Поддержка предпринимательства в Тульской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать проблемы в области государственной поддержки предпринимательства и выработать рекомендации по их устранению. Предмет исследования – государственная поддержка предпринимательства. Объектом исследования является предпринимательство Тульской области.

Работа состоит из  1 файл

Выпускная работа .docx

— 80.66 Кб (Скачать документ)

По объемы выданных кредитов малому и среднему бизнесу в I полугодии 2011 года лидирует «Сбербанк». Согласно полученным РБК.Рейтинг данным по разделу МиСБ (которые крупнейший российский банк дослал с некоторым опозданием) за первые шесть месяцев текущего года «Сбербанк» выдал кредитов на общую сумму 385.41 млрд руб., что на 78% больше чем за аналогичный период прошлого года. При этом если верить анкете: 100% всех выданных займов приходятся исключительно за счет собственные средства банка, то есть без привлечения целевых ресурсов «Российского банка развития». Второе место, не менее стабильно, занимает банк «Уралсиб» - 134.2 млрд руб., за год этот показатель вырос почти на 50%. По процентному соотношению, объем выданных кредитов МиСБ у банка «Возрождение» увеличился более существенно - на 103.71% до 73.7 млрд руб., что соответствует третьему месту. (12)

 

Таблица 2.

Рейтинг банков по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу(12)

Группа  банков

Объем кредитов, выданных малому и среднему предпринимательству, млрд. руб.

I пол. 2011г.

I пол. 2010г.

Изменения %

Сбербанк

385.4

216.4

78.09

Уралсиб

134.2

89.6

49.80

Возрождение

73.7

36.2

103.71

Промсвязьбанк

65.5

30.6

113.89

РосЕвроБанк

47.1

22.9

105.25

Центр-Инвест

27.9

20.4

37.41


 

 

 

 

 

Государственные программы  поддержки – гранты и субсидии

 

Государственные программы поддержки малого и  среднего предпринимательства - это  Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства, региональные, отраслевые и муниципальные  программы развития и поддержки  малого предпринимательства, разрабатываемые  соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На основе этих программ в РФ осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства. Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект Федеральной программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные программы разрабатываются в  порядке, установленном законодательством, и соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение государственных программ осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а также за счет других источников. , предусмотренных ч. 1 ст. 8 ФЗ-1995г.

Основным  направлением государственной программы  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства является предоставление грантов и субсидий. (13)

Гранты начинающим малым предприятиям на создание и развитие собственного бизнеса.

В целях  реализации комплекса мероприятий, предусмотренных антикризисным  пакетом мер по финансовой поддержке  субъектов малого и среднего предпринимательства  действует государственная программа  «Программа поддержки начинающих – гранты начинающим на создание собственного бизнеса». Гранты предоставляются начинающим малым и средним предприятиям на создание собственного дела, субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу. (13)

Программы финансируются из различных бюджетов: часть из федерального бюджета, часть  из областного и часть из городского. Каждый субъект федерации самостоятельно устанавливает и определяет объемы таких субсидий. Общепринятая сумма  составляет 300 000 рублей. Есть, конечно, некоторые субъекты РФ, где сумма  установлена выше, вплоть до 600 000 рублей. В 2011 году эту сумму несколько  уменьшили, теперь стандартная сумма  составляет 200 000 рублей.

Субсидии на возмещение затрат по оплате части процентов за пользование  кредитами российских кредитных  организаций.

Субсидия - это безвозмездное и  безвозвратное возмещение части  понесенных предпринимателем затрат. Иначе говоря, на каждый потраченный  предпринимателем рубль (на определенные виды расходов) государство возвращает определенную его часть. Если предприниматель  не понес расходов, он не может получить субсидию. Возвращать субсидию либо отчитываться о ее использовании не требуется. Субсидии предоставляются в целях компенсации части процентной ставки по кредитам, привлеченным не ранее 1 января 2008 г. на срок не более 3-х лет.

Аналогично  субъекты предпринимательства могут  получить субсидии по следующим направлениям деятельности:

- на возмещение затрат по оплате части лизинговых платежей;

- компенсация затрат, связанных с оплатой услуг по прохождению обязательной сертификации, необходимой в соответствии с законодательством РФ;

- возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам о технологическом присоединении к инженерным сетям и сооружениям;

- возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договору на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети;

- компенсация затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства. (13)

 

Налогообложение

 

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач  начиная с обеспечения благоприятных  условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении  товаров (работ, услуг), увеличением  доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства  товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов. Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

1) специальные  налоговые режимы, упрощенные правила  ведения налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий; 

2) упрощенная  система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий,  осуществляющих отдельные виды  деятельности;

3) упрощенный  порядок составления субъектами  малого и среднего предпринимательства  статистической отчетности;

4) льготный  порядок расчетов за приватизированное  субъектами малого и среднего  предпринимательства государственное и муниципальное имущество. (6, с.427)

Налогообложение малого и среднего бизнеса зависит  от того, какая система налогообложения  выбрана. Возможны четыре варианта:

- общая система налогообложения;

- упрощенная система налогообложения (УСН) (гл.26.2 НК РФ);

- режим уплаты ЕНВД (гл.26.3 НК РФ);

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (гл.26.1 НК РФ).

 Согласно  Налоговому Кодексу РФ налогообложение  малого и среднего бизнеса возможно двух видов: общий налоговый режим  и специальные налоговые режимы. В первом случае субъект малого бизнеса  уплачивает все федеральные, региональные и местные налоги, установленные  для его вида деятельности законодательством. Специальные налоговые режимы предусматривают  замену нескольких налогов (НДС, налог  на прибыль или НДФЛ, налог на имущество, ЕСН) уплатой единого  налога. Применение специального режима налогообложения бизнеса зависит  от вида деятельности предприятия, его  доходов и организационно-правовой формы предприятия.


 



 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Специальные налоговые  режимы. (7, с.215)

Одна  из льгот по налогу на прибыль предусмотрена  только для тех из них, которые  производят и одновременно перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, производят продовольственные товары, товары народного  потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные  средства и изделия медицинского назначения, а также строят объекты  жилищного, производственного, социального  и природоохранного назначения (включая  ремонтно-строительные работы). Льгота заключается в том, что эти  малые предприятия не уплачивают налог на прибыль в первые два  года работы, при условии, что выручка  от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки  от реализации ими продукции. В третий и четвертый год работы они  уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных  видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции.

Другая  льгота заключается в том, что  при определении налогооблагаемой прибыли малого предприятия из нее  исключается та прибыль, которая  направлена на строительство, реконструкцию  и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и  технологии.

Малые предприятия  могут иметь льготы при осуществлении  некоторых видов деятельности, например, финансирование капитальных вложений, благотворительные взносы. Малые  предприятия могут иметь также  льготы по налогу на прибыль в общем  порядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на 50%.  (7, с.218)

Малые предприятия  могут иметь льготы по НДС, если они  выпускают товары, освобожденные  от него. Кроме того, они освобождаются  от НДС по лизинговым сделкам в  полном объеме.

Малые предприятия  могут быть в числе тех, которые  освобождены от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда.  (7, с.219)

 

1.2.2. Имущественная  поддержка

 

Имущественная поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства является важным фактором и условием их дальнейшего  развития; осуществляется в соответствии со ст. 7 ФЗ-1995г., а на региональном уровне - в соответствии с законодательными актами, принимаемыми органами власти субъектов РФ.

Имущественная поддержка малого бизнеса предусматривает:

- организацию учета федерального имущества, которое может быть передано малым предприятиям;

- создание целевых фондов регионального и муниципального имущества, в первую очередь нежилых помещений, которое может быть продано или сдано в аренду малым предприятиям на льготных условиях;

- установление правил передачи малым предприятиям принадлежащих государству производственных площадей и технологического оборудования с определенными льготами на условиях выкупа, долгосрочной аренды или лизинга;

- предоставление рассрочки платежей при передаче малым предприятиям государственного имущества;

- определение единого органа, унифицированного перечня документов и предельных сроков для оформления сделок с имуществом: купли-продажи, аренды и т. д.;

- установление порядка, при котором средства, израсходованные малыми предприятиями на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, могут засчитываться в счет арендной платы.

На федеральном  уровне в качестве одной из первоочередных задач в организации имущественной  поддержки предусматривается разработка параметров - условий, правил предоставления субъектам малого бизнеса на конкурсной основе государственного имущества: путем его продаж, сдачи в аренду или безвозмездного пользования. Министерством по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства, ныне упраздненным, совместно с другими заинтересованными министерствами была разработана программа, успешно функционирующая до настоящего времени, продажи и сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры. Программа предусматривает предоставление производственным предприятиям не используемых либо не эффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности. Минэкономразвития РФ разработало критерии, определяющие эффективное использование федерального имущества, предоставляемого субъектам малого бизнеса:

- увеличение числа рабочих мест;

- сокращение числа безработных;

- увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней;

- развитие приоритетных видов предпринимательской деятельности, особенно в производственной сфере.  (13)

В решении  проблемы улучшения имущественной  поддержки малого предпринимательства  важнейшая роль принадлежит субъектам  РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность  в предоставлении малым предприятиям государственного и муниципального имущества на различных условиях. В субъектах РФ функционируют  и активно работают многие лизинговые компании, занимающиеся предоставлением  по договорам малым предприятиям оборудования в лизинг. Только на основе лизинга может быть решена проблема нехватки высокотехнологичного оборудования, активной части основных средств  у малых предприятий, которые  не имеют необходимого первоначального  капитала при создании собственного дела, и достаточных средств в процессе его функционирования. Малые предприятия, не прибегая к привлечению дорогостоящих кредитов, могут использовать новое прогрессивное оборудование и технологии на относительно льготных условиях, заключая договоры лизинга с местными лизинговыми компаниями.  (4, с. 458)

Информация о работе Поддержка предпринимательства в Тульской области