Поддержка предпринимательства в Тульской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать проблемы в области государственной поддержки предпринимательства и выработать рекомендации по их устранению. Предмет исследования – государственная поддержка предпринимательства. Объектом исследования является предпринимательство Тульской области.

Работа состоит из  1 файл

Выпускная работа .docx

— 80.66 Кб (Скачать документ)

Далее после  образования Российской Федерации  были приняты следующие важные постановления  Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса  в России:

- Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;

- Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

Указом  Президента РФ от 6 июня 1995 г. № 563 в стране создается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, который занимался разработкой и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.

Начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.  Программа предусматривала, что в компетенции Российской Федерации находится определение общих принципов и приоритетных направлений государственной поддержки, разработка и реализация федеральных программ, установление льгот по федеральным налогам и т.д. За счет федерального бюджета и других фондов федеральные программы финансируются не менее чем на 50%. Субъекты РФ осуществляют поддержку малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Указом  Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной  поддержки малого предпринимательства  в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:

  • ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее

200 млн.  долларов США) иностранным банкам  и другим кредитным

организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;

  • ежегодное выделение из федерального бюджета государственного

льготного инвестиционного кредита (на сумму  не менее 500 млрд.

рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;

  • ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения

РФ средств(не менее 40%) на создание новых рабочих  мест в сфере

малого  предпринимательства;

  • и ряд других первоочередных мер.

До 1 января 2008 года государственная поддержка  малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным  законом РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Статья 2 Закона предусматривала установление порядка создания и деятельности федеральных органов в области  государственной поддержки малого бизнеса, разработку и реализацию федеральных  программ развития и поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные программы должны финансироваться  не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств внебюджетных фондов РФ.

Согласно  статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия РФ, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых  средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих  предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности

 –  50 человек. 

Государственная поддержка малого предпринимательства  согласно статье 6 Закона осуществлялась по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого

предпринимательства;

  • создание льготных условий использования государственных

финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а

также научно-технических  разработок и технологий;

  • установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования

деятельности, сертификации продукции, представления  статистической

и бухгалтерской  отчетности;

  • поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие

торговых, научно-технических, производственных, информационных

связей  с зарубежными государствами;

  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации

кадров  для малых предприятий.

Для решения  этих и других вопросов федеральные  органы исполнительной власти проводят следующие мероприятия:

  • разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;
  • проводят анализ состояния малого предпринимательства и

эффективности мер государственной поддержки;

  • организуют разработку и реализацию Федеральной программы;
  • подготавливают предложения об установлении льгот;
  • оказывают содействие субъектам Российской Федерации;
  • координируют деятельность федеральных органов для осуществления

поддержки малому предпринимательству.

Статья 8 Закона в целях конкретной поддержки  субъектов малого предпринимательства  предусматривает создание фондов поддержки  малого предпринимательства для  реализации Федеральных программ и  механизма осуществления данного  Закона. Закон предусматривал следующие направления деятельности указанных фондов:

  • содействие в формировании рыночных отношений на основе

государственных средств;

  • привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов;
  • предоставление гарантий по целевым иностранным кредитам,

предоставляемых РФ на поддержку малого предпринимательства, а

также по инвестиционным кредитам, предоставляемым  кредитными

организациями РФ субъектам малого предпринимательства  на

коммерческой  основе для реализации конкретных программ и проектов

в области  малого предпринимательства и другое.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ Постановлением Правительства  РФ от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном  фонде поддержки малого предпринимательства» на базе Фонда поддержки предпринимательства  и развития конкуренции при Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических структур создается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Статус некоммерческой организации в правовой форме государственного учреждения, созданного Правительством Российской Федерации, и одновременно внебюджетного фонда означает, что, с одной стороны, Фонд является финансовым институтом, аккумулирующим бюджетные и внебюджетные ресурсы, направляемые на развитие и поддержку малого бизнеса, а с другой, - уполномоченной Правительством РФ организацией по осуществлению от имени Российской Федерации гражданско-правовых отношений с субъектами малого бизнеса.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  был ликвидирован Постановлением Правительства  РФ от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства».

В период 1994 – 2001 гг. Постановлением Правительства  РФ были утверждены четыре программы  государственной поддержки малого предпринимательства. Основной целью этих программ, являлось обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. В период 2002 – 2004 гг. программы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 годы проект новой Программы Правительство РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 годов была пролонгирована на 2002 год. Тоже самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 годы.

Тем не менее, в отличие от федерального уровня, в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях и  прежде, и в настоящее время  разрабатывались, утверждались и действовали  программы поддержки малого предпринимательства. Однако проведенные исследования эффективности программ поддержки малого предпринимательства показали, что эти программы в послекризисный период в большинстве своем реализовались слабо в связи с их четкой ориентацией на Федеральную программу, которая в эти годы либо не финансировалась, либо финансировалась в минимальных объемах. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2005 году только 59 субъектов Российской Федерации приняли программы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

В связи  с этим стоит признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на тот период 1994-2005 годы остались по большей части декларациями. Так уж получилось, что значительная часть важных положений была прописана  в законе в виде отсылочных норм, обращенных к другим законам и  подзаконным актам. В результате они оказались практически дезавуированными. В частности:

  • упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации

продукции в полной мере не установлен, да и  имеющиеся нормы не

действуют;

  • порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности

Правительством  РФ не утвержден;

  • порядок предоставления кредитных льгот не определен;
  • ежегодные проекты федеральных программ государственной

поддержки малого предпринимательства  Правительством РФ не

разрабатываются и на рассмотрение Федеральное Собрание не

вносятся.

Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 г. утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ. ФЗ-209 определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства. (8, с. 136)

 

1.1.3. Формы государственной  поддержки предпринимательства.

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ финансовое обеспечение программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе иностранных) и других законных источников. Объем обязательных ежегодно выделяемых средств по представлению правительства России указан в расходной части федерального бюджета отдельной строкой. Аналогично указываются средства бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Для аккумулирования финансовых средств, направляемых на поддержку малого бизнеса, создаются федеральные, государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Все эти фонды – некоммерческие организации, уставными целями которых является финансирование программ, проектов и мероприятий по становлению и развитию малого бизнеса. (3, ст.1) Федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:

  • «субъекты малого и среднего предпринимательства»;
  • «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего

 предпринимательства»;

  • «программы развития субъектов малого и среднего

предпринимательства»;

  • а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего

предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов  малого

Информация о работе Поддержка предпринимательства в Тульской области