам (выставки каталогов товаров; товары хранятся в служебных помещениях, и их ассортимент весьма ограничен).
3. Немагазинная розничная торговля – деятельности магазинов, не связанных с использованием традиционной торговли:
а) торговые автоматы;
б) прямые продажи на дом;
в) прямой сбыт (потребитель не вступает в личный контакт, а делает покупку на основании информации почтовой или телефонной рекламы, радио, телевидения и журналов).
Т.о. виды розничных торговых
предприятий можно
4.3Основные форматы розничной торговли
Категория специализированных
и неспециализированных ритейлоров
– относительно простой выделения
различных типов торговых предприятий.
Однако, с точки зрения потребителя,
коммерческая привлекательность