Поддержка предпринимательства в Тульской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать проблемы в области государственной поддержки предпринимательства и выработать рекомендации по их устранению. Предмет исследования – государственная поддержка предпринимательства. Объектом исследования является предпринимательство Тульской области.

Работа состоит из  1 файл

Выпускная работа .docx

— 80.66 Кб (Скачать документ)

 

 

 



 

АННОТАЦИЯ

 

Цель  работы – проанализировать проблемы в области государственной поддержки предпринимательства и выработать рекомендации по их устранению. Предмет исследования – государственная поддержка предпринимательства. Объектом исследования является предпринимательство Тульской области.

 Для  достижения данной цели были  сформулированы следующие задачи:

- Проанализировать имеющиеся формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России;

- Отследить развитие и становление законодательной базы регулирования предпринимательства в России;

- Исследовать состояния государственной поддержки предпринимательства и выявить проблемы в Тульской области;

- Разработать  основные направлений по совершенствованию государственной поддержки предпринимательства в Тульской области;

В работе были использованы следующие методы исследования – анализ, синтез, дедукция, индукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

Глава 1. Сущность и методы государственной  поддержки предпринимательства                                                                                            4

1.1. Сущность государственной поддержки  предпринимательства                 4

    1.1.1. Предпосылки государственной  поддержки предпринимательства   4

    1.1.2. Становление государственной  поддержки предпринимательства     7

    1.1.3. Формы государственной поддержки предпринимательства              16

    1.1.4. Инфраструктура поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства                                                                                            20

1.2. Методы государственной поддержки  предпринимательства                    22

    1.2.1. Финансовая поддержка                                                                           22

       Льготное кредитование                                                                                  22

       Государственные  программы поддержки – гранты и субсидии                26

       Налогообложение                                                                                           28

    1.2.2. Имущественная поддержка                                                                    31

    1.2.3. Информационная поддержка                                                                 33

    1.2.4. Поддержка в области  подготовки, переподготовки  и повышения  квалификации кадров                                                                                          34

    1.2.5. Участие в государственных  закупах                                                     36

Глава.2 Поддержка предпринимательства  в Тульской области                       37

    2.1. Состояние и проблемы государственной поддержки предпринимательства в Тульской области                                                         37

    2.2 Социально-экономическая  эффективность долгосрочной целевой программы                                                                                                             43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     45

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственная поддержка предпринимательства  представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а  также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. 

Эти цели достигаются, если государство стимулирует  изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные  интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение  различных слоев и групп населения  к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику  удовлетворения потребности в продуктах  и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

С точки  зрения предпринимателя именно государство  должно создавать условия, в которых  он сможет эффективно достигать своих  целей  - максимизации прибыли, эффективности  инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.

С точки  зрения государства предприниматель  призван обеспечить реализацию целей  и интересов более высокого порядка - рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая  помощь и т.п.

В области  пересечения целей и интересов  государства и бизнеса может  осуществляться эффективная государственная  политика. Отсюда вытекает стратегия  и тактика государства по отношению  к предпринимательству.

 

 

 

Глава 1. Сущность и методы государственной поддержки предпринимательства

1.1. Сущность государственной поддержки  предпринимательства

 

1.1.1. Предпосылки государственной  поддержки предпринимательства.

 

На развитие предпринимательства оказывают  влияние очень многие факторы, такие  как, экономическое положение в  стране и регионах, политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью  развития общества и государства, правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики,  стабильность национальной денежной единицы, государственное регулирование и поддержка предпринимательства, и многое другое. Важно то, что многие факторы, так или иначе, зависят от государства. Государство имеет возможность использовать многие инструменты воздействия на предпринимательство для достижения своих целей.

На развитие предпринимательства влияют следующие  экономические инструменты:

уровень ставки рефинансирования;

уровень инфляции;

число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры  налоговых ставок;

уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм);

уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий;

недопущение установления монопольно высоких или  монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих  субъектов, ограничивающих конкуренцию  на товарных рынках.

В практике многих стран крупные частные  компании полностью отвечают за результаты своей предпринимательской деятельности, и лишь для спасения от банкротства  им в исключительных случаях может  предоставляться правительственный  кредит или субсидии (субвенции). Иное отношение государства к малому и среднему предпринимательству. Поэтому, говоря о государственной поддержке предпринимательства, прежде всего, подразумевается поддержка малого предпринимательства. Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. (8, с.147)

Таблица 1

. Поддержка предпринимательства.(12)

№ п/п

Вид предпринимательства

Направление государственной поддержки

1

Крупное

1. Антимонопольная поддержка

Снижение тенденции к монополизации  крупных производств и отраслей, ограничение монополизации, направленное на ограничение слияния крупных  фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших  фирм, не использование патентов.

2

Среднее и малое

1. Финансовая поддержка 

Формирование государственных  программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых  и амортизационных льгот и  т.д.

2. Материально-техническая поддержка 

Различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопраков  и т.д.

3. Консультативная и информационная  поддержка 

Обеспечение доступа к  техническим библиотекам, базам  данных, оказание консультативных и  правовых услуг, особенно по проблемам  создания, управления, налогообложения  и т.д.


 

Во многом благодаря государственной поддержке  малого бизнеса в современных  рыночных условиях активно развивается  наиболее эффективный тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия  превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, исследовательским организация, государственным  лабораториям и целевым структурам. (6, c.473)

Между тем  именно малое предпринимательство  является сегодня важным фактором экономического роста и научно-технического прогресса, влияет на формирование «среднего класса», смягчает ситуацию на рынке труда, малым  предприятиям характерна гибкость и  ориентация на потребителя. 

Намерения государства в отношении среднего и малого предпринимательства реализуются  по двум «встречным» направлениям. Государство хочет использовать потенциал малого предпринимательства  для решения стратегических задач  социально-экономических преобразований в соответствии с основными национальными  интересами. Оно должно создать условия, обеспечивающие его устойчивый рост и повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

В свою очередь, предпринимательство также заинтересовано в поддержке государства, т.к., во-первых, возможности доступа субъектов  предпринимательства к ресурсам, необходимым для их функционирования и развития, объективно ограничены. Это в той или иной мере относится  ко всем группам факторов производства: материально-вещественным (недвижимость, земля, оборудование, технологии, в  отдельных случаях — сырье), финансовым (внешние инвестиции и кредитные  ресурсы), трудовым (особенно с точки  зрения квалификации и мобильности  кадров), информационным. Не имея достаточных  возможностей приобретать их на рынке  на равных условиях с другими субъектами, средние и малые предприятия заинтересованы в том, чтобы государство выполняло определенные функции «посредника» по доведению имеющихся ресурсов до этих предприятий через объекты инфраструктуры на приемлемых условиях (аренда помещений, передача технологий, лизинг оборудования, льготное кредитование и гарантии, привлечение частных инвестиций, подготовка кадров и т.п.). Во-вторых, государство представляет значительный интерес для субъектов малого предпринимательства как потенциальный покупатель их продукции и услуг в рамках реализации государственных программ, поставок для государственных нужд и других мер для стимулирования внутреннего спроса на продукцию малых предприятий. Наконец, от государства ожидают создания благоприятных правовых и политических условий развития деловой активности, стабилизации финансовой системы, либерализации налогового законодательства, определения общих правил поведения на рынке в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, защиты прав собственности и обеспечения безопасности этого вида деятельности. (13)

 

1.1.2 Становление государственной поддержки предпринимательства.

 

Точкой  отсчета развития государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства  принято считать 1989 г., когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий.

Малые предприятия  окончательно получили юридический  статус 8 августа 1990 г., когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Было разрешено официально малые предприятия создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства. Теперь, согласно действующему на тот момент законодательству к малым предприятиям относились предприятия всех форм собственности, установленных Законов РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», численность работников в которых не превышали:

  • в промышленности и строительстве – 200 человек;
  • в научных учреждениях – 100 человек;
  • в остальных отраслях производственной сферы – до 50 человек;
  • в отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР « О мерах  по поддержке и развитию малых  предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса позволял им получать некоторые льготы. В  частности местным органам самоуправления рекомендовалось:

  • представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;
  • разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 %

амортизационных отчислений основных фондов со сроком служб

свыше 3-х  лет;

  • проводить ускоренную амортизацию активной части

производственных  фондов и т. д.

В 1992 г. по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российская экономическая академия им. Г.Плеханова, ПО «Уралмаш», АвтоВАЗбанк, Тульский машиностроительный завод «Штамп», Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства, другие предприятия и организации. Российское агентство представляет собой независимую организацию, целью деятельности которой является оказание практической помощи в создании и успешном функционировании предприятий малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательской активности населения. Основная деятельность агентства заключается в консалтинговой поддержке малых и средних предприятий в России, содействии в установлении деловых связей с российскими и зарубежными партнерами. Агентство ведет большую работу по развитию информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживанию межрегионального и международного делового информационного обмена между предприятиями малого и среднего бизнеса. Эксперты Агентства также активно помогают малым предприятиям на территории России и за рубежом в решении экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.

Информация о работе Поддержка предпринимательства в Тульской области