Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 20:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Франчайзинг в целом является
формой организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает
независимому другому лицу (франчайзи) за вознаграждение право на
производство продукции, торговлю товарами и предоставление услуг под
торговой маркой франчайзера по заранее определенным законам и правилам
ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер, на срок и на условиях,
определенных договором франчайзинга . Франчайзинг, исторически
сложившийся как метод распределения товаров и услуг в США прочно
закрепился в международных отношениях.
• отмену обязательной регистрации договора и всех изменений к нему
соответственно.
Такие изменения должны приблизить как законодательство, так и
терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для
создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала. В
результате у предпринимателей будет необходимый и достаточный
нормативный материал
для заключения договоров.
Практическая значимость и апробация результатов исследования.
В процессе диссертационного исследования использовалась
совокупность теоретических и практических приемов и принципов познания
изучаемой области права, составляющих единый комплекс
исследовательских приемов. Общеметодологическую основу исследования
составляют общие методы познания: методы системного и комплексного
исследования, дедукции и индукции, анализа и синтеза, метод исторического
исследования; специальные методы, применяемые в области правоведения:
методы толкования права и сравнительного анализа, аналогии права и
аналогии закона. Теоретическая и практическая результативность
исследования
достигалась путем
метода толкования правовых норм и метод комплексного анализа
законодательства. При проведении исследования изучались теоретические и практические
аспекты исследуемой проблемы, был привлечен широкий круг источников –
законодательные и иные нормативные акты, научные труды, статьи ведущих
отечественных и зарубежных специалистов в области франчайзинга,
судебная и договорная практика. Результаты научного анализа могут быть
использованы коммерческими организациями и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на основе
договора франчайзинга.
Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре международного
частного права
Национального
школа экономики». Некоторые важные положения и выводы отражены в
публикациях автора по теме диссертации в общенациональном правовом
журнале «Человек и Закон», в федеральном ежемесячном журнале «Юрист»,
в научно-практическом и информационном издании «Внешнеторговое
право», а также использованы в практической деятельности при проведении
консультаций и подготовке договоров франчайзинга. Материалы
диссертационного исследования использовались при проведении
семинарских и практических занятий по курсу международного частного
права со студентами
Национального
«Высшая школа экономики».
Структура работы определяется ее предметом, целями и задачами
исследования. Исследование состоит из трех глав, десяти параграфов,
введения, заключения и библиографии.15
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, указана
степень разработанности темы, определены цели, задачи, предмет, объект,
методология исследования и его теоретическая основа, раскрыта научная
новизна исследования и сформулированы положения, выносимые на защиту,
показаны теоретическая и практическая значимость результатов
исследования.
Глава 1 «Правовая природа института франчайзинга» раскрывает
правовую природу института франчайзинга, его историю и современное
развитие, раскрывает понятие франчайзинга как комплексного смешенного
договора, в том числе с точки зрения ст. 421 Гражданского кодекса РФ, в
пример приводятся определения франчайзинга, данные международными
ассоциациями франчайзинга, отдельными правоведами, и закрепленные в
законодательстве отдельных государств. Также приведен анализ видов
франчайзинговых отношений и их классификация и сформулированы
типовые условия договора международного франчайзинга (форма, предмет,
права и обязанности сторон, применимое право).
§ 1.1. «История и современное развитие франчайзинга» посвящен
вопросам происхождения франчайзинга. Автор указывает, что именно в
США возникла современная концепция франчайзинга. Принято считать, что
первым франшизодателем является американская фабрика «Зингер» (Singer
Sewing Machine Company, основана в 1851 г.). Именно фирма изобретателя
Исаака Зингера с 1853 г. стала взимать плату с розничных торговцев
(франшизополучателей)
зингеровских изделий за
(пользователям франшизы) право продавать продукцию правообладателя
(швейные машинки)
и обслуживать конечных
всей территории США. Как справедливо указывают Сосна С.А., Васильева
Е.Н., «эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями
франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию покупателей»4.
В 2000 г. Международная ассоциация франчайзинга (IFA) признала за
Мартой Матильдой Харпер титул «первого франчайзера», присужденный ей
за создание методики Харпер при построении сетевого франчайзинга.
Специалист по уходу за волосами Марта Матильда Харпер вместо того,
чтобы продавать шампуни и лаки собственного изобретения, решила
торговать лицензиями на открытие парикмахерских, носящих ее имя и
сделанных по единому образцу. М. Харпер создала компанию в 1888 г., а в
1891 г. уже построила целую франчайзинговую сеть, насчитывающую более
500 салонов и
включающую школы по
Автор отмечает, что принципиальное различие моделей Харпер и Зингера
– это особый подход Харпер к созданию системы поддержки франчайзи.
Франчайзинговая система Харпер в отличие от Зингера включала довольно
много элементов, которые перешли в современный франчайзинг, в частности,
специальные обучающие курсы, рекламу, коллективное страхование.
Автором также рассмотрены истории рождения таких крупнейших
франчайзинговых сетей как Соса-Соla и PepsiCo. Автор указывает, что во
многом развитию данных отношений в США способствовало адекватное
правовое регулирование. В 1946 г. был принят Закон о товарных знаках,
известный как «Закон Лэнхама»
Он предусматривал правовую охрану .
товарных знаков, которая на сегодняшний день является неотъемлемым и
весьма важным
элементом правового
создавало у предпринимателей уверенность в правовой защите товарного
знака, и тем самым способствовало увеличению участников
франчайзинговой деятельности.
В § 1.2. «Понятие, терминология и юридическая природа
франчайзинга» автор исследует франчайзинг как правовую категорию.
Анализируется его понятие и сущность.
Отмечается, что сформулировать единое определение франчайзинга
достаточно сложно. Одни исследователи дают определение самого
франчайзинга, другие раскрывают отношения по франчайзингу через
определение договора, которым такого рода отношения опосредуются.
Сказанное применимо и к отдельным государствам (например, США,
Молдова, Румыния), чье законодательство содержит определение
франчайзинга как отдельного института или через определение франшизы,
представляющую собой полную бизнес-систему, которую франчайзер
продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит
франчайзинговый пакет, обычно включающий пособия по ведению работ и
другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Автор отмечает, что купить франшизу – означает заключить договор
франчайзинга с франчайзером об открытии предприятия-франчайзи по
технологии франчайзера, используя бренд франчайзера и его маркетинговые
наработки. При этом, когда мы говорим (и так говорит практически весь
мир) о «продаже франшизы», мы имеем в виду продажу права на вступление
в проверенную систему-франчайзинг. Автор приводит определения
франчайзинга, данные международными ассоциациями франчайзинга и
делает вывод, что можно выделить следующие характерные черты
франчайзинга – это особый вид длящихся деловых отношений между двумя
заинтересованными сторонами-субъектами хозяйствования, при которых
правообладатель предоставляет пользователю за вознаграждение на
определенное время для использования на оговоренной территории свои
средства индивидуализации, передает охраняемую коммерческую
информацию, оказывает постоянное содействие в организации бизнеса
пользователя
в целях осуществления
деятельности по продаже товаров или оказанию услуг правообладателя от
своего имени.
В исследовании отмечается, что общепризнанно, что договор
коммерческой концессии является российским аналогом договора
франчайзинга, существующего в практике зарубежных стран. Автор
соглашается с Райниковом А., что понятие «коммерческая концессия» при
подготовке Гражданского кодекса РФ использовалось как наиболее близкое
по смыслу английскому термину «франчайзинг», однако оно не в полной
мере раскрывает его суть. Наш законодатель терминологически
отождествляет
франчайзинг с договором
В работе автор обращает свое внимание, что в законодательстве
некоторых государств
понятия «франчайзинг» и «
не тождественны. В ряде европейских стран (Франция, Бельгия, Швейцария)
используется термин «коммерческая концессия», но употребляется он в
качестве «эксклюзивного» договора, т.е. соглашения, в силу которого
передается право на исключительное распространение товаров третьим