Лекции по "Коммерческой деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:33, лекция

Описание

1.1. Сущность коммерческой деятельности и характеристика основных ее элементов
Коммерческая деятельность в торговле представляет совокупность последовательно выполняемых торго-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли.

Работа состоит из  1 файл

лекционный материал по дисциплине Коммерческая деятельность.docx

— 131.43 Кб (Скачать документ)

 Прибыль в торговле  является денежным выражением  стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом  работников торговли, которые заняты  продолжением процесса производства  в сфере торгового обращения,  а также части прибавочного  продукта созданного трудом работников  других отраслей народного хозяйства  (промышленности, сельского хозяйства,  транспорт и др.) и направляемого  в торговлю через механизм  цен на товары, тарифов, торговых  надбавок как плата за реализацию  товаров (продукции, услуг).            

 Прибыль  измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заёмного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.         

 Прибыль представляет  собой конечный финансовый результат  хозяйственной деятельности предприятия.  Однако финансовым результатом  может выступать не только  прибыль, но и убыток, возникший,  например, по причине чрезмерно  высоких затрат или недополучения  доходов от реализации товаров  в связи с уменьшением объёма  поставок товаров, снижением покупательского  спроса.       

 В упрощенном виде  прибыль — это разность между  валовым доходом и издержками  обращения предприятия. Такую  прибыль принято называть бухгалтерской  (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.          

 Часть затрат предприятия  осуществляет за счёт прибыли,  и поэтому не включает их  в издержки обращения.          

 Все затраты предприятия,  учитываемые как в составе  издержек обращения, так и относимые  на прибыль, в сумме образуют  экономические издержки, поскольку  они характеризуют совокупность  действительных расходов торгового  предприятия. Экономические издержки  по количеству и объёму больше  издержек обращения. Соответственно  издержкам прибыль может быть  экономической. Бухгалтерская ( валовая)  прибыль - это разность между  валовым доходом и ИО. Экономическая  прибыль - это разность между  ВД и ИО. Экономическая прибыль  между ВД и экономическими  издержками. Экономическая прибыль  меньше бухгалтерской на величину  затрат, не учитываемых в составе ИО. Цель любого торгового предприятия на рынке – получения максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия(предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).        

 В процессе анализа  результатов работы торгового  предприятия применяются различные  значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль  от реализации основных фондов  и иного имущества; валовая  (балансовая) прибыль; чистая прибыль  (прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия); налогооблагаемая прибыль;  прибыль от прочей деятельности  предприятия. Различия понятия  прибыли определяется их экономическим  содержанием и положениями законодательства  о налогообложении прибыли предприятий.           

 Прибыль (убыток) от  реализации товаров определяется  как разность между валовым  доходом от реализации товаров  (без учёта налога на добавленную  стоимость) и ИО.

При определении прибыли  от реализации основных фондов и иного  имущества учитывается разница (повышение) между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимости этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в  порядке, установленном Правительством РФ. При этом понятие «остаточная  стоимость имущества» рассматривается  применительно к основным фондом, нематериальным активам, малоценным и  быстроизнашивающимся предметам, а  первоначальная стоимость - 

для прочего имущества.

В  состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, ( уплаченные, полученные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги).

В зарубежной практике доход, полученный в виде дивидендов (процентов) на вложенный в банк капитал, называется доходом на капитал и не является прибылью в сугубо экономическом  смысле слова.

Валовая (балансовая) прибыль  характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и педставляет собой  сумму прибыли (убытка) от реализации товара, основных фондов, иного имущества  и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономическому значению балансовая и валовая прибыль  тождественны.

Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной  деятельности предприятия. Именно прибыль  на практике отражает экономическую  категорию «прибавочная стоимость», которая соответственно и подлежит распределению между предприятиями  и государственным бюджетом.

Чистая прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

В экономической литературе, особенно зарубежной, чистую рассматривают  как экономическую ренту. Однако понятие экономической ренты  больше присуще творческой деятельности, где проявляется особый талант, а  не предпринимательской и тем  более не коммерческой деятельности. Между процессами поиска прибыли  и ренты имеется чёткое разграничение. Поиск прибыли обычно ассоциируется  с предпринимательской (коммерческой)  

деятельностью. Предприниматели  и коммерсанты изучают прибыль  путём выявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и экономии расходов.

Главное препятствие, с которым  сталкивается торговое предприятие  в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, — это рост расходов, связанных с увеличением  налоговых платежей в бюджет и  обязательных отчислений в различные  вне бюджетные фонды, т.е. налогового бремени.

Рассмотрим понятие и  порядок формирования налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемой  прибыли - это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.

При исчислении налогооблагаемой прибыли из валовой прибыли торгового  предприятия исключаются:

доходы от делового участия  в деятельности других предприятий ;  

дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговому предприятию;

доходы, подлежащие налогооблажению  по особым ставкам (доходы от аренды, проката  видео- и аудиокассет и записи на них); 

прибыль от посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к посреднической деятельности).

Указанные суммы не исключаются  из валовой прибыли потому, что  такие доходы облагаются налогом  по установленным ставкам у источника  их выплаты.

4.16Показатели рентабельности торгового предприятия

Прибыль  - это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия,  но и оценить другие стороны его деятельности.

Нормой прибыли считается  показатель рентабельности, исчисленный  процентным отношением суммы чистой прибыли к объёму товарооборота  или стоимости всего капитала.

Расчёт общей экономической  рентабельности (прибыльности) торгового  предприятия выполняется по формуле   

          

 Ро = П/Т*100  

 

Где Р0  - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;

П - сумма прибыли (валовой  или чистой);

Т - объём товарооборота (без  НДС).

Данная формула расчёта  применима и для определения  прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразовав эту формулу  путём умножения и деления  на показатель товарооборота, получим  два показателя: рентабельность товарооборота (продаж) и оборачиваемость капитала:  

 

Ро  = П/К*Т/Т = П*Т/Т*К = П/Т*Т/К или Ро  = Рт*Ок  

 

Где Рт  - рентабельность товарооборота (продаж);

Ок - оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов).

Рентабельность товарооборота (продаж) (Рт) отражает зависимость между  прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы  проданного товара. Поскольку бухгалтерский  учёт хозяйственных операций ведется  в денежном выражении, то коэффициент  рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. руб. проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.

Коэффициент прибыльности продаж (П/Т) характеризует  долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия.

Оценка чистой рентабельности продаж имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора  о вложении средств в капитал  торговой фирмы путём покупки  её ценных бумаг.

Показатель рентабельности товарооборота называют коммерческой маржой. Выражается она в процентах, и её величина колеблется от 5 до 30% в  зависимости от характера и объёма деятельности торговой фирмы.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота  к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на 1тыс. руб. вложенного капитала. Чем выше объём  товарооборота, тем больше число  оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость  капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени  оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Регулирование общей экономической  рентабельности сводится к воздействию  на оба составляющих её показателя- рентабельность продаж и оборачиваемость  капитала.

Для характеристики эффективности  использования собственного капитала (Кс) ?):

Рк = П/Кс.

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет важное значение для акционеров торгового  предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход  от вложения средств в акции и  другие ценные бумаги. На основе данного  показателя можно определить период (число лет) в течении которого полностью окупаются средства, вложенные  в акционерное торговое предприятие(1/Рк).  

Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100:

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и  оборотных средств для расчёта  уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых  подчёркивает определённый аспект результатов  деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленной  отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих  затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно  влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых  на предприятии работников, характеризует  эффективность использования рабочей  силы и показывает размер полученной прибыли в расчёте на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли  по отношению к фактической сумме  затрат на оплату труда с учётом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в  пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой  и чистой прибыли, полученной в расчёте  на 1тыс. руб. средств, израсходованных  на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала  предприятия, тем, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует  о повышении эффективности использования  рабочей силы. Здесь непосредственно  проявляется принцип: с меньшей  численностью работников - больший  эффект. Кроме того, имеется возможность определить зависимость достигнутых результатов хозяйственной деятельности предприятия от результата труда каждого работника.

Информация о работе Лекции по "Коммерческой деятельности"