Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 20:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Франчайзинг в целом является
формой организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает
независимому другому лицу (франчайзи) за вознаграждение право на
производство продукции, торговлю товарами и предоставление услуг под
торговой маркой франчайзера по заранее определенным законам и правилам
ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер, на срок и на условиях,
определенных договором франчайзинга . Франчайзинг, исторически
сложившийся как метод распределения товаров и услуг в США прочно
закрепился в международных отношениях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Франчайзинг в целом является
формой организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает
независимому другому лицу (франчайзи) за вознаграждение право на
производство продукции, торговлю товарами и предоставление услуг под
торговой маркой франчайзера по заранее определенным законам и правилам
ведения бизнеса,
которые устанавливает
определенных договором франчайзинга1. Франчайзинг, исторически
сложившийся как метод распределения товаров и услуг в США прочно
закрепился в международных отношениях. Всемирный франчайзинговый
форум в Вашингтоне (15th Annual International Franchise Expo, 2008, June 2-4,
Washington, DC) показал
успешность развития
отраслевых видах бизнеса в развитых и развивающихся странах мира2.
Многие международные
организации и
изучают, обсуждают и публикуют отчеты или сообщения о франчайзинге –
Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА),
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная
организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная
организация труда (МОТ) и др. Так, Агентство международного развития
США издает отчеты и организует конференции по развитию франчайзинга в
Восточной Европе, Индии, Филиппинах и Южной Африке. Правительства
Чехии, Аргентины, Индонезии и Польши проявили интерес к использованию
франчайзинга как средства для развития частного сектора экономики. Все
перечисленные международные организации и правительственные агентства
изучают экономическую ценность франчайзинга, его уникальный вклад в
развитие малого бизнеса, его многосторонность и связанные с ним новые
юридические проблемы.
Франчайзинг функционирует во всем мире и является одним из главных
способов расширения международного бизнеса. Около 30% рынка
франчайзинговых технологий занимают крупные зарубежные компании3.
Несмотря на широкую распространенность франчайзинга во всем мире,
унифицированное международно-правовое регулирование отношений по
международному франчайзингу по-прежнему отсутствует. Международное
регулирование
франчайзинговых отношений
Всемирной организации интеллектуальной собственности, этическим и
моральным кодексами, разработанными Международной ассоциацией
франчайзинга. УНИДРУА разработаны Руководство к договорам
международного мастер-франчайзинга (Guide to International Master Franchise
Arrangements, 1998) и Модельный закон о раскрытии информации по
договору франчайзинга (The Model Franchise Disclosure Law, 2002.). ВОИС
подготовлено Руководство ВОИС по франчайзингу (The WIPO Guide on
Franchising, 1994). Международная торговая палата (МТП) разработала
Типовой контракт международного франчайзинга (The ICC Model
International Franchising Contract, 2000, публикация МТП № 557), входящий
во «вненациональную» систему правовых норм lex mercatoria. Правовое
регулирование франчайзинга, которое отразилось в законодательстве
Европейского
Союза и отдельных стран
который накоплен по этому вопросу, несомненно, представляют интерес для
российских правоведов.
Конструкция договора франчайзинга действует в рамках российского
договорного права,
где франчайзинг
концессией. Однако самый поверхностный анализ позволяет утверждать, что
понятие «коммерческая концессия» значительно уже понятия
«франчайзинг». Неясности в содержании конструкции договора
франчайзинга, его юридической природы, недостатки в правовом
регулировании ставят серьезные барьеры на пути развития франчайзинга в
России, препятствует свободному заключению российскими компаниями
договоров франчайзинга с зарубежными партнерами.
Франчайзинг в России приходится базировать на комплексном договоре,
опирающемся на ряд статей Гражданского кодекса РФ и законодательных
актов, т.е. на «обходных» правовых схемах. Все это затрудняет
использование франчайзинга в отечественной экономике. Повышение
эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения
изменений в законодательство. Эти изменения должны быть нацелены на:
• создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем
с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров;
• обеспечение удобства применения законодательных актов для
участников франчайзинговой системы;
• создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов.
Такие изменения должны приблизить как законодательство, так и
терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для
создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала. В
результате у предпринимателей будет необходимый и достаточный
нормативный материал для заключения договоров.
Цели и задачи исследования.
В своем исследовании автор ставит следующие цели:
1. Провести комплексный
правовой анализ специфики
свойственных франчайзингу, анализ правового регулирования конструкции
франчайзинга в странах, где он получил наибольшее распространение
(США, страны Европейского Союза), анализ его аналога в России – договора
коммерческой концессии.
2. Разработать на этой основе теоретические положения и
предложения по
совершенствованию
3. Провести анализ
существующего международно-
регулирования договора франчайзинга с целью разработать
унифицированное определение международного договора франчайзинга.
Чтобы достичь поставленных целей, раскрывается сущность
франчайзинговых отношений и правовой метод регулирования франчайзинга
за рубежом. На основе изучения общей юридической природы
франчайзинговых
отношений анализируются
франчайзинге в России с тем, чтобы разъяснить их недостатки и внести
предложения по
совершенствованию и
регулирования франчайзинга в России в соответствии с мировой практикой.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются правовая конструкция
франчайзинговых отношений, ее особенности и виды, а также методы
правого регулирования франчайзинга в Соединенных Штатах Америки,
Европейском Союзе и его отечественного аналога – договора коммерческой
концессии. Исследуются общая правовая характеристика франчайзинга и
возникающие на его основе отношения, прослеживаются основные этапы
становления франчайзинга, состояние и тенденции развития его правового
регулирования за рубежом. Объектом исследования также являются практика
заключения договора франчайзинга, правовой статус сторон, форма,
существенные условия, обязанности сторон по договору, понятие договора
коммерческой концессии по российскому праву и его соотношение с
«классическим» договором франчайзинга.
Предметом исследования являются понятие и источники правового
регулирование франчайзинга за рубежом и в России, характеристика
нормативных актов о франчайзинге, представляющих собой американское,
европейское и российское законодательство, судебная практика в области
франчайзинга, взаимоотношения между франчайзером и франчайзи при
осуществлении франчайзинговой деятельности и ее правовое регулирование
в отдельных странах мира.
Методологическая основа исследования. При подготовке данной
работы использовались общенаучные методы системного анализа, анализа и
обобщения научных, нормативных и практических материалов,
исторический, логический подходы. Центральное место в исследовании
предмета заняли
специальные юридические
юридического анализа и метод компаративного (сравнительного)
правоведения.
Теоретическая основа исследования.
В процессе диссертационного исследования использовалась
совокупность теоретических и практических приемов и принципов познания
изучаемой области права, составляющих единый комплекс
исследовательских приемов.
Общеметодологическую основу исследования составляют общие
методы познания: методы системного и комплексного исследования,
дедукции и индукции, анализа и синтеза, метод исторического исследования;
специальные методы,
применяемые в области
толкования права и сравнительного анализа, аналогии права и аналогии
закона.
Теоретическая и практическая результативность исследования
достигалась путем
использования сравнительно-
толкования правовых норм и метод комплексного анализа законодательства.
При проведении исследования изучались теоретические и практические
аспекты исследуемой проблемы, был привлечен широкий круг источников –
законодательные и нормативные акты, научные труды, статьи ведущих
отечественных и зарубежных специалистов в области франчайзинга,
судебная и договорная практика. Результаты научного анализа могут быть
использованы коммерческими организациями и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на основе
договора франчайзинга.
Следует отметить, что литературные и научные источники,
затрагивающие основные аспекты франчайзинга, опосредованного в России
договором коммерческой концессии, – это в основном работы отечественных